Способы и классификация толкования права.

Толкование права — это интеллектуально-волевая деятельность субъектов права по уяснению и разъяснению смысла норм права, выражающаяся в особом юридическом акте.

Объектом толкования являются нормативные правовые акты и их совокупность. Предметом толкования выступает воля законодателя, выраженная в законе или ином нормативном правовом акте.

Необходимость толкования права обусловлена тем, что:

§ норма права, имея общий характер, применяется к конкретным жизненным ситуациям;

§ правовые нормы содержат много специальных юридических терминов, научных категорий и понятий;

§ в акте неквалифицированно использованы приемы законодательной техники, отсутствуют четкие, лингвистически однозначные формулировки норм, что ведет к неясностям правового смысла, а иногда двусмысленности;

§ налицо несогласованность смысла, который законодатель вложил в норму права, с тем смыслом, который вытекает из текстуального выражения нормы права.

Толкование права имеет универсальное значение, так как осуществляется во всех видах правовой деятельности. Оно обеспечивает правильное, единообразное понимание и применение права на всей территории страны. Толкование выступает в качестве активного средства правового воспитания, действенного рычага повышения правовой культуры граждан и должностных лиц.

В теории права выделяют следующие основные способы толкования:

§ филологический;

§ систематический;

§ логический;

§ исторический.

§ Специально-юридический

Филологический способ толкования иногда называют грамматическим. Он включает в себя морфологическое (основанное на внутренней структуре слова) и синтаксическое (основанное на правилах сочетания слов в предложении) толкование. Особое внимание при данном способе толкования уделяется употреблению соединительных и разделительных союзов, а также различным формам глаголов и причастий. Хорошо известно, что от того, где будет стоять запятая в предложении «казнить нельзя помиловать», зависит его смысл.

Систематический способ толкования основан на структурированности правовых текстов. Смысл статьи правового акта иногда может быть раскрыт только после обращения к другим статьям, в которых содержатся, например, искомые определения юридических терминов. Ссылочные и бланкетные статьи также не могут быть поняты без обращения к тем статьям, на которые они ссылаются. Систематический способ толкования используется при сравнении общих и специальных норм. В юриспруденции действует правило, в соответствии с которым специальные нормы ограничивают сферу действия общей нормы.

Логический способ толкования - использование логических приемов для уяснения смысла правовой нормы. Обычно используются такие приемы, как логическое преобразование, анализ и синтез, умозаключение степени, выводы по аналогии, выводы от противного, доведение до абсурда, исключение третьего и др.

Исторический способ толкования помогает установить смысл правовой нормы, исходя из условий ее возникновения. При этом интерпретатор опирается на знания о конкретно-исторических условиях, причинах и поводах, вызывавших принятие толкуемого акта, для того, чтобы уточнить его смысл. Наибольшее значение имеют обстоятельства, относящиеся к правотворческому процессу: проекты нормативных правовых актов, пояснительные записки к ним, стенограммы обсуждения их в законодательных органах, статьи в печати.

Специально-юридическое толкование основывается на профессиональных знаниях юридической науки и законодательной техники. Такое толкование предусматривает исследование технико-юридических средств и приемов выражения воли законодателя. Оно раскрывает содержание юридических терминов, конструкций и т.д. Это обусловлен но тем, что в области законодательной стилистики существует свой язык законов как особый стиль речи и в связи с этим имеются термины и конструкции, специфичные для законотворчества. Поэтому, чтобы правильно осуществить правовую квалификацию обстоятельств дела, дать им юридическую оценку, необходимо раскрыть своеобразие языка законов, т.е. уяснить смысл непосредственно юридических понятий, категорий, конструкций и т.д.

В то же время существует толкование аутентическое, даваемое законодательною властью.

Содержание правовой культуры и правосознания.

Правомерное поведение определяется уровнем правосознания, которое означает отношение лица к действующему праву и вновь принимаемым правовым актам. Оно тесно связано с уровнем нравственного сознания. Взгляды, представления о праве передаются из поколения в поколение, воспитываются в процессе обучения, в семье. Правосознание, находит свое воплощение в поведении субъектов. Правовая культура тесно связана и постоянно взаимодействует с правовым сознанием, которое представляет собой оценку и представления, существующие в обществе и выражающие критику действующего права, формирующие определенные надежды и пожелания к правовой сфере. Правовая культура выступает необходимой и естественной средой формирования, развития и практической реализации правосознания. Являясь неотъемлемым элементом правовой культуры, правосознание отражает ее, объективируясь в других составляющих правовой культуры.

Правовая культура основана на свойстве человека «нормировать» свои отношения с окружающим миром и людьми. В узком смысле — это система нормативных отношений между людьми или их организациями, сформированная в процессе социального взаимодействия, регулируемая фиксированными нормами, обязательными для исполнения и охраняемыми государством. В широком смысле — это совокупность правовых знаний, убеждений и установок личности, реализуемых в процессе труда, общения, поведения, а также отношение к материальным и духовным ценностям общества.

Как юридическая категория «правовая культура» имеет сложную природу и вопрос об определении данного понятия до сих пор остается открытым. Правовая культура рассматривается в научной литературе как часть общей культуры в самом ее изначальном, общечеловеческом смысле. Современная правовая культура основывается на принципах равенства, свободы и справедливости. Так возникают требования измерять всех людей одной социальной меркой, сбалансированно сочетать их права и обязанности. При этом исключаются самоуправство и своеволие, хотя каждый человек имеет правосвободно выражать свою волю и проводить свою линию поведения. Это возможно только при соотнесении своей свободы с признанием свободы других людей.

Правовая культура реализует целый ряд функций:

· регулятивная функция проявляет себя в создании норм, принципов, правовых образцов и моделей поведения, которые придают общественным отношениям упорядоченный характер;

· охранительная функция призвана обеспечивать различными правовыми средствами безопасность общества и личности, правопорядок, законность и конституционность;

· прогностическая функция включает анализ эффективности и качества, закономерностей и тенденций развития государственно-правовых явлений, а также определение наиболее действенных механизмов реализации правовых задач и достижения правовых целей;

· правопреобразующая функция выражается, преимущественно, в различных формах реализации правовой политики, направлена на проведение реформ, достижение социального и правового прогресса;

Воспитательная функция. Следует особо выделить в данной системе функцию правового воспитания как процесса целенаправленного, осуществляемого государственными и негосударственными органами, учреждениями, организациями и отдельными гражданами по формированию правового созна­ния. В состав правовоспитательной деятельности входят не только правовое обучение, но и правовое просвещение, правовая пропаганда, юридическая практика, самообразование и самовоспитание. Заклю­чается данная функция в формировании у людей зрелых юридических представлений, убежденности в необходимости и значимости социально активного поведения в сфере права, нетерпимости к нарушению и злоупотреблению правом.

В правовой культуре можно выделить четыре основных уровня (состояния):

§ идеологический (правовые идеи);

§ нормативный (правовые нормы);

§ поведенческий (правовые поступки);

§ объективированный (правовые учреждения, закрепляющие результаты правовой деятельности).

С этих позиций правовая культура общества предстает как разновидность общественной культуры, отражающая определенный уровень правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики и охватывающая все ценности, которые созданы людьми в области права.

30. Правовой нигилизм и правовой идеализм: формы проявления и способы их преодоления.

Правовой нигилизм по своему содержанию выражается в отрицательном отношении к праву.
Правовой или юридический нигилизм представляет собой непризнание права как социальной необходимости. Он выражается в следующих формах:

1) сознательное и прямое нарушение законов, а также подзаконных актов (преступление);

2) массовое неисполнение и нарушение правовых норм;

3) распространение в обществе антиправовой психологии, настроений, а именно: появление норм, которые оправдывают антиправовое поведение человека; прямая пропаганда жестокости и насилия;

4) так называемая «война законов»: создание системы правовых актов, которая является параллельной по отношению к системе законодательства; противостояние между законодательством федерального центра и законодательством субъектов; разработка и издание органами государственного управления различных ветвей власти нормативных актов, которые являются по содержанию взаимоисключающими;

5) массовые нарушения прав и свобод человека и гражданина;

6) понижение авторитета судебных и правоохранительных органов.

Правовой идеализм- это переоценка права и его возможностей.

Основными формами проявления правового идеа­лизмаявляются:

1) нереалистичное отношение к праву со стороны ученых-правоведов, восприятие права как абстракции, оторван­ной от жизни;

2) слепая вера граждан в законы, которые спо­собны быстро изменить жизнь;

3) буквальное восприятие права как средства регулирова­ния общественных отношений, игнорирование того факта, что в реальной действительности общественные отноше­ния регулируются не только правом;

4)идеалистическое отношение к праву со стороны зако­нодателей (например, неучет законодателями обстоятельств реальной действительности при разработке и принятии нормативно-правовых актов, непо­нимание связи между содержанием нормативно-правового акта и интересами народа);

5) неадекватное понимание должностными лицами и го­сударственными органами возможностей закона (их силь­ное преувеличение), а также пределов правового воздей­ствия (не все общественные отношения можно отрегули­ровать правом, не все сферы жизни находятся "в поле зрения" правовых норм, например: личные, семейные, отно­шения в детском коллективе и т. д.);

6) увлечение формальной стороной права (например, при рассмотрении многих судебных дел).

Наши рекомендации