Проблемы реформирования государственного аппарата и государственной службы в Республике Казахстан.

Проблемы государственного управления и государственной службы не теряют своей актуальности для казахстанской общественности на протяжении всех лет суверенного развития. Причина довольно очевидна и на первый взгляд проста. Построение независимого государства в первую очередь основано на определении принципов государственного управления, формировании управленческой структуры, поиске наиболее оптимальных и эффективных методов работы государственно-административного аппарата. Стратегия развития Казахстана до 2030 г. определяет в качестве одного из ключевых приоритетов строительство профессионального государства, ограниченного до основных функций. Все этапы реформирования государственного управления и государственной службы направлены на достижение данной стратегической цели. В ежегодных Посланиях Президента РК народу Казахстана последовательно ставятся задачи по дальнейшему реформированию и улучшению системы государственного управления, определяются приоритеты, конкретизируются направления. В Послании «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации» отмечается: «Ключ к реформе исполнительной власти — реализация комплекса мер по совершенствованию государственной службы.

Необходимо:

- совершенствование административных услуг государства;

- снижение бюрократизации управления;

- оптимизация профессионального уровня государственного аппарата»

Приоритетными принципами административной реформы, которая стала новым этапом в формировании эффективного государственного управления, стали:

1) качественное совершенствование процессов и процедур государственного управления, а также предоставления государственных услуг;

2) повышение профессионализма, эффективности деятельности и координации государственного аппарата.

Административная реформа на современном этапе опирается на ряд факторов, которые в свою очередь влияют на ожидаемые результаты. Выделим две группы факторов.

К факторам, усиливающим потенциал административной реформы, можно отнести:

- политическая воля главы государства;

- внутренний потенциал общества (формирование среднего класса, накопление капитала, структурирование финансового сектора,наличие класса собственников и т. п.);

- финансовые ресурсы;

- административные ресурсы (исполнительная вертикаль власти);

- кадровый состав (профессиональные государственные менеджеры,административные управляющие).

Факторы, которые могут тормозить процесс реформирования, на наш взгляд, могут заключаться в следующем:

- бюрократизация управленческого аппарата;

- коррупция;

- низкий уровень профессионализма менеджеров и служащих.

По мнению государственных служащих, уровень заработной платы не соответствует возложенным на них обязанностям. В качестве причины коррупционных правонарушений также рассматривается вопрос низкой оплаты труда государственных служащих.

Исследования в области влияния заработной платы на коррупционное поведение государственных чиновников (теоретические и экспериментальные) подтверждают высказываемое экспертами по борьбе с коррупцией мнение, что увеличение зарплаты может и не оказать существенного влияния на сокращение коррупции, хотя низкие зарплаты, как правило, сопровождаются значительной коррупционной активностью. В частности, относительное понижение зарплаты в государственном секторе может значительно увеличить коррупцию. Только сочетание увеличения зарплаты (или относительного увеличения зарплаты) с комплексом других мер, включая репрессии за коррупционную активность, изменение понятия справедливой и несправедливой зарплаты в глазах общества, введение систем социальных гарантий, как дополнения к зарплате и другие, может сыграть существенную роль в сокращении коррупции. Нельзя не согласиться с данными положениями, поскольку управление мотивацией, корректное определение целей и задач государственных органов и организаций, их соотношение с целевыми установками работников позволяют комплексно и системно подойти к вопросу решения проблемы коррупции.

Несмотря на всю критику деятельности государственных служащих, необходимо понимать, что это категория людей с высшим образованием, обладающих знаниями законов и подзаконных актов, практикой исполнения/неисполнения задач, имеющих доступ к информации. Данная категория служащих представляет собой корпорацию, связанную общими нормами, разделяющую общие ценности, воспроизводящую определенный тип поведения и отношений друг к другу, обществу и государству. Это достаточно весомая социальная сила, с интересами которой считается в настоящее время как общество, так и государство. Получается, что коррупция имеет внутреннее обоснование со стороны сообщества государственных служащих, получает поддержку у общества, поскольку оно также вовлечено в коррупционные отношения. Фактор демотивации к собственному труду в настоящее время значительно сильнее, чем фактор позитивной мотивации. И это является основанием для того, чтобы рассмотреть признаки внутреннего кризиса государственной службы, что может привести к формированию деструктивных отношений с бизнесом и гражданским обществом.



Наши рекомендации