Общая характеристика должностных преступлений. Понятие и признаки должностного лица.

Должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РА и специальных формированиях РА.

Исходя из данного понятия, можно выделить следующие три группы признаков, которые лежат в основе признания лица должностным:

1. Характер выполняемых функций позволяет четко очертить круг лиц, признаваемых должностными, и исключает расширительное толкование субъекта этой группы преступлений.

Содержание функции представителя власти, а следовательно и характер действий представителя власти, определяются задачами, стоящими перед органом, который он представляет. Деятельность представителя власти строится на взаимоотношениях с неопределенно широким кругом лиц, не находящихся в его административном подчинении.

Лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции, управляет деятельностью учреждения, организации, предприятия, отдела и т.п. Выполнение таких функций неизменно связано с руководством людьми.

Для административно-хозяйственных функций признак руководства людьми не обязателен. Главным являются контроль и распоряжение материальными ценностями, организация их отпуска, получения, ответственного хранения, реализации и т.п.

Для должностных лиц - субъектов рассматриваемой группы преступлений - обязательно совершение при выполнении названных в законе функций действий, имеющих юридическое значение, т.е. устанавливающих, изменяющих или прекращающих права и обязанности физических и юридических лиц.

Иные названные в законе признаки не являются определяющими.

2. Правовым основанием наделения лица соответствующими функциями является закон, устав, инструкция, приказ или иной нормативный правовой акт назначения на должность, в котором сформулированы права и обязанности лица, занимающего конкретную должность.

3. Самостоятельным признаком является принадлежность (характеристика) тех органов, учреждений, в которых трудится должностное лицо. По закону это могут быть государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также Вооруженные Силы РА и специальные формирования РА. Не являются должностными лица, работающие в общественных объединениях различной ориентации, коммерческих организациях (производственных и потребительских кооперативах, иностранных фирмах, хозяйственных товариществах и т.п.).

Все категории должностных лиц, кроме специальных, должны обладать и общими признаками субъекта преступления (вменяемость, возраст).

Взяточничество. Понятие "взяточничество" охватывает два преступления: получение взятки и дачу взятки. Специальной статьи, говорящей об ответственности за посредничество во взяточничестве, в Кодексе нет.

Получение взятки определяется как получение должностным лицом (чиновником) лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а также за общее покровительство или попустительство по службе.

Должностное положение лица определяет не только его юридические возможности, связанные с кругом прав и обязанностей по занимаемой должности, но и фактические возможности, вытекающие из авторитета занимаемой должности в государственном органе, органе местного самоуправления, государственном или муниципальном учреждении, Вооруженных Силах, а также из служебных связей должностного лица. Пользуясь ими, должностное лицо может за вознаграждение оказать влияние, так или иначе способствовать совершению (несовершению) выгодного для взяткодателя действия другим должностным лицом, возможно, ничего не знающим об этом вознаграждении. Такими лицами могут быть также консультанты, референты, секретари, помощники ответственных должностных лиц, начальники канцелярий, инспекторы и т.п. должностные лица, которые сами не принимают окончательных решений по вопросам, интересующим взяткодателей, но от совершаемых ими действий по службе, подготовленных документов и иной информации в значительной степени зависит суть решения, принимаемого другим должностным лицом.

Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем. Действующее законодательство устанавливает ответственность за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем, а равно использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности, т.е. за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем.

Злоупотребление должностными полномочиями относится к числу преступлений средней тяжести, однако при наличии квалифицирующих обстоятельств оно становится тяжким преступлением.

Закон определяет злоупотребление должностными полномочиями как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Незаконное участие в предпринимательской деятельности является типичным коррупционным преступлением должностных лиц.

Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном законом. УК РА предусматривает уголовную ответственность за нарушение этого запрета, т.е. за создание должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо за участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме.

43. Понятие, задачи, система и значение стадии предварительного расследования.

Предварительное расследование – основанная на законе и осуществляемая под надзором прокурора и судебным контролем процессуальная деятельность органов следствия и дознания по раскрытию преступления, установлению и изобличению лиц, его совершивших, по обеспечению привлечения виновного к ответственности, возмещению причиненного преступлением ущерба, а также по выяснению условий, способствовавших совершению преступления, и последующей передаче дела на судебное рассмотрение либо его прекращению. Предварительное расследование проходит через несколько сменяющих друг друга этапов.

Первый этап начинается с момента принятия следователем (дознавателем) уголовного дела к своему производству, о чем выносится постановление, в котором находят отражение два решения:

а) о возбуждении уголовного дела и

б) о принятии его к своему производству.

На втором этапе лицо, производящее расследование, осуществляет следственные, розыскные и иные процессуальные действия по собранию и проверке доказательств в целях установления наличия события и состава преступления, установления лица, совершившего данное преступление.

На третьем этапе, собрав доказательства, необходимые и достаточные для привлечения конкретного лица в качестве обвиняемого, следователь (дознаватель) предъявляет данному лицу обвинение и допрашивает его в качестве обвиняемого. Затем в обязательном порядке решается вопрос о применении меры пресечения в отношении обвиняемого: нужна ли она (в некоторых случаях она может не применяться); если нужна, то какая должна быть избрана мера? Появление в деле обвиняемого означает переход к следующему этапу, когда предварительное расследование носит уже более конкретный характер.

На четвертом этапе продолжается производство комплекса следственных и процессуальных действий в целях проверки и уточнения показаний обвиняемого, окончательного установления всех фактических обстоятельств дела, имеющих значение для принятия по нему правильного итогового решения.

На пятом этапе, признав имеющиеся в деле доказательства достаточными для составления обвинительного заключения и направления дела в суд, следователь (дознаватель) принимает решение об окончании расследования. На этом этапе выполняется комплекс процессуальных действий, связанных: с уведомлением участников процесса (обвиняемого, его защитника, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, соответствующих представителей) об окончании расследования и ознакомлением их с материалами уголовного дела; с разрешением ходатайств о производстве дополнительных процессуальных действий; с процессуальным оформлением окончания расследования.

Шестым, завершающим этапом предварительного расследования является составление следователем (дознавателем) итогового процессуального документа – обвинительного заключения (обвинительного акта). После его подписания соответствующим должностным лицом предварительное расследование считается завершенным и уголовное дело немедленно направляется прокурору.

44. Стадия предания суду (подготовка судебного разбирательства). Предварительное слушание дела.

Стадия подготовки дела к судебному разбирательству носит пограничный характер, т. е. находится между блоком досудебных стадий и остальными судебными стадиями. Задача стадии – оценить результаты деятельности следователя с прокурором и создать полноценные условия рассмотрения дела в суде. Эта стадия, в зависимости от обстоятельств дела и заявленных заинтересованными участниками судопроизводства ходатайств, осуществляется либо без предварительного слушания, либо с предварительным слушанием.

Началом этой стадии является момент поступления дела в суд. В законе четко не определено, что является моментом поступления в суд, поэтому надо считать момент регистрации уголовного дела с присвоением номера. Срок принятия решения по делу составляет 14 суток по уголовным делам, по которым обвиняемый арестован до суда, и 30 суток по всем остальным делам.Окончание стадии – момент начала центральной стадии – стадии судебного разбирательства.

После поступления дела в суд судья рассматривает две группы вопросов:

1. Судья обязан проверить, подсудно ли дело данному суду. Если дело неподсудно суду, то больше судья никакие вопросы не решает, а отправляет дело по подсудности:

· подлежит ли изменению или отмене избранная обвиняемому мера пресечения;

· приняты ли меры, обеспечивающие возмещение материального ущерба или возможную конфискацию имущества. Если такие меры не были приняты, то судья вправе сам принять эти меры или может поручить принять эти меры соответствующему органу;

· имеются ли по делу ходатайства и заявления заинтересованных участников (обвиняемый, потерпевший, защитник и др.). Если есть такие ходатайства, то судья обязан рассмотреть и разрешить их, причем в обязательном порядке рассматривается вопрос о вызове дополнительных свидетелей, о приобщении дополнительных материалов и др.;

· вручены ли копии обвинительного заключения или обвинительного акта.

2. Имеются ли основания проведения предварительного слушания.

В результате разрешения указанных вопросов судья выносит одно из следующих решений:

1. о направлении уголовного дела по подсудности;

2. о назначении предварительного слушания;

3. о назначении судебного заседания.

Предварительное слушание – это судебное заседание, которое проводится с участием заинтересованных сторон для рассмотрения вопросов, связанных с процедурой последующего судебного разбирательства, а также разрешения вопросов о допустимости и достаточности доказательственной базы по делу. Основания проведения предварительного слушания:

1) по инициативе (ходатайству) стороны: при наличии ходатайства стороны об исключении доказательства; для решения вопроса о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей; при наличии ходатайства стороны о проведении судебного разбирательства в порядке заочного производства;

2) по инициативе суда: при наличии основания для возвращения уголовного дела прокурору в случаях; при наличии основания для приостановления или прекращения уголовного дела. Если нет возможности собирания достаточных доказательств, а собранные данные недостаточны для полноценного рассмотрения дела, тогда дело прекращается. Ходатайство о проведении предварительного слушания может быть заявлено стороной после ознакомления с материалами уголовного дела либо после направления уголовного дела с обвинительным заключением или обвинительным актом в суд в течение 7 суток со дня получения обвиняемым копии обвинительного заключения или обвинительного акта. Предварительное слушание проводится судьей единолично в закрытом судебном заседании с участием сторон. Все заинтересованные лица извещаются судом не позднее чем за трое суток до предварительного слушания дела. Явка сторон разбирательства признается законом необязательной, за исключением обвиняемого. Проведение предварительного слушания без участия обвиняемого возможно, только если он об этом вносит ходатайство.

По результатам предварительного слушания судья принимает одно из следующих решений в форме постановления:

1. о направлении уголовного дела по подсудности в случае изменения прокурором обвинения, которое повлекло изменение подсудности;

2. о возвращении уголовного дела прокурору;

3. о приостановлении производства по уголовному делу;

4. о прекращении уголовного дела;

5. о назначении судебного заседания.

Если судья удовлетворяет ходатайство об исключении доказательства, то в постановлении указывается, какое доказательство исключается и какие материалы уголовного дела, обосновывающие исключение данного доказательства, не могут исследоваться и оглашаться в судебном заседании и использоваться в процессе доказывания. После назначения судебного заседания подсудимый не вправе заявлять ходатайства:

1. о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей;

2. о проведении предварительного слушания.

Судебное решение, принятое по результатам предварительного слушания, обжалованию не подлежит, за исключением решений о прекращении уголовного дела и (или) о назначении судебного заседания в части разрешения вопроса о мере пресечения.

Наши рекомендации