Схема 3.2 Организационно-функциональные принципы арбитражного процесса

Организационно-функциональные принципы
       
Принцип независимости судей арбитражных судов: при осуществлении правосудия судьи арбитражных судов подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам     Принцип сочетания единоличного и коллегиального состава арбитражного суда при рассмотрении дела: как правило, в арбитражном суде первой инстанции дело рассматривается единолично; рассмотрение дел в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях всегда коллегиальное
   
   
   
   
     
Принцип гласности: разбирательство дел в арбитражных судах открытое; проведение закрытых заседаний возможно лишь в случаях, указанных в законе    
     
    Принцип назначаемости судей: судьи арбитражных судов назначаются и их полномочия не ограничены каким-либо сроком
   
   
       
Принцип равенства организаций и граждан перед законом и судом: правовое положение любого участника арбитражного процесса определяется лишь его процессуальным положением     Принцип государственного языка судопроизводства в арбитражном суде: судопроизводство во всех арбитражных судах в РФ ведется на русском языке
   
   
   
   

Схема 3.3 Функциональные принципы арбитражного процесса

Функциональные принципы
       
Принцип диспозитивности: лица, участвующие в деле, имеют возможность самостоятельно распоряжаться своими материальными и процессуальными правами     Принцип сочетания устности и письменности арбитражного процесса: арбитражный процесс ведется устно, при этом арбитражному суду и другим участникам процесса приходится закреплять свои отношения и совершать процессуальные действия в письменной форме
   
   
   
   
     
Принцип непосредственности: судьи арбитражного суда обязаны лично воспринять все собранные по делу доказательства и обосновать решение только исследованными в судебном заседании доказательствами    
     
    Принцип состязательности: каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений
   
   
       
Принцип непрерывности: неизменный состав арбитражного суда, рассматривающего конкретное дело; до принятия решения по делу или до его отложения арбитражный суд не вправе рассматривать другие дела     Принцип процессуального равноправия сторон: стороны пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности
   
   
   
   



Тема 4. Досудебный (претензионный) порядок урегулирования экономических споров

Правовая природа досудебного (претензионного) порядка урегулирования экономических споров и его значение.

Изменение законодательства о претензионном порядке урегулирования споров.

Условия применения обязательного досудебного (претензионного) порядка урегулирования экономических споров.

Сроки, порядок, форма предъявления претензий. Рассмотрение претензий.

Последствия соблюдения и нарушения досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров.

Схема 4.1 Понятие претензионного порядка урегулирования споров

Досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров – форма защиты гражданских прав: урегулирование спорных вопросов между кредитором и должником до передачи дела в арбитражный суд или иной компетентный орган.

Досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров
         
  Кредитор предъявляет должнику требование (претензию) об исполнении лежащей на нем обязанности  
   
         
  Должник должен дать ответ на претензию в установленный срок  
   
         
Досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров обязателен
         
если установлен федеральным законом для определенной категории споров      
      если предусмотрен договором
       
  Транспортный устав железных дорог РФ      
      Примечание:право на обращение в арбитражный суд без соблюдения досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров имеют прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора.
       
  Устав внутреннего водного транспорта Союза ССР    
     
       
  Устав автомобильного транспорта РСФСР    
     
       
  Федеральный закон «О связи»    
     
       
  Воздушный кодекс РФ    
     
       
  Федеральный закон «О почтовой связи»    
     
       
  Кодекс торгового мореплавания РФ    
     
       
  ст. 452 ГК РФ    
     
                 



Схема 4.2 Претензия

Претензия – требование кредитора к должнику об уплате долга, возмещении убытков, уплате штрафа, устранении недостатков поставленной продукции, проданной вещи, выполненной работы, а также выполнении иного обязательства.

Требования, предъявляемые к претензии
           
по форме     по содержанию
   
           
  претензия подается только в письменной форме     В претензии указываются: а) требования заявителя; б) сумма претензии и обоснованный ее расчет, если претензия подлежит оценке; в) обстоятельства, на которых основываются требования, и доказательства, подтверждающие их, со ссылкой на соответствующее законодательство; г) перечень прилагаемых документов и других доказательств; д) иные сведения, необходимые для урегулирования спора  
       
         
  претензия подписывается руководителем или заместителем руководителя юридического лица либо гражданином-предпринимателем      
       
       
       
       
         
Претензия отправляется заказным или ценным письмом, по телеграфу, телетайпу, а также с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование ее отправления, либо вручается под расписку      
     
     
     
     
     
           
Срок предъявления претензии и ее рассмотрения устанавливается     К претензии прилагаются подлинные документы или надлежаще заверенные копии либо выписки из них, если эти документы отсутствуют у другой стороны  
     
         
  нормативно-правовым актом      
       
         
  договором      
         
               

Наши рекомендации