Тема 4. Органы, осуществляющие деятельность по раскрытию и расследованию преступлений и правонарушений. Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью дисциплины «Правоохранительные органы» является: обеспечение получения студентами комплекса знаний о системе и структуре организации, задачах и основных направлениях деятельности государственных органов и негосударственных организаций, осуществляющих правоохранительную деятельность. По своему характеру данная дисциплина является вводным курсом, содержащим общие сведения об осуществляемой государством правоохранительной деятельности, предшествующая дальнейшему, более глубокому изучению отраслевых юридических дисциплин.

Воспитательная роль данной учебной дисциплины определяется тем, что она способствует расширению кругозора студента, закладывает основы юридического мировоззрения, политической и правовой культуры. Формирует личность с высоким уровнем правосознания и уважительно отношение
к системе и функциям правоохранительных органов.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО

Данная учебная дисциплина входит в вариативную часть обязательных дисциплин профильного модуля по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) профиля «Правоведение и правоохранительная деятельность».

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

2.1. Из курса «Теория государства и права»:

знать:

- основной понятийный аппарат юриспруденции, юридическую терминологию, основные структуры институтов государства и права;

- роль и место теории государства и права в системе юридических наук;

- предмет и метод теории государства и права;

- общие и специальные закономерности возникновения, развития и функционирования государства, права и правовых явлений;

- методологические основы научного понимания права и государственно-правовых явлений;

- закономерности исторического движения и функционирования государства и права;

- систему знаний о государстве и его функциональной деятельности;

уметь:

- применять полученные знания при освоении других дисциплин;

- находить взаимосвязи государства, права и иных сфер жизни общества и человека;

- пользоваться понятийным и категориальным аппаратом теории государства и права.

- четко представлять систему права, правотворчество и действие нормативных правовых актов;

- формулировать соответствующие теоретические положения (например, понятия государства и права, нормы права и т.д.) в виде развернутого определения;

- раскрывать основные признаки, значения и роль различных государственно-правовых явлений;

- доказывать теоретические тезисы (положения);

- подкреплять теоретические положения конкретными фактами политической и правовой действительности, примерами из практики.

владеть:

- аналитическими навыками работы с нормативными актами, предварительно изучив их структуру и типологию;

- навыками толкования нормативно-правовых актов;

- навыками юридически грамотно квалифицировать факты и обстоятельства;

- навыками ориентироваться в действующем законодательстве.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

- Конституционное право.

- Гражданское право.

- Уголовное право.

- Гражданское процессуальное право.

- Уголовно-процессуальное право.

- Административное судопроизводство.

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ
В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Правоохранительные органы» является неотъемлемой для изучения последующих правовых дисциплин учебного плана.

В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие профильно-специализированные компетенции (ПСК), соотнесенными с общими целями ОП ВО:

готовность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры
(ПСК-2);

готовность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПСК-3);

готовность обеспечивать законность и правопорядок, общественную безопасность и личную безопасность граждан, охранять общественный порядок (ПСК-4);

готовность соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПСК-5);

готовность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПСК-6);

способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПСК-8);

способность толковать различные правовые нормы (ПСК-9);

способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПСК-10);

готовность проводить профилактические мероприятия по предотвращению совершения правонарушений (ПСК-14);

готовность эффективно работать сотрудником правоохранительных органов по борьбе с преступными и иными противоправными проявлениями (ПСК-15);

готовность применять приобретенные знания и навыки в практической деятельности при решении поставленных задач в сфере судопроизводства (ПСК-16).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- принципы организации и деятельности правоохранительных органов Российской Федерации;

- задачи, структуру и основные направления деятельности органов судебной власти;

- основной понятийный аппарат, юридическую терминологию, используемые в дисциплине;

- правовое регулирование структуры и деятельности правоохранительных органов;

- структуру, задачи и компетенцию правоохранительных органов Российской Федерации;

уметь:

- анализировать нормы Конституции, законов, подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих организацию и функционирование правоохранительных и судебных органов РФ;

- давать правильное правовое толкование нормам нормативных правовых актов;

- применять полученные знания при освоении других дисциплин;

- раскрывать основные признаки, значения и роль различных государственно-правовых явлений;

- доказывать теоретические тезисы (положения);

владеть:

- аналитическими навыками работы с нормативными актами, предварительно изучив их структуру и типологию;

- навыками толкования нормативно-правовых актов;

- навыками юридически грамотно квалифицировать факты и обстоятельства, возникающие в сфере правоохранительной деятельности;

- навыками ориентироваться в законодательстве о правоохранительных органах.

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа, из них 68 аудиторных часов. Распределение учебной нагрузки по дисциплине составляет:

- аудиторная – 4 часа в неделю во 2-м семестре;

- самостоятельная работа студентов – 4 часа в неделю во 2-м семестре.

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Вид учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий Всего зачетных единиц (часов)
Очная форма обучения Заочная форма обучения
1. Виды и объем учебной работы
Семестр
Общая трудоемкость дисциплины 4 (144)
Аудиторные занятия:
лекции
практические занятия
семинарские занятия - - -
лабораторные работы - - -
другие виды аудиторных занятий (текущие консультации) - - -
Самостоятельная работа:
изучение теоретического курса
курсовая работа -
контрольная работа - - -
домашние задания - - -
подготовка к экзамену -
Вид промежуточного контроля Экзамен - Экзамен
2. График изучения дисциплины
Курс
Семестр 3,4
Экзамен (семестр)
Зачет (семестр) - -
Курсовая работа (семестр)
Контрольная работа (семестр) - -

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

№ п/п Темы (разделы) учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы» 1,2 Еженед. Входной контроль – 1, участие в практ. занятиях – 1,2.
2. Законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах Еженед. Участие в практ. занятиях – 2.
3. Органы обеспечения правопорядка и безопасности в Российской Федерации Еженед. Промежуточный тест № 1– 4. Участие в практ. занятиях – 4.
4. Органы, осуществляющие деятельность по раскрытию и расследованию преступлений и правонарушений. Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Еженед. Участие в практ. занятиях – 5.
5. Министерство юстиции Российской Федерации и его органы Еженед. Участие в практ. занятиях – 6.
6. Федеральная налоговая служба. Таможенные органы Российской Федерации Еженед. Участие в практ. занятиях – 7.
7. Органы прокуратуры и прокурорский надзор в Российской Федерации Еженед. Участие в практ. занятиях – 8.
8. Правосудие и его демократические принципы (основы) 9,10 Еженед. Промежуточный тест № 2 – 9, Участие в практ. занятиях – 9, 10.
9. Судебная власть и система органов, ее осуществляющих Еженед. Участие в практ. занятиях – 11.
10. Правовой статус судей, присяжных и арбитражных заседателей Еженед. Участие в практ. занятиях – 12.
11. Федеральные суды общей юрисдикции Российской Федерации и ее субъектов Еженед. Участие в практ. занятиях – 13.
12. Арбитражные суды Российской Федерации Еженед. Участие в практ. занятиях – 14.
13. Конституционный Суд Российской Федерации Еженед. Участие в практ. занятиях – 15.
14. Органы обеспечения деятельности судов Еженед. Участие в практ. занятиях – 16.
15. Юридическая помощь и ее организация в Российской Федерации Еженед. Промежуточный тест № 3 – 17, участие в практ. занятиях – 17.
Всего курс   Экзамен

4.3. Содержание тем (разделов) дисциплины

Тема 1. Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы»

Понятие, задачи и основные признаки правоохранительной деятельности.

Направления (функции) правоохранительной деятельности: конституционный контроль, правосудие, прокурорский надзор, раскрытие и расследование преступлений, оказание юридической помощи и защиты.

Монофункциональные и полифункциональные правоохранительные органы. Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы», его отношение с другими юридическими дисциплинами.

Тема 2. Законодательство и иные правовые акты
о правоохранительных органах

Общая характеристика и классификация законодательства и иных правовых актов о правоохранительных органах.

Характеристика правовых актов о правоохранительных органах по их содержанию: общего характера, об организации раскрытия и расследования преступлений, о прокурорском надзоре и органах прокуратуры, об организации юридической помощи, о судебной власти, об организации и деятельности судов.

Характеристика правовых актов о правоохранительных органах по их юридической силе: Конституция РФ; Федеральные законы, в том числе законы субъектов РФ; указы и распоряжения Президента РФ; постановления и распоряжения Правительства РФ; акты федеральных органов исполнительной власти.

Постановления Конституционного суда РФ, разъяснения по вопросам судебной практики Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Их значение для правоохранительных органов.

Основные международные документы, касающиеся организации и деятельности правоохранительных органов. Значение этих документов.

Источники официального опубликования правовых актов о правоохранительных органах.

Тема 3. Органы обеспечения правопорядка и безопасности
в Российской Федерации

Понятие и значение правопорядка и безопасности для стабильного функционирования и развития государства.

Система органов внутренних дел РФ: задачи и система. Задачи, функции и полномочия Министерства внутренних дел России (МВД России). Структура центрального аппарата МВД России и Главных Управлений МВД России по субъектам Российской Федерации.

Полиция как один из органов МВД России. Полиция общественной безопасности и криминальная полиция. Разграничение их функций и полномочий

Права и обязанности сотрудников полиции. Порядок и условия прохождения службы.

Общая характеристика безопасности в Российской Федерации и ее система. Совет безопасности РФ: цели деятельности, структура и основные полномочия.

Органы Федеральной Службы Безопасности России (ФСБ России): структура, направления деятельности и полномочия.

Служба внешней разведки России (СВР России): цели деятельности, структура и основные полномочия.

Пограничная служба ФСБ России (ПС ФСБ России): цели деятельности, структура и основные полномочия.

Федеральная служба охраны: цели деятельности, структура и основные полномочия.

Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте России: цели деятельности, структура и основные полномочия.

Тема 5. Министерство юстиции Российской Федерации и его органы

Министерство юстиции РФ: цели деятельности, структура и основные полномочия.

Права и обязанности министра юстиции РФ. Коллегия Министерства юстиции РФ.

Органы Министерства юстиции РФ: департаменты, управления, отделы юстиции субъектов РФ, их структура и основные функции. Значение выполняемых органами Министерства юстиции РФ задач для организационного обеспечения деятельности судов и реализации других правоохранительных функций.

Правовое положение работников Министерства юстиции РФ, их классные чины.

Федеральная служба исполнения наказаний России (ФСИН России) как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

Федеральная служба судебных приставов России (ФССП России) как федеральный орган исполнительной власти и осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Тема 6. Федеральная налоговая служба.
Таможенные органы Российской Федерации

Федеральная налоговая служба (ФНС России): цели деятельности, структура и основные полномочия. Центральный аппарат ФСН России, Межрегиональные инспекции ФСН России и Управления ФСН России по субъектам Российской Федерации, их система и направления деятельности.

Федеральная таможенная служба России (ФТС России): цели деятельности, структура и основные полномочия. Таможенная деятельность, ее экономическое значение и правоохранительные цели.

Основные задачи таможенных органов. Система таможенных органов Российской Федерации.

Компетенция таможенных органов.

Тема 7. Органы прокуратуры и прокурорский надзор
в Российской Федерации

Принципы организации и деятельности прокуратуры в России как органа, осуществляющего отслеживание законности на территории государства. Система органов прокуратуры. Цели и задачи деятельности прокуратуры Российской Федерации.

Генеральная прокуратура Российской Федерации: цели деятельности, структура и основные полномочия.

Главная военная прокуратура Российской Федерации: цели деятельности, структура и основные полномочия.

Прокуратуры субъектов Российской Федерации: цели деятельности, структура и основные полномочия.

Специализированные прокуратуры: природоохранные, по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах и другие.

Прокурор как основное должностное лицо прокуратуры, его права и обязанности. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность прокурора. Порядок прохождения службы. Ответственность работников прокуратуры. Классные чины работников прокуратуры. Прокурорские работники и требования, предъявляемые к ним.

Понятие прокурорского надзора как основного направления деятельности прокуратуры.

Отрасли прокурорского надзора: надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов судебными приставами и надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Средства прокурорского регулирования на выявленные нарушения закона.

Иные направления деятельности прокуратуры: уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Соотношение прокурорского надзора с другими направлениями прокурорской деятельности. Координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В преподавании дисциплины используются следующие образовательные технологии:

- лекции;

- практические занятия, на которых рассматриваются конкретные правовые ситуации (задачи), анализируется практика применения законодательства, в том числе судебная;

- деловые игры, имеющие характер тренинга, путем воспроизведения студентами конкретных правовых ситуаций;

- самостоятельная работа, направленная на усвоение теоретического материала дисциплины, подготовку к семинарским и практическим занятиям, выполнение творческих заданий, подготовку тезисов, статей, разработку электронных презентаций, работу с электронным учебно-методическим комплексом, подготовку к текущему контролю знаний промежуточной аттестации, экзамену;

- тестирование по отдельным темам и разделам дисциплины;

- консультирование студентов по сложным вопросам учебного курса.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям

Практические занятия – важная форма организации учебного процесса, необходимая при изучении дисциплины «Правоохранительные органы». Она способствуют закреплению и углублению знаний, полученных на лекциях и в результате самостоятельной работы над литературными и нормативными источниками, развивает самостоятельность мышления, умение делать выводы, связывать теоретические положения с практикой. В ходе практических занятий вырабатываются необходимые навыки публичных выступлений, логики доказывания, культуры речи.

Кроме того, они являются средством контроля преподавателей за самостоятельной работой студента.

Занятие 1. Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы»

1. Понятие, задачи и основные признаки правоохранительной деятельности.

2. Направления (функции) правоохранительной деятельности: конституционный контроль, правосудие, прокурорский надзор, раскрытие и расследование преступлений, оказание юридической помощи и защиты.

3. Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы», его отношение с другими юридическими дисциплинами.

Занятие 2. Законодательство и иные правовые акты
о правоохранительных органах

1. Общая характеристика и классификация законодательства и иных правовых актов о правоохранительных органах.

2. Характеристика правовых актов о правоохранительных органах по их содержанию.

3. Характеристика правовых актов о правоохранительных органах по их юридической силе.

4. Значение для правоохранительных органов постановлений Конституционного суда РФ, разъяснений по вопросам судебной практики Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

5. Значение международных документов, касающиеся организации и деятельности правоохранительных органов.

6. Подготовка к промежуточному тесту № 1.

Занятие 3. Органы обеспечения правопорядка и безопасности
в Российской Федерации

1. Понятие и значение правопорядка и безопасности для стабильного функционирования и развития государства.

2. Система, структура и задачи органов внутренних дел РФ: задачи и система. Министерство внутренних дел России (МВД России).

3. Полиция как один из органов МВД России. Права и обязанности сотрудников полиции. Порядок и условия прохождения службы.

4. Общая характеристика безопасности в Российской Федерации и ее система. Совет безопасности РФ: цели деятельности, структура и основные полномочия.

5. Органы Федеральной Службы Безопасности России (ФСБ России): структура, направления деятельности и полномочия.

6. Служба внешней разведки России (СВР России): цели деятельности, структура и основные полномочия.

7. Пограничная служба ФСБ России (ПС ФСБ России): цели деятельности, структура и основные полномочия.

8. Федеральная служба охраны: цели деятельности, структура и основные полномочия.

9. Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте России: цели деятельности, структура и основные полномочия.

10. Проведение промежуточного теста № 1.

Занятие 5. Министерство юстиции Российской Федерации и его органы

1. Министерство юстиции РФ: цели деятельности, структура и основные полномочия.

2. Органы Министерства юстиции РФ: департаменты, управления, отделы юстиции субъектов РФ, их структура и основные функции. Значение выполняемых органами Министерства юстиции РФ задач для организационного обеспечения деятельности судов и реализации других правоохранительных функций.

3. Федеральная служба исполнения наказаний России (ФСИН России) как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

4. Федеральная служба судебных приставов России (ФССП России) как федеральный орган исполнительной власти и осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Занятие 6. Федеральная налоговая служба.
Таможенные органы Российской Федерации

1. Федеральная налоговая служба (ФНС России): цели деятельности, структура и основные полномочия. Центральный аппарат ФСН России, Межрегиональные инспекции ФСН России и Управления ФСН России по субъектам Российской Федерации, их система и направления деятельности.

2. Федеральная таможенная служба России (ФТС России): цели деятельности, структура и основные полномочия. Таможенная деятельность, ее экономическое значение и правоохранительные цели.

3. Основные задачи таможенных органов. Система таможенных органов Российской Федерации.

4. Компетенция таможенных органов.

Занятие 7. Органы прокуратуры и прокурорский надзор
в Российской Федерации

1. Принципы организации и деятельности прокуратуры в России как органа, осуществляющего отслеживание законности на территории государства. Система органов прокуратуры. Цели и задачи деятельности прокуратуры Российской Федерации.

2. Генеральная прокуратура Российской Федерации: цели деятельности, структура и основные полномочия.

3. Главная военная прокуратура Российской Федерации: цели деятельности, структура и основные полномочия.

4. Прокуратуры субъектов Российской Федерации: цели деятельности, структура и основные полномочия.

5. Специализированные прокуратуры: природоохранные, по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах и другие.

6. Прокурор как основное должностное лицо прокуратуры, его права и обязанности. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность прокурора. Порядок прохождения службы. Ответственность работников прокуратуры. Классные чины работников прокуратуры. Прокурорские работники и требования, предъявляемые к ним.

7. Понятие прокурорского надзора как основного направления деятельности прокуратуры.

8. Отрасли прокурорского надзора: надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов судебными приставами и надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

9. Средства прокурорского регулирования на выявленные нарушения закона.

10. Иные направления деятельности прокуратуры: уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

11. Соотношение прокурорского надзора с другими направлениями прокурорской деятельности. Координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов.

12. Подготовка к промежуточному тесту № 2.

Структура курсовой работы

Структура курсовой работы включает в себя: титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение, список использованных источников и приложения.

Титульный лист[1] содержит следующие сведения:

- полное наименование университета, института и кафедры;

- тему курсовой работы;

- название курсовой работы;

- сведения об авторе (Ф.И.О. студента, номер академической группы);

- сведения о руководителе (Ф.И.О., ученая степень, звание, должность);

- наименование места и года выполнения.

Содержание[2] отражает содержание и структуру работы с указанием номеров страниц, с которых начинается их расположение в тексте.

Введение характеризует актуальность выбранной темы, степень ее разработанности в отечественной и мировой теории и практике, цели и задачи, объект и предмет исследования, методы исследования, применяемые в работе, обоснование выбора использованных научных источников и другой литературы, а также описание структуры работы.

Основная часть курсовой работы делится на главы, пункты и подпункты. Каждый элемент основной части представляет собой законченный в смысловом отношении фрагмент работы. В структуре основной части должно быть выделено не менее 2-х глав, а в их составе не менее 2-х параграфов.

Обязательным структурным элементом основной части курсовой работы является аналитический обзор разработанности темы.

Аналитический обзор представляет собой результат аналитико-синтетической переработки совокупности документов по теме курсовой работы, содержащий обобщенные и критически проанализированные сведения об истории, современном состоянии, тенденциях и перспективах развития предмета обзора.

В заключениираскрывается значимость рассмотренных вопросов для теории и практики; приводятся главные выводы, излагаются предложения. Заключение не должно содержать пересказа содержания исследования. В заключении подводятся итоги разработки темы, отражаются решение задач, поставленных во введении.

Список использованных источников[3] (нормативные правовые акты и литература).Литература, используемая для написания курсовой работы должна соответствовать выбранной теме.

В начале списка использованных в работе источников размещаются нормативные правовые акты. Нормативные правовые акты указываются последовательно в соответствии с их юридической силой со ссылкой на источник официального опубликования. Грубейшей ошибкой считается использование нормативных актов, утративших силу (исключение составляют случаи сравнительного анализа действующего законодательства с утратившими силу нормативными правовыми актами).

Далее в списке размещается использованная литература: монографии (отечественные и зарубежные), научные статьи, учебники, учебные пособия, справочные материалы, словари и др. Данные источники указываются в алфавитном порядке.

Приложения помещают в конце курсовой работы. Приложения необходимы для пояснения отдельных составляющих работы и могут включать образцы документов, статистические данные, графики, схемы и т.п.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок; приложения нумеруются арабскими цифрами.

Номер приложения размещают по центру над заголовком приложения после слова «Приложение».

Приложения должны иметь общую с остальной частью курсовой работы сквозную нумерацию страниц по центру в низу.

Содержание курсовой работы

Текст курсовой работы должен соответствовать следующим требованиям:

- четкость структуры;

- логичность и последовательность;

- точность приведенных сведений;

- соответствие изложения материала нормам литературного русского языка.

При написании курсовой работы следует обратить особое внимание на используемый понятийный аппарат. Главы и параграфы должны иметь заголовки, отражающие их содержание. Заголовки глав не должны повторять название работы, а заголовки пунктов – название глав. Каждая глава, но не пункт, начинается с новой страницы.

При изложении материала необходимо вести повествование в безличной форме, т.е. не использовать личные местоимения. Не следует писать, например, «я считаю…», «я установил…», «на мой взгляд…» и т.п. Личные формы необходимо заменять словами: представляется, думается и др.

Требования к оформлению курсовой работы

Оформление курсовой работы является не менее важным элементом работы, чем содержание. Придание соответствующей формы тексту имеет принципиальное значение.

Курсовая работа выполняется на одной стороне писчей бумаги формата А4. в текстовом редакторе microsoft Word, Times New Roman, размер шрифта – 14, полуторный межстрочный интервал, поля по краям – 2 см. Отступы с красной строки – 1,25 см. Переносы по тексту не расставляются.

Объем работы составляет 25-30 страниц машинописного текста, введение составляет до 4 страниц объема работы, заключение – 2-3 страницы. Приложения и список источников к работе не учитываются в объеме исследования.

Страницы текста нумеруются арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту по середине в низу страницы.

Титульный лист и содержание не нумеруются. Введение начинается с третьей страницы и далее до конца – 4, 5,6 и т.д.

Заголовки структурных элементов текста следует располагать в середине строки заглавными буквами, без точки в конце, не подчеркивая. Не допускается использование красного, зеленого и других цветов.

Необ

Наши рекомендации