Создание и прекращение юридического лица.

Порядок создания юридического лица регламентирован нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), Федеральным Законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее по тексту - Закон).

Статья 50.1 ГК РФ указывает, что юридическое лицо может быт создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301. При этом, как указывает законодатель в ст. 51 ГК РФ каждое вновь созданное юридическое лицо должно быть зарегистрировано в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законодательством.

Способы образования юридического лица подразделяются в зависимости от того, кто является его учредителем. Так. различают три способа:

распорядительный,

нормативно-явочный,

разрешительный.

Охарактеризуем каждый из указанных способов.

1) При распорядительном порядке юридическое лицо образуется в силу прямого распоряжения государственного органа или органа местного самоуправления (например, государственные или муниципальные унитарные предприятия, учреждения).

2) При нормативно-явочном способе юридические лица могут быть свободно образованы учредителями - как гражданами, так и организациями. Нормативно-явочный способ имеет общие черты с разрешительным, но не является тождественным ему. При данном способе не требуется специального разрешения. Такое разрешение было сформулировано в законе и касалось создания только тех юридических лиц, правовое положение которых закон регламентировал. Вместе с тем инициативная группа, создающая данное юридическое лицо, должна была обратиться к компетентному органу для регистрации устава. В науке принято выделять две стадии данного процесса: инициативный акт учредителей и разработка устава, регистрация устава См.: Згонников А.П. Отдельные проблемы, связанные с созданием обществ взаимного страхования // Гражданское право. 2015. N 5. С. 32.

Таким образом, для возникновения юридических лиц не требуется ни распоряжения о создании, ни разрешения государственных органов или органов местного самоуправления.

3) Разрешительный порядок предусматривает инициативу учредителей при создании нового юридического лица. При этом участие государства в образовании юридического лица выражается в форме дачи согласия на его создание. Можно сказать, что государственным органам отводится контролирующая функция, выражающаяся в соблюдению законности, а также функция выдачи разрешения на осуществление деятельности. Там же. С. 32.Так, с предварительного согласия антимонопольного органа создаются коммерческие организации путем слияния двух или более коммерческих организаций, если суммарная стоимость их активов превышает три миллиарда рублей. Гришаев С.П. Эволюция законодательства о юридических лицах // http://www.consultant.ru: СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения - 15.11.2015г).

Еще один, не получивший распространение в российской правой системе способ образования юридического лица, выделен О.В. Осиповой. Такой порядок носит название явочный и характеризуется отсутствием специальной государственной регистрации организации, которые создаются в силу самого факта намерения действовать в качестве юридического лица. Как указывает О.В. Осипова, в ст. 51 ГК РФ этот способ образования организаций в России не применяется. Осипова О.В. Гражданское право. Учебник. М. 2003. С. 123.

Рассмотрим традиционный порядок создания юридического лица в России. Как уже было отмечено законодательство предусматривает создание юридического лица на основании решения учредителей. В случае учреждения юридического лица одним лицом, решение о его создании принимается указанным лицом единолично. В случае создания юридического лица двумя и более учредителями, указанное решение принимается всеми учредителями единогласно. При этом решение об учреждении юридического лица должно содержать следующие сведения:

об учреждении юридического лица;

об утверждении его устава;

о порядке, размере, способах и сроках образования его имущества;

об избрании (назначении) его органов.

Если специальным законом предусмотрено, что должны быть указаны иные сведения, то такие сведения также вносятся в решение о создании юридического лица. См.: Гришаев С.П. Указ. соч. С. 123. В частности, необходимость указания дополнительных сведений предусмотрена такими законами, как Федеральный Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Федеральный Законом «Об акционерных обществах».

Следующий этап в создании юридического лица - это его государственная регистрация. Государственная регистрация осуществляется Федеральной налоговой службой РФ, а также Министерством юстиции в отношении некоммерческих организаций и Банком России в отношении кредитных организаций. Как уже было указано, государственная регистрация юридических лица регламентирована Федеральным Законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Там же. С. 125.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется в несколько этапов:

1) прием заявления с приложением к нему документов, в том числе учредительных, на регистрацию, фиксация даты приема документов;

2) выдача заявителю расписки о принятии документов;

3) проведение правовой экспертизы на предмет соответствия учредительных документов законодательству и выявления нарушений установленного законом порядка образования юридического лица;

4) принятие по результатам правовой экспертизы регистрирующим органом решения о государственной регистрации или мотивированного решения об отказе в таковой;

5) внесение сведений о создании или прекращении регистрируемого юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц. Такое внесение осуществляется как на бумажном, так и на магнитном носителе, фиксация даты внесения сведений;

6) регистрация учредительных документов юридического лица либо признание данных документов недействительными в связи с прекращением юридического лица;

7) подготовка и выпуск документа, подтверждающего факт государственной регистрации, в частности свидетельство о государственной регистрации, паспорт юридического лица, выписка из государственного реестра и т.п.;

8) выдача заявителю документа, подтверждающего факт государственной регистрации, и зарегистрированных учредительных документов, фиксация факта выдачи и его даты;

9) архивация с дальнейшим хранением и пользованием сведений и документами государственного реестра.

Законодательством предусмотрено несколько организационно-правовых форм юридических лиц. Так, вновь созданное юридическое лицо может быть зарегистрировано в одной из этих форм. См.: Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 33 (часть I). - Ст. 3431

Прекращение деятельности юридического лица или иначе его ликвидация предусмотрена гражданским законодательством. Так, ст. 61 ГК РФ, что юридическое лицо может быть ликвидировано:

по решению его учредителей или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом,

по решению суда. См.: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

По решению суда юридическое лицо может быть ликвидировано в следующих случаях:

по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;

по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется, а также в иных случаях, предусмотренных законом. См.: Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 33 (часть I). - Ст. 3431

Отмечу, что еще одной формой ликвидации юридического лица является банкротство. При чем до признания юридического лица банкротом в отношении него могут осуществляться различные процедуры, применяемые в деле о банкротстве. Такие процедуры установлены в ст. 27 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)». К ним относятся:

наблюдение;

финансовое оздоровление;

внешнее управление;

конкурсное производство;

мировое соглашение.

В рамках каждой из этих процедур осуществляется целый ряд действий, которые влекут существенные последствия для всех участников дела о банкротстве. Габов А.В. Теория и практика реорганизации (правовой аспект). М. 2014. С. 237.

Наши рекомендации