Пределы осуществления гражданских прав.

Осуществление любого гражданского права имеет свои пределы, за границами которого находятся права либо законные интересы иных лиц. В противном случае право превратилось бы в бесправие всех и каждого. Новейшее гражданское законодательство закрепило принципиально новые подходы к определению границ права.

В новом ГК получило закрепление право граждан и юридических лиц свободно по своему усмотрению осуществлять принадлежащие им права и нести обязанности. Это дает возможность не только государству, но и гражданам, юридическим лицам самостоятельно и по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим им имуществом. Обновление гражданского законодательства имеет под собой прочную конституционную основу. Конституция РФ (ст. 8) гарантирует свободу перемещения товаров, услуг и финансовых средств, свободу экономической деятельности, а также равную защиту всех форм собственности.

Гражданский кодекс РФ признает необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, недопустимость произвольного вмешательства в частные дела. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (п. 2 ст. 1 ГК). Это означает, что в отношении субъективных гражданских прав законом созданы условия для их беспрепятственного осуществления. По общему правилу, осуществление субъективных гражданских прав в значительной степени определяется в первую очередь собственным усмотрением управомоченных лиц (п. 1 ст. 9 ГК), а затем уже позицией государства, закрепленной в императивной форме.

Гражданский кодекс РФ установил пределы осуществления гражданских прав. Согласно ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Он признал недопустимым использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. Представляется целесообразным воспринять опыт судебной практики и детализировать в ст. 10 ГК РФ понятие иных форм злоупотребления правом, отнеся к их числу заведомо или очевидно недобросовестное поведение субъекта права, действия в обход закона (императивных норм) и т.п.

Если имело место злоупотребление гражданским правом, суд, арбитражный суд или третейский суд могут отказать лицу в защите принадлежащего ему права. Отказ в защите права представляет собой специфическую гражданско-правовую санкцию, которая может быть применена к лицу, злоупотребляющему своими гражданскими правами.

Например, в интересах окружающих суд вправе отказать лицу в иске о признании права собственности на самовольную постройку, если ее сохранение нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью гражданам (п. 3 ст. 222 ГК).

Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в совместном постановлении от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (п. 5) указали, что «отказ в защите права со стороны суда допускается лишь в случаях, когда материалы дела свидетельствуют о совершении гражданином или юридическим лицом действий, которые могут быть квалифицированы как злоупотребление правом… в частности действий, имеющих своей целью причинить вред другому человеку. В мотивировочной части соответствующего решения должны быть указаны основания квалификации действий истца как злоупотребление правом».

Гражданский кодекс РФ связывает пределы осуществления гражданских прав с разумными и добросовестными действиями граждан и юридических лиц (п. 3 ст. 10 ГК). Указание на разумность и добросовестность как требования, необходимые для реализации и защиты права, должно обязательно содержаться в законе. Например, в соответствии со ст. 53 ГК «Органы юридического лица» разумность и добросовестность требуются от лица, которое в силу закона или учредительных документов выступает от имени и в интересах юридического лица. Разумность и добросовестность требуются не только от лица, которое в силу закона или учредительных документов выступает от имени и в интересах юридического лица (ст. 53 ГК), но и от представителя, заключающего сделки для представляемого (ст. 182 ГК). Добросовестность наряду с открытостью и непрерывностью при использовании вещи — одно из условий приобретения права собственности в силу приобретательной давности (ст. 234 ГК). Кроме этого, ссылки на «разумность» применительно к различным ситуациям содержатся в п. 2 ст. 314, п. 1 ст. 375, п. 1 ст. 399, ст. 404, а на «добросовестность» — в ст. 302, 303 ГК.

Понятия «разумность» и «добросовестность» имеют не только правовое, но и нравственное значение. При этом лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Их наличие или отсутствие подлежит установлению судом в каждом конкретном случае. Разумность и добросовестность участников гражданского оборота в соответствии с ГК презюмируются (предполагаются). Лицо, от которого требуются разумность и добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока в суде не будет доказано обратное. Помещение этого правила в ст. 10 ГК означает, что в определенных случаях недобросовестность и неразумность действий субъектов гражданских правоотношений приравниваются к злоупотреблению правом.

Наши рекомендации