Совершено в Москве, 4 февраля 1994 года.

Подписи:

Алек Батчан, Михаил Бергер, Лев Бруни, Сергей Бунтман,

Ольга Бычкова, Алексей Венедиктов, Анатолий Вербин,

Дмитрий Волков, Наталья Геворкян, Александр Гольц,

Владимир Гуревич, Аркадий Дубнов, Равиль Зарипов,

Алексей Зуйченко, Ирина Иновели, Сергей Корзун,

Владимир Корсунский, Вера Кузнецова, Вероника Куцылло,

Анна Мельникова, Сергей Мостовщиков, Леонид Парфенов,

Сергей Пархоменко, Маша Слоним, Михаил Соколов,

Лев Тимофеев, Юлия Хайтина.

Приложение

РЕКОМЕНДАЦИИ ЖУРНАЛИСТАМ, ВЫЕЗЖАЮЩИМ В «ГОРЯЧИЕ ТОЧКИ»

Андрей НИКИТИН, Борис ПОВАРНИЦЫН

MB для коллег

Удобнее всего добираться до места военным, милицейским, МЧС-овским и прочим специально направляющимся в Чечню бортом. Для этого можно, как минимум, выйти на соответствующие структуры ваших мегаполисов.

Если вы собираетесь ехать через Назрань, надо брать билет до Слепцовской. В Москве билеты на нее продает только компания «Карат». Телефоны компании: 938-02-75, 436-77-59. Если вам не удалось найти кассы «Карата» или билетов нет, существует вероятность, что вы возьмете билеты с утра в аэропорту - но именно в кассе «Карата».

Можно лететь и до Минвод, а оттуда - в Моздок, где все равно надо получать местную аккредитацию, на всякий случай. Впрочем, аккредитация - в воинском пресс-центре, который находится в аэропорту, представляет собой всего лишь запись ваших фамилий без выдачи каких-либо разрешающе-запрещающих документов. В аэропорту находятся одновременно воинский и кошмановскии пресс-центры. Со вторым работать нам было легче и приятнее. В Моздоке есть еще милицейский пресс-центр, в здании бывшей сельхозтехники. В этом пресс-центре телефон местный. В аэропортушном - московский.

Цены на автомаршруты. Слепцовская-Назрань: 300руб. Назрань-Моздок: просят не менее 1000 (мы с трудом, с помощью местных знакомых, сбили до 800). Моздок-Назрань: просят 1500 (видимо, осетинам в Ингушетию опаснее ездить). Переезды между Назранью и Моздоком (да и в самой Чечне, надо полагать) рекомендуется совершать в светлое время суток. Моздок-Минводы: просят 1000 (но если вы найдете «своего» водителя, то можно и меньше, мы добрались за 800).

По Моздоку такса стандартная: десятиминутная поездка по городу - двадцать рублей, те же десять минут, но до аэродрома - пятьдесят. Можно взять машину и на Назрань, и на Минводы. У гостиницы и у аэродрома постоянно дежурит с полдюжины водителей. Конку-

Приложение

ренция заставляет цивилизоваться: некоторые раздают самодельные визитки: нужна машина - звоните заранее, договоримся дешевле.

Чтобы въехать в аэропорт (до пресс-центра или до взлетной полосы идти пешком минут 5-10, да по пыли беспощадной), можно попытаться договориться с постом. Такса: 2 пачки сигарет, две бутылки пива, 20 рублей - наверное, возможны еще варианты.

Гостиница - лучше всего «Моздок». Номера там не самые блестящие, без телефона, без душа (люксы и полулюксы обычно заняты), но бывает и хуже. Цены в «Моздоке» 60 руб за место (полулюкс двухместный - 260 руб). В гостинице вполне приличный бар, принять душ можно и в сауне - обычно с утра без проблем. Позвонить по местному телефону - от администратора. Межгород - с переговорного, который в пяти минутах от гостиницы.

Самый быстрый и надежный вид транспорта в Чечне - вертолет. Договариваться надо и с военным пресс-центром, и с диспетчерами в Моздоке, и с теми, кто летит - как уж свезет. В принципе, на территории Чечни можно и машину взять, и автобусом воспользоваться, начали пускать рейсы типа Грозный-Шали, Грозный-Ведено и проч., но см. начало абзаца.

Можно поработать совместно с журналистами центральных средств массовой информации, особенно ежели вы здесь в первый раз, то найти какого-нибудь Вергилия не помешало бы. Можно, конечно, и с местными, но тут опять же как свезет.

Тимур НУЖДИН

Памятка журналисту, работающему в «горячей точке»

Для тех, кто впервые решил выехать на столь серьезное мероприятие из нагретого редакционного кабинета, следует прежде всего мысленно разбить предпринимаемую акцию на несколько промежуточных этапов: определить для себя способ проникновения на территорию, которая, как правило, очень серьезно заблокирована оцеплением, заранее сформулировать непоколебимые поводы для вашего присутствия и нахождения на территории, где проводится антитеррористическая операция. Цели и задачи по своему

Приложение

масштабу должны превосходить аргументы за ваше выдворение за пределы интересующей вас территории. Мало того, ваши аргументы должны позволить вам выполнить редакционное задание таким образом, чтобы начальники, с которыми вам довелось столкнуться, помогли вам попасть в нужный район, встретиться с интересующими вас людьми.

Сразу по прибытии на место постарайтесь определиться с «базой». Это то место, где вы будете ночевать и оставлять вещи. Кстати, о вещах. Не нужно брать с собой много вещей. Баул или чемодан выдает в вас беженца, а не журналиста. Достаточно, если весь багаж уместится в обыкновенную небольшую спортивную сумку. Во время вашей отлучки с базы ценные вещи лучше оставить у командира в служебном кабинете. Никогда не давите, не настаивайте на своих просьбах. Их надо изложить сразу. Привыкните к тому, что вам сразу же откажут. Через некоторое время, а возможно, на следующий день непременно опять поднимется та же тема, и командир за ночь уже придумал возможность, как вам помочь.

Теперь о командирах. Они бывают трех типов: младший комсостав, средний и старший. Удобнее всего общаться со средним -подполковниками. Они исполнены должностными обязанностями и практически ни за что не отвечают. Младший состав - лейтенанты и майоры - ни за что не отвечает, но побаивается начальства - полковников, генералов и подполковников. Полковники и генералы - хороший объект для получения информации, интервьюирования, но помощники они никудышные. Дело в том, что после встречи с вами они исполнены ответственности за вашу жизнь, поэтому излишне опекают. Досадно, если их присутствие помешает вашему разговору с интересующим вас человеком.

Если вам все же удалось избавиться от опеки, то никогда все-таки не перемещайтесь в одиночку. Пусть это будет местный житель, работник какой-нибудь гражданской службы. Но и то, в любом случае, перед тем, как куда-нибудь отправиться с ним, сообщите о своем направлении движения кому-нибудь из младшего комсостава, а лучше, если об этом будут знать несколько человек. Время вашего возвращения должно быть известно всем вашим свидетелям. Если вам необходимо воспользоваться вертолетом, не имеет смысла обращаться за разрешением на полет к какому бы то ни было командованию. Командиры воздушного судна сами знают меру своей ответственности. Им, как правило, все равно, кого везти, лишь бы не было перегруза.

Приложение

Наши рекомендации