Тема 1. Организационно-правовые основы гражданской обороны

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«НАДЗОРНО – ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЧС РОССИИ»

Состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а так же от пожаров во многом зависит от уровня организации и осуществления государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.

Рабочая программа учебной дисциплины «Надзорно-профилактическая деятельность МЧС России» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального устанавливающего требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальности 030502.65 – «Судебная экспертиза» специализация – «Инженерно-технические экспертизы» профиль подготовки – «Пожарно-техническая экспертиза», а также квалификационных характеристик.

Цель учебной дисциплины – формирование у обучаемых необходимых знаний, умений и навыков по организации и осуществлению надзорно-профилактической деятельности в сфере компетенции МЧС России.

В процессе освоения дисциплины «Надзорно - профилактическая деятельность МЧС России» обучающийся формирует и демонстрирует:

способностью действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1);

способностью ориентироваться в политических и социальных процессах, использовать знания и методы гуманитарных и социальных наук при решении профессиональных задач (ОК-4);

способностью понимать социальную значимость своей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-5);

способностью соблюдать требования законов и иных нормативных правовых актов, нетерпимо относиться к коррупционному поведению (ОК-6);

способностью к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9);

способностью креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать ответственность за свои решения в рамках профессиональной компетенции (ОК-10);

способностью анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-11);

способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-13);

способностью к деловому общению, профессиональной коммуникации на одном из иностранных языков (ОК-14);

способностью работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации, применять в профессиональной деятельности автоматизированные информационные системы, используемые в экономике, автоматизированные рабочие места, проводить информационно-поисковую работу с последующим использованием данных при решении профессиональных задач (ОК-16).

профессиональными компетенциями (ПК):

способностью обосновывать выбор методик расчета экономических показателей (ПК-2);

способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитывать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-3);

в области правоохранительной деятельности:

способностью выполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства (ПК-7);

способностью осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (ПК-17);

способностью осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с правовыми и организационными основами правоохранительной деятельности, компетенцией правоохранительного органа, для службы в котором осуществляется подготовка специалиста (ПК-19);

способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в процессуальной и служебной документации (ПК-20);

способностью соблюдать в профессиональной деятельности требования правовых актов в области защиты государственной тайны и информационной безопасности, обеспечивать соблюдение режима секретности (ПК-23);

способностью выполнять профессиональные задачи в особых условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в условиях режима чрезвычайного положения и в военное время, оказывать первую медицинскую помощь, обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения служебных задач (ПК-24);

способностью анализировать результаты контроля, исследовать и обобщать причины и последствия выявленных отклонений, нарушений и недостатков и готовить предложения, направленные на их устранение (ПК-30);

в области информационно-аналитической деятельности:

способностью осуществлять сбор, анализ, систематизацию, оценку и интерпретацию данных, необходимых для решения профессиональных задач (ПК-31);

в области организационно-управленческой деятельности:

способностью планировать и организовывать служебную деятельность подчиненных, осуществлять контроль и учет ее результатов (ПК-45);

в области научно-исследовательской деятельности:

способностью применять методы проведения прикладных научных исследований, анализировать и обрабатывать их результаты, обобщать и формулировать выводы по теме исследования (ПК-51);

способностью готовить отчеты, справки и доклады по результатам выполненных исследований (ПК-53).

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ИЗУЧЕНИЮ

МЧС России

Виды государственной надзорной деятельности в сфере компетенции МЧС России.

Органы МЧС России, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности: цель, задачи, полномочия и ответственность. Объекты и субъекты надзорно - профилактической деятельности.

Перечень должностных лиц надзорных органов МЧС России, их права, обязанности и ответственность по осуществлению надзорно - профилактической деятельности в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности. Организация и проведение аттестации должностных лиц МЧС России по осуществлению надзорно -профилактической деятельности.

Планирование надзорно - профилактической деятельности в сфере компетенции МЧС России. Организация деятельности государственных инспекторов по осуществлению надзорно - профилактической деятельности в органах МЧС России.

Семинарское занятие.Организация надзорной деятельности в сфере компетенции МЧС России

Самостоятельная работа.Становление и развитие надзорных органов МЧС России. Организации и проведения аттестации должностных лиц надзорных органов.

Рекомендуемая литература:

основная [1].

дополнительная [1]

нормативные правовые акты [10, 11, 12, 13, 14, 15].

Методические рекомендации

При изучении данной темы, следует уяснить, что в целях реализации государственной политики в различных сферах деятельности, осуществления государственного нормативного правового регулирования вопросов обеспечения безопасности, а также специальных разрешительных, надзорных и контрольных функций, в установленном порядке создаются уполномоченные органы государственного контроля (надзора), входящие в состав федеральных органов исполнительной власти.

Права, обязанности и ответственность органов государственного надзора (контроля) регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также соответствующими Положениями об этих органах, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, Тема 1. Организационно-правовые основы гражданской обороны - student2.ru индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Федеральными законами от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»предусматривается осуществление государственной экспертизы, контроля и надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности.

Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» определено, что МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Государственный надзор в области защиты от ЧС осуществляют:

структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, в сферу ведения которого входит решение задач в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;

структурные подразделения территориальных органов МЧС России - региональных центров МЧС России и главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации (далее - органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций).

В области обеспечения пожарной безопасностиосуществляются государственный и ведомственный пожарный надзор.

Государственный пожарный надзор- осуществляемая в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки.

Ведомственный пожарный надзор - деятельность ведомственной пожарной охраны по проверке соблюдения организациями подведомственными соответствующим федеральным органам исполнительной власти, требований пожарной безопасности и принятие мер по результатампроверки.

Государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении МЧС России

Федеральным законом «О пожарной безопасности» установлено, что одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности является осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций в области пожарной безопасности.

Организационная структура, полномочия, задачи, функции и порядок организации и осуществления деятельности органов государственного пожарного надзора определены «Положением о государственном пожарном надзоре», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. № 820.

Основной задачей ГПНявляется защита жизни и здоровья граждан, их имущества, государственного и муниципального имущества, а также имущества организаций от пожаров и ограничение их последствий.

К органам ГПНотносятся:

структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (департамент надзорной деятельности);

управления государственного пожарного надзора территориальных органов - региональных центров МЧС России;

управления (отделы, отделения) государственного пожарного надзора территориальных органов - Главных управлений МЧС России и их территориальные отделы (отделения, инспекции);

отделы (отделения, инспекции, группы) государственного пожарного надзора подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях.

Деятельность органов ГПН осуществляется на основе подчинения нижестоящих органов ГПН вышестоящим.

Органы ГПН руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также настоящим Положением.

Государственный пожарный надзор в лесах осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а на подземных объектах и при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов в организациях, ведущих взрывные работы с использованием взрывчатых материалов промышленного назначения, - федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области промышленной безопасности.

Контроль за обеспечением пожарной безопасности дипломатических и консульских учреждений Российской Федерации, а также представительств Российской Федерации за рубежом осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона «О пожарной безопасности», если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Осуществлять деятельность от имени органов ГПН вправе следующие государственные инспекторы по пожарному надзору:

главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору- главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору, пользующийся правами заместителя Министра МЧС России;

заместители главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору - начальник управления ГПН МЧС России и его заместители;

государственные инспекторы Российской Федерации по пожарному надзору - сотрудники управления ГПН МЧС России, сотрудники управлений ГПН региональных центров МЧС России;

главные государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители- соответственно начальники управлений (отделов, отделений) ГПН Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, и их заместители;

государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору - сотрудники управлений (отделов, отделений) ГПН Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации;

главные государственные инспекторы закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору и их заместители - соответственно начальники отделов (отделений, инспекций, групп) ГПН подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, и их заместители;

государственные инспекторы закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору - сотрудники отделов (отделений, инспекций, групп) ГПН федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях;

главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители- соответственно начальники территориальных отделов (отделений) ГПН управлений (отделов, отделений) ГПН Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, и их заместители;

государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору - сотрудники территориальных отделов (отделений) ГПН управлений (отделов, отделений) ГПН Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.

Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору и должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право:

организовывать разработку, утверждать самостоятельно или совместно с федеральными органами исполнительной власти обязательные для исполнения нормативные документы по пожарной безопасности, а также нормативные документы, регламентирующие порядок разработки, производства и эксплуатации пожарно-технической продукции;

осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;

вносить в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности;

проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;

входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей;

давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности;

производить в соответствии с действующим законодательством дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;

вызывать в органы управления и в подразделения государственного пожарного надзора должностных лиц и граждан по находящимся в производстве делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и копии с них;

налагать в соответствии с действующим законодательством административные взыскания на граждан и юридических лиц, включая изготовителей (исполнителей, продавцов), за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц государственного пожарного надзора.

Должностные лица органов ГПН за неисполнение или ненадлежащее исполнение предоставленных прав и обязанностей несут дисциплинарную, уголовную и материальную ответственность.

Самостоятельная работа:

Безопасности

Правовые основы лицензирования отдельных видов деятельности. Виды деятельности в области пожарной безопасности, подлежащие лицензированию и их состав. Основные лицензионные требования и условия к видам деятельности в области пожарной безопасности. Специализированные требования к соискателю лицензии по составам видов деятельности в области пожарной безопасности.

Организация лицензирования деятельности в области пожарной безопасности. Участники лицензирования в области пожарной безопасности. Функции федерального лицензирующего органа и подразделений по лицензированию (экспертных организаций) территориальных органов МЧС России по субъектам Российской Федерации.

Перечень документов, представляемых соискателем лицензии, порядок их приема, регистрации и рассмотрения. Порядок проведения проверки сведений о возможности соискателя лицензии выполнять лицензионные требования и условия по заявленным видам деятельности в области пожарной безопасности.

Организация работы комиссии МЧС России по лицензированию видов деятельности в области пожарной безопасности. Порядок подготовки проектов решений лицензирующего органа о предоставлении (отказе в предоставлении) лицензий и доведение решений до сведения соискателей лицензий. Основания об отказе в предоставлении лицензии. Предоставление и переоформление документов, подтверждающих наличие лицензии. Порядок уплаты государственной пошлины за рассмотрение документов, предоставление и переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий. Организация ведения реестра лицензий.

Организация контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий. Порядок подготовки, проведения и оформления результатов проверок лицензиатов. Решения, принимаемые по результатам проверки лицензиата. Разрешение споров между лицензирующим органом и лицензиатом.

Семинарское занятие. Лицензирование деятельности в области пожарной безопасности.

Самостоятельная работа. Основные лицензионные требования и условия по видам деятельности в области пожарной безопасности.

Специализированные требования к соискателю лицензии по составам видов деятельности в области пожарной безопасности.

Рекомендуемая литература:

основная [2].

дополнительная [1].

нормативные правовые акты [3, 5].

Методические рекомендации

Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности (в т.ч. деятельности в области пожарной безопасности) регулируются Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

Основными принципами осуществления лицензирования являются: обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации; установление единого перечня лицензируемых видов деятельности; установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации; установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности; гласность и открытость лицензирования; соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации в соответствии с определенными Президентом Российской Федерации основными направлениями внутренней политики государства:

утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности;

определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности;

устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности установлен исчерпывающий перечень видов деятельности, на осуществление которых предоставляется лицензия, и могут выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. В области пожарной безопасности лицензированию подлежат:

  • деятельность по тушению пожаров;
  • производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Примечание: со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, прекращается лицензирование деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Порядок лицензирования деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями определен Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2012г. № 69 «О лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров».

Порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями определен Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011г. № 1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений».

За выполнением соискателями лицензий и лицензиатами перечисленных лицензионных требований и условий в соответствии с законодательствами Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, а также о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) лицензирующий орган осуществляет лицензионный контроль.

Приказом МЧС России от 28 мая 2012 г. № 291 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений»(далее - Регламент) определены сроки и последовательность административных процедур при исполнении МЧС России государственной функции по лицензированию деятельности в области пожарной безопасности.

Лицензирование деятельности по тушению пожаров и по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений отнесено к исключительной компетенции МЧС России.

Участниками лицензирования деятельности в области пожарной безопасности являются: лицензирующий орган и заявители.

Лицензирующим органом, осуществляющим лицензирование деятельности в области пожарной безопасности, выступает МЧС России.

Заявителями являются: юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности (соискатель лицензии); юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности (лицензиат).

В целях исполнения государственной функции по лицензированию деятельности в области пожарной безопасности установлены полномочия структурных подразделений центрального аппарата МЧС России и подведомственных ему учреждений:

Департамент надзорной деятельности МЧС России (далее – ДНД МЧС России):

осуществляет организационно-методическое обеспечение деятельности региональных центров МЧС России и Главного управления МЧС России по г. Москве);

организует контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;

ведет реестр лицензий и осуществляет предоставление заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий;

разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и проекты нормативных правовых актов МЧС России регламентирующих лицензирование деятельности в области пожарной безопасности;

организует в установленном МЧС России порядке подготовку сотрудников региональных центров МЧС России и ГУ МЧС России по г. Москве, функционально отвечающих за исполнение административных процедур;

ведет информационный ресурс, содержащий сведения из реестров лицензий, положения о лицензировании конкретных видов деятельности, а также технические регламенты и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные требования к лицензируемым видам деятельности;

осуществляет контроль за исполнением региональными центрами МЧС России и ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации административных процедур и при поступлении обращений от юридических и физических лиц принимает решения, обязательные для исполнения региональными центрами МЧС России и ГУ МЧС России по г. Москве, о возможности осуществления указанными лицами лицензируемой деятельности.

ГУ МЧС России по субъекту:

осуществляют прием, рассмотрение документов и принятие решения о предоставлении (отказе в предоставлении) лицензии;

осуществляют переоформление документов, подтверждающих наличие лицензии;

осуществляют продление срока действия лицензии;

осуществляют выдачу дубликатов и копий документов, подтверждающих наличие лицензии;

осуществляют контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;

осуществляют приостановление действия лицензии при получении сведений о вступлении в законную силу решения суда об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий и прекращение действия лицензии со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии;

осуществляют возобновление и прекращение действия лицензий;

осуществляют досрочное прекращение действия лицензии на основании представленного в лицензирующий орган заявления лицензиата.

Результатами исполнения государственной функции по лицензированию являются:

предоставление или отказ в предоставлении лицензии;

переоформление или отказ в переоформлении документов, подтверждающее наличие лицензий;

приостановление действия лицензии, при получении сведений о вступлении в законную силу решения суда об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий, возобновление или прекращение действия лицензий;

принятие мер по результатам проведения мероприятия по контролю за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;

ведение реестра лицензий, а также предоставление в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

Время приема документов: понедельник - четверг с 10-00 до 17-00. Обеденный перерыв с 13-00 до 14-00.

Рассмотрение документов и принятие решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) лицензии на осуществление деятельности в области пожарной безопасности осуществляется в срок до 45 дней со дня поступления заявления и полного комплекта документов. Рассмотрение документов производится в порядке, обусловленном последовательностью их поступления.

Консультации (справки) по вопросам исполнения государственной функции предоставляются сотрудниками региональных центров МЧС России (ГУ МЧС России по г. Москве), на которых возложены полномочия по исполнению данных функций.

Консультации предоставляются при личном обращении, письменным обращениям (по почте), посредством Интернет-сайта, телефона или электронной почты.

Места осуществления административных процедур по лицензированию деятельности в области пожарной безопасности должны быть оснащены шкафами для хранения документов, стульями, столами, телефоном, компьютером с возможностью печати и выхода в Интернет, системой видеонаблюдения и информационными стендами, содержащими следующие документы (сведения):

а) положение о лицензировании деятельности в области пожарной безопасности;

б) перечень нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих обязательные требования к деятельности в области пожарной безопасности;

в) текст Регламента;

г) образцы оформления заявлений и документов, связанных с исполнением государственной функции;

д) права и обязанности соискателей лицензий, лицензиатов и лицензирующих органов;

е) банковские реквизиты для уплаты государственной пошлины.

ж) порядок обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых в ходе исполнения государственной функции.

Информация, относящаяся к осуществлению лицензируемой деятельности размещается в официальных электронных (интернет-сайт МЧС России mchs.gov.ru) или печатных средствах массовой информации МЧС России (журнал «Пожарная безопасность»), а также на информационных стендах в помещениях региона

Наши рекомендации