Тема: преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
1. общая характеристика и система преступлений гл. 30
Нормативно-правовая база:
1) Указ Президента РФ № 361 от 04.04.1992 «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы»
2) ФЗ от 05.06.1995 «Об основах государственной службы в РФ» + перечень
3) «Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию порядка», утвержденный генеральной Ассамблеей ООН от 17. 12.1979
4) ППВС СССР № 4 от 30.03. 1990 года по должностным преступлениям
5) ППВС РФ от 20.02.2000 № 6 по делам «О взяточничестве и коммерческом подкупе».
Объект - нормальная работа государственного аппарата, аппарата местного самоуправления и их отдельных звений + дополнительный (факультативный) – права и законные интересы граждан, организаций, общества.
В одном преступлении (292) есть предмет – официальный документ + 291, 290.
Субъект – должен исполнять свои функции в определенных местах, которые перечислены в прим. № 1 к ст. 285: федеральные органы, государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения (ст. 120 ГК).
Учреждение – организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера, финансируемое полностью или частично собственником.
Предприятия – коммерческие организации, они не относятся к гл. 30, независимо от формы собственности.
Вооруженные Силы РФ:
· Центральные органы военного управления
· Объединения, соединения, воинские части, организации, которые входят в виды и рода войск вооруженных сил РФ и тыла вооруженных сил РФ
· Другие войска и воинские формирования (МЧС, МВД, внутренние, правительственной связи, ж/д формирования, военизированные горно – спасательные части, казачьи части, если привлекаются к отправлению функций).
ППВС от 2000 года: не субъекты категорически: представители государства в коммерческих организациях. Эти представители бывают двух типов (то есть кто в качестве него выступают):
1) государственный служитель (в том числе и должностное лицо). Их статус: сотрудники органа, который их направил; если уволен из государственного органа, то прекращается представительство. Все свои решения согласует с гос. органом. Есть точка зрения, что они субъекты гл. 30.
2) Отдельные граждане, которые выполняют эти функции по договору.
Объективная сторона. Материальные составы: 285, ч.1, 2 ст. 286, 288, 293. Остальные – формальные. Спорный вопрос относительно ст. 289 – одни считают, что это формальный состав, другие - материальный. Совершаются путем действия, бездействия: 285, 282, 283. Остальные – только действием. Почти все эти преступления совершаются с использованием особых полномочий субъекта. Все преступления совершаются вопреки интересам государственной службы и местного самоуправления.
Субъект:
1. совершенные должностными лицами: ст. 285 – 287, 289, 289, 290, 293. с 18 лет
2. должностными лицами и государственные служащие: ст. 292. с 18 лет
3. только государственные служащие: ст. 288. с 18 лет
4. общий субъект – ст. 291. с 16 лет.
Пока не относится, хотя это спорный вопрос: доверительные управляющие, лица, представляющие интересы РФ в международных организациях, должностные лица иностранных государств, работающие в РФ.
Субъективная сторона: прямой умысел – ст. 286 (ч.3 п. а), б); с прямым и косвенным умыслом: 285 и 286 (остаток), по неосторожности – 293. В 285 и 292 предусмотрены мотивы: корыстная и иная личная заинтересованность.
П. 15 ППВС: корыстная заинтересованность – желание виновного получить для себя и своих близких выгоды имущественного характера за счет незаконного безвозмездного обращения чужого имущества в свою пользу или стремление избежать имущественных расходов им самим или его близкими.
Иная личная заинтересованность – например, протекционизм, карьеризм, ревность, зависть, месть, стремление угодить начальству. Сюда нельзя относить ложно понятые интересы службы.
2. понятие должностного лица
прим. 1 к ст. 285 и п.1 ППВС 2000 года – должностное лицо - 3 аспекта: 1) где он исполняет свои функции; 2) какие функции; 3) способ исполнения функций.
Должностным лицом исполняется одна из трех функций:
1. функция представителя власти (примечание к ст. 318) – это должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное, наделенное распорядительными полномочиями в отношении лиц, находящихся от него в служебной зависимости. Минусы: нет понятия правоохранительного и контролирующего органа, + представитель власти определяется через должностное лицо, в других нормативно-правовых актах наоборот. У представителя власти есть властные полномочия, то есть он имеет право в рамках своих обязанностей, компетенции давать обязательные для исполнения указания и при необходимости принимать меры взыскания за их неисполнение к широкому кругу лиц, неподчиненных по службе.
2. организационно-распорядительные функции – руководство деятельностью людей, подчиненных по службе: решение вопросов найма и увольнения, организация работы органа в целом или его участка, планирование труда, поддержание труда, поддержание дисциплины и т.п.
3. административно-хозяйственные функции – распоряжение и управление государственным и муниципальным имуществом: решение вопросов о начислении зарплаты, премий, определение порядка хранения материальных ценностей, контроль за движением материальных ценностей.
В обвинительном приговоре указывается та функция, которая используется при совершении преступления.
Спорный вопрос: могут ли быть медицинские и педагогические работники должностными лицами, так как в процессе деятельности они могут совершать ряд юридически значимых действий, следовательно, могут быть должностными лицами. При исполнении профессиональных обязанностей они должностными лицами они не являются, но если они совершают юридически значимые действия, порождающие права и обязанности для других лиц, прекращающие, изменяющие, видоизменяющие правоотношение, то в этом случае они являются должностными лицами.
Есть точка зрения, что исполняют организационно-распорядительные функции.
Медики: выдача больничного листа, при решении вопроса о допуске к работе, призыв в армию, инвалидность.
Педагоги: внеклассные мероприятия, на вступительных и выпускных экзаменах, на текущих экзаменах и зачетах они не являются должностными лицами, так как это и профессиональная обязанность. ВС считает так, но 5 лет назад отступил назад в судебных прецедентах.
Референты, консультанты: суть функций заключается в том, что они выполняют технические функции, то есть это технические работники, которые готовят, например, для губернатора, какие либо вопросы. Существует точка зрения, что если референт может повлиять на решение должностного лица, то он тоже должностное лицо.
Народные дружинники: считается, что по закону должностными лицами не являются, так как это общественная организация. В литературе существует точка зрения, что те же самые функции, делегированные от милиции, то они являются представителями власти.
Способ исполнения функций: постоянно (бессрочный трудовой договор), временно (по срочному трудовому договору), по специальному полномочию – осуществление разовых полномочий должностного характера без занятия должности. Например, стажеры в правоохранительных органах, присяжные заседатели, ответственный за проведение праздника. Специальные полномочия должны быть оформлены письменно.
Все 3 функции могут выполняться как на возмездной, так и безвозмездной основе.
Должностное лицо – с 18 лет. Соучастник –может быть общий субъект, с 16 лет. Квалифицирующий признак – занимает государственные должности в РФ, субъекте РФ или органах местного самоуправления.
Прим.2 к ст.285 – государственные должности – реестр «А» (ФЗ «Об основах государственной службы»).
3. характеристика отдельных преступлений
Ст. 285
Объект, субъект – см. ранее.
Объективная сторона – материальный состав
Деяние совершается вопреки интересам службы, то есть объективно противоречит общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и его звеньям, а также нарушает принципы и методы функционирования этого аппарата + только благодаря должностному положению и с его использованием.
Должностные полномочия – объем обязанностей и прав, которыми лицо наделяется в силу занимаемой должности, а также объем функций представителя власти или специальных полномочий.
Использование должностного положения вузком смысле понимается как действия, совершаемые в рамках служебных полномочий, а в широком – 1+ использование авторитета должности, служебных связей. Например, нарушение штатно-финансовой дисциплины, сокрытие собственных упущений, извлечение корыстной цели, запрещение совместительства.
Последствия должны обладать такими свойствами, которые позволяют установить размер, величину, степень.
Ч.1: 1) имущественный ущерб любого вида у любых людей, организации; 2) сокрытие преступления; 3) нарушение общественного порядка; 4) создание помех в работе организации, предприятия, учреждения; 5) срывы государственных заказов; 6) нарушение конституционных прав граждан и др.
Ч.3: 1) крупные аварии; 2) длительная остановка транспорта или производственного процесса; 3) крупный имущественный ущерб; 4) тяжкий вред здоровью и смерть.
Субъективная сторона – ч.1 и 2 – прямой или косвенный умысел; ч.3 – первая точка зрения – только умышленно; вторая точка зрения – может быть умысел, но возможна и двойная форма вины.
Соотношение должностных преступлений из гл.30 с иными преступлениями, совершенными должностными лицами.
Преступления, которые совершают должностные лица, можно классифицировать:
1. общедолжностные – гл. 30
2. специально должностные – только должностными лицами, но находятся в других главах
3. альтернативно должностные - могут совершаться и должностными лицами, и простыми гражданами
В случае возникновения коллизии между первым и вторым, предпочтение отдается второму виду.
В случае возникновения коллизии между первым и третьим, предпочтение отдается (существует несколько точек зрения): 1) если в диспозиции 3 предусмотрена возможность совершения преступления должностным лицом с использованием служебного положения, то вменяем альтернативную норму, то есть 3. Вторая точка зрения - если нет таких указаний, но по характеру преступления его можно совершить только с использованием служебного положения, то 3. (например, ст. 185). Третья точка зрения – если в составе альтернативного преступления нет таких указаний (например, ст. 133), ни из характера, ни из ссылок, то нужно смотреть конструкцию.
Если общий состав – материальный, а альтернативный – формальный и последствия наступили, то вменяем общий состав. Если не наступили, то только альтернативный. Если общий состав – формальный, а альтернативный – материальный, то наоборот. Если одинаковы по конструкции, то 1) нужно только общедолжностное; 2) только альтернативный; 3) и первое, и второе.