ВОПРОС 5. Участие подразделений МЧС России в налоговых правоотношениях

Налоговое право – это подотросль финансового права, совокупность юридических норм, устанавливающих виды и порядок взимания налогов в данном государстве, регулирующих отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств.[1]

Налоговое право относится к циклу публично-правовых дисциплин, так как налоговые отношения непосредственно связаны с государственным налоговым контролем и фискальной функцией государства.

Предметом налогового права выступают отношения, урегулированные нормами налогового права, в которые входят государственно-правовые, административно-правовые и другие виды правоотношений.

Субъектами налогового права выступают физические и юридические лица, органы исполнительной власти. Органы исполнительной власти занимается практической реализацией возложенных на них юридически-властных полномочий.

Субъекты налогового права при совершении тех или иных юридически значимых действий (бездействий) руководствуются общими началами, в юридической науке которые именуются принципами.

Под принципами принято понимать закрепленные в действующем законодательстве основополагающие начала и идеи, выражающие сущность норм данной отрасли права и главные направления государственной политики в области правового регулирования соответствующих общественных отношений. При этом принципы права - это общеобязательные исходные нормативно-юридические положения, отличающиеся высшей императивностью, определяющие содержание такого правового регулирования и выступающие во многих случаях высшими критериями правомерности поведения участников регулируемых отношений.

Таким образом, принципы налогового права - это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начала налогового права.

Основные принципы налогового права изложены в ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации:

1. Принцип законности налогообложения (ст. 57 Конституции РФ). Данный принцип является общеправовым и опирается на Конституционный принцип законности. Налоговый кодекс РФ также указывает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы (п.1 ст.3 НК РФ)

2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения (основан на Конституционном принципе равенства всех перед законом и судом. Ч1,ст.19 Конституция РФ) налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно примеряться исходя из расовых, религиозных и иных критериев.

3. Принцип экономического основания налогов (сборов) налоги и сборы не могут быть произвольными и хаотичными. Любой налог или сбор должен иметь экономическое основание. Законодатель в НК РФ не дает понятие «экономическому обоснованию».

4. Принцип единства экономического пространства РФ и единства налоговой политики. Данный принцип препятствует установлению ограничения свободного перемещения по территории РФ товаров (услуг), финансовых средств, либо созданию препятствий законной экономической деятельности физических и юридических лиц. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться федеральным законом только для обеспечения безопасности, защиты здоровья и жизни людей, охраны природы и культурных ценностей.

5. При введении налогов, должны быть определены все элементы налогообложения: налогоплательщик, объект, источник налога, единица налогообложения, налоговая ставка, сроки уплаты налога. Нормы о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый мог знать какие налоги, когда и в каком порядке надо платить.

6. Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах.

В налоговые правоотношения подразделения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий могут вступать как налогоплательщики.

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом, возложена обязанность по уплате налогов и сборов (ст.19 НК).

В решении ВАС РФ от 03.02.2004 № 16125\03 указано, что в данном случае речь идет о потенциально возможной обязанности организаций и физических лиц, признаваемых законодателем плательщиком тех или иных налогов и сборов, а не об обязанности по уплате конкретной суммы налога или сбора, которая в соответствии со ст. 44 НК РФ возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора[2].

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж взимаемый с физических и юридических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с физических лиц и организаций, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений. (ст. 8 НК).

Согласно ст.21 НК РФ подразделения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий как налогоплательщики обладают следующими правами:

1. получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

2. получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

3. использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4. получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

5. на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

6. представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

7. представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8. присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9. получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10. требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11. не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

12. обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13. на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

14. на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

15. на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные Налоговым Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

3. Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.

В соответствии со ст. 22 НК РФ налогоплательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.

Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

Налогоплательщики также обладают кругом обязанностей.

Статья 23 НК РФ – регламентирует обязанности налогоплательщиков.

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

5) представлять по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете", за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета;

6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов;

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

2. Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1, статьи 22 НК РФ, обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

1) об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) - в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности;

2) обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

3) обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения). Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения организации;

4) о реорганизации или ликвидации организации - в течение трех дней со дня принятия такого решения.

4. Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

5. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством Российской Федерации.

Также подразделения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий участвуют в налоговых правоотношеиях как налоговые агенты.Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено НК РФ.

Обеспечение и защита прав налоговых агентов осуществляются также как и права налогоплательщиков.

3. Налоговые агенты обязаны:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;

2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов (ст.24 НК РФ).

4. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком.

5. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание

Вопросы на самоподготовку:

1.Объект налогообложения.

2.Налогооблагаемая база.

3.Ставка налога.

4. Порядок и сроки уплаты налогов.

5.Налоговая декларация.

Вопросы к семинару.

1. Налогоплательщики.

2.Понятие налога и сбора.

3.Виды налогов.

4. Элементы налогообложения.

Вопросы для самоконтроля

1. Понятие, юридические особенности и роль налогов.

2. Система налогов и сборов. Порядок установления налоговых платежей.

3. Налоговое право и налоговое правоотношение.

4. Источники налогового права.

5. Основные элементы налогообложения.

6. Права и обязанности налогоплательщиков.

7. Федеральные налоги, их особенности и виды.

8. Федеральные пошлины и сборы.

9. Региональные налоги: общая характеристика и виды.

10. Специальные налоговые режимы.

11. Налоговый контроль, его формы. Налоговые проверки, их виды.

12. Местные налоги и сборы: общая характеристика и виды.

13. Участие подразделений МЧС России в налоговых правоотношениях

[1] Большой юридический словарь

[2] Вестник ВАС РФ №5, 2004

Наши рекомендации