ВОПРОС 5. Участие подразделений МЧС России в налоговых правоотношениях
Налоговое право – это подотросль финансового права, совокупность юридических норм, устанавливающих виды и порядок взимания налогов в данном государстве, регулирующих отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств.[1]
Налоговое право относится к циклу публично-правовых дисциплин, так как налоговые отношения непосредственно связаны с государственным налоговым контролем и фискальной функцией государства.
Предметом налогового права выступают отношения, урегулированные нормами налогового права, в которые входят государственно-правовые, административно-правовые и другие виды правоотношений.
Субъектами налогового права выступают физические и юридические лица, органы исполнительной власти. Органы исполнительной власти занимается практической реализацией возложенных на них юридически-властных полномочий.
Субъекты налогового права при совершении тех или иных юридически значимых действий (бездействий) руководствуются общими началами, в юридической науке которые именуются принципами.
Под принципами принято понимать закрепленные в действующем законодательстве основополагающие начала и идеи, выражающие сущность норм данной отрасли права и главные направления государственной политики в области правового регулирования соответствующих общественных отношений. При этом принципы права - это общеобязательные исходные нормативно-юридические положения, отличающиеся высшей императивностью, определяющие содержание такого правового регулирования и выступающие во многих случаях высшими критериями правомерности поведения участников регулируемых отношений.
Таким образом, принципы налогового права - это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начала налогового права.
Основные принципы налогового права изложены в ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации:
1. Принцип законности налогообложения (ст. 57 Конституции РФ). Данный принцип является общеправовым и опирается на Конституционный принцип законности. Налоговый кодекс РФ также указывает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы (п.1 ст.3 НК РФ)
2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения (основан на Конституционном принципе равенства всех перед законом и судом. Ч1,ст.19 Конституция РФ) налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно примеряться исходя из расовых, религиозных и иных критериев.
3. Принцип экономического основания налогов (сборов) налоги и сборы не могут быть произвольными и хаотичными. Любой налог или сбор должен иметь экономическое основание. Законодатель в НК РФ не дает понятие «экономическому обоснованию».
4. Принцип единства экономического пространства РФ и единства налоговой политики. Данный принцип препятствует установлению ограничения свободного перемещения по территории РФ товаров (услуг), финансовых средств, либо созданию препятствий законной экономической деятельности физических и юридических лиц. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться федеральным законом только для обеспечения безопасности, защиты здоровья и жизни людей, охраны природы и культурных ценностей.
5. При введении налогов, должны быть определены все элементы налогообложения: налогоплательщик, объект, источник налога, единица налогообложения, налоговая ставка, сроки уплаты налога. Нормы о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый мог знать какие налоги, когда и в каком порядке надо платить.
6. Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах.
В налоговые правоотношения подразделения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий могут вступать как налогоплательщики.
Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом, возложена обязанность по уплате налогов и сборов (ст.19 НК).
В решении ВАС РФ от 03.02.2004 № 16125\03 указано, что в данном случае речь идет о потенциально возможной обязанности организаций и физических лиц, признаваемых законодателем плательщиком тех или иных налогов и сборов, а не об обязанности по уплате конкретной суммы налога или сбора, которая в соответствии со ст. 44 НК РФ возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора[2].
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж взимаемый с физических и юридических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с физических лиц и организаций, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений. (ст. 8 НК).
Согласно ст.21 НК РФ подразделения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий как налогоплательщики обладают следующими правами:
1. получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
2. получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;
3. использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
4. получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;
5. на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
6. представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;
7. представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
8. присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
9. получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
10. требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
11. не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;
12. обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
13. на соблюдение и сохранение налоговой тайны;
14. на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;
15. на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
2. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные Налоговым Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.
3. Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.
В соответствии со ст. 22 НК РФ налогоплательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.
Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.
Налогоплательщики также обладают кругом обязанностей.
Статья 23 НК РФ – регламентирует обязанности налогоплательщиков.
1) уплачивать законно установленные налоги;
2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;
3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
5) представлять по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете", за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета;
6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов;
9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
2. Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1, статьи 22 НК РФ, обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:
1) об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) - в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности;
2) обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
3) обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения). Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения организации;
4) о реорганизации или ликвидации организации - в течение трех дней со дня принятия такого решения.
4. Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
5. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством Российской Федерации.
Также подразделения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий участвуют в налоговых правоотношеиях как налоговые агенты.Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.
Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено НК РФ.
Обеспечение и защита прав налоговых агентов осуществляются также как и права налогоплательщиков.
3. Налоговые агенты обязаны:
1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;
2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;
3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;
4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов (ст.24 НК РФ).
4. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком.
5. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание
Вопросы на самоподготовку:
1.Объект налогообложения.
2.Налогооблагаемая база.
3.Ставка налога.
4. Порядок и сроки уплаты налогов.
5.Налоговая декларация.
Вопросы к семинару.
1. Налогоплательщики.
2.Понятие налога и сбора.
3.Виды налогов.
4. Элементы налогообложения.
Вопросы для самоконтроля
1. Понятие, юридические особенности и роль налогов.
2. Система налогов и сборов. Порядок установления налоговых платежей.
3. Налоговое право и налоговое правоотношение.
4. Источники налогового права.
5. Основные элементы налогообложения.
6. Права и обязанности налогоплательщиков.
7. Федеральные налоги, их особенности и виды.
8. Федеральные пошлины и сборы.
9. Региональные налоги: общая характеристика и виды.
10. Специальные налоговые режимы.
11. Налоговый контроль, его формы. Налоговые проверки, их виды.
12. Местные налоги и сборы: общая характеристика и виды.
13. Участие подразделений МЧС России в налоговых правоотношениях
[1] Большой юридический словарь
[2] Вестник ВАС РФ №5, 2004