ВОПРОС 1. Понятие налогового права и его система.

Современное налоговое право как подотрасль финансового права и соответствующая сфера российского законодательства стремительно развивается, в результате чего конкретизируется предмет правового регулирования налоговых отношений, обновляются его внутренние институты. После вступления в дей­ствие НК РФ правовое регулирование налоговых отношений пополнилось многими новыми для России объектами, метода­ми, механизмами, способами, принципами и т. д.

В науке финансового права относительно понятия налогово­го права нет принципиальных разногласий. Наиболее распро­страненной является позиция, согласно которой налоговое пра­во представляет собой совокупность правовых норм, регули­рующих отношения и социальные связи, возникающие между теми или иными субъектами при установлении, введении и взи­мании налогов. Некоторые авторы определяют налоговое право как основанную на собственных принципах подотрасль финан­сового права, нормы которой регулируют отношения, склады­вающиеся в связи с организацией и осуществлением налоговых изъятий у физических лиц и организаций.

Подобно любой правовой общности налоговое право пред­ставляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных от­ношений. Отношения и общественные связи, возникающие между частными и публичными субъектами в процессе налого­вой деятельности государства и местного самоуправления, но­сят многоаспектный, комплексный характер и по своему соци­альному, политическому и правовому содержанию изначально конфликтны. Вместе с тем налоговые отношения исключитель­но важны для жизнедеятельности всего государства, поэтому должны всесторонне регулироваться правовыми нормами. Од­новременно системная организация этих норм, находя свое за­крепление в нормативных финансовых актах различного терри­ториального уровня, образует налоговое право. Налоговое пра­во не является раз и навсегда сложившимся феноменом — оно постоянно развивается, обновляется и совершенствуется адек­ватно происходящим в стране изменениям.

Все отрасли или подотрасли права различаются между собой прежде всего по предмету правового регулирования. Поэтому, чтобы дать понятие налогового права, необходимо выявить спе­цифику общественных отношений, составляющих его предмет.

Предмет правового регулирования образуют, как правило, от­ношения, характеризующиеся следующими признаками: а) ус­тойчивостью и повторяемостью, что дает законодателю возмож­ность с достаточной точностью фиксировать правоотношения субъектов; б) способностью к внешнему правовому контролю; в) нахождением в правовом поле, т. е. под юрисдикцией права.

Уяснение содержания предмета налогового права позволит отграничить его от других составных частей финансового права и отраслей российского права, а также определить ту центро­бежную силу, которая обусловливает объединение налоговых отношений в самостоятельный вид общественных отношений, объективно требующих финансово-правового регулирования.

Принципиальное значение для выявления круга обществен­ных отношений, составляющих предмет налогового права, имеет ст. 2 НК РФ, которая называется «Отношения, регулируемые за­конодательством о налогах и сборах». Названная статья не толь­ко перечисляет отношения, образующие предмет налогового права, но и определяет сферу действия законодательства о нало­гах и сборах и тем самым указывает на критерии разграничения налогового и смежных подотраслей и отраслей права. Для опре­деления предмета налогового права ст. 2 использует два крите­рия: метод правового регулирования и объект правового воздей­ствия с указанием основных групп регулируемых отношений.

Общественные отношения, входящие в сферу налогового правового регулирования, можно сгруппировать следующим образом:

— отношения по установлению налогов и сборов;

— отношения по введению налогов и сборов;

— отношения по взиманию налогов;

— отношения, возникающие в процессе осуществления на­логового контроля;

— отношения, возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;

— отношения, возникающие в процессе привлечения к от­ветственности за совершение налогового правонарушения.

Установленный ст. 2 НК РФ перечень имущественных и процессуальных отношений, образующих предмет налогового права, является исчерпывающим и расширительному толкова­нию не подлежит.

Специфика отношений, регулируемых нормами налогового права, состоит в том, что они складываются в особой сфере жизни общества — финансовой деятельности государства и ме­стного самоуправления, направленной на аккумулирование де­нежных средств в доход публичных субъектов.

Налоговое право имеет определенные закономерности, ко­торые влияют на возникновение, функционирование или пре­кращение налоговых отношений. Подобными закономерностя­ми, например, являются следующие показатели налоговых от­ношений: имущественный характер; конформизм; властный характер; обусловленность необходимостью материального обеспечения деятельности государства; изначальная конфликт­ность, вызванная противоречиями между частной и публичной формами собственности; политическая компромиссность пра­вового регулирования.

Присущая налоговому праву развитая и сложная совокуп­ность объективных закономерностей позволяет рассматривать предмет налогового права как совокупность однородных имущест­венных и связанных с ними неимущественных общественных отно­шений, складывающихся между государством, налогоплательщи­ками и иными лицами по поводу установления, введения и взима­ния налогов в доход государства (муниципального образования), осуществления налогового контроля и привлечения к ответствен­ности за совершение налогового правонарушения.

Можно выделить следующие основные отличительные при­знаки отношений, составляющих предмет правового регулиро­вания налоговых отношений:

— имеют имущественный характер;

— направлены на образование государственных и муници­пальных финансовых ресурсов;

— обязательным участником и воздействующим субъектом является государство или муниципальное образование в лице компетентных органов.

Наиболее полное представление о структуре предмета' на­логового права дает его классификация по различным основа­ниям.

Во-первых, в зависимости от функций налоговой деятельно­сти предмет налогового права образуют: а) материальные отно­шения; б) процессуальные (процедурные) отношения.

Во-вторых, в зависимости от институциональной принад­лежности выделяются отношения по: а) установлению и введе­нию налогов и иных обязательных платежей; б) исполнению обязанности по уплате налогов и сборов; в) осуществлению на­логового контроля; г) охране механизма правового регулирова­ния налоговой сферы; д) налогообложению организаций; е) на­логообложению физических лиц; ж) установлению особых налогово-правовых режимов.

В-третьих, по экономическому критерию налоговые отноше­ния подразделяются на финансовые и нефинансовые. Финансо­выми являются отношения, опосредующие движение денежных средств и обладающие характерными признаками финансов: например, отношения по взиманию налогов. Нефинансовыми являются отношения, в результате функционирования которых не происходит движения денежных средств, однако эти отноше­ния лежат в основе налоговых и направлены на создание, изме­нение или прекращение налоговых правоотношений. В качестве примера можно привести установление налогов, налоговый контроль, привлечение к налоговой ответственности.

Проведенная классификация общественных отношений по­зволяет сделать вывод, что в предмет налогового права входят не все финансовые отношения, а только определенная их часть, опосредующая процессы образования за счет налоговых поступлений государственных и муниципальных фондов де­нежных средств в публичных интересах.

Вторым критерием для определения сущности налогового права служит метод правового регулирования. Специфика общественных отношений, в совокупности образующих предмет на­логового права, обусловила и особенности способов государст­венного воздействия на данную сферу финансовой деятельности.

Методы осуществления налоговой деятельности являются важным составляющим элементом налогового права. Понятие «метод», являющееся одним из основополагающих в методоло­гическом и мировоззренческом развитии современной науки, определяется как научная абстракция, фиксирующая совокуп­ность приемов или операций практического или теоретическо­го освоения действительности, подчиненных решению кон­кретной задачи. Методы отражают качественную сторону на­логовых отношений, так как позволяют судить о характере сочетания частных и публичных финансовых интересов.

Способы воздействия обусловлены самой природой финан­совой деятельности государства и муниципальных образований (составной частью которой выступают налоговые отношения), ее публичным характером, направленностью на достижение об­щего интереса. При этом необходимо иметь в виду, что при ре­гулировании финансовых отношений один и тот же правовой прием применяется различными подотраслями и институтами финансового права. Несмотря на это, структура отраслевого ме­тода остается неизменной, а отдельные правовые приемы могут переходить от одного правового метода к другому, не разрушая его структуру. Таким образом, задачей методологии налогового права является выявление сущности, пределов и особенностей «преломления» методов финансового права относительно регу­лирования налоговых отношений.

Понятие метода налогового права ни в коей мере не следует связывать только с какой-то одной юридической особенно­стью: это всегда совокупность юридических приемов, средств, способов, отражающих своеобразие воздействия данной подот­расли права на отношения налоговой сферы.

Методология налогового права обусловлена регулируемыми налоговыми отношениями, которые в свою очередь вызваны законодателем к жизни необходимостью формирования госу­дарственной (муниципальной) собственности в виде централизованных фондов денежных средств. Однако образование пуб­личных денежных фондов осуществляется посредством налого­обложения частных субъектов, поэтому и методы налогово-правового воздействия на участников налоговых правоотноше­ний различны: в большинстве случаев проявляется императив­ность, но в отдельных ситуациях — диспозитивность.

Наиболее распространенным методом налогового права в современных условиях является метод властных предписаний (императивный, командно-волевой), поскольку государство са­мостоятельно устанавливает процедуры установления, введения и уплаты налогов, а также материальное содержание этих отно­шений. Прямое указание на регулирование налоговых отноше­ний властными предписаниями содержится в ст. 2 НК РФ, од­нако содержание этой категории не раскрывается. Ссылка на регулирование налоговых отношений императивным способом содержится и в Гражданском кодексе РФ (далее — ГК РФ), п. 3 ст. 2 которого определяет, что к налоговым отношениям граж­данское законодательство не применяется, поскольку они ос­нованы на властном подчинении. Каких-либо иных способов воздействия на налоговые отношения законодательством не ус­танавливается, что можно объяснить инертностью законодателя и его предпочтением традиционным взглядам на регулирование публичных отраслей права императивными предписаниями.

Налоговый кодекс РФ не перечисляет признаки метода вла­стных предписаний и не обозначает их сущности. Внутреннее содержание властности регулирования налоговых отношений обосновывается в постановлении Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П, отметившего, что налоговые пра­воотношения предполагают субординацию сторон, одной из которых — налоговому органу, действующему от имени госу­дарства, принадлежит властное полномочие, а другой — нало­гоплательщику — обязанность повиновения. Требование нало­гового органа и налоговое обязательство налогоплательщика следуют не из договора, а из закона. С публично-правовым ха­рактером налога, государственной казны и с фискальным суве­ренитетом государства связаны законодательная форма учреж­дения налога, обязательность и принудительность его изъятия, односторонний характер налоговых обязательств.

В процессе осуществления государством налоговой деятель­ности периодически возобновляются, повторяются и моделиру­ются фактические ситуации, осуществляется реализация право­вого статуса субъектов налогового права, регулирование, охрана и изменение общественных отношений налоговой сферы. Воле­вой характер налоговой деятельности детерминирован и тем, что в процессе ее выполнения происходит юридическая центра­лизация налоговых отношений, а также осмысление, познание и оценка реальной действительности, принятие самых разнооб­разных рациональных решений. Субъекты налогового права осознают юридический смысл своей компетенции, полномо­чий, поставленных перед ними целей и задач, необходимость соблюдения финансовой дисциплины, применяют адекватные методы правового регулирования налоговых отношений, осоз­нают меру позитивной и ретроспективной ответственности за свои действия.

В налоговом праве метод властных предписаний является отражением финансово-правового императивного метода, по­этому несет все сущностные характеристики последнего. При­менительно к сфере финансовой деятельности государства ме­тод властных предписаний имеет следующие признаки1.

1. Преобладание в финансово-правовом регулировании по­зитивных обязываний. Государство, создавая властные предпи­сания, обязывает субъектов к их исполнению.

2. Метод властных предписаний характеризуется как импе­ративный (в противовес диспозитивному). Императивность фи­нансово-правового регулирования означает невозможность для субъектов финансового права в большинстве случаев по своему усмотрению приобретать права и обязанности, определять их содержание, осуществлять их или распоряжаться ими.

3. Конформизм финансово-правового регулирования, озна­чающий необходимость для субъектов финансовых правоотно­шений действовать не по своей воле, а следовать предписаниям соответствующих актов органов государства.

4. Неравенство субъектов финансовых правоотношений, что проявляется прежде всего в обладании одних субъектов финансовых правоотношений юридически властными полномочиями по отношению к другим субъектам.

Властное подчинение представляет собой способность од­ной стороны оказывать определяющее воздействие на деятель­ность другой стороны посредством предоставленных законом прав. Определяющим называется такое воздействие, содержа­ния и применения которого достаточно для достижения' по­ставленной цели1.

Особенность отношений, основанных на властном подчине­нии, в отличие от гражданских состоит не только в том, что в них участвует в качестве стороны действующий от имени Рос­сийской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования орган, наделенный властными функциями, но и в том, что он проявляет присущие ему властные функции в дан­ном конкретном правоотношении. В этой связи возникает во­прос: проявляется ли власть органов государства по отношению к добросовестным налогоплательщикам, т. е. в случае своевре­менной и полной уплаты организациями и физическими лица­ми причитающихся налогов? Или метод властных предписаний действует только в случае неисполнения налогоплательщиком своих обязанностей, когда императив, обязывание четко прояв­ляются?

Налоговым правоотношениям изначально присущ конфор­мизм — необходимость для субъектов следовать предписаниям законодательства, а не праву выбора. Властное подчинение яв­ляется «прародителем» налоговых отношений и проявляется не только в качестве реально примененных мер принуждения, но и как потенциальная возможность государственного принужде­ния. Следовательно, позитивные налоговые отношения, в кото­рых налогоплательщик не вступает в конфликт с нормами пра­ва, также подчинены методу властных предписаний.

В налоговых отношениях наиболее ярко метод властных пред­писаний проявляется в применении налоговыми органами адми­нистративного порядка наложения санкций. В данной ситуации признак властности заключается в возможности, предоставлен­ной только одной стороне — налоговым органам, самостоятельно, не применяя судебную процедуру, восстанавливать нарушенные фискальные права и интересы государства, а также добиваться вы­полнения другой стороной — налогоплательщиком — возложен­ных обязанностей. Безусловно, налогоплательщики имеют право обжаловать неправомерные действия налоговых органов в суде, что не исключает первоначальной властности отношений.

Однако внесудебный порядок привлечения к налоговой от­ветственности применяется исключительно по отношению к на­логоплательщикам-организациям. Взыскание налоговых санк­ций с физических лиц производится по решению суда. Следова­тельно, регулирование налоговых отношений не только подчинено методу властных предписаний, но и допускает иные способы воздействия.

Методы налогового права как способы государственного воздействия на общественные отношения не могут оставаться неизменными с постоянно одинаковым содержанием, они должны изменять свою сущность в зависимости от реформиро­вания финансовых отношений, а также форм взаимодействия частных и публичных интересов субъектов налогового права.

В современных условиях актуальность приобретает метод диспозитивности, который показывает переход от примата пуб­личной формы собственности к поиску компромисса между го­сударственными и частными интересами. Следствием отказа го­сударства от исключительно властного (императивного) способа воздействия на налоговые отношения является, например, пре­доставленная частному субъекту возможность формирования своей налоговой политики, получения отсрочки исполнения и обеспечения налоговой обязанности, заключения договоров на получение налогового кредита или инвестиционного налогового кредита, проведения зачета задолженности государства перед поставщиком товаров (работ, услуг) посредством зачета встреч­ного требования по исполнению налоговой обязанности.

Безусловно, в силу специфики налогового права названный метод не является аналогом способа правового регулирования гра­жданских отношений. Частно-правовые приемы регулирования налоговых отношений применяются с теми условиями и ограни­чениями, которые предусмотрены НК РФ. Относительно публич­ной налоговой сферы диспозитивность следует рассматривать в качестве предоставления субъектам налогового права известной альтернативной возможности выбора вариантов поведения в рам­ках законодательства о налогах и сборах. Например, п. 1 ст. 26 НК РФ содержит диспозитивное дозволение налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту участвовать в налого­вых правоотношениях лично либо через представителя.

Сфера налоговых отношений весьма специфична, и в первую очередь тем, что в ней находят отражение публичные и частные интересы. Следствием сочетания названных интересов является законодательный поиск оптимальных способов воздействия на налоговые отношения. Тенденция компромиссности регулиро­вания налоговых отношений отражает общемировой процесс взаимопроникновения публичного и частного права.

Взаимонаправленное действие данных процессов приводит «к размыванию грани между публичным и частным правом, к образованию комплексных отраслей и институтов, в которых нормы гражданского и публичного права теснейшим образом взаимосвязаны»1. Различие между частным и публичным пра­вом заключается не в различии интересов или отношений, а в различии приемов правового регулирования. Если публичное право есть система юридической централизации, то частное право, наоборот, представляет систему юридической децентра­лизации2. По мнению академика В. С. Нерсесянца, норма пра­ва — результат компромисса между частным и публичными ин­тересами и в этом смысле является как публично-правовым, так и частноправовым образованием.

Наличие самостоятельного предмета (в рамках предмета фи­нансового права) и соответствующих методов воздействия по­зволяет утверждать, что налоговое право представляет собой подотрасль финансового права, которая регулирует обществен­ные отношения, складывающиеся в процессе финансовой дея­тельности государства или местного самоуправления. Посред­ством этой отрасли права государство воздействует на систему специфических однородных общественных отношений, возни­кающих относительно аккумулирования государственных (му­ниципальных) денежных фондов.

Следовательно, налоговое право — это подотрасль финансо­вого права, нормы которой регулируют императивным и диспозитивным методами совокупность однородных имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отноше­ний, складывающихся между государством, налогоплательщи­ками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов в доход государства (муниципального обра­зования), осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговое право является подотраслью финансового права, но вместе с тем имеет свою систему. В системе налогового пра­ва выделяются комплексы однородных налогово-правовых норм, регулирующих определенные группы общественных от­ношений, входящих в его предмет. Система налогового права основывается на логическом, последовательном разделении на­логово-правовых норм и их объединении в однородные право­вые комплексы (институты и субинституты) с учетом содержа­ния и характера регулируемых ими отношений в сфере налого­вой деятельности государства и местного самоуправления. При этом система налогового права отражает взаимосвязь и взаимо­обусловленность правового регулирования уплаты налогов как целостного социального явления. Поэтому система налогового права в определенной степени производна от системы финан­сового права, но имеет и свою объективную основу: ее построе­ние обусловлено не только структурой законодательства о на­логах и сборах, но и потребностями практики развития налого­обложения, которая оказывает существенное влияние на формирование норм и институтов налогового права, помогает определить их роль в процессе аккумулирования государствен­ных и муниципальных денежных средств.

Налоговое право представляет собой совокупность создавае­мых и охраняемых государством норм. Все налогово-правовые нормы согласованы между собой, в результате чего образуется их взаимозависимая целостная система с определенными внутренними согласованием и строением. Следовательно, система налогового права — это определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся обществен­ных отношений налоговой сферы.

Система налогового права позволяет выявить, из каких ин­ститутов и субинститутов состоит данная подотрасль права и как эти составные элементы взаимодействуют между собой. Системе налогового права свойственны такие характерные черты, как единство, различие, взаимодействие," способность к деле­нию, объективность, согласованность, материальная обуслов­ленность, процессуальная реализация. Единство юридических норм, образующих налоговое право, определяется, во-первых, единством выраженной в них государственной воли; во-вторых, единством принципов, а также конечных целей и задач налого­вого законодательства; в-третьих, единством механизма право­вого регулирования налоговых отношений. В то же время нормы налогового права различаются по своему конкретному содержа­нию, характеру предписаний, сферам действия, формам выра­жения, санкциям и т. д. В основе такого деления лежат прежде всего разнообразие и специфика налоговых отношений, прису­щий им имущественный характер. Поэтому налоговое право подразделяется на две крупные части — Общую и Особенную.

В Общую часть включаются нормы налогового права, кото­рые закрепляют основные принципы, правовые формы и мето­ды правового регулирования налоговых отношений, состав сис­темы налогов и сборов, общие условия установления и введе­ния налогов и сборов, систему государственных органов, осуществляющих налоговую деятельность, разграничение их полномочий в данной сфере, основы налогово-правового стату­са других субъектов, формы и методы налогового контроля и т. д. Нормы Общей части применяются ко всем налогово-правовым отношениям и действуют относительно всех иных институтов, субинститутов и норм налогового права.

Конкретизируются положения Общей части налогового пра­ва в его Особенной части, которую образуют нормы, детально регламентирующие виды налогов и сборов.

Конечно, в огромном множестве налогово-правовых норм неизбежно возникают коллизии или разночтения, но в своей совокупности они представляют собой единую систему с собст­венными внутренними закономерностями и тенденциями. По­строение системы налогового права на основе существующих налоговых отношений дает возможность наиболее правильного применения финансово-правовых норм и таким образом со­действует укреплению законности и выполнению налоговым правом регулирующей и охранительной функций.

Место налогового права в системе российского права отно­сится к числу дискуссионных вопросов.

Как правило, ученые, занимающиеся исследованием иных отраслей права, придают налоговому праву самостоятельное значение. Например, М. И. Брагинский считает, что «налоговое право является самостоятельной отраслью права, поскольку имущественные отношения составляют предмет не только граж­данского, но и налогового, бюджетного и ряда других отраслей права». Другие авторы не исключают возможности формирова­ния налогового права в качестве самостоятельной правовой общности, поскольку налогоплательщик реализует себя как субъект публичных отношений в условиях отсутствия жесткой финансовой централизации, сосредоточения в руках налогопла­тельщиков значительных полномочий по расходованию налого­вых средств2. Дискуссия о самостоятельном характере налогово­го права в значительной степени была обусловлена осуществ­ленной в 1998 г. кодификацией налогового законодательства.

Большинство ученых, исследующих вопросы финансового права, придерживаются мнения о встроенности налогового права в систему финансового права. В период неразвитости ры­ночных отношений и законодательного приоритета публичной собственности налоговое право считалось не более чем состав­ной частью в правовом институте государственных доходов. Переход к рыночным формам хозяйствования, признание ра­венства всех форм собственности и, следовательно, возникшая необходимость законодательной модели сочетания частных и публичных интересов обусловили рост нормативных правовых актов, регулирующих налоговые механизмы. В результате ак­тивного развития налогового права оно стало характеризовать­ся по отношению к финансовому праву Российской Федерации как его подотрасль.

Весомым аргументом в споре о месте налогового права слу­жит конституционно установленный принцип единства финан­совой политики. Налоговая политика является частью финан­совой политики, которая имеет по отношению к первой опре­деляющее значение.

О вхождении налогового права в систему финансового свиде­тельствует и частичное совпадение границ предмета правового регулирования. Предметом финансового права являются обще­ственные отношения, складывающиеся в процессе образования, распределения и использования государственных (муниципаль­ных) денежных фондов. Предмет налогового права составляют общественные отношения, направленные на аккумулирование государственных (муниципальных) денежных фондов и, таким образом, являющиеся частью предмета финансового права.

Система налогов и сборов органично встроена в финансо­вую систему государства, что предполагает общие подходы к теоретическому осмыслению и законодательному регулирова­нию. Несмотря на то что в российской системе права финансо­вое право относится к некодифицированным отраслям, по­скольку отсутствует единый системообразующий нормативный акт, действующее финансовое законодательство позволяет го­ворить о сформировавшихся группах общих правовых норм, непосредственно влияющих и на налоговые отношения. Нормы налогового права и его отдельные институты формируются на основе базовых институтов Общей части финансового права.

В системе финансового права налоговое право занимает оп­ределенное место и взаимодействует с иными финансово-пра­вовыми общностями. Наиболее тесно налоговое право сопри­касается с бюджетным, что вызывает необходимость четкого разграничения этих категорий.

Действительно, образование бюджетов всех уровней и госу­дарственных внебюджетных фондов в большей степени осуще­ствляется на основе норм налогового права и норм иных ин­ститутов финансового права, регулирующих государственные доходы. Однако сказанное не означает включение налогового права в систему бюджетного права. Наличие налогового права только предопределено, «учреждено» бюджетным правом в ка­честве института доходов бюджетов всех уровней. Отношения же, складывающиеся в процессе установления и взимания на­логов, проведения налогового контроля, привлечения к ответ­ственности за нарушения налогового законодательства и т. п., не составляют предмета бюджетного права. Предмет налогового права только частично совпадает с границами бюджетно-правового регулирования. Следует согласиться, что основой разгра­ничения налогового и бюджетного права может служить уста­новление момента исполнения налоговой обязанности, кото­рый позволяет считать завершенным процесс уплаты налога. За рамками налоговых изъятий движение финансовых средств ре­гулируется бюджетным правом.

Приведенные аргументы обосновывают нецелесообразность выделения в составе правоотношений, образующих предмет финансового права, в качестве самостоятельных элементов от­ношений, возникающих по поводу установления, введения и взимания налогов в доход государства (муниципального обра­зования), осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Использование законодателем в качестве приема юридической техники кодификации налогового законодательства не означает расширение предмета налогово-правового регулирования и приобретение налоговым правом необходимых атрибутов само­стоятельности.

Вместе с тем, находясь в структуре финансового права, на­логовое право соприкасается и взаимодействует с иными отраслями права.

Налоговое и конституционное право. Конституционное право занимает ведущее место в правовой системе, которое определя­ется тем, что конституционное право содержит основополагаю­щие нормы других отраслей права. Конституционно-правовое регулирование налоговых отношений предопределено их пуб­личной значимостью и государственно-властной природой. В правовом государстве любая внешняя активность публичного субъекта (государства) должна осуществляться исключительно на правовых основаниях и, следовательно, действовать в преде­лах, дозволенных основным законом — конституцией.

В российской правовой системе налоговые правоотношения приобрели конституционный статус только в 1993 г., т. е. после принятия всеобщим голосованием новой Конституции РФ. Придание налоговым отношениям конституционного характера отразило не только потребности правоприменительной практи­ки, но и уровень развития юридической мысли и правовой культуры российского общества.

Примечательно, что нормы Конституции РФ не только за­крепили всеобщую обязанность уплачивать законно установ­ленные налоги и сборы (ст. 57), но и предусмотрели систему правовых гарантий, обеспечивающих компромисс между со­блюдением прав налогоплательщиков и фискальных интересов государства. Поскольку налогообложение ограничивает права частных субъектов по распоряжению своей собственностью, то нормы налогового права должны соответствовать конституци­онно значимым целям ограничения прав личности и законода­тельной форме введения таких ограничений.

Конституционное право оказывает влияние на налоговое право посредством специфического метода — установления общих правовых принципов. Конституционное признание за налогами характера допустимого ограничения прав и свобод позволило выявить и зафиксировать в отраслевом законодательстве такие основные принципы налогообложения, как формальная определенность, соразмерность, справедливость и т. д.

Дальнейшее развитие нормы Конституции РФ получили в постановлениях Конституционного Суда РФ, а затем в НК РФ. Конституционному Суду РФ принадлежит важная роль в механизме взаимодействия конституционного и налого­вого права, практика деятельности которого выработала цен­ные правовые позиции по вопросам налогообложения. Осно­ванные на Конституции РФ правовые позиции Конституцион­ного Суда РФ послужили основой для формирования идеологии действующего НК РФ. В частности, впервые были сформулированы Конституционным Судом РФ и затем зафик­сированы НК РФ понятие налога (ст. 8), состав законодатель­ства о налогах и сборах (ст. 1), состав нормативных правовых актов органов исполнительной власти о налогах и сборах (ст. 4), основные начала законодательства о налогах и сборах (ст. 3), механизм и момент исполнения обязанности по уплате налога (ст. 45), общие положения об ответственности за со­вершение налоговых правонарушений (гл. 15), виды налоговых правонарушений (гл. 16) и т. д.

Нормы Конституции РФ и правоприменительная деятель­ность Конституционного Суда РФ послужили в начале 90-х гг. основой реформирования налогового законодательства. Мно­гие действующие нормы НК РФ представляют собой конкрет­ные проявления норм Конституции РФ, развитие их сущности.

Налоговое право и гражданское право. Налоговые правоотно­шения, будучи формой ограничения права частной собственно­сти, тесно связаны с гражданско-правовым регулированием. Общим в налоговом и гражданском праве является предмет ре­гулирования — имущественные отношения. Однако имущест­венные отношения разнообразны и образуют предмет не только налогового, но и ряда иных отраслей (подотраслей) права. Кри­терием разграничения гражданского и налогового права послу­жил метод правового регулирования, свойственный разным от­раслям права.

В соответствии со ст. 2 ГК РФ не относятся к числу граж­данских имущественные отношения, регулируемые налоговым, финансовым и административным законодательством, основанные на властном подчинении, если иное не предусмотрено законодательством. Данное правило, устанавливающее приори­тет налоговых норм над гражданскими, не является новым в российской юридической практике. В совместном постановле­нии Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбит­ражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» обращалось внимание, что «в случаях, когда разрешаемый судом спор вытекает из налоговых или других финансовых и административных правоотношений, следует учитывать, что гражданское законодательство может быть применено к указанным правоотношениям только при условии, что это предусмотрено законодательством».

В некоторых случаях налоговые отношения в силу прямого указания ГК РФ регулируются гражданским законодательст­вом. Например, ст. 855 ГК РФ определяет очередность списа­ния денежных средств со счетов клиентов, в том числе и по платежным документам, предусматривающим платежи в бюд­жет и во внебюджет

Наши рекомендации