Процедуры увольнения по инициативе администрации.

Процедуры подразделяются на: предшествующие моменту расторжения трудовогодоговора и на процедуры, порождаемые фактом увольнения работника.1) получение работодателем предварительного согласиясоответствующего выборного профоргана на расторжение трудового договора сработниками- по сокращению численности или штата работников; несоответствие сзанимаемой должностью и т. п. ; 2) высвобождению работников должно предшествоватьперсональное предупреждение, выполненное в письменной форме и объявленноеработнику под роспись не менее, чем за два месяца. Одновременно работодательобязан довести до сведения местного органа службы занятости данные опредстоящем высвобождении каждого конкретного работника с указанием егопрофессии, специальности, квалификации и размера оплаты труда. 4.2.Процедура получения предварительного согласия выборного профоргана наувольнение работника.Для получения согласия соответствующего выборного профоргана на увольнениеработника работодатель должен до издания приказа письменно обратиться ввыборный профорган с представлением об увольнении. В представлении должнобыть указано основание увольнения, доводы администрации о его неизбежности иобоснованности, конкретные причины увольнения. В представлении также должныбыть приведены доказательства того, что работнику был предложен перевод надругую работу, но он от перевода отказался либо, что администрация не моглатакую работу ему предоставить.Выборный профорган в течение 10 дней с момента получения представленияадминистрации сообщает последней в письменной форме свое решение.После этого у работодателя возникает право на увольнение работника в течение1 месяца со дня получения согласия профкома.Надо иметь в виду, что до издания приказа об увольнении профорган вправепересмотреть свое постановление о согласии на расторжение трудового договораи отказать администрации в этом. В таком случае работодатель лишается правапроизвести увольнение.

Высвобождение работников.

В соответствии со ст. 40 КзоТ работники могут быть высвобождены спредприятий, учреждений, организаций в связи с ликвидацией, осуществлениеммероприятий по сокращению численности или штата.Увольнение беременных женщин, женщин, имеющих детей до 3 лет, допускаетсялишь в случае ликвидации предприятия, с обязательным трудоустройством.При сокращении численности или штата работнику также должна быть предложенадругая работа и лишь при ее отсутствии может наступить увольнение. Работникипредупреждаются персонально не позднее, чем за 2 месяца.При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлениина работе отдается: семейным – при наличии двух или более иждивенцев,инвалидам с производственной травмой, инвалидам войны и членам семейвоеннослужащих и партизан и т.д.При увольнении по сокращению численности штатов, вызванному реорганизацией,высвобожденный работник освобождается от необходимости обращения в службузанятости. 4.4. Основные критерии массового высвобождения работников.Основными критериями массового высвобождения работников являются показателичисленности увольняемых работников в связи с ликвидацией предприятия, либосокращения численности или штата работников за определенный календарныйпериод.О возможном массовом высвобождении работников администрация предприятияинформирует органы госслужбы занятости и соответствующие профорганы не менеечем за 3 месяца.При переводе работников предприятий любых форм собственности на неполныйрабочий день или неполную рабочую неделю этим работникам выплачиваетсяежемесячная компенсация сверх зарплаты при работе в указанном режиме более 2месяцев, но не более 6 месяцев. Размер компенсаций определяется индивидуальнодля каждого работника.Компенсации выплачиваются работникам, находящимся в отпуске без сохранениязаработной платы, в размере минимальной оплаты труда. 4.5. Увольнение по несоответствию работника выполняемой работе илизанимаемой должности.П.2 ст.33 КзоТ. Увольнение ввиду обнаружевшегося несоответствия работниказанимаемой должности или выполяемой работе, вследствие недостаточнойквалификации либо состояния здоровья, препятствующих продолжению даннойработы.При увольнении по п.2 ст.33 КзоТ работнику вылпачивается выходное пособие вразмере не менее 2-недельного среднего заработка, непрерывный трудовой стажсохраняется в течение одного месяца со дня увольнения. 4.6. Увольнение за систематическое неисполнение работником трудовыхобязанностей.П.3 ст.33 КзоТ предусматривает увольнение в случае систематическогонеисполнения работником без уважительных причин обязанностей, возложенных нанего трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка, еслиработнику ранее применялись меры дисциплинарного или общественного взыскания.Предварительно к работнику должно быть применено не менее 2 дисциплинарныхили общественных взысканий. Увольнение не может последовать только приналичии двух взысканий и совершении нового проступка.Необходимо также соблюдать процедуру наложения дисциплинарных взысканий. Доприменения дисциплинарного взыскания от работника должно быть затребованописьменное объяснение. 5. Иные основания прекращения трудового договора и некоторые другие вопросытрудового законодательства. 5.1. Увольнение при неудовлетворительномрезультате испытания.При неудовлетворительном результате испытания освобождение работника отработы производится администрацией организации без согласия соответствующеговыборного профоргана и без выплаты выходного пособия.Увольнение по этому основанию допустимо лишь в течение испытательного срока.Освобождение работника после истечения испытательного срока как невыдержавшего испытание не допускается.Проявление работником недисциплинированности в период испытания не даетадминистрации права уволить его в связи с неудовлетворительным исходомиспытания. 5.2. Расторжение трудового договора по требованию профоргана.По требованию профоргана администрация обязана расторгнуть трудовой договор сруководящим работником или сместить его с занимаемой должности, если оннарушает законодательство о труде, не выполняет обязательства поколлективному договору. Руководящий работник освобождается по требованиюпрофоргана на основании решения общего собрания соответствующего трудовогоколлектива или по его уполномочию – совета трудового коллектива. 5.3. Восстановление на работе неправильно уволенных работников.Заявление о разрешении трудового спора по делам об увольнении подается внародный суд в месячный срок со дня вручения копии об увольнении либо со днявыдачи трудовой книжки (ч.2 ст.211 КзоТ).В случае увольнения без законного основания или с нарушением установленногопорядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу работник долженбыть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим трудовой спор. 5.4. Ответственность должностного лица, виновного в незаконном увольненииили переводе работника на другую работу.Суд возлагает на должностное лицо, виновное в незаконном увольнении илипереводе работника на другую работу, обязанность возместить ущерб,причиненный предприятию в связи с оплатой за время вынужденного прогула илиза время выполнения неоплачиваемой работы. Размер возмещения ущерба не долженпревышать 3 месячных окладов должностного лица. Трудовой договор – это соглашение между работником и работодателем покоторому работник обязуется выполнять определённую работу, подчиняясь правиламвнутреннего распорядка, а работодатель обязуется выплачивать работникузаработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренныезаконодательством. Трудовой договор заключается в письменном виде. От трудовогодоговора следует отличать процедуру оформления на работу, это приказ илираспоряжение (объявляется работнику под расписку). Ст.19 КЗоТ « Запрещаетсятребовать при приёме на работу документы, помимо предусмотренныхзаконодательством». Трудовой договор – является основанием возникновениятрудового правоотношения. Только с заключением трудового договора работникстановится членом трудового коллектива. Содержание трудового договора – это всеего условия. Различают 2 вида условий: - непосредственные, т.е. заключаемыесоглашением сторон при заключении трудового договора; - производные,установленные законодательством по охране труда, дисциплинарнойответственности. О производных условиях стороны не договариваются, так как ониобязательны для выполнения. Непосредственные условия определяют больший илименьший объём прав и обязанностей. Непосредственные условия в свою очередьделятся на необходимые и дополнительные (факультативные) – они могут быть,могут не быть (испытательный срок, место в детсаде вне очереди и т.д.). Еслистороны оговорили дополнительные условия, то они также обязательны квыполнению, а если не пришли к соглашению, то договор тоже считается незаключённым. Необходимые это такие, при отсутствии которых трудового договоране может быть. К ним относятся: 1) место работы; 2) трудовая функция, которуюбудет выполнять работник, т.е. специальность, квалификация, должность. 3)размерзаработной платы. Профессия – это вид трудовой деятельности (строитель, врач).Специальность – это более дробное деление профессии (строитель: каменщик,плотник; врач: терапевт, хирург). Квалификация – это уровень профессиональнойподготовки, для рабочих разряды, для служащих – специальное образование.Трудовой договор – это соглашение между работником и работодателем, покоторому работник обязуется выполнять определённую трудовуб деятельность,подчиняясь правилам внутреннего распорядка, а работодатель обязуетсявыплачивать заработную плату и обеспечивать условия, установленныезаконодательством, коллективным договором и соглашениями. Трудовые отношения –это отношения работника с работодателем по использованию его способностей ктруду. Трудовые отношения как волевые социальные отношения , возникающие поповоду организации и оплаты труда, всегда основываются на определённой формесобственности. Сейчас всё –более обозначаются 2 группы: 1) отношенияработников, трудящихся по трудовому договору; 2)трудовые отношения, в которыевступают сособственники (собственники) имущества акционерного предприятия (или другой формы коллективного производства) для участия в трудовойдеятельности на этом предприятии.Трудовой договор и трудовое правоотношения тесно связанные категории, нопонятие и содержание их различно. Трудовой договор это соглашение, а трудовоеправоотношение это юридическая связь работника и работодателя. Трудовойдоговор выступает как основание возникновения и формы существования трудовогоправоотношения во времени. Различается и содержание трудового договора ттрудового правоотношения. Содержание трудового договора – это все егоусловия, а содержание трудового правоотношения – это права и обязанности егосубъектов, определяемые трудовым договором и трудовым законодательством. 16. Изменение условий трудового договора.Трудовое законодательство гарантирует работникам те условия, на которых былзаключён трудовой договор. Изменение условий трудового договора (перевод)требует соглашения сторон. КЗоТ РФ запрещает требовать от работникавыполнения работы, не оговорённой в трудовом договоре. Другой считаетсяработа, когда меняется место работы, трудовая функция, оплата труда, режим,степень вредности и т.д. Изменение места работы считается переводом.Различают перевод в другую организацию или другую местность, и перевод в тойже организации. Изменение рабочего места без изменения трудовой функции в тойже организации наз. перемещением и не требует согласия работника. Перемещениене меняет трудовой договор, его существенные условия. Перевод это уже другаяработа. Но когда существенные условия меняются не администрацией, азаконодательством, то это уже не перевод. Например, меняется оплата трудаработников бюджетной сферы. Изменение условий труда администрацией безсогласия работника, допускается если это обусловлено изменениями ворганизации производства и труда . 17. Гарантийные выплаты.Гарантийными называются выплаты за время, когда работник не выполняеттрудовые обязанности по предусмотренным законодательством уважительнымпричинам. Основное значение этих выплат – сохранение работнику среднегозаработка и уровня жизни. Эти выплаты делятся: 1) зависящие от производстваили действия руководителя: А) Это оплата простоя по вине администрации. Онапроизводится в размере не ниже 2/3 тарифа, по вине работника неоплачивается. Б) Оплата времени вынужденного прогула незаконно уволенного.Оплачивается в размере среднего заработка за все время вынужденного прогула.В) Оплата беременной среднего заработка , при переводе на лёгкую работу помедицинскому предписанию. Г) выплата выходного пособие при увольнении безвины работника, в размере 2 недельного среднего заработка. При ликвидациипредприятия или сокращении численности в размере 3 месячного среднегозаработка. 2) связаны с оплатой отпусков и другого времени отдыха. Сюдаотносятся оплачиваемые отпуска в размере среднего заработка за каждый деньотдыха, отпуска по учёбе, выплаты работникам, направленным на повышениеквалификации, а также доплаты до среднего при переводе на нижеоплачиваемуюработу. 3) Оплата времени выполнения государственных и общественныхобязанностей в размере среднего заработка. Работодатель обязан освободитьработника на это время в случаях, предусмотренных законодательством иликоллективными договорами, а орган привлекающий работника к этим обязанностям,выплачивает ему средний заработок. Например, народным заседателям, а такжеработников, привлекаемых в качестве свидетелей, оплачивает теперь суд.Средний заработок сохраняется за время осуществления избирательного права,депутатских обязанностей.За время военных сборов средний заработок выплачивает Министерство обороны.Гарантийные выплаты предусмотрены Законом о коллективных договорах дляпредставителей социальных партнёров, участвующих в коллективных переговорах.Им сохраняется средний заработок на срок не более 3 месяцев в течение года.



10. Защита трудовых прав работников. Трудовые споры.

Коллективные трудовые споры и порядок их разрешения.Коллективные споры – это разногласие между работниками и работодателями повопросам изменения условий труда, заключения, изменения и выполненияколлективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений.Моментом начала спора является дата составления протокола разногласийколлективных переговоров, либо день отклонения работодателем требованийработников, либо молчание работодателя в течении 3 дней, со дня подачитребований работниками. Участниками коллективных споров являются:представители работников – органы профессиональных союзов, уполномоченные наэто уставами; представители работодателей – руководители или уполномоченныеработодателем органы; служба по урегулированию коллективных трудовых споров –государственный орган, содействующий разрешению споров путём организациипримирительных процедур и участия в них. Примирительные процедуры: этопримирительная комиссия (обязательный этап); рассмотрение коллективного спорас участием посредника; рассмотрение коллективного трудового спора в трудовомарбитраже. Порядок разрешения споров: 1) Примирительная комиссия. Создается в3 дневный срок со дня начала спора из представителей сторон на равноправныхусловиях. Срок рассмотрения спора в комиссии 5 дней. Решение комиссиипринимается по соглашению сторон, оформляется протоколом. При не достижениисогласия примирительные процедуры продолжаются с участием посредника или втрудовом арбитраже. 2) Рассмотрение с участием посредника, рассматривается втечение 7 дней со дня приглашения посредника. Рассмотрение завершаетсяпринятием согласованного решения в письменной форме либо составлениемпротокола разногласий. 3) Трудовой арбитраж. Временно действующий орган,создается на время разрешения спора, сторонами коллективного трудового спораи службой по урегулированию коллективных споров, состоит из 3 арбитров,рассматривается с участием сторон в течении 5 дней. Рекомендации арбитражапередаются сторонам в письменном виде и подлежат исполнению, если сторонызаключили соглашение. Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон,получает необходимые документы, касающиеся спора, информируют органыгосударственной власти о социальных последствиях спора, разрабатываетрекомендации по существу спора.Органы по рассмотрению трудовых споров.Трудовые споры – это разногласия между сторонами трудового договора повопросам трудового законодательства. Делятся на индивидуальные – междуработником и администрацией и коллективные – между трудовым коллективом иработодателем по вопросам оплаты труда, заключения,изменения и выполненияколлективного договора и др. Органы по рассмотрению индивидуальных трудовыхспоров: 1. Комиссии по трудовым спорам в организациях (КТС), избираемыетрудовыми коллективами предприятий с числом работающих не менее 15 человекПо решению собраний могут избираться КТС подразделений. Рассматривают спорыпо применению условий труда. 2. Администрация и соответствующий профсоюзныйорган в пределах предоставленных им прав рассматривают споры об установленииработнику новых или изменения существующих условий труда (ст.219«Рассмотрение споров об установлении новых и изменении существующих условийтруда»). 2.Городские (районные) суды. Рассматривают споры работниковпредприятий, где КТС не избирается, а также по вопросам увольнения,независимо от оснований прекращения договора, об отказе в приёме на работуприглашенным специалистам, молодым специалистам по направлениям и др. 4. Дляруководящих работников, назначаемых высшими органами государственной власти,судей, прокуроров устанавливаются «Особенности рассмотрения трудовых споров»(ст.218).Все эти юрисдикционные органы могут осуществлять правовосстановительныефункции. В зависимости от этих органов, различаются и виды разбирательстваспоров. Каждый из этих видов является самостоятельным, может пройти 2 видаразбирательства в КТС и суде, если решении КТС не удовлетворило. Такойпоследовательный порядок, начиная с КТС, как первичного называется общим.Согласно Закону о коллективных спорах, органами рассматривающими данные спорыявляются: 1. Примирительные комиссии, создаваемые для каждого такого спора.2. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника.3. Трудовой арбитраж. В состав входят три арбитра, представляет собойвременно действующий орган. Все эти органы образуются по соглашению сторон.В этих органах разбирательство носит примирительный характер, и они могут впроцессе рассмотрения консультироваться с трудовым коллективом, вышестоящимхозяйственным, профсоюзными и другими органами. Процесс разрешения споровможет прерываться для этого, но с соблюдением установленных законом сроков. Все органы по рассмотрению трудовых споров наделены государствомвластными полномочиями, поэтому должны обязательно исполняться, если необжалованы. Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров.Конституция гарантирует каждому судебную защиту его трудовых прав. Судзащищает трудовые права граждан и охраняет производственные интересыпредприятий. Главной задачей суда является устранение разногласий междуадминистрацией и работником. Суд не только восстанавливает права, но ивыявляет причины, проводят профилактическую работу по их устранению.Руководящие постановления Пленума Верховного суда обязывают суды полное ивсестороннее рассмотрение каждого трудового дела. Если при рассмотрении деласуд установит неправильные действия должностных лиц, то он должен вынестичастное определение для привлечения виновных к дисциплинарной или дажеуголовной ответственности. Компетенция суда - рассматривать определённый кругтрудовых споров установлена законодательством. Судья решает вопрос о принятииили отказе принятия заявления к рассмотрению Причины отказа могут быть: несоблюдён порядок предварительного рассмотрения в комиссии по трудовым спорам,имеется решение суда по тому же спору; вопрос о споре не подведомственен судуили данный спор территориально не подсуден этому суду. При принятии заявленияо рассмотрении в общем порядке, судья должен потребовать решение КТС, а приувольнении –копию постановления профоргана о даче согласия. Все трудовыеспоры рассматриваются по месту нахождения ответчика. Непосредственно в суд(без КТС) могут обращаться: работники предприятий, где такие комиссии несозданы; работники по вопросу увольнения; администрация о возмещенииматериального ущерба предприятию, об отказе в приёме лиц, приглашенных сдругих предприятий и молодых специалистов, направленных на данноепредприятие. В случае явного нарушения закона, суд должен привлечь на сторонуответчика третье лицо, виновное в этом нарушении для возложения на негоматериальной ответственности, которую несёт организация. Сроки подачизаявления в суд: при рассмотрении в КТС в 10-дневный срок со дня получениякопии протокола; при увольнении (без КТС) 1 месяц со дня получения приказаили трудовой книжки; в других случаях – 3 месяца; по вопросу возмещенияматериального ущерба работником –1 год со дня обнаружения ущерба. Обжаловатьрешение суда в вышестоящий суд может любая сторона в течение 10 дней.Вступившие в законную силу решения суда могут быть пересмотрены в порядкенадзора, и если решение суда отменяется, то с работника, получившего по этомурешению суммы, не взыскиваются, за исключением, если в суде использовалисьподложные документы. Работники при обращении в суд по требованиям, вытекающимиз трудовых правоотношений, освобождаются от уплаты судебных расходов в доходгосударства.Права профсоюзов в РФ.Профсоюзы – это добровольное общественное объединение граждан, связанныхпроизводственными, профессиональными интересами, для защиты своих прав.Профсоюзам посвящена гл.15 Кзот, а ст. 226 «Права профессиональныхсоюзов».Основные права: 1) право представительства, представляют интересы своихработников при ведении коллективных переговоров, заключении коллективныхдоговоров. 2) право участвовать в нормотворческой и правоприменительнойдеятельности, предлагать нормативные акты, связанные с социально- трудовыми отношениями, вносить свои предложения в законопроекты, разрабатываемыми Правительством. 3) право защищать социально-трудовые права и интересы работников. Профсоюзы имеют право участвовать в разработке социальных программ, определении жизненного уровня и т.д. 4) Право осуществлять контроль и надзор за охраной труда и трудовым законодательством, право беспрепятственно посещать предприятия. 5) право на содействие занятости,например, об ликвидация предприятия, ухудшение условий труда могут осуществляться только с предварительного уведомления профсоюзов. 6) Право профсоюзов участвовать в управлении государственным социальным страхованием,это право полностью принадлежало профсоюзам, но в 1993 году Правительство вернуло себе право управлять Фондом государственного страхования, а профсоюзы теперь лишь участвуют в этом управлении. Это путевки, оплата больничных и т.д. Надо сказать, что с развитием профсоюзного движения, роль профсоюзов снижается и их права ограничиваются. Существенное ограничение прав предусматривает проект Нового трудового кодекса, который сейчас находится в стадии рассмотрения. Профсоюзы полностью отстраняются от управления производством.Совместительство и совмещение профессий и должностей.Порядок и условия совмещения профессий устанавливается по соглашению сторонтрудового договора. Под совмещением профессий (должностей) понимаетсявыполнением работником вместе со своей основной профессией (должностью)дополнительной работы по другой профессии. А под совместительством (т.е.расширением объёма работ) понимается выполнение в течении того же рабочегодня дополнительного объёма работ по одной и той же профессии (должности).Такие виды работ допускаются по одному трудовому договору в течение рабочегодня, если это не ведёт к снижению качества работы. Это применяется для ростапроизводительности и выполнения объема работ меньшей численностью. Трудовойдоговор о совмещении профессий и расширении объёма работ оформляется приказом(распоряжением) администрации по согласованию с профкомом. В приказеуказываются совмещаемые профессии, объёмы работ, размеры доплат за это. Втаком же порядке оформляется отмена или уменьшение доплат, о чём работникапредупреждают за 1 месяц. Ст. 87 КЗоТ «Оплата труда при совмещении профессийи выполнение обязанностей временно отсутствующих работников» указывает, чтодоплата устанавливается администрацией по соглашению сторон. В связи снеобходимостью лучшего использования рабочего времени в настоящее времяшироко используется работа по двум, трем совмещаемым профессиям. В леснойпромышленности при письменном согласии работника допускается совмещение трёхпрофессий, при этом квалифицированные работники не могут привлекаться наработы ниже 3 разряда. Защитная функция профсоюзов России в современный период.Защитная функция профсоюзов – это целенаправленная правовая деятельность позащите трудовых прав и законных интересов трудящихся, по восстановлениюнарушенных прав, по установлению более высокого уровня условий труда и быта.Потребность защиты прав и интересов трудящихся особенно актуальна всовременный период, когда обнажились социально-экономические противоречия.Эта функция проявляется в соответствии с установленными законами. Онапроявляется и при создании норм трудового права, при восстановлениинарушенных прав работника, при привлечении руководителей к ответственности занарушение трудового законодательства. Эта функция направлена также и назащиту прав профсоюзов. Потому что, только имея права профсоюзы способнызащищать трудящихся. При этом оптимальным методом реализации защитной функциистановится организация правового партнёрства – цивилизованной формывзаимоотношений между профсоюзами, работодателями и правительственнымиорганами. Профсоюзы взаимодействуют со сторонами коллективных договоров,соглашений на всех уровнях. Профсоюзы, для выполнения защитной функции,вправе иметь своих представителей в коллегиальных органах управленияорганизацией, независимо от форм собственности. Переход к рыночной экономикезатрагивает интересы трудящихся. Профсоюзы должны контролировать соблюдениетрудового законодательства, а также содействовать трудоустройствувысвобождаемых работников. Для реализации защитной функции профсоюзамзаконодательно установлены права и гарантии этих прав.33. Организация заработной платы в условиях рыночной экономики.В переходный к рыночной экономике период существенно меняются методыорганизации оплаты труда. Существует два метода организации заработной платыЦентрализованный – государственный и децентрализованный - договорной.Централизованный все больше уступает место договорному, сейчас он осталсятолько для работников бюджетных организаций. В централизованном порядкеустанавливаются основы тарифной системы, которая имеет большерекомендательный характер, минимальный месячный размер оплаты труда,минимальную оплату труда при отклонении от нормальных условий. Договорнойметод ныне существует на всех уровнях договоров, начиная от трудового иколлективного и кончая генеральным социально- партнёрскими соглашениями.Организация труда, создаваемая двумя методами, включает в себя следующиеэлементы: 1) Установление минимальной оплаты труда и его постоянныйпересмотр; с 1 января 200 руб. с 1 июля 300 р. 2) Установление дифференциацииоплаты труда как через тарифную систему, так и в локальном порядке. 3)Определение на каждом производстве конкретных систем и тарифов, а такжеустановление норм и сдельных расценок. 4) Установление порядка определениянормируемой величины расходов на з/плату. 5)Установление минимальных размеровоплаты труда при отклонений от нормальных условий. 6) Установлениегарантийных и компенсационных выплат. Тарифная система – это совокупностьнормативов, позволяющих дифференцировать оплату труда в зависимости отсложности, вредности, квалификации, климатических условий. Элементы тарифнойсистемы: тарифно-квалификационный справочник, состоит из 3 разделов(руководители, специалисты, исполнители), содержит подробные характеристикиработ. Требуемая квалификация той или иной работы определяется разрядом, чемвыше разряд, тем выше з/плата. Тарифная сетка - таблицы с часовыми илидневными ставками, наиболее распространены 6 разрядные, но есть 10, 12, а длябюджетников –18 разрядные. Тарифная ставка – размер оплаты за труд в единицувремени (час, день, месяц), выражается в денежной форме, возрастает взависимости от разряда, соотношение тарифных ставок в зависимости от разрядаопределяется с помощью тарифных коэффициентов. Для отдельных категорийработников в условиях перехода к рыночной экономике может быть установлениной вид оплаты в % от выручки, в долях от прибыли и т.д. Надбавки идоплаты. Централизованные (полевые, климатические условия) и локальные(устанавливаются коллективными договорами в % отношении к тарифной ставке,окладу). Списки профессий и работ с вредными и тяжёлыми условиями труда, сустановлением гарантированных надбавок.

Процедуры увольнения по инициативе администрации. - student2.ru

11.Физические и юридические лица, как субъекты гражданских правоотношений.

Правосубъектность физических и юридических лиц.Правосубъектность есть предусмотренная нормами права способность(возможность) быть участником правоотношений. Она представляет собойсложное юридическое свойство, состоящее из двух элементов —правоспособности и дееспособности.Правоспособность — это предусмотренная нормами права способность(возможность) лица иметь субъективные права и юридические обязанности.Дееспособность — предусмотренная нормами права способность и юридическаявозможность лица своими действиями приобретать права и обязанности,осуществлять и исполнять их. Разновидностями дееспособности являютсясделкоспособность, т. е. способность (возможность) лично, своими действиямисовершать гражданско-правовые сделки, и деликтоспособность —предусмотренная нормами права способность нести юридическую ответственностьза совершенное правонарушение.Граждане — самые многочисленные субъекты права, они вступают в различныеправоотношения: гражданско-правовые, семейные, трудовые, земельные,финансовые, процессуальные и другие. От социальной и правовой активностигражданина зависит его положение в обществе, социальной группе, трудовомколлективе, его успех в жизни.Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть субъектами трудовых,гражданских, процессуальных и иных правоотношений, но они не имеютизбирательных прав, на них не распространяется воинская обязанность,некоторые статьи Уголовного кодекса (например, об измене Родине) и т. д.Помимо общего (конституционного) правового статуса разные граждане имеютспециальный статус, который определяется более конкретными законами:например, статус рабочего, военнослужащего, работника милиции, студента,пенсионера и т. д.Государственные организации создаются для выполнения разнообразных функций.Как субъектов права их можно подразделить на три группы:1) органы государства, выполняющие функции управления и обладающиевластными полномочиями. Чаще всего они выступают субъектамиадминистративных, земельных, уголовно-правовых, процессуальныхправоотношений. Правовое положение органов государства характеризуетсякомпетенцией, т.е. совокупностью прав и обязанностей, предусмотренныхсоответствующими нормативными актами;2) учреждения, занимающиеся социально-культурной деятельностью, несвязанной с властными полномочиями. Такие учреждения состоят на бюджетегосударства, наделяются комплексом прав и обязанностей для выполнения своихфункций;3) предприятия, занимающиеся хозяйственной деятельностью, действующие направе хозяйственного ведения (унитарные предприятия) или на правеоперативного управления (казенные предприятия). Государство несетсубсидиарную ответственность по их обязательствам (п. 3 ст. 56 и п. 5 ст.115 ГК РФ).Права юридических лиц получают и многие негосударственные организации(хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительскиекооперативы, общественные, религиозные организации и т. д.).Негосударственные организации действуют не только в сфере хозяйства, но и всфере политики (партии), защиты прав граждан (юридические консультации,общества охраны прав потребителей, профсоюзы), выступают в качествесубъектов права в государственно-правовых, административно-правовых,трудовых, процессуальных и иных отношениях.Государство в целом выступает в качестве субъекта права в государственно-правовых (межгосударственные, между республиками и Федерацией) и некоторыхимущественных (при выпуске облигаций внутригосударственного займа, вотношении права собственности на бесхозяйное имущество, на клады и т. д.)взаимосвязях, является собственником предприятий промышленности,транспорта, связи и др.Социальные общности (народ, нация, население региона, трудовой коллектив)являются субъектами права в особых, предусмотренных законом случаях. Однакочаще всего социальные общности действуют через государственные иобщественные организации. Содержание правового отношения. Субъективные права и юридическиеобязанности.Юридическое содержание правоотношения — это возможность определенныхдействий управомоченного, необходимость определенных действий илинеобходимость воздержания от запрещенных действий обязанного, а фактическое— сами действия, в которых реализуются права и обязанности. Юридическое ифактическое содержание не тождественны. Первое богаче второго, включает всебя неопределенное количество возможностей. Содержание правоотношения —это субъективные юридические права и обязанности. Субъективное право исоответствующая ему обязанность образуют юридическую связь управомоченной иобязанной сторон. Причем правовое отношение может состоять из одной илинескольких юридических связей.Существует два типа правовых связей: относительные, возникающие междуотдельными лицами (субъектами права), и абсолютные — между субъектом праваи обществом (всяким и каждым).Субъективное право — это предусмотренная для управомоченного лица в целяхудовлетворения его интересов мера возможного поведения, обеспеченнаяюридическими обязанностями других лиц. Каковы же признаки данного права? 1.Субъективное право есть мера возможного поведения. Мера означает границу,предел проявления чего-нибудь. Применительно к субъективному праву меравключает в себя вид и размер возможного поведения. Субъективное право — этовозможное поведение, т. е. носитель субъективного права всегда имеет выбор:действовать определенным образом или воздержаться от действий. 2.Содержание анализируемого права устанавливается нормами права июридическими фактами. 3. Осуществление субъективного права обеспеченообязанностью другой стороны. В одних случаях эта обязанность состоит ввоздержании от действий, нарушающих субъективное право другой стороны, вдругих — данное право обеспечивается исполнением обязанности, т. е.активными действиями обязанного лица. 4. Субъективное право предоставляетсяуправомоченному лицу для удовлетворения его интересов; при отсутствиипоследнего стимул для осуществления субъективного права теряется. 5. Данноеправо состоит не только в возможности, но и в юридическом или фактическомповедении у право-моченного лица.Субъективное право — сложное явление, включающее в себя ряд правомочий: а)право на собственные фактические оействия, направленные на использованиеполезных свойств объекта права (например, собственник вещи вправеиспользовать е

Наши рекомендации