И в процедурах, применяемых в деле о банкротстве
1. Настоящее Положение, определяющее порядок предъявления и объединения требований по уплате обязательных платежей в бюджеты всех уровней, а также в государственные внебюджетные фонды и требований по денежным обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, разработано в целях обеспечения:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2009 N 663)
а) подачи федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, в том числе по выплате капитализированных платежей (далее - уполномоченный орган), заявления о признании должника банкротом;
(пп. "а" в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2009 N 663)
б) объединения и представления требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (далее - требования Российской Федерации);
в) координации деятельности представителей федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2009 N 663)
г) учета мнения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при определении позиции федеральных органов исполнительной власти как кредиторов по обязательным платежам в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2009 N 663)
Порядок объединения и представления требований
Российской Федерации при подаче заявления
о признании должника банкротом
2. В случае неисполнения должником требований Российской Федерации в размере, достаточном для возбуждения производства по делу о банкротстве в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", уполномоченный орган не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога, сбора, страховых взносов за счет имущества должника или соответствующего исполнительного документа, либо в течение 30 дней с даты получения уведомлений федеральных органов исполнительной власти, выступающих кредиторами по денежным обязательствам (их территориальных органов), о наличии задолженности по обязательным платежам или о задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией (с приложением заверенных в установленном порядке копий документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящего Положения) принимает решение о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.08.2009 N 663, от 28.07.2015 N 765, от 21.12.2016 N 1416)
Заявление о признании должника банкротом должно быть направлено в арбитражный суд в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о его направлении.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.01.2016 N 17)
3. Заявление о признании банкротом стратегического предприятия или организации подается уполномоченным органом в 15-дневный срок с даты получения соответствующего решения Правительственной комиссии по обеспечению реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса.
Такое заявление подается также в отношении правопреемников реорганизованных стратегических предприятий или организаций до внесения сведений о них в перечень стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. N 1226-р.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.03.2015 N 265)
(п. 3 в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2009 N 663)
4. Уполномоченный орган откладывает подачу заявления о признании должника банкротом на срок до 6 месяцев в случае, если до истечения срока, установленного пунктом 2 настоящего Положения, должником представлены:
а) по требованиям Российской Федерации по денежным обязательствам - заверенная арбитражным судом копия вступившего в силу решения суда, установившего предоставление должнику отсрочки или рассрочки их исполнения;
б) по требованиям об уплате обязательных платежей - документы, подтверждающие осуществление должником взыскания просроченной дебиторской задолженности, сумма которой превышает сумму кредиторской задолженности по требованиям об уплате обязательных платежей, а также график погашения задолженности по требованиям об уплате обязательных платежей и требованиям Российской Федерации по денежным обязательствам.
В случае нарушения должником графика погашения задолженности уполномоченный орган обязан подать заявление о признании должника банкротом в арбитражный суд в течение 5 рабочих дней.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.01.2016 N 17)
5. Уполномоченный орган вправе отложить подачу заявления о признании должника банкротом:
а) если им получены документы, подтверждающие подачу должником в вышестоящий налоговый орган или суд до истечения сроков, установленных пунктом 2 настоящего Положения, жалобы (искового заявления) об обжаловании требований Российской Федерации к должнику по обязательным платежам при условии, что обжалование указанных требований может привести к прекращению оснований для подачи уполномоченным органом заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд, - до вынесения соответствующего решения, но не более чем на 2 месяца;
б) если им получены документы, подтверждающие подачу до истечения сроков, установленных пунктом 2 настоящего Положения, должником в вышестоящий налоговый (таможенный) орган или суд жалобы (искового заявления) об обжаловании действия (бездействия) должностных лиц налоговых органов, таможенных или иных органов власти, которые, по мнению должника, создали предпосылки для появления признаков несостоятельности (банкротства), либо подачу жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, таможенных или иных органов власти, которые, по мнению должника, создали предпосылки для появления признаков несостоятельности (банкротства), - до вынесения соответствующего решения, но не более чем на 2 месяца;
в) по решению уполномоченного органа в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления (далее - регулирующий орган);
(пп. "в" в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2009 N 663)
г) если отсутствует информация, подтвержденная документами, и (или) иные доказательства, обосновывающие возможность обнаружения имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве в отношении гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, а также в отношении отсутствующего должника, - до получения соответствующей информации и (или) доказательств, но не более чем на 1,5 года.
(пп. "г" введен Постановлением Правительства РФ от 24.03.2015 N 265; в ред. Постановления Правительства РФ от 20.01.2016 N 17)
6. Повторное отложение уполномоченным органом подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом не допускается, за исключением случаев, когда такое решение принято Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.
7. В случае неисполнения должником требований об уплате обязательных платежей таможенные органы не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления таможенного органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника или соответствующего исполнительного документа, обязаны направить в уполномоченный орган уведомление о наличии задолженности по обязательным платежам по форме согласно приложению N 1.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.08.2009 N 663, от 28.07.2015 N 765)
К уведомлению таможенных органов о наличии задолженности по уплате обязательных платежей прилагаются заверенные копии документов, представляемые в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" при подаче заявления о признании должника банкротом, включая заверенные в установленном порядке копии следующих документов:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2009 N 663)
а) справка таможенного органа о размере задолженности по налогу (сбору), не уплаченному в более чем 3-месячный срок;
б) решение таможенного органа о взыскании денежных средств со счетов должника;
в) решение и постановление таможенного органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника или соответствующее судебное решение, вступившее в законную силу, а также исполнительный документ;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.07.2015 N 765)
г) сведения о направлении судебному приставу-исполнителю постановления таможенного органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника или соответствующего исполнительного документа;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.07.2015 N 765)
д) документы, подтверждающие основания возникновения задолженности.
8. В случае неисполнения должником требований Российской Федерации по денежным обязательствам и обязательным платежам федеральные органы исполнительной власти и органы государственных внебюджетных фондов, а также их территориальные органы не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты направления (предъявления к исполнению) постановления о взыскании задолженности за счет имущества должника или соответствующего исполнительного документа о взыскании задолженности судебному приставу-исполнителю, направляют в адрес уполномоченного органа уведомление о наличии задолженности по денежным обязательствам и обязательным платежам согласно приложению N 1 к настоящему Постановлению, а также заверенные в установленном порядке копии документов, представляемые при подаче заявления о признании должника банкротом.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.08.2009 N 663, от 24.03.2015 N 265, от 28.07.2015 N 765)
К уведомлению исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации о наличии задолженности по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний прилагаются заверенные копии документов, представляемых при подаче заявления о признании должника банкротом, включая заверенные в установленном порядке копии следующих документов:
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 05.12.2005 N 719, в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.08.2009 N 663, от 24.03.2015 N 265, от 21.12.2016 N 1416)
а) справка исполнительного органа Фонда социального страхования Российской Федерации о размере задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, не уплаченным в более чем 3-месячный срок;
(пп. "а" введен Постановлением Правительства РФ от 05.12.2005 N 719, в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.03.2015 N 265, от 21.12.2016 N 1416)
б) решение исполнительного органа Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании денежных средств со счетов должника;
(пп. "б" введен Постановлением Правительства РФ от 05.12.2005 N 719, в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.03.2015 N 265, от 21.12.2016 N 1416)
в) решение и постановление исполнительного органа Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет имущества должника или соответствующее судебное решение, вступившее в законную силу, а также исполнительный документ;
(пп. "в" введен Постановлением Правительства РФ от 05.12.2005 N 719, в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.03.2015 N 265, от 28.07.2015 N 765, от 21.12.2016 N 1416)
г) сведения о направлении судебному приставу-исполнителю постановления исполнительного органа Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет имущества должника или соответствующего исполнительного документа;
(пп. "г" введен Постановлением Правительства РФ от 05.12.2005 N 719; в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.03.2015 N 265, от 28.07.2015 N 765, от 21.12.2016 N 1416)
д) документы, подтверждающие основания возникновения задолженности.
(пп. "д" введен Постановлением Правительства РФ от 05.12.2005 N 719)
9. По запросу уполномоченного органа таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов, федеральные органы исполнительной власти, которые имеют требования к должнику об уплате обязательных платежей или требования по денежным обязательствам, участвуют в судебных заседаниях по рассмотрению обоснованности требований по обязательным платежам или денежным обязательствам и оснований для включения указанных требований в реестр требований кредиторов.
(п. 9 в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2009 N 663)
10. Уполномоченный орган при получении уведомления судебного пристава-исполнителя о наложении ареста, постановления судебного пристава-исполнителя о наложении ареста и акта о наложении ареста на имущество должника, подлежащее взысканию в четвертую очередь, должен сообщить судебному приставу-исполнителю об осуществлении или неосуществлении им действий по возбуждению в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника в соответствии с настоящим Положением не позднее чем в 30-дневный срок с даты получения указанного уведомления.
(п. 10 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.07.2008 N 517)
11. Выбор арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражных управляющих при направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом осуществляется уполномоченным органом в случаях и порядке, устанавливаемых регулирующим органом.
(п. 11 в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2009 N 663)
Порядок объединения и представления
требований Российской Федерации в процедурах,
применяемых в деле о банкротстве
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2009 N 663)
12. Одновременно с подачей в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом уполномоченный орган запрашивает у должника информацию о федеральных органах исполнительной власти и государственных внебюджетных фондах, являющихся кредиторами должника, а также направляет уведомление о принятом решении в федеральные органы исполнительной власти и иные органы, указанные в приложении N 2.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.12.2005 N 719)
В случае если федеральные органы исполнительной власти и иные органы, указанные в приложении N 2, имеют требования к должнику об уплате обязательных платежей или по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, эти органы в недельный срок с даты получения указанного уведомления представляют в уполномоченный орган документы, предусмотренные пунктами 7 и 8 настоящего Положения.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.12.2005 N 719)
В целях определения федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, являющихся кредиторами должника, может быть использована информация, полученная уполномоченным органом в рамках проведения мероприятий налогового контроля. В случае получения информации о федеральных органах исполнительной власти и государственных внебюджетных фондах, являющихся кредиторами должника, в рамках проведения мероприятий налогового контроля запрашивать у должника информацию, указанную в абзаце первом настоящего пункта, не требуется.
Уполномоченный орган вправе запросить у федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов, а также иных организаций информацию, необходимую для представления требований Российской Федерации по обязательным платежам и денежным обязательствам.
Федеральные органы исполнительной власти и органы государственных внебюджетных фондов не позднее одной недели со дня получения запроса уполномоченного органа представляют в уполномоченный орган документы, предусмотренные пунктами 7 и 8 настоящего Положения.
Кроме случаев, предусмотренных пунктами 7 и 8 настоящего Положения, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и федеральные органы исполнительной власти, которые имеют требования к должнику об уплате обязательных платежей или требования по денежным обязательствам, представляют в уполномоченный орган документы, предусмотренные пунктами 7 и 8 настоящего Положения, в недельный срок с даты выявления факта введения в отношении должника процедуры, применяемой в деле о банкротстве.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.03.2015 N 265)
Положения абзаца первого настоящего пункта в части направления уведомления о принятом решении в федеральные органы исполнительной власти и иные органы, указанные в приложении N 2, и абзаца второго настоящего пункта не применяются при подаче в арбитражный суд уполномоченным органом заявления о признании гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем, банкротом.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 28.07.2015 N 765; в ред. Постановления Правительства РФ от 20.01.2016 N 17)
13. После получения документов, предусмотренных пунктами 7 и 8 настоящего Положения, уполномоченный орган предъявляет требования Российской Федерации к должнику в установленном порядке.
14. В случае если процедура наблюдения (процедура реструктуризации долгов гражданина) введена по заявлению конкурсного кредитора или заявлению должника, уполномоченный орган осуществляет действия, предусмотренные пунктами 12 и 13 настоящего Положения.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.07.2015 N 765)
14.1. Расходы на уведомление кредиторов о предъявлении требований уполномоченного органа к должнику в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", возмещаются арбитражному управляющему в порядке, утверждаемом регулирующим органом.
(п. 14.1 введен Постановлением Правительства РФ от 12.08.2009 N 663)
Порядок голосования уполномоченного органа
на собраниях кредиторов, а также учета мнения органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления в ходе процедур,
применяемых в деле о банкротстве
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2009 N 663)
15. Уполномоченный орган при участии в собрании кредиторов голосует в порядке, устанавливаемом регулирующим органом.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2009 N 663)
16. В целях обеспечения учета мнения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при определении позиции федеральных органов исполнительной власти уполномоченный орган перед участием в собрании кредиторов, в повестку дня которого внесен вопрос о выборе процедуры, применяемой в деле о банкротстве, запрашивает мнение соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в отношении применения и хода процедуры, применяемой в деле о банкротстве.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2009 N 663)
По ходатайству органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органов местного самоуправления о введении финансового оздоровления, внешнего управления, реструктуризации долгов гражданина либо о заключении мирового соглашения (при соблюдении порядка, установленного настоящим Положением) уполномоченный орган голосует за введение соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве, при условии предоставления гарантии (поручительства) третьих лиц по требованиям об уплате обязательных платежей в бюджет Российской Федерации и требованиям Российской Федерации по денежным обязательствам, а также по требованиям об уплате обязательных платежей в бюджет муниципального образования (по ходатайству органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации) либо требованиям об уплате обязательных платежей в бюджет субъекта Российской Федерации (по ходатайству органов местного самоуправления).
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.08.2009 N 663, от 24.03.2015 N 265, от 28.07.2015 N 765)
Положения абзаца первого настоящего пункта не применяются в деле о банкротстве гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 28.07.2015 N 765; в ред. Постановления Правительства РФ от 20.01.2016 N 17)
17. Уполномоченный орган голосует за предложенную соответствующими органами процедуру, применяемую в деле о банкротстве, в случае, если у должника имеется задолженность только перед бюджетом субъекта Российской Федерации и соответствующего муниципального образования, при условии предоставления гарантии (поручительства) в порядке, установленном пунктом 16 настоящего Положения.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2009 N 663)
Информационное взаимодействие
федеральных органов исполнительной власти, органов
государственных внебюджетных фондов, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления, а также иных органов
и организаций при предъявлении требований по обязательствам
перед Российской Федерацией в деле о банкротстве
и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2015 N 265)
18. Федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетные фонды, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, которые имеют требования к должнику об уплате обязательных платежей или требования по денежным обязательствам, вправе запрашивать у уполномоченного органа информацию о ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.
(п. 18 в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2015 N 265)
19. Уполномоченный орган один раз в полугодие представляет в Министерство финансов Российской Федерации информацию о результатах рассмотрения уведомлений федеральных органов исполнительной власти, выступающих кредиторами по денежным обязательствам (их территориальных органов), о задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, а также о включении соответствующих требований в реестр требований кредиторов.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.08.2009 N 663, от 24.03.2015 N 265)
20. Уполномоченный орган ежегодно представляет в регулирующий орган и в Министерство финансов Российской Федерации аналитический и статистический отчеты, а также иную информацию по запросу регулирующего органа и Министерства финансов Российской Федерации не позднее 30 дней с даты получения запроса.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2009 N 663)
Аналитический отчет должен содержать информацию о практических проблемах применения законодательства о несостоятельности (банкротстве), а также анализ тенденций развития института банкротства в Российской Федерации, особенностей применения законодательства о несостоятельности (банкротстве) на территории субъектов Российской Федерации, информацию об участии федеральных органов исполнительной власти в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2009 N 663)
Статистический отчет должен содержать информацию об общем количестве возбужденных дел о несостоятельности (банкротстве) с участием уполномоченного органа, о количестве и видах процедур, применяемых в деле о банкротстве, на территории каждого субъекта Российской Федерации и в отношении организаций каждой отрасли экономики.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2009 N 663)
21. В случае если должником выступает унитарное предприятие или акционерное общество, более 25 процентов голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, уполномоченный орган не позднее 10 дней со дня направления судебному приставу - исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога, сбора, страховых взносов за счет имущества должника или соответствующего исполнительного документа либо в течение 10 дней со дня получения уведомлений федеральных органов исполнительной власти и (или) органов государственных внебюджетных фондов, выступающих кредиторами по денежным обязательствам, о наличии задолженности по обязательным платежам или задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией уведомляет об этом федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия собственника имущества или акционера в отношении должника.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 28.07.2015 N 765, от 21.12.2016 N 1416)
Указанное уведомление направляется в случае неисполнения должником требований Российской Федерации в размере, необходимом для возбуждения производства по делу о банкротстве в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
(п. 21 введен Постановлением Правительства РФ от 24.03.2015 N 265)
22. Организации, выступающие в качестве кредиторов по обязательным платежам и денежным обязательствам перед Российской Федерацией, в том числе выполняющие функции агентов Правительства Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган информацию и документы в соответствии с настоящим Положением, а также по запросу уполномоченного органа участвуют в судебных заседаниях по рассмотрению обоснованности требований по обязательным платежам и денежным обязательствам перед Российской Федерацией и оснований для включения указанных требований в реестр требований кредиторов.
(п. 22 введен Постановлением Правительства РФ от 24.03.2015 N 265)
23. Межведомственное информационное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также иных органов и организаций в соответствии с настоящим Положением осуществляется с использованием Единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а также системы межведомственного электронного документооборота, за исключением случаев, когда такое взаимодействие в электронном виде невозможно.
(п. 23 введен Постановлением Правительства РФ от 24.03.2015 N 265)
Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 июля 2014 г. N 50
"О примирении сторон в арбитражном процессе"
В связи с возникающими при рассмотрении дел арбитражными судами вопросами, касающимися примирения сторон, и в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению, а также в целях развития примирительных процедур Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании статьи 13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" постановляет дать арбитражным судам следующие разъяснения.
Общие вопросы примирения сторон в арбитражном процессе
1. В соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс) задачей судопроизводства в арбитражных судах является содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота (пункт 6 статьи 2 Кодекса); задачей подготовки дела к судебному разбирательству является примирение сторон (часть 1 статьи 133 Кодекса).
Исходя из этого и на основании части 1 статьи 138 АПК РФ арбитражный суд при рассмотрении дела обязан принимать меры для примирения сторон, содействовать им в урегулировании спора, руководствуясь при этом интересами сторон и задачами судопроизводства в арбитражных судах.
2. Арбитражным судам следует иметь в виду, что с учетом положений части 2 статьи 138 и части 1 статьи 139 АПК РФ стороны могут использовать любые примирительные процедуры, в том числе процедуру медиации, на любой стадии арбитражного процесса и при исполнении судебного акта, при этом предполагаются добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий.
3. К числу мер, направленных на примирение сторон и оказание содействия им арбитражным судом в урегулировании спора, относятся разъяснение сторонам права заключить мировое соглашение, обратиться за содействием к посреднику, в том числе медиатору, в порядке, установленном федеральным законом, использовать другие примирительные процедуры, а также разъяснение условий и порядка реализации данного права, существа и преимуществ примирительных процедур, правовых последствий совершения таких действий. При выявлении с учетом обстоятельств конкретного дела условий для примирения сторон суд должен предложить сторонам использовать примирительные процедуры.
Названные меры принимаются судом на всех стадиях арбитражного процесса. Соответствующие разъяснения и предложение включаются в выносимые судом определения, в частности определения об обеспечительных мерах, о принятии искового заявления (заявления) к производству, о вступлении в дело соистца, о привлечении соответчика, о замене ненадлежащего ответчика надлежащим или привлечении надлежащего ответчика в качестве второго ответчика, о вступлении в дело третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, о вступлении в дело третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, либо о привлечении третьего лица к участию в деле, об объединении дел в одно производство, о выделении требований в отдельное производство, о назначении дела к судебному разбирательству, о приостановлении производства по делу либо его возобновлении, об отложении судебного разбирательства, а также в иные определения, выносимые в ходе рассмотрения дела. С учетом того, что примирение возможно также при исполнении судебного акта, разъяснения и предложение могут быть включены в решение, постановление арбитражного суда.
4. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 135 АПК РФ при подготовке дела к судебному разбирательству судья принимает меры для заключения сторонами мирового соглашения, содействует примирению сторон. В частности, судья в целях содействия сторонам в урегулировании спора предлагает лицам, участвующим в деле, сообщить сведения о совершенных действиях, направленных на примирение, если они предпринимались, а также представить документы, подтверждающие совершение указанных действий, если соответствующие документы имеются. Лица, участвующие в деле, вправе сообщить такие сведения, представить документы с учетом принципа конфиденциальности примирительных процедур. Данные сведения и документы учитываются судом в ходе подготовки дела к судебному разбирательству для выявления вопросов, по которым может быть достигнуто соглашение сторон.
В предварительном судебном заседании арбитражному суду следует выяснить мнение сторон о возможности урегулировать спор и с учетом данного мнения, а также обстоятельств конкретного спора предложить им использовать примирительные процедуры.
5. В случае если обе стороны заявляют ходатайство об обращении за содействием к суду или посреднику, в том числе к медиатору, в целях урегулирования спора, а равно если с таким ходатайством обращается одна из сторон при отсутствии возражений другой стороны, арбитражный суд применительно к части 2 статьи 158 АПК РФ вправе отложить проведение предварительного судебного заседания, совершение других подготовительных действий на срок, не превышающий шестидесяти дней (часть 7 статьи 158 Кодекса), либо объявить перерыв в судебном заседании для примирения сторон или рассмотрения ими возможности использования примирительных процедур соответственно. В целях содействия примирению сторон арбитражный суд вправе также объявить перерыв в предварительном судебном заседании или в судебном заседании по своей инициативе.
6. В случае, если в период отложения судебного разбирательства стороны не достигли примирения, стороны или сторона отказались от проведения примирительных процедур или истек срок их проведения, арбитражный суд по заявлению сторон, стороны или по своей инициативе применительно к части 10 статьи 158 АПК РФ вправе вынести определение об изменении даты судебного заседания на более раннюю с соблюдением правил об извещении лиц, участвующих в деле, и других участников арбитражного процесса.
7. Арбитражным судам необходимо иметь в виду, что, в случае если после вынесения определения об отложении проведения предварительного судебного заседания, определения об отложении судебного разбирательства в связи с обращением сторон за содействием к суду или посреднику, в том числе к медиатору, в целях урегулирования спора, поведение стороны, обратившейся с ходатайством об отложении в связи с указанными обстоятельствами, с очевидностью свидетельствует о том, что она отказывается или уклоняется от участия в примирительной процедуре, арбитражный суд применительно к части 2 статьи 111 АПК РФ вправе отнести на такую сторону все судебные расходы по делу, если признает причины такого отказа или уклонения неуважительными, направленными исключительно на затягивание судебного разбирательства, либо свидетельствующими об ином злоупотреблении процессуальными правами.
Результаты примирения сторон. Мировое соглашение
8. По итогам использования примирительной процедуры стороны могут заключить мировое соглашение в отношении всех или части заявленных требований, которое утверждается арбитражным судом в порядке, предусмотренном статьей 141 Кодекса.
Исходя из положений АПК РФ другими самостоятельными результатами примирения сторон, помимо мирового соглашения, могут быть также частичный или полный отказ от иска (часть 2 статьи 49 Кодекса), его частичное или полное признание (часть 3 статьи 49 Кодекса), признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, соглашение по обстоятельствам дела (статья 70 Кодекса).
9. Мировое соглашение представляет собой соглашение сторон, то есть сделку, вследствие чего к этому соглашению, являющемуся одним из средств защиты субъективных прав, помимо норм процессуального права, подлежат применению нормы гражданского права о договорах, в том числе правила о свободе договора (статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации). Таким соглашением, если оно утверждено арбитражным судом, стороны прекращают спор (полностью или в части) на основе добровольного урегулирования взаимных претензий и утверждения взаимных уступок.
10. Исходя из положений части 1 статьи 44, статьи 46, части 1 статьи 140 АПК РФ, в случае если в деле участвуют несколько истцов и (или) ответчиков, мировое соглашение может быть заключено как между всеми истцами и ответчиками, так и между некоторыми из них, если это не препятствует рассмотрению судом требований, производство по которым не прекращается вследствие утверждения мирового соглашения.
11. Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, с учетом положений части 2 статьи 50 АПК РФ вправе участвовать в заключении мирового соглашения в качестве сторо<