В систему Общей части входят институты, соответствующие учебным разделам:О

В систему Общей части входят институты, соответствующие учебным разделам:О

1. Институт права собственности на земельные участки (вопросы собственности, формы, виды, субъекты собственности, разграничение государственной собственности на землю);

2. Институт использования земли (сделки с землей, титулы, проблемы, права и обязанности землепользователей);

3. Институт управления в области использования и охраны земли (система и структура органов власти различного уровня, мониторинг, землеустройство, госучет, регистрация, планирование, прогнозирование);

4. Институт охраны земли (требования, предъявляемые к землепользователям, недопустимость самовольной застройки). Это императивный институт;

5. Институт ответственности за земельные правоотношения.

В систему Особенной части входят 7 институтов (нормы, посвященные специфике правового регулирования различных типов земель, соответствующие 7 их категориям).

ЗП как наука – это совокупность идей, ТЗ, взглядов ученых по поводу формирования отрасли ЗП, науки ЗП. МГУ, СпбГУ, МГЮА, УрГЮА имеют кафедры земельного и экологического права.

Конец семестра посвящается конференции по ЗП и по ЭП.

ЗП как учебная дисциплина – совокупность знаний, практических навыков, учений о правовом регулировании земельных отношений. Если отрасль состоит из двух частей, здесь есть Специальная часть, куда входит история развития ЗП и земельные отношения зарубежных стран (метод сравнительного правоведения).

Становление и развитие ЗП как отрасли права.

Этот вопрос на лекции мы отметим только схематически. Изучать его надо дома.

3 этапа:

I. 1917г. появление отрасли: Декрет о земле. До него эти отношения регулировались иными отраслями права. В рамках ЗП регулируются иные отношения (водные, лесные). До 1968г.

II. 1968-1990. Из ЗП выделяются самостоятельные отрасли: лесное право, водное право, горное право, фаунистическое право. Этот период характеризуется принятием соответствующих кодексов. На первом плане вопросы использования ресурсов, а не их охраны.

III. 1990 – по настоящее время. Формируется отрасль ЭП – комплекса, интегрированного из природоресурсных отраслей. Отношения по использованию и охране ресурсов.

Общая характеристика земельной реформы.

Земельная реформа – это преобразование, изменение земельных отношений в целях создания условий для функционирования многообразия форм собственности и форм хозяйствования на земле.

1. Закон РСФСР 1990г. «О земельной реформе». В этом же году был приянят другой закон:

2. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве.

3. Землеьный Кодекс РСФСР от 24.04.1991.

4. Но основным актом был указ Президента от 27.12.1991 «О необходимых мерах по осуществлению земельной реформы», который фактически приравнивался к закону.

5. КРФ 1993г. в ч.2 ст.9 закрепила, что земля и иные природные ресурсы могут находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности. Ст.36 закрепила, что граждане и их объединения могут иметь в частной собственности земельные участки.

6. 1993г. Указ Президента «О приведении актов, регулирующих земельные отношения в соответствие с КРФ». Он отменил более половины земельных норм Кодекса 1993г. На этот период земельное право получило название «указного». Появился огромный массив указов Президента, регулирующих земельные отношения.

Причины земельной реформы

1. Спад производства

2. Отсутствие материальной заинтересованности товаропроизводителей в рациональном использовании земли, особенно в сельском хозяйстве.

3. Отсутствие инвестиционной привлекательности в строительство и объекты недвижимости.

4. Необходимость перераспределения земель и наделения земельными участками всех желающих.

Основные новые акты:

1. ЗК 2001года.

2. Закон о землеустройстве

3. Закон о государственном земельном кадастре

4. Закон о разграничении собственности на землю.

Итоги:

1. установлено многообразие форм собственности

2. установлены разные формы хозяйствования (крестьянско-фермерское, личное, колхозы, совхозы)

3. Новые законодательно-закрепленные гарантии землепользования.

4. Права арендаторов земельных участков приравнены к правам собственников земельных участков.

5. Созданы органы государственной и муниципальной власти, осуществляющие специальные функции в области земельных отношений.

Предмет и метод ЗП.

Предмет – ОО, регулирующиеся нормами того или иного права

Предмет ЗП – ОО по рациональному использованию и охране земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Ч.1 ЗК описывает круг отношений – предмет ЗП.

Особенности земельных отношений:

1. Объектом данных отношений является земля как результат эволюционного развития материального мира;

2. Данные отношения функционируют в сфере взаимодействия природы и общества, носят эколого-экономический характер.

3. Отношения основаны на различных формах собственности на землю

4. Отношения имеют имущественный характер.

5. Отношения возникают на основании различных титулов владения землей.

Земельные отношения имеют комплексный характер, т.к. регулируются не только нормами ЗП, но и конституционного, административного, финансового, уголовного, гражданского и ряда других отраслей.

ЗП регулирует следующие группы ОО:

1. Порядок перевода земель из одной категории в другую (ст.8 ЗК)

2. Охрана земель (гл.2)

3. Использование земель (гл.4)

4. Основания возникновения и прекращения прав на землю (гл.5 и 7)

5. Осуществление прав и обязанностей собственников, землепользователей и землевладельцев (гл.6)

6. Платность землепользования (гл.10)

7. Мониторинг земель – наблюдение, землеустройство и ведение кадастра (гл.11)

8. Осуществление земельного контроля (гл.12)

9. Юридическая ответственность (гл.13).

Метод ЗП.

Метод ЗП является комплексным и состоит из гражданско-правового и административно-правового.

1. Метод юридического равенства сторон (ГП)

2. Метод координации (ГП)

3. Власть и подчинение (АП – императивный метод на основе субординации)

В ЗП, как и в экологическом, преобладает административно-правовой метод.

Выбор метода будет зависеть:

1. От места субъекта отношений в том или ином правоотношении

2. От характера юридических фактов.

3. От характера мер юридической ответственности.

Задачи ЗП.

В ЗК 2001 г. отсутствуют нормативно-закрепленные задачи, однако они закреплены в Законе СО «О регулировании земельных отношений на территории СО». 1995 и 2004 год.

1. Рациональное использование и охрана земель;

2. Обеспечение равенства форм хозяйствования на земле;

3. Сохранение экологического равновесия, экологической безопасности;

4. Защита прав и законных интересов граждан.

Принципы ЗП.

По классификации:

Общеправовые принципы: законность, гласность, характерные для всех отраслей.

Общеэкологические: ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.3. Это «принципы охраны»

Отраслевые (земельно-правовые): ст.1 ЗК.

Всего принципов 13, их перечень носит открытый характер:

1. Учет земли в триединстве

2. Принцип платности землепользования (земельный налог или арендная плата)

3. Приоритет охраны земли перед ее использованием

4. Гласность землепользования путем участия общественности, граждан, религиозных организаций в земельных вопросах

5. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов недвижимости.

6. Дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы.

7. Другие

Соотношение ЗП и ГП.

Нормативное соотношение в ч.3 ст.3 ЗК. К имущественным отношениям по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством.

Ч. 1 ГК вступила в силу в 1994 году, за исключением главы по земельному праву (вступила в силу, с принятием ЗК в 2001 году) – главы 17 ГК.

Ст. 18-21 ЗК говорят о праве на пользование, распоряжение, владение. Эти статьи согласовали с собой статьи гл.17 ГК.

Кроме того, взаимодействие ЗП и ГП осуществляется в вопросах ответственности, поскольку понятия земельной ответственности нет. База – ст.15 ГК (возмещение убытков – не только способ восстановления, возмещения ущерба, но и защиты нарушенных прав). Возмещение убытков производится по двум основаниям: возмещение упущенной выгоды и реального ущерба.

Соотношение ЗП и АП.

Взаимодействие идет по институту управления, в рамках императивных методов.

Соотношение по институту ответственности за земельные правонарушения (КоАП, составы в гл.8).

Соотношение ЗП и УП.

Соотношение по институту ответственности за земельные преступления (гл.26 УК «Экологические преступления» - ст.254 «Порча земли». Остальные составы носят эколого-правовой, а не земельно-правовой характер).

Соотношение ЗП и ФП.

Земельный налог (с 2005 года). Раньше была плата за землю.

Земельные правоотношения.

Это отношения по использованию и охране земли, урегулированные нормами ЗП.

Структура земельных правоотношений: объект, субъект, содержание.

Объект ЗПО: ст.6 ЗК: к объектам ЗПО относится земля как природный объект и земля как природный ресурс. ФЗ «Об охране окружающей среды» под природным объектом понимает естественные экологические системы, природные ландшафты и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства. Под природным ресурсом понимаются компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энерги, продуктов производства и предметов потребления, и имеют потребительскую ценность.

Земля не может быть объектом имущественных отношений.

До июля 2008г. в ст.6 ЗК речь шла о таком объекте, как земельный участок, было приведено его определение: часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном законом порядке. Ст.267 ГК говорит о земельном участке как объекте права собственности: водные объекты, растительность, то что на и под, если иное не установлено ФЗ.

Часть земельного участка – определение не приводится. Она может быть объектом сделок, не связанных с отчуждением земельного участка. Например, аренда, залог.

Согласно ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования земельных отношений». Появилась гл.1.1, ст.11.1 говорит, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с ФЗ.

Образование земельных участков происходит при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В случае образования земельных участков ранее существовавшие земельные участки как объекты права прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав не землю.

Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признается целевое назначение и разрешенное использование ранее существовавших земельных участков.

Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия субъектов земельных отношений. Однико такого согласия не требуется на образование земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Споры об образовании земельных участков рассматриваются в земельном порядке. Посмотреть ст.11.3,которая говорит об особенностях образования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

• Ст.11.4. процедура раздела земельного участка.

• Ст.11.5. выдел земельного участка.

• Ст.11.6. объединение земельных участков.

• Ст.11.7. перераспределение земельных участков.

Земельная доля.

Предмет ЗП – отношения по использованию и охране. Доля в праве – объект нематериальный. Это объект гражданских правоотношений.

Субъект ЗПО.

Ст.5 ЗК. Традиционно понимание субъекта в ГП: РФ, СРФ, муниципальные образования, физические и юридические лица.

Органы, действуя в соответствии со своими полномочиями, взаимодействуют с другими участниками ЗПО.

ЗК упоминает еще и об участниках земельных отношений:

1. Собственники – лица, обладающие земельными участками на праве собственности. (негаторный иск). Он подтверждает свое право свидетельством о праве собственности.

2. Землепользователь – либо лицо, обладающее участком на праве постоянного бессрочного пользования, либо титул безвозмездного срочного пользования. Чем подтверждеется право бессрочного пользования? Вещное право требует регистрации, следовательно, также необходимо свидетельство. Право срочного безвозмездного пользования подтверждается договором (частная собственность), при этом, если договор до 1 года, не требуется государственная регистрация.

3. Землевладелец – субъект, земельный участок которого предоставлен ему на праве пожизненного наследуемого владения. Подтверждается право владения свидетельством.

4. Арендатор – лицо, обладающее участком на праве аренды или субаренды. До 1 года – договор аренды без регистрации. Если более – с регистрацией.

5. Обладатель сервитута – подтверждается договором либо судебным решением. Нужна государственная регистрация: это, с одной стороны, право для субъекта, обременяющего сервитутом, для обремененного – это ограничение права. Есть еще и публичные сервитуты: для них основание – акт ОГВ или ОМС, в интересах которых этот сервитут установлен.

Содержание ЗПО.

Совокупность прав и обязанностей. Права закрепляются в ст.45.

Кроме трех элементов добавим земельно-правовую норму.

ЗПН состоит из гипотезы и диспозиции. Санкция находится в нормах иных отраслей права.

Классификация ЗПО.

1. По виду ЗПН:

a. Материальные

b. Процессуальные

i. Чисто процессуальные (судебный процесс по земельным спорам)

ii. Процедурно-процессуальные (по предоставлению земельного участка на том или ином праве

2. По содержанию ЗПН (зависимость от института общей части ЗП):

a. Собственности на земельные участки

b. Землепользования

c. Управления и охраны

d. Ответственности.

3. По субъекту ЗПН (с участием одного из 5 субъектов)

4. По категории земель, по поводу которых возникает правоотношение (7).

Лекция №2.

Общая характеристика ЗК.

Существующий ЗК был принят в условиях действия ряда новых,отвечающих требованиям времени, законов, регулирующих земельные отношения.

«О государственном земельном кадастре», «О разграничении госудаственной собственности» и прочее. Считается, что не нужно применять кодификацию, т.к много изменений.

• Четко выраженных принципов законодательства у нас не существовало до ЗК

• Разграничение действия земельного и гражданского законодательства, а также земельного и приодоресурсного законодательства.

• Получило закрепление единство судьбы земельного участка и объектов недвижимости, находящихся над и под земельным участком

• Устанавливаются условия оборотоспособности земельных участков

• В отличие от ГК, приводится четко определение частной собственности на земельные участки.

• Четку урегулирована процедура предоставления земельных участков дл ястроительства, в т.ч. жилищного строительства и комплексного освоения детей.

• Законо о введении в действие устанавливает критерии разграничения государственной собсвенности на землю. Важно: для бремени содержания земельных участков и распределения доходов для бюджетов совершенств.

Лекция №3.

Содержание права собственности.

Владение.

Это представленная законом возможность фактического обладания имуществом. Свидетельство права собственности подтверждает факт владения.

Пользование.

Предполагает наличие у собственника получать доход от своего имущества, осуществлять какую-либо деятельность со своим объектом. Однако публичный собственник реализует данные правомочия путём получения рентного дохода (земельный налог и арендная плата). Таким образом им предоставлена лишь юридическая, а не фактическая возможность извлечения из имущества полезных свойств. Частные собственники, реализуя правомочия пользования, при этом ещё и используют земельный участок.

Распоряжение.

Является одним из самых важных. Частному собственнику для совершения правомочия распоряжения достаточно произвести волевое действие (подписать сделку). А для публичного собственника важнейшим средством осуществления данного правомочия будет являться индивидуальный административный акт, который в последствие будет иметь самостоятельное значение, если затем не требуется совершать гражданско-правовую сделку. Например, предоставление земельного участка на праве постоянного бессрочного пользования. Либо данный юридический факт будет иметь значение, если на его основе будет заключена гражданско-правовая сделка (договор аренды).

Защита прав на землю

Это совокупность предусмотренных законодательством средств применяемых в связи с совершением против прав и интересов землепользователей, нарушений и направленных на установление или защиту интересов их обладателей. Способы защиты – вещно-правовые, обязательственно правовые и другие.

Система средств защиты

1) Вещно-правовые средства защиты. Они направлены на защиту права собственности как абсолютного субъективного права и не связаны с обязательственными правоотношениями. Это:

a. иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения,

b. иск об устранении нарушений не связанных с лишением владения,

c. иск о признании права собственности

2) обязательственно-правовые средства защиты.

a. Иск о возмещении причиненного собственнику вреда

b. Иск о возврате вещи, переданной по договору

c. Другие вытекающие из обязательственных правоотношений

3) Средства защиты, вытекающие из различных правовых институтов. Например, в случае признания сделки недействительной.

a. Иск, связанный с ответственностью залогодержателя

4) Средства, направленные на защиту интересов собственника при прекращении права собственности по основаниям, предусмотренным в законе (одновременно являются гарантиями). Например, при реквизиции земельных участков, его изъятие для государственных или муниципальных нужд, а также при резервировании (резервирование новый институт в земельном праве).

Защита субъективных прав и охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, то есть посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты.

Форма защиты может быть:

1. Юрисдикционный – это деятельность уполномоченных органов по защите нарушенных либо оспариваемых субъективных прав. В земельном праве упоминается в основном судебный порядок (статья 59-64 ЗК). Однако с введением процедуры дачной амнистии позволяет нам говорить и об административном порядке защиты права собственности.

2. Неюрисдикционный – является способом, который закреплен в гражданском кодексе как самозащита. То есть самозащита в рамках установленных пределов.

Средства судебной защиты:

1. В рамках юрисдикционной формы – иск, заявление и жалоба.

2. В рамках неюрисдикционной формы – не запрещенные законом

Способы – закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера посредством которых производится восстановление, признание нарушенных, оспариваемых прав и воздействие на правонарушителя (глава 9 ЗК и статья 12 ГК)

Самостоятельно сравнить какие способы защиты из гражданского права перешли в земельное право, какая специфика появилась? Можно наблюдать некоторые тенденции сужения.

Признание права собственности в земельном праве будет на основании решения суда.

Сделки с землей

Сделки с землей – это действие субъектов земельных отношений направленные на возникновение, изменение или прекращение земельных прав и обязанностей, регулируется нормами гражданского законодательства с учетом земельного, лесного, водного законодательства, также законодательства о недрах а также законодательства об охране среды.

Условия совершения сделок с землей

1. Сохранение целевого назначения земельного участка

2. Соблюдение нормирования земельных участков, то есть не допускается совершение сделок с землей, если это приведет к необеспеченности минимальных размеров земельных участков для соответствующего целевого назначения. Статья 33 ЗК определяет минимальные размеры без указания метража, однако отсылает к законодательству субъектов РФ.

3. Сохранение режима использования земель особо охраняемых территорий, не изъятых из гражданского оборота. Например, памятники природы.

4. Соблюдение экологических, санитарных, градостроительных, противопожарных и иных специальных правил

Виды сделок с землей

• Сделки, направленные на отчуждение земельных участков

o Купля-продажа

o Дарение

o Наследование

o Мена, то есть обмен земельных участков

• Сделки, несвязанные с отчуждением

o Аренда

o Безвозмездное срочное пользование

o Ипотека

Купля-продажаземельныхучастков

Существенным условием будет предмет и цена, что следует из гражданского кодекса статьи 554, 555. Третьим существенным условием будет наличие информации об обременениях земельных участков и ограничение его использования (статья 37 ЗК).

В случае предоставления недостоверной либо заведомо ложной информации для покупателя в части 3 статьи 37 ЗК предусмотрены гарантии защиты его права.

Объектом купли-продажи могут быть только земельные участки прошедшие государственный кадастровый учет, то есть необходимо наличие информации на то какой именно земельный участок продается, его площадь, местоположение, присвоение кадастрового номера с выдачей кадастрового паспорта, указание на целевое назначение и конкретную цель использовании земельного участка.

Часть 2 статьи 37 содержит условия, которое будет признаваться недействительными при включении их в текст договора. К примеру, устанавливающее право продавца выкупить земельный участок обратно по собственному желанию.

Статья 556 ГК обязывает сторон заключать и подписывать передаточный акт. Договор составляется в простой письменной форме единым документом, считается заключенным с момента подписания. Здесь регистрации не требуется. Регистрации подлежит переход права собственности. Хотя некоторые авторы говорят, что здесь идет поглощение.

Содержание правовых терминов землепользования

Сервитут

Нормативная основа: статья 23 ЗК и статьи 274-275 ГК РФ.

Собственник недвижимого имущества вправе требовать от собственника соседнего земельного участка а при необходимости от собственников других земельных участков предоставления права ограниченного пользования соседним или другими земельными участками.

Сервитут – это:

• вид ограниченного вещного права

• вид обременения, который подлежит обязательной государственной регистрации

• обязательственное правоотношение если это частный сервитут и установлен в добровольном порядке

Земельный кодекс упоминает о двух видах сервитутов:

1. частный.

a. Частный сервитут устанавливается на основании договора либо судебного решения и если соглашения об установлении сервитута достигнуть не удалось.

b. Круг заинтересованных субъектов заранее известен

c. Цели установления в ЗК РФ не предусмотрены, носят открытый характер, примерный перечень закреплен в ГК РФ, требуется обоснование невозможности иного способа использования земельного участка

d. Является возмездным

2. Публичный

a. Основание возникновения это закон или иной нормативно правовой акт РФ, субъекта РФ либо органа местного самоуправления с обязательным проведением общественных слушаний.

b. Цели установления закреплены в земельном кодексе и носят закрытый характер. Пример: проход или проезд через земельные участки, размещение на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним, проведение дренажных работ, забора воды, использование участка в целях охоты и рыболовства и другие (п.3 статьи 23)

c. Устанавливается в интересах неограниченного круга лиц для обеспечения интересов государства местного самоуправления или населения.

d. Презумируется безвозмездность

e. Сервитут может быть постоянным или срочным

f. осуществление сервитута должно быть наименее обременителен для земельного участка, в отношении которого он установлен

g. В случаях если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка собственник, либо иной титульный владелец вправе потребовать изъятия, в том числе выкупа у него данного земельного участка с возмещением убытков или предоставления равноценного земельного участка также с возмещением убытков

Земельный налог

Пропущена лекция

06.11.08

Функции управления

Порядок кадастрового учета

Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием, созданием объекта, прекращения его существования, либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.

Состав документов, необходимых для кадастрового учета:

1. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

2. Межевой план. При постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете земельного участка в связи с изменением его уникальных характеристик, а также копии документов подтверждающих разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка – если земельный участок.

3. Технический план здания сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства – это если объект антропогенный.

4. Акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости.

5. Документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя. Например, доверенность

6. Копия документа устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости

7. Копия документа подтверждающего принадлежность земельного участка к определенной категории земель

8. Копия документа подтверждающего установленное разрешенное использование земельного участка

Кадастровая деятельность

Очень новый институт, появился в марте, идет только формирование этого института.. кадастровая деятельность осуществляется физическим лицом, который имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера, выдаваемый физическому лицу при соответствии его следующим требованиям:

1. Имеет гражданство РФ

2. Имеет соответствующее профессиональное образование

3. Не имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления

Квалификационные аттестаты выдаются органами исполнительной власти субъектов лицам прошедшим аттестацию на соответствие определенных требований, предъявляемых кадастровым инженерам. Квалификация проводится в виде квалификационной экзамена, который принимается аттестационной комиссией. Орган, осуществляющий кадастровый учет ведет государственный реестр кадастровых инженеров. Возможные формы организации кадастровой деятельности кадастровым инженером:

1. ИП

2. В качестве работника юридического лица на основании трудового договора

Основания для выполнения кадастровых работ это договор подряда или определение суда. Суд вправе самостоятельно выбрать соответствующего кадастрового инженера. Договор подряда является публичным договором – цена выполнения кадастровых работ определяется сторонами договора путем составления твердой сметы, в результате кадастровых работ заказчику передаются следующие документы:

1. Межевой план земельного участка. Это документ который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные и внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указанны сведения об образуемом земельном участке. Межевой план состоит из графической и текстовой частей. В текстовой части указываются сведения о земельном участке в форме акта согласования местоположения границ. Очень важная процедура – согласование местоположения границ, то есть согласование границ со смежными пользователями.

Перед проведением процедуры согласования заинтересованное лицо извещает заинтересованных субъектов. В извещении должны быть указаны:

a. Сведения о заказчике

b. Сведения о кадастровом инженере

c. Кадастровый номер и адрес земельного участка в отношении которого выполняются кадастровые работы

d. Порядок ознакомления с проектом межевого плана, место и адрес.

e. Место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ

f. Сроки и почтовый адрес для вручения перенаправления заинтересованными лицами требований о проведении согласования местоположения границ с установлением таких границ на местности или возражений после ознакомления с проектом межевого плана

Извещение о проведении собрания должно быть направлено не позднее чем за тридцать дней до дня проведения собрания.

Акт согласования местоположения границ оформляется на обороте листа графической части межевого плана, при этом считается согласованным при наличии личных подписей всех заинтересованных лиц.

2. Технический план здания, сооружения, объекта незавершенного строительства

3. Акт обследования

Закон вступил в силу с 1 марта 2008 года, однако до 1 января 2011 года кадастровую деятельность, наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять лица, обладающие на день вступления в силу закона право на выполнение работ по территориальному землеустройству. Следовательно, пока переходный период.

Мониторинг земель

Закона о мониторинге у нас нет, постановление правительства 2002 года которым утверждено положение о проведении государственного мониторинга земель.

Мониторинг – это система наблюдений и сбора информации за состоянием земельного фонда, проводимых в целях выявления изменений в земельном фонде и выработке рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов происходящих в окружающей среде. Мониторинг включает в себя:

1. сбор информации о состоянии земельного фонда, обработке, хранении

2. Непрерывное наблюдение за использованием земель исходя из их целевого назначения

3. Анализ и оценка качественного состояния земель с учетом взаимодействия природных и антропогенных факторов.

Виды мониторинга:

• Глобальный мониторинг (скорее экологический)

• Федеральный мониторинг

• Региональный мониторинг

• Локальный мониторинг

• Фоновый мониторинг

• Инпактный мониторинг – (inpact - воздействие) там где идет активная хозяйственная деятельность

• В зависимости от сроков проведения

o Базовый – информация о первичном состоянии

o Периодический – проводится не реже одного раза в год

o Оперативный – необходим при ЧС

Сведения полученные в ходе проведения мониторинга используются для проведения земельного контроля, кадастрового учета и функций планирования.

Способы осуществления мониторинга:

1. Съемки из космоса

2. Наземные съемки, путем размещения стационарных станций, полигонов и лабораторий

Пропущена лекция

Акт о переводе земель или земельных участках должен содержать следующие сведения:

1. Основания изменения категории земель

2. Границы и описание местоположения земель. Для земельных участков также их площадь и кадастровый номер

3. Категория земель перевод из которой осуществляется

4. Категория перевод в которую осуществляется

Акт о переводе не может быть принят на определенный срок. Также акт о переводе как и акт об отказе в переводе могут быть обжалованы в судебном порядке. Основаниями для отказа в переводе могут быть:

1. Установленные в соответствии с федеральными законами ограничения перевода либо запреты на такой перевод

2. Наличие отрицательного заключения государственной экологической экспертизы

3. Установление несоответствия испрашиваемого целевого назначения земли утвержденным документом территориального планирования землеустроительной либо лесоустроительной документации.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший акт о переводе, направляет копию такого акта в течение 10 дней со дня его принятие в орган осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости для внесения в течение 7ми дней изменений в государственный реестр недвижимости. В настоящий момент таким органом является федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Данный орган о внесенных изменениях уведомляет заинтересованных правообладателей земельных участков, а также органы, уполномоченные на регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Перевод земель считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Переоформление правоустанавливающих документов на земельные участки, в отношении которых приняты акты о переводе земельных участков из одной категории в другую, не требуется.

Регулируется главой второй закона «о переводе земель…» либо специальными нормативными актами (например, постановление правительства от 26 января о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных категорий).

Земельный контроль

Самостоятельно. Постановление Правительства РФ о земельном контроле 2006 года, также глава 12 ЗК РФ.

Земельный контроль проводится уже в отношении деятельности, которая ведется.

Правовая охрана состоит из:

1. Требования (то что закреплено в законе)

2. Меры (динамика процесса)

3. Контроль – самостоятельно смотреть

4. ответственность

Экологическая экспертиза

Проводится в отношении проектной документации

Правонарушение

Земельное правонарушение – это виновное противоправное деяние (действие или бездействие) нарушающие законные права и интересы субъектов земельных правоотношений по рациональному использованию и охране земли причиняющее вред земле как природному объекту либо создающее угрозу причинения такого вреда. К особенностям ответственности за земельные правонарушения относят:

1. комплексность мер ответственности

2. необходимость учитывать социально-экономическую сущность земли

3. учитывать то что вред одновременно может быть причинен смежным природным объектам и здоровью человека

Структура земельного правонарушения

Наши рекомендации