Курортный сбор не поддержан социальными партнерами

На заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений рассмотрен разработанный Правительством РФ проект федерального закона № 169585-7 «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» (далее – законопроект). Законопроект предусматривает установление законами указанных субъектов РФ курортного сбора в размере не более 100 руб. с человека за день пребывания его на курорте, устанавливает перечень лиц, освобождаемых от уплаты курортного сбора.

Курортный сбор будет уплачиваться туристами по месту их пребывания в объектах размещения, к которым относятся не только гостиницы, но и жилые помещения, здания, где фактически оказываются услуги по временному коллективному или индивидуальному размещению и (или) временному проживанию. Обязанность по исчислению, взиманию и перечислению собранных средств в бюджет субъекта РФ возлагается на оператора курортного сбора, предоставляющего указанные выше услуги и поставленного в этом качестве на учет в налоговом органе. Эксперимент по введению сбора продлится с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года включительно, охватит основные российские курорты и позволит протестировать различные механизмы курортного сбора. По итогам эксперимента будет принято решение о введении сбора на постоянной основе по всей территории России или об отказе от этой идеи.

ТПП РФ направлено в Комиссию отрицательное заключение на законопроект. Против введения курортного сбора и принятия законопроекта в представленной редакции выступают представленные в Комиссии стороны профсоюзов и работодателей, включая ТПП РФ, а также предпринимательское сообщество, осуществляющее деятельность в туристской сфере: Российский союз туриндустрии (РСТ), Национальная курортная ассоциация (НТА), Российская гостиничная ассоциация (РГА) и другие профильные организации.

Основные замечания на законопроект заключаются в следующем:

- установление сбора может привести к перераспределению турпотока в пользу зарубежных курортов;

- согласно расчетам разработчиков, общий прогнозируемый объем поступлений от курортного сбора превысит ежегодную потребность в таких средствах почти в 10 раз;

- возрастут расходы обязательного социального страхования на оплату санаторных путевок инвалидам III группы и работникам на долечивание после производственной травмы, командировочные расходы и др.

Проведение эксперимента по введению курортного сбора целесообразно перенести на более поздний период, когда конъюнктура внутреннего и въездного туристского рынка станет более благоприятной, и к началу 2021 года завершится классификация гостиниц и аналогичных средств размещения, что будет способствовать более полному учету и упрощению администрирования данного сбора. Размер курортного сбора целесообразно снизить и устанавливать в виде разового платежа.

Постановка вопроса о возможности распространения курортного сбора на всю территорию Российской Федерации представляется необоснованной, поскольку вся территория страны очевидно курортом не является.

Проект требует существенной доработки с участием представителей бизнеса.

Коротко:

1 мая подписан Федеральный закон № 88-ФЗ «О внесении изменений в статью 16.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Федеральный закон «О национальной платежной системе», обязывающий обеспечить возможность расчетов с использованием платежных карт «МИР».

В частности, использование национальных платежных инструментов обязаны обеспечить субъекты предпринимательской деятельности, выручка которых за предшествующий календарный год превышает 40 млн. рублей (установлен ряд исключений, в том числе отсутствие доступа к подвижной радиотелефонной связи и (или) Интернету). Устанавливаются сроки перехода на применение национальных карт: при открытии банковского счета в целях получения выплат за счет бюджетных средств, предусматривающего осуществление операций с использованием платежных карт, - с 1 июля 2017 года; в целях выплат денежного содержания, вознаграждения, довольствия государственных служащих, заработной платы бюджетников и государственных стипендий - с 1 июля 2018 года.

1 мая подписан Федеральный закон № 97-ФЗ «О внесении изменений в статью 21 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Законом уточнен порядок предоставления Федеральной налоговой службой сведений о филиале или представительстве иностранного юридического лица, содержащихся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц. Сведения предоставляются в электронном виде бесплатно в течение 1 рабочего дня, а на бумажном носителе - за плату в течение 5 рабочих дней. Выписка (справка) в форме электронного документа подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью оператора информационной системы-уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

1 мая Президентом РФ подписан Федеральный закон № 84-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на совершенствование процедур предупреждения несостоятельности (банкротства) кредитных организаций. Законом внесены взаимосвязанные поправки в Федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «Об инвестиционных фондах», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О несостоятельности (банкротстве)», «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», а также в Трудовой кодекс РФ.

Изменениями, в частности, Банк России: наделен правом создания Фонда консолидации банковского сектора, учредить общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора», а также принять решение о направлении в кредитную организацию представителей Банка России в целях проведения анализа финансового положения для решения вопроса об участии Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства или урегулировании обязательств.

5 мая постановлением Правительства РФ № 531 внесены изменения в основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и в порядок, условия, сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ. В частности, введён принцип учёта наличия предусмотренных законодательством ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, согласно которому арендная плата не должна превышать размер земельного налога в отношении земельных участков со сходным целевым использованием, для которых такие ограничения отсутствуют. Установлены льготные ставки арендной платы за земельные участки с указанными ограничениями, находящиеся в федеральной собственности, а также федеральные земельные участки, предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства. Кроме того, изменён порядок расчёта размера арендной платы за земельные участки под объектами незавершенного строительства - ежегодный размер арендной платы будет определяться на основе рыночной стоимости права аренды. Изменения вступают в силу 12 августа 2017 года.

12 мая Правительство РФ приняло постановление № 561 «О реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности». Документ направлен на построение унифицированной системы регулирования, координации и контроля внешнеэкономической деятельности в государствах Таможенного союза и Евразийского экономического союза. В целях развития национального механизма «единого окна» утвержден регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и организаций при реализации Основных направлений. Целью принятых решений является оптимизация бизнес-процессов для их осуществления наиболее эффективным и комфортным для участников внешнеэкономической деятельности образом.

26 мая депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, И.Б. Дивинским и М.В. Емельяновым в Государственную Думу внесен проект федерального закона № 186266-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации (в части усиления уголовной ответственности за хищение денежных средств с банковского счета или электронных денежных средств)», которым предлагается усилить уголовную ответственности за хищение чужого имущества, совершенное с банковского счета, а равно электронных денежных средств, путем дополнения части третьей статьи 158 («Кража») УК РФ соответствующим квалифицирующим признаком.

Кроме того, предлагается внести изменения в статью 159.3 УК РФ, установив уголовную ответственность за мошенничество с использованием электронных средств платежа.

28 мая Президент РФ подписал Федеральный закон № 100-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О пожарной безопасности» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Закон направлен на устранение правовых пробелов в области обеспечения пожарной безопасности, дальнейшее развитие правовых институтов негосударственного контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах защиты и территориях или земельных участках.

Вводится независимая оценка пожарного риска (аудита пожарной безопасности), которая проводится экспертом в области оценки пожарного риска, и определяются понятия «независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности)», «эксперт в области оценки пожарного риска». Предусмотрено внедрение риск-ориентированного подхода в ходе контрольных мероприятий в области пожарной безопасности, а также повышение ответственности физических и юридических лиц за нарушения требований пожарной безопасности.

30 мая депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым и М.В. Емельяновым в Государственную Думу внесен проект федерального закона № 188476-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части противодействия хищению денежных средств)».

Законопроектом предлагается закрепить в Федеральном законе от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» право, а в ряде случаев, и обязанность оператора по переводу денежных средств на приостановление перевода денежных средств при выявлении признаков совершения перевода денежных средств без согласия плательщика, предусмотреть обязанность клиента незамедлительно уведомлять оператора по переводу денежных средств о ставшем ему известным факте несанкционированного доступа третьих лиц к информации, необходимой для получения доступа к электронному средству платежа, установить порядок действий операторов по переводу денежных средств при выявлении признаков совершения перевода денежных средств без согласия плательщика. Кроме того, предлагается установить полномочия Банка России по формированию и ведению базы данных о случаях совершения перевода денежных средств без согласия клиента.

В мае принято распоряжение Правительства РФ от 23.05.2017 № 999-р «О внесении изменений в основные направления разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 17.05.2017 № 934-р».

В итоговом тексте распоряжения в полном объеме были учтены все замечания Палаты. В частности, распоряжение было дополнено показателями, характеризующими такое профилактическое мероприятие, как предостережение, а также показателями, характеризующими отдельные виды контроля: мероприятия по контролю без взаимодействия с подконтрольными субъектами и контрольную закупку. Кроме того, в качестве отдельного показателя выделено количество административных наказаний, вмененных субъектам МСП, в рамках которых административный штраф был заменен предупреждением в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП.

Департамент законотворческой деятельности ТПП России

(тел. 8 495 620-03-92; [email protected])

Наши рекомендации