Понятие и виды юридической ответственности.

Юридическая ответственность – важная часть правовой системы, направленная на защиту общественных отношений от неправомерного поведения виновных лиц. Юридическая ответственность имеет ряд существенных признаков: официальное осуждение виновного и признание его деяния правонарушением; применение к виновному установленных правом санкций уполномоченными субъектами власти; регламентированный процессуальными нормами порядок ее применения.

Очевидно, вышеуказанные признаки основаны на применении права, отраслевое разделение которого (уголовное, гражданское и административное право) является основой для деления юридической ответственности на виды. Таким образом, юридическая ответственность представлена через уголовную, гражданско-правовую и административную ответственность.

Особенностью отрасли административного права всегда считалось регулирование более разнообразного круга общественных отношений. Причина тому – множество действующих федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, по-разному регламентирующих основание и порядок возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Это касается и правоотношений, связанных с привлечением к ответственности лиц, виновных в совершении административных, дисциплинарных проступков и противоправных действий государственных служащих, повлекших причинение материального вреда государству. Следовательно, ответственность по административному праву выступает не только важнейшим институтом административного права, но и используется в качестве элемента метода правового регулирования другими отраслями права.

Административное право полностью регулирует административную ответственность. Кроме того, оно регламентирует дисциплинарную ответственность государственных служащих и обучающихся (школьников, студентов, курсантов, слушателей и других, а также материальную ответственность военнослужащих)[94].

Таким образом, разнообразие круга регулируемых нормами административного права общественных отношений определяет несколько видов ответственности по административному праву: административную, дисциплинарную и материальную.

Вместе с тем, в рамках различных научных школ выделяется конституционная ответственность, финансовая (налоговая) ответственность и ответственность, наступающая в административном порядке. Например, нормы Налогового кодекса РФ (раздел 4) устанавливают понятие налогового правонарушения, его виды, общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговые санкции. Бюджетный кодекс РФ (часть 4)также устанавливает понятие и основания мер, применяемых за нарушения бюджетного законодательства, полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов, исполняющих бюджет субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по применению мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства.

За нарушение налогового и бюджетного законодательства предусмотрены следующие меры: предупреждение, блокировка расходов, изъятие бюджетных средств, приостановление операция по счетам, наложение штрафа, начисление пени (ст. 282 БК РФ; ст. 114 НК РФ).

Вышесказанное является основой точки зрения о наличии еще одного вида юридической ответственности - финансово-правовой.

Деление юридической ответственности по видам основано не на правоохранительных нормах налогового, бюджетного, экологического или, например, земельного законодательства и даже не на существовании санкций, не предусмотренных в УК РФ, КоАП РФ, ГК РФ, а на том, какова природа применяемых мер. Последняя связана с защитой интересов личности, общества, государства, местных органов самоуправления, путем использования властных процедур по применению мер государственного принуждения уполномоченными государственными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления. Более того, процедура выявления нарушений бюджетного или налогового законодательства основана на проведении проверок, носящих типичный административно-правовой характер. Фактически речь идет об административно-юрисдикционной функции, отраженной не только в КоАП РФ, но и в иных федеральных законах за правонарушения административного характера.

Так, в соответствии со ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель имеет право устанавливать исполнительский сбор, если должник не представил последнему доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, т. е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Возможность существования такой ситуации допускает как научное, так и судебное толкование действующего законодательства. Данное суждение подтверждается и позицией Верховного Суда Российской Федерации, высказанной по целому ряду дел. Например, в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»[95] указывается на то, что в случае привлечения к ответственности, предусмотренной нормами Налогового кодекса РФ, содержащими признаки административного правонарушения, производство по делу должно осуществляться в порядке, предусмотренном КоАП РФ (ч. 3 ст. 1.7 КоАП РФ, ч. 2 ст. 10 НК РФ).

Любая реальная юридическая ответственность, в том числе и по административному праву, имеет три основания: нормативное, фактическое и процессуальное.

Под нормативным основанием юридической ответственности понимается система действующих правовых норм, закрепляющих условия, поведение и меры воздействия на лиц, совершивших правонарушение.

Для административной ответственности такой системой правовых норм является КоАП РФ, законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нормативным основанием дисциплинарной и материальной ответственности являются федеральные законы, подзаконные нормативные правовые акты, определяющие порядок прохождения службы в соответствующих органах государственной власти. Примером может служить Федеральный закон от 21 июля 1997 г №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» или Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. №40-ФЗ «О федеральной службе безопасности Российской Федерации» и др.

Фактическим основанием ответственности по административному праву является непосредственное деяние лица, квалифицируемое как правонарушение. Для административной ответственности таким основанием является административное правонарушение. Дисциплинарная и материальная ответственность наступает за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение государственными служащими возложенных на него должностных обязанностей. При этом материальная ответственность наступает только в том случае, если дисциплинарным проступком или иным виновным деянием причинен материальный ущерб органам государственной власти.

Кроме того, фактическим основанием дисциплинарной ответственности может стать административное правонарушение в том случае, если его совершит военнослужащий, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов. Указанные лица несут административную ответственность лишь за те административные правонарушения, которые указаны в части 2 ст. 2.5 КоАП РФ.

Процессуальным основанием являются акты применения норм процессуального права, фиксирующие факт нарушения правового режима, доказательства вины лица, совершившего противоправное деяние, применение к ним юридических санкций. Нормы процессуального права, устанавливающие процессуальные основания административной ответственности сосредоточены в разделах 4 и 5 КоАП РФ, а также в АПК РФ в случае, если участником производства по делу об административном правонарушении выступает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономическйо деятельности, отнесенные федеральным законом подведомственности арбитражных судов. Процессуальным основанием дисциплинарной и материальной ответственности являются акты субъектов власти, которые в отличие от лиц, применяющих административную ответственность, являются руководителями тех лиц, которых они привлекают к дисциплинарной или материальной ответственности. Еще одной особенностью является то, что такие акты основаны как на законодательстве, так и на подзаконных и локальных нормативных правовых актах, устанавливающих специфику прохождения конкретного вида государственной службы или внутренний порядок учебного заведения.

Правой институт административной ответственности традиционно является зоной повышенного внимания ученых и практиков. Напротив, вопросы административно-правового механизма привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности рассматривались лишь фрагментарно.

2. Понятие, основания и субъекты дисциплинарной ответственности по административному праву.

Дисциплинарная ответственность - это наложение дисциплинарных взысканий на основе правовых норм субъектами дисциплинарной власти на подчиненных им членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные правонарушения.

Дисциплинарная ответственность имеет ряд особенностей.

Первой особенностью является большое количество нормативных правовых актов, устанавливающих разнообразные дисциплинарные санкции.

Так, к сотрудникам органов внутренних применяются дисциплинарные взыскания в соответствии с дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Президентом Российской Федерации.

К сотрудникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий применяются дисциплинарные взыскания, предусмотренные Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в соответствии с требованиями ст. 40 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности" и п. п. 15 п. 12 Указа Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".

На сотрудников таможенных органов Российской Федерации[96] и сотрудников правоохранительной службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ[97] за нарушение служебной дисциплины могут налагаться в установленном порядке следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации; увольнение из органов.

За дисциплинарный проступок к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы на основании ст. 28.4 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий: выговор; строгий выговор; лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег; лишение нагрудного знака отличника; предупреждение о неполном служебном соответствии; снижение в воинской должности; снижение в воинском звании на одну ступень; снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности; досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта; отчисление из военного образовательного учреждения профессионального образования; отчисление с военных сборов; дисциплинарный арест.

Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации закреплен перечень взысканий, которые могут применяться к следующим категориям военнослужащих: солдатам, матросам, сержантам и старшинам; прапорщикам и мичманам; офицерам (младшим, старшим и высшим); гражданам, призванным на военные сборы.

Например, дисциплинарный арест применяется ко всем военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, за исключением офицеров, граждан, призванных на военные сборы в качестве офицеров, военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, не приведенных к Военной присяге (не принесших обязательство), а также военнослужащих, не достигших возраста 18 лет, и военнослужащих женского пола.

Дисциплинарный арест назначается судьей гарнизонного военного суда в порядке, установленном Федеральным законом "О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста", на срок до 30 суток за один или несколько грубых дисциплинарных проступков. Если грубым дисциплинарным проступком является административное правонарушение[98], то срок дисциплинарного ареста устанавливается в пределах срока административного ареста, установленного за такое административное правонарушение Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В срок дисциплинарного ареста засчитывается срок задержания военнослужащего (если такая мера обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке была применена к военнослужащему) в связи с совершением им дисциплинарного проступка, за который назначен дисциплинарный арест.

Во время отбывания дисциплинарного ареста военнослужащий не может быть исключен из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы (отчислением с военных сборов или окончанием военных сборов), за исключением случая признания его военно-врачебной комиссией негодным к военной службе, а военнослужащий, проходящий военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, и военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, - также за исключением случая признания его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе.

При этом время отбывания дисциплинарного ареста в срок военной службы не засчитывается.

Вторая особенность дисциплинарной ответственности по административному праву связана с основаниями привлечения к дисциплинарной ответственности отдельных категорий лиц.

В ряде случаев административное правонарушение влечет в порядке исключения не административную, а дисциплинарную ответственность. Военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотроп­ных веществ и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы, кроме правонарушений, за совершение которых административная ответственность наступает на общих основаниях (ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ).

Следовательно, часть 1 ст. 2.5 КоАП РФ устанавливает общее правило о дисциплинарной ответственности военнослужа­щих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания, за совершенные ими админист­ративные правонарушения.

В случае, когда административное правонарушение совершено лицами, указанными в ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ.

В этом случае постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении со всеми материалами дела в течение суток с момента вынесения постановления направляется в воинскую часть, орган или учреждение по месту военной службы или месту прохождения военных сборов лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности (ч. 2 ст. 28.9 КоАП РФ).

В статье 34 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации перечислены дисциплинарные проступки, которые являются грубым нарушением служебной дисциплины. Например, нахождение сотрудника органов внутренних дел на службе в состоянии алкогольного, наркотического и (или) иного токсического опьянения, а также отказ сотрудника органов внутренних дел от медицинского освидетельствования на состояние опьянения; непредставление сотрудником органов внутренних дел сведений о своих доходах, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, о своих обязательствах имущественного характера, доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и их обязательствах имущественного характера, а также представление сотрудником органов внутренних дел заведомо ложных сведений о своих доходах, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, о своих обязательствах имущественного характера, доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и их обязательствах имущественного характера.

К примеру, статья 81 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации к грубым дисциплинарным проступкам относит: совершение административного правонарушения, за которое военнослужащий в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях несет дисциплинарную ответственность; отсутствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, или офицера, проходящего военную службу по призыву, в воинской части или установленном за пределами воинской части месте военной службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного ежедневного служебного времени и др.

За каждый факт нарушения служебной дисциплины, а также за несколько выявленных проступков одновременно может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

Правовыми актами установлены сроки давности привлечения к дисциплинарной ответственности. Так, лица рядового, начальствующего состава МВД России, сотрудники правоохранительной службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по общему правилу могут при­влекаться к ответственности до истечения десяти суток с того дня, когда начальнику стало известно о совершенном проступке. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено во время болезни сотрудника либо в период его нахождения в отпуске или командировке, а также в случае, если со дня совершения проступка прошло более шести месяцев, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - более двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включаются период нахождения сотрудника в отпуске, время болезни, а также время производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении.

Применение дисциплинарного взыскания к военнослужащему, совершившему дисциплинарный проступок, производится в срок до 10 суток со дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном дисциплинарном проступке (не считая времени на проведение разбирательства, производство по уголовному делу или по делу об административном правонарушении, времени болезни военнослужащего, нахождения его в командировке или отпуске, а также времени выполнения им боевой задачи), но до истечения срока давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности. Срок давности установлен п. 8 ст. 28.2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», и он составляет один год со дня совершения дисциплинарного проступка.

В ряде случаев закон устанавливает наряду с общими и специальные сроки давности. Например, в соответствии с п. 4 ст. 58 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» дисциплинарное взыскание к гражданскому служащему применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

Если давностный срок истек, а дисциплинарное взыскание не наложено, дисциплинарное производство должно быть прекращено.

Особенности дисциплинарной ответственности обучающихся. Поступление в образовательное учреждение является правом каждого гражданина. Обучающиеся всех видов образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. Помимо этого на обучающихся возлагаются определенные обязанности. Одной из них является выполнение установленных в образовательных учреждениях правил поведения. Следствием их нарушения является применение мер дисциплинарной ответственности.

В зависимости от последствий, возникающих у обучающихся за нарушение правил поведения в образовательном учреждении, меры принуждения разделяются на меры дисциплинарного или воспитательного воздействия. Может показаться, что такое разделение достаточно условно, однако только с точки зрения обучающегося. Во-первых, меры воспитательного воздействия более разнообразны, так как не ограничены рамками законодательства и устава образовательного учреждения. Во-вторых, субъектами их применения являются все педагоги, работающие в учебном заведении. В-третьих, применение мер воспитательного воздействия не связано с крайней мерой дисциплинарного принуждения – отчислением обучаемого из образовательного учреждения, когда другие меры воспитательного и дисциплинарного воздействия уже исчерпаны. Воспитательное воздействие направлено исключительно на формирование личности обучающегося в интересах его самого, общества и государства. В-четвертых, меры воспитательного воздействия, как правило, предшествуют применению мер дисциплинарного характера. Наконец, главное отличие заключается в том, что каких- либо правовых последствий для обучающегося применение мер воспитательного воздействия не вызывает.

Правовую основу дисциплинарной ответственности обучающегося в сфере образования составляют: международное законодательство по охране прав и свобод несовершеннолетних (Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и т.д.); нормативные правовые акты федерального уровня (Конституция РФ, Закон РФ от 10 июля 1992 г. «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Типовые положения об образовательных учреждениях и т.д.[99]); локальные акты образовательного учреждения (Декларация прав обучающихся, Этический кодекс студентов, Правила поведения обучающихся, Правила о поощрениях и взысканиях обучающихся, Дисциплинарный устав и т.д.).

Таким образом, особенностью дисциплинарной ответственности обучающегося является то, что она применяется на основании совершенного дисциплинарного проступка, как противоправного, виновного нарушения обучающимся обязанностей, предусмотренных законодательством, подзаконными нормативными правовыми актами и локальными актами образовательного учреждения.

Целью применения дисциплинарного взыскания является предупреждение совершения новых нарушений дисциплины как самим нарушителем, так и другими обучающимися.

На сегодняшний день единственной законодательно предусмотренной мерой дисциплинарной ответственности является исключение из образовательного учреждения. Так как, согласно ст. 32 Закона РФ «Об образовании», в компетенцию образовательного учреждения входит разработка и принятие Правил внутреннего распорядка, другие меры дисциплинарной ответственности могут быть предусмотрены уставами и другими локальными правовыми актами образовательного учреждения. Это положение полностью корреспондируется с п. 9 ст. 1 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», согласно которому «За нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом высшего учебного заведения и правилами его внутреннего распорядка, к нему могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из высшего учебного заведения».

Субъектами дисциплинарного воздействия в образовательном учреждении могут быть учащиеся школы, студенты учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования, курсанты, слушатели, адъюнкты, аспиранты учреждений высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

Применение дисциплинарной ответственности к отдельным категориям обучающихся имеет ряд особенностей. Так, в отношении учащихся школ, не достигших 15 лет, согласно п. 6 ст. 19 Закона РФ «Об образовании», нельзя применить крайнюю меру дисциплинарного взыскания – исключение из учебного заведения. В отношении других обучающихся применение дисциплинарного наказания связано не столько с обучением, сколько с научной работой. Так, согласно п. 17 и п. 54 Приказа МВД России от 7 августа 2003 г. № 610, докторанты и адъюнкты, не выполнившие план работы над диссертацией, отчисляются соответственно из докторантуры и адъюнктуры[100].

Законодательство не регулирует процесс возбуждения, расследования и применения дисциплинарных санкций. Таким образом, процедура дисциплинарного производства частично основана на локальных правовых актах в виде утвержденных положений, устанавливающих деятельность коллегиальных органов образовательных, научно-образовательных и научных учреждений (например, Положение о совете школы). Так, на основании вышеупомянутого приказа МВД России отчисление докторантов и адъюнктов основано на решении ученого (научно-технического) совета вуза или НИУ МВД России, деятельность которых регламентируется локальными правовыми актами соответствующих образовательных учреждений системы подготовки кадров МВД России. Примером может служить Приказ начальника Дальневосточного юридического института МВД России от 23 июня 2008 г. № 377 «Об утверждении Положения об Ученом совете Дальневосточного юридического института МВД России».

Особенности службы в правоохранительных органах диктуют и особое отношение к дисциплине курсантов, слушателей, проходящих обучение в ведомственных учебных заведениях правоохранительных органов. Это проявляется в создании специальных органов, деятельность которых направлена на укрепление служебной дисциплины и законности, обеспечение соблюдения норм профессиональной этики, предупреждение и разрешение конфликта интересов в повседневной деятельности курсантов. Так, на основании Приказа МВД России от 27 июля 2009 г. № 579 «Об утверждении Типового положения о комиссии органа, подразделения, учреждения системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по служебной дисциплине и профессиональной этике» в учреждениях системы подготовки кадров для МВД России созданы соответствующие комиссии. Примером может служить деятельность комиссии по служебной дисциплине и профессиональной этике Дальневосточного юридического института МВД России, положение о которой утверждено Приказом начальника ДВЮИ МВД России от 16 сентября 2009 г. № 481. Так как обучение курсантов является частью их служебно-боевой подготовки, данная комиссия вправе рассматривать не только нарушения, связанные с действием Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, но и в связи с качеством обучения в образовательном учреждении системы МВД.

Сроки давности привлечения к дисциплинарной ответственности также не урегулированы законодательством. Однако типовые положения об образовательных учреждениях, принятые постановлениями Правительства РФ, частично заполняют этот пробел. Так, согласно п. 80 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования, дисциплинарное взыскание применяется в срок, не превышающий 1 месяца со дня обнаружения проступка и 6 месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни студента и (или) нахождения его на каникулах. Не допускается отчисление студентов во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам. Если давностный срок истек, а дисциплинарное взыскание не наложено, дисциплинарное производство, на какой бы стадии оно ни находилось, прекращается.

Любое решение о применении дисциплинарного взыскания в отношении обучающегося должно оформляться в письменной форме в виде приказа руководителя образовательного учреждения. О принятом решении следует ознакомить виновного обучающегося и его родителей под роспись с вручением копии приказа.

Сведения о дисциплинарном взыскании курсанта, слушателя, адъюнкта заносятся в личное дело обучающегося.

Наши рекомендации