Особенности осуществления отдельных видов регистрационных производств

3.1. Производство по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Основные начала государственной регистрации юридических лиц содержатся в ст.51 ГК РФ. Правовое регулирование государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется нормами Федерального закона от 8.08.2001 года №129

“О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” ( в ред. от 23.07.2008 года).[128]

Целью производства по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является создание необходимых условий стабильности гражданского оборота и защиты интересов его участников.

Задачами производства по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является:

- учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- обеспечение установленного законом порядка образования юридического лица или приобретения статуса индивидуального предпринимателя;

- охрана имущественных и личных неимущественных прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- легализация деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- обеспечение реализации физическими и юридическими лицами своих прав и обязанностей;

- осуществление мер по борьбе с правонарушениями и преступлениями.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим федеральным законом.

Государственная регистрация указанных субъектов входит в компетенцию органов Федеральной налоговой службы Российской Федерации [129].

За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

В качестве особенности закон называет четыре вида регистрации юридических лиц и два вида регистрации индивидуальных предпринимателей:

а) при их создании;

б) создания в результате реорганизации;

в) государственная регистрация изменений и дополнений, вносимых в учредительные документы юридического лица;

г) в связи с его ликвидацией.

д) регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

е) регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Производство по государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя возбуждается регистрирующим органом по заявлению установленной формы физического или представителей юридического лица и приложенных к нему документов.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации юридического лица варьируется в зависимости от того, регистрируется ли вновь создаваемое юридическое лицо, либо юридическое лицо, создается посредством реорганизации функционировавших ранее юридических лиц в рамках правил ГК РФ, предусмотрен ли в специальном законе о данном виде юридических лиц (например, ФЗ “Об акционерных обществах”, “Об обществах с ограниченной ответственностью” и т.д.), а также в Федеральном законе “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Документы представляются уполномоченным лицом непосредственно либо направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявитель), подлинность которого должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться физические лица, указанные в ст.9 федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может являться физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя (при прекращении своей деятельности в качестве такового).

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом. При этом заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом. В случае же получения регистрирующим органом документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.

На стадии рассмотрения регистрационного дела регистрирующим органом осуществляется качественная проверка представленных на регистрацию необходимых документов, проверяется отсутствие в представленных документах признаков приписок, подчисток, исправлений, проверка заявителей и лиц ими регистрируемых по различного рода информационно – справочным учетам, проверяется соблюдение установленного для юридических лиц порядка их учреждения, в том числе и размер оплаты уставного капитала на момент государственной регистрации, проверяется содержание передаточного акта или разделительного баланса, анализ документов поступивших из других государственных органов, обеспечение учета и хранения всех представленных при государственной регистрации документов.

Стадия принятия решения о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется регистрирующим органом в срок не более чем пять рабочих дней со дня предоставления документов в регистрирующий орган. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

По итогам рассмотрения регистрационного дела государственный регистратор принимает следующие решения:

- о государственной регистрации юридических лиц;

- об отказе в государственной регистрации юридических лиц;

- о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей.

Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Федеральный закон “О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” допускает отказ в регистрациитолько по двум основаниям (п.1 с.23):

- непредставление необходимых для государственной регистрации документов, предусмотренных законом;

- представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган (с нарушением территориальной подведомственности);

Кроме того, ГК РФ допускает отказ в регистрации на основании п.1 ст.51 ГК РФ в случае несоответствия учредительных документов закону.

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа со ссылкой на нарушения, предусмотренные законом. Срок принятия решения об отказе в регистрации составляет пять рабочих дней.

Стадия исполнения принятого решения. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации (выдает) направляет заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр. Форма и содержание данного документа (свидетельство о государственной регистрации юридического лица, свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя) устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации сведения, содержащиеся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации и снятия с регистрационного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.

Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством Российской Федерации.

Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц (к примеру, регистрация банковских учреждений, торгово-промышленных палат, политических партий, общественных объединений и т.д.).

Закон предусматривает также возможность обжаловать решение государственного регистратора, однако подобная жалоба будет рассмотрена в рамках другого вида регистрационного производства на основании Закона РФ от 14.12.1995 года «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Наши рекомендации