Понятие и особенности административно-процессуальных правоотношений
Будучи разновидностью правовых отношений, административно-процессуальные отношения обладают всеми признаками первых. Вместе с тем анализ действующего законодательства и практики его применения позволяет выделить следующие особенности административно-процессуальных отношений:
Во-первых, административно-процессуальные отношения являются качественной разновидностью процессуальных отношений. В этой связи все свойства процессуальных отношений в полной мере присущи административно-процессуальным отношениям.
Во-вторых, в основе административно-процессуальных отношениях лежат нормы административно-процессуального права. Вместе с тем в ряде случаев имеет место субсидиарное применение норм других отраслей права, например, норм гражданско-процессуального права. Такое положение обусловлено тем, что административно-процессуальное законодательство находится в состоянии формирования и в ряде случаев наблюдается дефицит административно-процессуальных норм[61].
В-третьих, объектом административно-процессуальных отношений выступает деятельность органов исполнительной власти и других субъектов государственного управления, а точнее порядок осуществления правового статуса субъектов государственного управления. В этом и проявляется обеспечивающий характер административно-процессуальных отношений по отношению административно-правовым отношениям.
В-четвертых, для них характерен обязательный субъект, наделенный полномочиями государственно-властного характера. В рамках административно-процессуальных отношений реализуется государственно-властная воля органов и должностных лиц исполнительной власти. В ряде случаев инициаторами административно-процессуальных отношений могут выступать физические лица, общественные объединения и другие негосударственные субъекты, но юридически властные решения, определяющие движение административного дела принимаются только уполномоченными субъектами, которые наделены необходимыми полномочиями. При этом административно-процессуальные правоотношения, как и материальные административно-правовые отношения, имеют ясно выраженный управленческий характер[62].
В-пятых, могут возникать по инициативе любой из сторон и согласие второй стороны не всегда является обязательным. В ряде случаев, особенно в связи с наличием административного спора, желание стороны ответчика не влияет на возникновение процесса, но может влиять на его ход.
В-шестых, при нарушении требований административно-процессуальной нормы сторона отношений несет ответственность перед государством. Это означает, что к виновному могут быть применены меры государственного принуждения. Вид и интенсивность применения мер государственного принуждения зависит от характера допущенного нарушения. Для достижения целей административного процесса нельзя ограничиваться применением мер государственного принуждения. В этих целях применяются меры убеждения, поощрения и другие средства правового воздействия.
В-седьмых, споры, возникающие в рамках административного процесса разрешаются чаще всего во внесудебном (административном) порядке. Такое положение вещей, с одной стороны, способствует оперативному разрешению возникающих административно-процессуальных споров (конфликтов), с другой, существует реальная опасность принятия неправомерных решений в пользу субъекта, чьи действия (решения) выступают предметом обжалования, так как субъект рассматривающий жалобу является вышестоящим органом (должностным лицом) субъекта, чьи действия (решения) выступают объектом обжалования.
В-восьмых, административно-правовые отношения возникают, изменяются или прекращаются при наличии соответствующих условий.В качестве условий возникновения административно-процессуальных отношений выступают: административно-процессуальная норма, административно-процессуальная правосубъектность и юридический факт.
В-девятых, административно-процессуальные отношения направлены на обеспечение должного процессуального порядка. Наличие качественного административно-процессуального порядка выступает гарантией реализации административно-правовых норм и норм других отраслей права. В ряде случаев нарушение административно-процессуальной процедуры влечет за собой признание ничтожным или оспаримым принятого решения в рамках административного производства.
Выше изложенное позволяет определить административно-процессуальное отношение как общественное отношение урегулированное административно-процессуальной нормой, участники которого наделены взаимными административно-процессуальными правами и обязанностями.
Будучи сложным образованием, административно-процессуальное отношение обладает соответствующей структурой. Структура административно-процессуального отношения включает в себя следующие элементы: субъекты административно-процессуальных отношений; объекты административно-процессуальных отношений; содержание административно-процессуальных отношений.
Субъект административно-процессуальных отношений – это участник административно-процессуальных отношений, обладающий административно-процессуальной правосубъектностью, наделенный субъективными правами и юридическими обязанностями.
В качестве субъектов административно-процессуальных отношений могут выступать самые разнообразные субъекты: граждане РФ, иностранные граждане, органы исполнительной власти и их структурные подразделения, государственные служащие, некоммерческие организации, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, а также прокуроры, судьи.
Детальное закрепление статуса субъектов административно-процессуальных отношений выступает в качестве гарантии реализации их прав и свобод. Вместе с тем административно-процессуальный статус отдельных субъектом должным образом не изложен в нормативных правовых актах. Так, статус субъектов, наделенных правом составлять протоколы об административных правонарушениях (ст. 28.3 КоАП РФ) детально не закреплен. Они лишены права по собственной инициативе присутствовать при рассмотрении дела об административном правонарушении, что в ряде случаев является препятствием для установления истины по делу об административном правонарушении.
Объект административно-процессуальных отношений – это то, по поводу чего возникло, изменилось или было прекращено административно-процессуальное отношение.
К числу объектов, административно-процессуальных правоотношений относятся:
- вещи, материальные ценности;
- поведение участников административно-процессуальных правоотношений, которое связано с правовым регулированием;
- результаты действия и бездействия субъектов правоотношений;
- предметы духовного творчества;
- личные нематериальные блага.
Сорокин В.Д. полагает, что круг объектов административно-процессуальных правоотношений в целом совпадает с объектами тех материальных правоотношений, реализацию которых обеспечивают административно-процессуальные правоотношения[63].
Содержание и виды административно-процессуальных правоотношений
В каждом правоотношении необходимо различать содержание троякого рода: материальное, волевое и юридическое. К материальному относится то общественное отношение, которое им закрепляется. Материальное содержание правоотношения предопределяет его волевое содержание. В свою очередь волевое содержание правоотношения закрепляется при помощи его юридического содержания, которое воплощается в субъективных правах и обязанностях его участников[64].
Содержание административно-процессуального правоотношения является более сложным, чем материального правоотношения: его составляет не только фактическое общественное отношение, зачастую закрепляемое материальным административно-правовым отношением, но также и само это материальное правоотношение. Следовательно, материальное содержание административно-процессуального правоотношения включает в себя два тесно связанных компонента – фактический и юридический. При этом не обязательно, чтобы юридический компонент материального содержания административно-процессуального правоотношения был также административно-правовым.
Юридическое содержание административно-процессуального правоотношения имеет волевую природу, оно проявляется в том, что возникновение, изменение и прекращение правовых отношений в обществе связано с действием определенных общих правил волевого характера – правовых норм, и, кроме того, в каждом правоотношении заложен волевой элемент, проявляющейся в поведении участников правоотношения.
Существование многочисленных и разнообразных административно-процессуальных правоотношений, отличающихся друг от друга по своему материальному содержанию, сферам возникновения, структуре и т. д., делает весьма актуальной задачу их классификации.
По мнению В.Д. Сорокина, административно-процессуальные правоотношения надлежит классифицировать по следующим основаниям: 1) по содержанию; 2) по видам административного производства; 3) по отраслевой принадлежности корреспондирующих материальных правоотношений; 4) по соотношению прав и обязанностей их участников[65].
Административно-процессуальные правоотношения могут быть классифицированы и по другим основаниям.
По функциям права можно выделить регулятивные – складывающиеся на основе реализации регулятивных административно-процессуальных норм и охранительные – возникающие на основе охранительных административно-правовых норм отношения. В отличие от гражданского и уголовного процесса административный процесс «обслуживает» реализацию как охранительных, так и регулятивных норм. В этом проявляется универсальный характер административного процесса.
По характеру связей между участниками правоотношений административно-процессуальные отношения подразделяются на: вертикальные – отношения «власть – подчиненный»; горизонтальные – отношения между не соподчиненными субъектами административного права; диагональные. Вертикальные отношения в максимальной мере реализуются в сфере государственного управления, что обусловлено его иерархическим построением, изначально субординационной природой. Особенно часто эти отношения имеют место в рамках осуществления контрольно-надзорной деятельности и применения мер принуждения в рамках административного процесса. Вместе с тем в настоящее время наметилась тенденция расширения практики реализации горизонтальных отношений. Это связано с увеличением реализации диспозитивных начал в сфере государственного управления, в том числе и расширением применения административного договора.
Диагональные административно-процессуальные отношения во многом схожи с вертикальными отношениями, так как между его участниками существует элемент субординации. Однако данные субъекты входят в различные системы органов исполнительной власти и речь идет не о линейном, а о функциональном подчинении в процессе осуществления контрольно-надзорной деятельности.
По характеру юридических фактов, порождающих правоотношения различают административно-процессуальные правоотношения, порожденные правомерными действиями, порожденные неправомерными действиями и порожденные событиями.
В зависимости от конкретных целей возникновения административно-процессуальных отношений их разделяют на: внутренние – отношения, связанные с формированием управленческих структур, определением принципов взаимодействия между управленческими структурами, отношений между работниками внутри управленческой структуры; внешние – отношения, связанные с непосредственной реализацией внешних функций управления. К внутренним административно-процессуальным отношениям относятся отношения по формированию кадров, а также отношения по обеспечению деятельности органов исполнительной власти.
В зависимости от способа защиты существуют отношения, защищаемые в судебном порядке и защищаемые во внесудебном (административном) порядке. Для современных административно-процессуальных производств характерна реализация внесудебного порядка обжалования. Объяснение такого положения может быть с неразвитостью законодательства о судебном обжаловании, которое реально функционирует чуть более пятнадцати лет, а также отечественной правовой традицией, где не культивировалось обращение в органы правосудия за разрешением правовых споров, возникающих в рамках административного процесса.
По видам административных производств:
- отношения, возникающие в процессе принятия нормативных актов государственного управления;
- отношения, возникающие в связи с рассмотрением предложений и заявлений граждан и обращений организаций в сфере государственного управления;
- отношения, возникающие в производстве по делам о поощрениях;
- отношения, возникающие в регистрационном производстве;
- отношения, возникающие в лицензионно-разрешительном производстве;
- отношения, возникающие в исполнительном производстве;
- отношения, возникающие в ходе дисциплинарного производства;
- отношения, возникающие в рамках производства по делам об административных правонарушениях.
Административно-процессуальные отношения могут быть разделены с учетом отраслевой принадлежности. Наличие названное критерия обусловлено универсальным характером норм административно-процессуального права, которые обеспечивают процессуальный порядок реализации не только административно-правовых норм. В этой связи можно выделить следующие виды административно-процессуальных отношений:
- отношения, возникающие в связи с реализацией административно-правовых материальных отношений;
- отношения, возникающие в связи с реализацией материальных отношений, урегулированных нормами гражданского права;
- отношения, возникающие в связи с реализацией материальных отношений, урегулированных нормами трудового права;
- отношения, возникающие в связи с реализацией материальных отношений, урегулированных нормами финансового права;
- отношения, возникающие в связи с реализацией материальных отношений, урегулированных нормами семейного права;
- отношения, возникающие в связи с реализацией материальных отношений, урегулированных нормами земельного (аграрного) права;
- отношения, возникающие в связи с реализацией материальных отношений, урегулированных нормами экологического права.
РАЗДЕЛ II.