Нормы, регламентирующие исполнение приказа или распоряжения в УИС
Федеральная служба исполнения наказаний - федеральный орган исполнительной власти, подведомственный Министерству юстиции РФ, который осуществляет правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осуждённых, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осуждённых и осуждённых, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания[34].
Федеральная служба исполнения наказаний создана для исполнения наказаний и для содержания под стражей подозреваемых, обвиняемых, осуждённых. В подчинении службы находятся все места лишения свободы России[35].
Контроль за условно-осуждёнными лицами, лицами, осуждёнными к исправительным и обязательным работам, а также ограничению свободы ведут уголовно-исполнительные инспекции ФСИН России. ФСИН России является юридическим лицом и имеет свою печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации[36].
Общая нормативно-правовая база регулирующая деятельность ФСИН:
1. Конституция РФ;
2. Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.1998 № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы»;
3. Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»;
4. Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 № 4202-1;
5. Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний»;
6. Указ Президента Российской Федерации от 02.12.2005 № 1396
«Об учреждении геральдического знака - эмблемы и флага Федеральной службы исполнения наказаний»;
7. Указ Президента Российской Федерации от 14.06.2010 № 728 «Об учреждении знамени Федеральной службы исполнения наказаний, знамен ее территориальных органов и образовательных учреждений профессионального образования» (вместе с Положением о знамени Федеральной службы исполнения наказаний, знаменах ее территориальных органов и образовательных учреждений профессионального образования);
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.01.1994 № 40 «Об утверждении норм обеспечения оружием, боеприпасами к нему и специальными средствами сотрудников уголовно-исполнительной системы»;
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 № 789 «О форме одежды, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания внутренней службы»;
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года»;
11. И т.д.
Приказ или распоряжение в УИС, принято понимать в общем порядке.
Приказ или распоряжение понимается как обязательное для исполнения требование, предъявляемое начальником к своему подчинённому.
Обязательность приказа или распоряжение - непременное условие правомерности деяния, совершенного при их исполнении[37].
Приказ или распоряжение должны быть отданы в пределах компетенции начальника и по установленной форме.
Ответственность за причинение вреда, вызванного исполнением приказа, возлагается на то лицо, которое отдало приказ или распоряжение.
Не исключается уголовной ответственности при исполнении заведомо незаконного приказа.
Уголовный закон устанавливает, что лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконного приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях[38].
За исполнение заведомо незаконного приказа или распоряжения к уголовной ответственности привлекаются как исполнитель приказа, так и начальник, отдавший незаконный приказ или распоряжение[39].
Незаконный приказ или распоряжение не должен исполняться, а неисполнение лицом заведомо незаконных приказов или распоряжений исключает уголовную ответственность[40].
Незаконность приказа или распоряжения означает, что они противоречат нормам национального или международного законодательства, регламентирующие права и свободы человека.
К нормам национального или международного законодательства, регламентирующие права и свободы человека относят Конституцию РФ, федеральные законы, Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка и другие нормы национального или международного законодательства[41].
Субъективная оценка исполнителя незаконного приказа или распоряжения означает, что он убежден в неправомерности требуемого действия и совершает эти действия с прямым умыслом на причинение вреда право охраняемым интересам[42].
В качестве заключения к параграфу, стоит отметить, что приказ или распоряжение в УИС, принято понимать в общем порядке. Исполнение приказа - это вынужденные меры по выполнению обязательных распоряжений, которые не влекут за собой уголовной ответственности (например, исполнение воли начальника).
Считается, что если лицо исполняет положенные на него обязательства в вынужденном порядке, то оно не несет уголовной ответственности, но на деле это не совсем так. Если приказ был отдан в противоречии с нормами закона, то факт отдачи такого приказа можно расценивать как подстрекательство, провоцирующее преступление.
Если исполнитель не исполнил данный противозаконный приказ, то орган или лицо, отдавшее такой приказ, может обвиняться в покушении на подстрекательство. Если же лицо, которому был дан незаконный приказ, выполнило его, то оно несет уголовную ответственность в соответствии с нарушенными нормами закона. Такую же ответственность несет и лицо, отдавшее приказ.
Если лицо получило незаконный приказ, и ввиду законных соображений не исполнило его, то оно не может привлекаться к уголовной ответственности за невыполнение такого приказа.