Основные изменения в государственном аппарате в годы гражданской войны.

Причины:

1. Продолжение поиска оптимального взаимодействия различных органов власти;

2. Необходимость создания аппарата, который наиболее приспособлен к чрезвычайным условиям гражданской войне.

Основные направления в развитии гос. аппарата: создание чрезвычайных органов, расширение полномочий и совершенствование организационной структуры репрессивных органов и органов, отвечающих за защиту советского гос-ва; создание органов, осуществляющих централизованное распределение материальных благ м/e предприятиями, также селением в условиях сокращения гражданского оборота и товарно-денежных отношений; создание организационных форм привлечения трудящихся к контролю за деятельностью всех гос. органов.

Чрезвычайные органы. Конституция РСФСР закрепила структуру центральных и местных органов гос.власти и управления. Но в чрезвычайных условиях гражд. войны и интервенции этого оказалось недостаточно. Принцип революционной целесообразности подсказал выход-создание органов, наделенных чрезвычайной властью и практически неограниченной компетенцией. Объявление страны военным лагерем специальным постановлением ВЦИК от 2 сент.1918г. Этим актом на всей территории РСФСР вводился военный режим. Декретом ВЦИК от 30 нояб.1918г обеспечение этого режима возлагалось на Совет рабочей и крестьянской обороны (СРКО), которому передавалась вся полнота власти в области гос-ва. СРКО состоял из председателя (Ленин) и 5 членов (Троцкий, Невский, Брюханов, Красин, Сталин). Специального аппарата данный орган не имел, действовал через институт уполномоченных. Постановление СРКО имели силу законов военного времени и были обязательны для всех конституционных органов власти, советских учреждений, организаций и граждан. В декабре 1920г он был преобразован в Совет Труда и Обороны, что отразилось на понижении его статуса, т.к. он действовал на правах комиссии при СНК.

Реввоенсовет республики (РВСР). Создан 2 сент.1918г на основании постановления ВЦИК. Сначала возглавлял председатель, но с 5 дек.1918г – верховный главнокомандующий. Назначал должность СНК. При РВСР был учрежден политотдел, который в мае 1919г был преобразован в Политическое управление армией и флотом. Для руководства фронтами и армиями создавались соответствующие реввоенсоветы (РВС). Состав: командующий, военный специалист, два политич. комиссара.

Чрезвычайными органами на местах стали ревкомы. В соответствии с постановлением ВЦИК от 24 окт.1918г они могли создаваться на местностях, освобожденных от неприятеля. Они подчинялись РВС и центральным органам власти. Состояли из 3-5 человек, включая председателя исполкома, одного из членов исполкома и местного военного комиссара. Задачи: восстановление органов советской власти на освобожденной территории, обеспечение революционного порядка и оказание содействия вооруж. силам республики в прифронтовой полосе и в тылу.

ВЧК, милиция, ревтрибуналы и вооруж. силы. Особое место занимало ВЧК- «карающий меч партии». По Конституции ВЧК не входило в число наркоматов, она превосходила все наркоматы, т.к. ни один из органов центр. власти не мог препятствовать ее деятельности. Правовой основой организации ВЧК стало Положение о ВЧК, принятое ВЦИК 28 окт.1918г. Задачи: борьба с контрреволюционными заговорами, мятежами, шпионажем, бандитизмом, спекуляцией, должностными преступлениями и т.д. Закреплялось право непосредственной расправы для пресечения преступлений в случае вооруженных преступлений, право заключения в администр. порядке в концентрационные лагеря.

В армии создавались особые отделы, которые осуществляли разведывательную и контрразведывательную работу. Создавались транспортные отделы ЧК. В 1919г в состав войск, подчиненных ВЧК были включены войска внутренней охраны (ВОХР). Перевод милиции на штатные начала, введение единой организационной структуры. В феврале и апреле 1919г создана речная и железнодорожная милиция. Осенью 1919г появилась промышленная, следственная милиция. Декретом ВЦИК и СНК «О Советской Рабоче-крестьянской милиции» от 3 апр.1919г милиция была военизирована. 10 июня 1920г «Положение о Рабоче-крестьянской милиции», которое закрепило структуру и направление деятельности милиции.

В годы гражд. войны Советская власть не могла окончательно решить, кому предоставить право судить контрреволюционеров: ВЧК или ревтрибуналам. Весной 1919г ВЦИК утвердил «Положение о революцион. трибуналах», которым предусматривалось сокращение сети этих судебных органов. Ревтрибуналы состоял из председателя и двух народных заседателей, избираемых губернскими Советами, допускались защитники и обвинители и действовали только при губернских Советах и в городах с население более 200тыс.человек. Расширялась сеть специализированных ревтрибуналов. Созданы революционные военные трибуналы.

В марте 1920г ВЦИК утвердил новое Положение о революционных трибуналах. В их состав был введен представитель ЧК и следователь-докладчик, который готовил заключения по делам и докладывал свое заключение на заседании ревтрибуналов.

Система главкизма. Когда вся промышленность была национализирована, хозяйственно-организаторской работой ведал Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ) и его главки (главные управления), численность которых ск 1920г достигла 52. Основным методом руководства промышленность стала «система главкизма», которая означала не только полное подчинение предприятия соответствующим главкам, но и их полное лишение хозяйственной самостоятельности. Оборудование, сырье, материалы и рабочую силу они получали в порядке административного распределения. Так же они сдавали свою продукцию. Сделки были исключены. Главки отвечали и за обеспечение продуктами питания, предметами хозяйственного быта, бесплатного предоставл. жилья и коммун. услуг, в первую очередь работникам госуд. предприятий, учреждений и организаций. Эта система оправдала себя в условиях гражданской войны, обеспечив минимум необходимой продукции для Красной армии и населения. Но были недостатки: громоздкость системы управления, чрезмерная централизация, сложная и волокитная в принятии оперативных решениях и их доведение до предприятия. С окончание войны система была упразднена.

Госуд. контроль и Рабоче-крестьянская инспекция. В февр.1920г система наркоматов советской власти пополнилась Наркоматом Рабоче-крестьянской инспекции-Рабкрином. Основные задачи: наблюдение за проведение в жизнь советских законов, борьба с бюрократизмом и волокитой, проведение ревизий органов советской власти, прием и рассмотрение жалоб и заявлений на действия должностных лиц. Фактически этот орган стал выполнять некоторые функции дореволюционной прокуратуры.

Специфика Рабкрина состояла в том, что он соединял гос-ный и общ-ный контроль. Способы достижения специфик: 1) делегирование коллективами трудящихся своих представителей в Рабкрин в качестве постоянных членов; 2) организация ячеек содействия Рабкрину на всех заводах, фабриках, учреждениях, организациях и даже в селах-везде, где имелся аппарат управления; 3) привлечение рабочих и крестьян к участию в массовых обследованиях деятельности гос-ного аппарата. В 1920г Рабкрин осуществил 253 ревизии только в высших органах власти и наркомах РСФСР, выявив при этом 67 случаев преступлений и 136 случаев неправильных действий. Вне проверок остался только СНК. Было рассмотрено 10611 жалоб, большая часть которых была признана обоснованными. Значение Рабкрина состояло в том, что это была первая практическая реализация идеи о привлечении трудящихся к контролю за деятельность гос-ого аппарата, первый, пускай и незначительный, барьер на пути злоупотреблений органов и должностных лиц советской власти.

Наши рекомендации