Процессуальные аспекты общения с милицией

Практически всегда, в качестве проверяющих должностных лиц, в деятельности предпринимателя или торговой организации выступают сотрудники милиции. Деятельность милиции, в том числе и по проведению контрольных мероприятий в сфере предпринимательской деятельности регулируется Федеральным законом о милиции № 1026-1 от 18. 04. 1991 г.

Данный закон предоставляет право милиции для выполнения возложенных на неё обязанностей при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую предпринимательскую и торговую деятельность. При осуществлении своей деятельности милиция руководствуется различными кодексами и иными федеральными законами, а также приказами МВД РФ и распоряжениями вышестоящего руководства.

Милиция в праве:

беспрепятственно входить в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от подчинённости и формы собственности, в производственные помещения, используемые гражданами для занятия индивидуальной, иной трудовой деятельностью и другими видами предпринимательства;

* проводить с участием собственника имущества либо его представителей или уполномоченных им лиц осмотр производственных, складских, торговых и иных служебный помещений, транспортных средств, других мест хранения и использования имущества;

* изымать необходимые документы на материальные ценности, денежные средства,

кредитные и финансовые операции, а также образцы сырья и продукции;

* проводить контрольные закупки; требовать обязательного проведения проверок, инвентаризаций и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций;

* получать от их должностных и материально-ответственных лиц сведения и объяснения по фактам нарушений законодательства;

* приостанавливать до устранения допущенных нарушений законодательства деятельность предприятий торговли, а равно и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере торговли, а в случаях неисполнения ими законного требования работника милиции о прекращении правонарушения, милиция, в соответствии с пунктом 5 вышеуказанной статьи, имеет право на составлении протоколов об административном правонарушении, осуществление административного задержания и применение других мер, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях»[7]. Полномочия милиции, при проведении проверочных действий в финансово - хозяйственной деятельности определены пунктом 25 ст. 11 Федерального закона «О милиции» № 1026-1 от 18.04.1991 г.

Права милиции в сфере предпринимательской деятельности:

при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, в целях установления оснований для возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении по мотивированному постановлению начальника органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителя[8]:

производить в присутствии не менее двух понятых и представителя юридического лица, лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, либо его представителя, которым вручаются копия указанного постановления, а также копии протоколов и описей, составленных в результате указанных в настоящем пункте действий, а при отсутствии таковых - с участием представителей органов исполнительной власти или органов местного самоуправления осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества;

изучать документы, отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, требовать предоставления в пятидневный срок с момента вручения соответствующего постановления заверенных надлежащим образом копий указанных документов;

изымать с обязательным составлением протокола отдельные образцы сырья, продукции и товаров, необходимые для проведения исследований или экспертиз;

требовать при проверке имеющихся данных, указывающих на признаки преступления, обязательного проведения в срок не более тридцати дней проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, а также самостоятельно проводить в указанные сроки такие проверки и ревизии, изымать при производстве проверок и ревизий документы либо их копии с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов либо их копий.

В случае, если изымаются подлинные документы, с них изготовляются копии, которые заверяются должностным лицом органа внутренних дел (органа милиции), проводящим проверку или ревизию, и передаются лицу, у которого изымаются подлинные документы. В случае, если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием подлинных документов, должностное лицо органа внутренних дел (органа милиции), проводящее проверку или ревизию, передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты подлинные документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается соответствующая запись в протоколе об изъятии.

Но, стоит отметить, пользоваться данными правами и выполнять обязанности сотрудник милиции может только в пределах своей компетенции и в соответствии с занимаемой должностью.

Проведение внеплановых проверок не может производиться по личному усмотрению сотрудников милиции, а должно быть обусловлено достаточными данными об имеющихся правонарушениях (жалобы и заявления граждан, материалы оперативно-розыскной деятельности, непосредственное обнаружение сотрудниками милиции признаков правонарушения или преступления). В противном случае вторжение в помещение, в котором осуществляется производственная, коммерческая или иная деятельность, может привести к существенному нарушению прав и свобод, гарантированных законодательством. Поэтому предпринимателю, в первую очередь, необходимо в вежливой форме выяснить, на каком основании производится проверка. Следует знать, что незаконное вторжение сотрудников милиции подпадает под действие ст. 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий», но более подробнее об этом несколько позже.

Кроме того, милиция пользуется правами, предоставленными ей кодексом об административных правонарушениях, в частности, правом изъятия товара, реализация которого ограничена или запрещена законодательством.

Для осуществления своих функций сотрудники органов внутренних дел имеют право досмотра предприятий торговли, товара, документов на товар. За неповиновение, либо за открытый отказ от исполнения, либо иное умышленное неисполнение законного требования работника милиции по пресечению преступлений и административных правонарушений в деятельности предприятий торговли независимо от форм собственности, предусмотрена административная ответственность. Если сотрудник милиции лично заметил нарушения со стороны предпринимателя; (не выдали чек, просрочена дата реализации продукта), то здесь увы! Он обязан немедленно принять меры к устранению нарушения и для этого направления ему не требуется.

В торговых, складских и служебных помещениях сотрудники милиции могут проводить осмотр только в присутствии собственника имущества, его представителей или уполномоченных им лиц. Кроме того, допускается осмотр в присутствии представителя администрации. О том, кто является представителями или уполномоченным лицом, будет сказано далее. Сотрудникам милиции разрешается при наличии оснований проводить обыск.

Обыск проводится по мотивированному постановлению следователя в рамках уголовного дела. Он отличается от осмотра тем, что при обыске сотрудники милиции проводят тщательный расширенный осмотр, не спрашивают разрешения собственника на вскрытие ящиков, коробок, сейфов и т.п., при обыске обязательно наличие понятых.

Однако до начала обыска сотрудник правоохранительных органов всегда предлагает добровольно выдать скрываемые документы или предметы.

Уполномоченный сотрудник милиции имеет право изымать необходимые документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и финансовые операции, если они являются доказательством административного правонарушения или преступления. Надо понимать, что здесь идёт речь о накладных, счетах, приходных/расходных ордерах и других аналогичных документах. Изымать свидетельства предпринимателя, лицензии, сертификаты и т.п. документы сотрудник милиции не имеет права (кроме случаев наличия сомнения в их подлинности).

Необходимо знать, что сотрудники милиции имеют право проверять наличие документов, но это не означает, что они могут давать правовую оценку этим документам.

Сотрудники милиции: не имеют полномочий давать правовую оценку таким документам, как сертификаты, тетради учёта индивидуальных предпринимателей, санитарные книжки и т.п.

Сотрудники милиции: имеют право требовать проведение ревизии кассы «снятие кассы». Именно требовать, а не проводить. Дело в том, что «Порядок ведения кассовых операций в РФ» утверждён решением Совета Директоров ЦБ России 22.09.1993 г. № 40, п. 37, в соответствии с которым ревизия кассы осуществляется только по приказанию руководителя, причём предварительно должен быть проведён ряд обязательных процедур. Так что если у вас кассу самовольно «снял» сотрудник милиции, то это означает, что он совершил действия, на которые не имел полномочий. Кстати, это положение касается не только сотрудников милиции, но и других чиновников (налоговой инспекции и др.), в компетенцию которых входят финансово – ревизионные проверки.

Одним из наиболее распространенных случаев, по поводу которого приходиться общаться предпринимателям с сотрудниками милиции, является продажа товаров, выполнение работ, либо оказание услуг при отсутствии установленной информации, либо без применения контрольно-кассовых машин, что влечет наложение, в соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ, административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда, на юридических - от трёхсот до четырёхсот минимальных размеров оплаты труда.

Внимательно рассмотрим . Ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» определяет, какую документированную информацию продавец обязан предоставить покупателю. Она включает следующие позиции:

стандарты, требованиям которых должны соответствовать товары (работы, услуги);

· сведения об основных потребительских свойствах товаров при соблюдении перечня этих показателей для продуктов питания;

· цена и условия приобретения товаров;

· гарантийный срок, если он установлен;

· правила и условия эффективного и безопасного использования товаров; срок службы или срок годности товаров;

· место нахождения (юридический адрес) изготовителя (исполнителя, продавца) и место нахождения организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей или производящий ремонт и техническое обслуживание товара (работ);

· информация о сертификации товаров, подлежащих обязательной сертификации (подлинник сертификата либо копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата или органом по сертификации, или нотариусом, или территориальным органом Госстандарта России; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) на основании подлинника сертификата или его копии и т.д.);

· о правилах продажи товаров и др.

Всё это представляется в виде технической документации, этикетки, иной маркировки, а если это невозможно, то на специальном документе - листе-вкладыше, прилагаемом к каждой единице товара, и должно быть на русском языке. Кроме того, продавец обязательно должен выдать покупателю кассовый и товарный чек, если он нужен покупателю.

Таким образом, если сотрудник милиции требует от вас предоставления документов, не предусмотренных законодательством, то это не правомерно.

Другим часто встречающимся случаем общения с милицией является обман потребителей, т.е. обмеривание, обвешивание, обсчёт, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы, либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей, в соответствии со ст. 14.7 КоАП РФ, что влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда. Здесь также необходим комментарий.

Противоправные действия рассматриваемого состава административного правонарушения могут проявляться в различных формах:

· обмеривание - отпуск товаров меньшего размера, чем должен их получить потребитель по договору купли-продажи;

· обвешивание - отпуск товара меньшего веса, чем он должен быть в соответствии с оплатой покупки. Способы, время обмеривания, обвешивания могут быть различными: использование неправильных, нестандартных средств, приборов измерения, обмеривание и обвешивание при расфасовке, непосредственной продаже товаров и т.п.

· обсчёт - получение виновным большей суммы, чем фактическая стоимость отпущенного товара, оказанной услуги, утаивание сдачи.

· введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товаров - продажа товара (оказание услуги, передача результата работы), не соответствующего требованиям стандартов, технических условий, условиям договора. Введение в заблуждение может выражаться в заведомо искаженной информации о потребительских свойствах, качестве товара (услуги), в утаивании от потребителя необходимой информации о предлагаемом товаре, услуге.

Очень важно знать, что данные административные правонарушения, признаются оконченными с момента совершения обманных действий в отношении потребителя или нескольких потребителей. Само по себе превышение установленных цен, отсутствие требуемого кассового аппарата в торговом предприятии, если не был произведен расчёт с потребителем, не образуют ещё состава данного административного правонарушения. Чаще всего предпринимателям приходится сталкиваться со следующими органами:

· с УБЭП (управлением по борьбе с экономическими преступлениями);

· с управлением по налоговым преступлениям;

· с УБОП (управлением по борьбе с организованной преступностью);

· с управлением «Р» (управлением по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий);

· с милицией общественной безопасности (МОБ) в лице ОБППР (отдела по борьбе с нарушениями в сфере потребительского рынка и услуг).

В случае, если на ваш адрес с проверкой пришла милиция, проверьте служебное удостоверение милиционера – это документ, который обязательно должен иметь при себе сотрудник милиции при исполнении. Если пришедший к вам якобы «милиционер» отказывается показать своё удостоверение, смело можете не выполнять его требования и немедленно сообщите о данном случае по телефону «02».

Не нужно брать удостоверение в руки, если его вам не дают, но и не стесняйтесь потребовать, чтобы этот документ в развёрнутом виде подольше подержали у вас перед глазами. На подлинном удостоверении МВД указаны должность и звание его обладателя, соответствующие подписи и печати, сотрудник на фотографии в форме. Обратите внимание на срок, по который действительно удостоверение. Если оно просрочено, пришедшее к вам должностное лицо проводить проверку не вправе.

Обязательно перепишите данные проверяющих, а также полное наименование, адрес и телефон отделения милиции, где они служат.

Если пришедшие к вам милиционеры отказываются (либо не могут) назвать полное наименование своего подразделения, отдела, а в особенности телефон дежурного или отдела кадров, то, скорее всего, это мошенники или недобросовестные милиционеры, решившие подзаработать. Не паникуйте и продолжайте расспросы. Свою настойчивость вы можете объяснить тем, что у вас уже были случаи, когда проверку проводили лица, не имевшие на это права.

Если пришедшие, к предпринимателю проверяющие всё-таки назовут какие-то телефоны, наберите их. Если в процессе набора они уйдут, значит, ваши сомнения не напрасны.

На практике были случаи, когда мошенники называли телефоны своих сообщников и те с готовностью подтверждали всё, что нужно. Чтобы этого не случилось, желательно иметь под рукой телефоны отделений милиции. Тогда вы сможете позвонить в нужное вам и проверить, действительно ли там работают пришедшие к вам люди и вправе ли они проводить у вас проверку. Если же таких телефонов у вас нет, позвоните «02» и попросите дежурного дать вам нужный номер. Все входящие звонки по телефону «02» записываются на магнитную ленту, поэтому шансы отказать вам в такой проверки у дежурных сотрудников сводятся к нулю.

Имейте в виду - милиция работает строго по территориальному принципу. Управления могут проверить любую компанию, находящуюся на территории города. Районные (окружные) службы обслуживают только территории своих районов или округов.

При общении с сотрудниками милиции старайтесь не идти на конфликт, поскольку они могут вас задержать, а затем оштрафовать на сумму от 500 до 1000 рублей или арестовать на срок до 15 суток (ст. 19.3 КоАП РФ).

Помните - в Уголовном кодексе РФ предусмотрена ответственность:

- за публичное оскорбление представителя власти (ст. 319). Минимальная санкция - штраф до 40 000 рублей, максимальная - исправительные работы на срок от шести месяцев до одного года;

- за применение в отношении представителя власти насилия (ст. 318). Минимальная санкция по этой статье - штраф до 200 000 рублей, максимальная - лишение свободы на срок от пяти до десяти лет.

Если Вы не согласны с требованиями сотрудников милиции, просто сообщите им об этом, этого будет вполне достаточно. Если милиционеры, несмотря на отказ предпринимателя, всё равно решат провести проверку, не препятствуйте им. В любом случае пассивно наблюдайте за их действиями и ведите запись на видеофон.

Выразив свое несогласие можно направив телеграмму, либо заказное письмо «с обратным уведомлением», в прокуратуру и УВД Вашего региона. Можно и подстраховаться, направить телеграммы ещё и в Генеральную прокуратуру и МВД или, например в один из профильных комитетов Государственной Думы. Текст должен быть кратким. Например: «Сообщаем Вам о том, что сегодня в 11.00 в офис нашей фирмы (полное название, адрес) пришли сотрудники милиции (указать фамилии, должности, звания, подразделение, всю информацию, известную о непрошенных «гостях») и без всяких на то оснований, без предъявления соответствующих бумаг изъяли то-то и то-то. Копию протокола, подтверждающего изъятие, нам не вручили. Просим принять меры», подпись и дата. Желательно привлечь по делу со стороны свидетелей, не заинтересованных в исходе дела лиц. Приложить к вышеуказанным показаниям записи сделанные на диктофоне. Этот метод давно проверен на практике и очень хорошо действует.

Есть ещё один неплохой вариант. Позвоните по так называемому телефону доверия или в службу собственной безопасности подразделения, где служат пришедшие в вашу организацию «оперативники».

Следующий этап. Но это уже после проверки. Нужно грамотно, учитывая все обстоятельства, написать жалобы на действия сотрудников милиции и отправить их вышестоящим чиновникам управления внутренних дел вашего субъекта, в прокуратуру или в суд.

Жалуйтесь и в том случае, если имеются сомнения в правомерности действий оперативников. Ничего, что жалоба не приведет к положительному результату, зато при её рассмотрении сотрудникам милиции придется предъявить суду доказательства, зачастую в виде различных документов и бумаг. Этим они будут пытаться подтвердить, что их действия не выходили за рамки своих должностных полномочий. А знакомство с этими документами позволит предпринимателю выработать правильную позицию и выпутаться из сложившейся ситуации с наименьшими потерями.

Федеральным законом от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» в пункт 25 статьи 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-I «О милиции» были внесены изменения, которые устанавливают несколько иной порядок осуществления органами внутренних дел проверок, ревизий и иных мероприятий, связанных с контролем и фиксацией деятельности коммерческих организаций и предпринимателей.

Основание проведения мероприятий контроля, по сравнению с ранее действовавшей редакцией статьи 11 Закона «О милиции» (далее – Закона) не изменилось – наличие данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства. Однако преследуют они уже иную цель. В отличие от старой редакции, где действия милиции осуществлялись с целью проверки этих данных, новая редакция предусматривает осуществления проверочных мероприятий в целях обнаружения оснований для возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении. Основания для возбуждения уголовного или административного дела, сам порядок возбуждения дел содержатся в соответствующих законах – Уголовно-процессуальном кодексе и Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, без которых нельзя обойтись, рассматривая вопрос о законности и обоснованности действий сотрудников милиции.

Итак, что бы воспользоваться правом, предоставленным пунктом 25 статьи 11 Закона, сотрудник милиции должен вам предъявить мотивированное постановление начальника органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителя. Данная норма не перетерпела изменений. Однако, не во всех случаях такой документ будет обязательным.

Как следует из статьи 28.1 КоАП РФ, поводами для возбуждения дела об административном правонарушении являются:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьями 14.12, 14.13, 14.21, 14.22 настоящего Кодекса).

В том случае, если будет происходить рассмотрение информации, поступившей из государственных органов, органов местного самоуправления, заявлений физических и юридических лиц, т.е. в порядке проверки, сведений указанных в п.п.2, 3 статьи 28.1 КоАП РФ, наличие мотивированного постановления будет необходимым. Но если лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, само обнаружит достаточные данные, указывающие на совершение административного проступка, то оно вправе возбудить административное производство, а соответственно и принять меры, указанные в статье 27.1 КоАП РФ, направленные на обеспечение производства по делам об административных правонарушениях, а именно:

1) доставление;

2) административное задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

7) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

9) привод;

10) временный запрет деятельности.

В данном случае, если таким лицом будет сотрудник милиции, то мотивированного постановления руководства ему не потребуется. Это полностью будет соответствовать задачам законодательства об административных правонарушениях, сформулированным в статье 1.2 КоАП РФ.

Необходимо отметить, что исключение из прав, предоставленных сотрудникам милиции пунктом 25 статьи 11 Федерального закона «О милиции» возможности опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей, что само по себе еще не лишает их возможности осуществлять подобные действия. Данными полномочиями они наделены в рамках осуществления административного производства. Более того, возможности должностных лиц существенно расширены за счет добавления новой процедуры – временного запрета деятельности, которая заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (ст.27.16 КоАП РФ).

Даже несмотря на то, что применяться временный запрет деятельности должен только в исключительных случаях, к которым законодатель относит необходимость предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) под карантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно, вызывает опасение, что на практике выявление таких случаев будет носить формальный характер.

Трудно представить, как проверяющий в погонах, будет доказывать причинно- следственную связь, между отсутствием в игорном заведении положенной для игрового автомата квадратуры (по мнению чиновников, она установлена СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03) и возможностью причинения этим отсутствием непосредственной угрозы жизни или здоровью людей. Думается, как было в случае с «мотивированным постановлением начальника органа внутренних дел», проверяющий вас сотрудник милиции, составляя обязательный протокол о временном запрете деятельности, ограничится банальной фразой: «…..выявленные нарушения представляют непосредственную угрозу жизни и здоровью людей…».


Наши рекомендации