Понятие, система и основные направления деятельности внутренних дел РФ.

Органы внутренних дел (ОВД) занимают одно из центральных мест в системеправоохранительных органов России.

Органы внутренних дел образуют централизованную систему, возглавляемую Министерством внутренних дел (МВД) России, которая включает в себя:

Органы внутренних дел субъектов РФ: МВД республик, главные управления внутренних дел (ГУВД) краев, областей, городов федерального назначения, автономной области и автономных округов;

Органы внутренних дел городов, районов, закрытых административно-территориальных образований;

линейные управления и Органы внутренних дел на ж/д, водном и воздушном транспорте отделения;

ГУ и отделы на особо важных и режимных объектах;

территориальные органы управления учреждений с особыми условиями хозяйствования;

образовательные и научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, созданные для решения задач, возложенных на органы внутренних дел.

В своей деятельности Органы внутренних дел руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, принципами и нормами международного права, международными договорами РФ.

Органы внутренних дел – многофункциональные правоохранительные органы, на которые возложено осуществление следующих основных видов правоохранительной деятельности:

административной, связанной с охраной общественного порядка, организацией безопасности дорожного движения;

оперативно-розыскной, т. е. деятельности по выявлению и раскрытию преступлений, розыску лиц, совершивших преступления и скрывшихся от органов предварительного расследования и суда, бежавших из мест лишения свободы, без вести пропавших.

Важные направления деятельности Органы внутренних дел связаны с миграционными вопросами в РФ; выдачей (аннулированием)специальных разрешений (лицензий) на занятие видами деятельности, производствами, работами, подлежащими лицензированию в системе МВД.

Органы внутренних дел обеспечивают государственную защиту судей, народных заседателей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей и других категорий должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов.

МВД России – федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующий основные направления деятельности ОВД, а также координирующий деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти.

Министерство подчиняется Президенту РФ, а также Правительству РФ.

В структуру центрального аппарата МВД России входят: Служба криминальной милиции; Служба милиции общественной безопасности; Служба тыла; Федеральная миграционная служба МВД России; Главное управление кадров; Главное организационно-инспекторское управление; Главное правовое управление; Главное управление собственной безопасности; Управление делами; Управление информации, региональных и общественных связей; Контрольно-ревизионное управление; Управление международного сотрудничества; Управление мобилизационной подготовки; Следственный комитет при МВД России; Главное командование внутренних войск.

Мягкова Е.Л. Правоохранительные органы. 2009

48. Министерство внутренних дел РФ:структура и полномочия.

Министерство внутренних дел РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции но выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент РФ, Указом которого от 1 марта 2011 г. № 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" утверждены Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и структура его центрального аппарата.

В соответствии с указанным Положением основными задачами МВД России определены:

– разработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел;

– нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел;

– обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности;

– управление органами внутренних дел РФ и внутренними войсками МВД России;

– обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, федеральных гражданских служащих системы МВД России;

– выполнение иных функций, предусмотренных соответствующим законодательством.

Министерство внутренних дел РФ, выполняя возложенные на него обязанности, осуществляет соответствующие полномочия, включая названные выше (всего более 60), и кроме того:

– формирует основные направления государственной политики в сфере внутренних дел;

– разрабатывает и осуществляет меры по реализации государственной политики в сфере внутренних дел;

– разрабатывает и представляет Президенту РФ и в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, а также подготавливает другие документы, по которым требуется решение Президента РФ или Правительства РФ по вопросам, относящимся к сфере внутренних дел;

– обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию деятельности органов внутренних дел и внутренних войск;

– определяет основные направления деятельности внутренних дел и внутренних войск;

– организует и осуществляет: оперативно-розыскную деятельность; производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам; экспертно-криминалистическую деятельность; розыск лиц и похищенного имущества; контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, а также выдачу гражданам и организациям лицензии на приобретение оружия и патронов к нему, разрешений на их хранение, ношение, использование, транспортировку, перевозку, ввоз на территорию и вывоз с территории РФ; лицензирование отдельных видов деятельности; контроль частной детективной (сыскной) и охранной деятельности на территории РФ;

– участвует в формировании и реализации основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения; организует и проводит мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий;

– обеспечивает охрану особо важных и режимных объектов, важных государственных объектов и специальных грузов, охрану имущества физических и юридических лиц по договорам; обеспечивает совместно с ФСБ России охрану дипломатических представительств и консульских учреждений на территории РФ;

– организует производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел и внутренних войск;

– обеспечивает государственную защиту судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасность участников уголовного судопроизводства, а также других защищаемых лиц;

– организует проведение государственной дактилоскопической регистрации и государственной геномной регистрации;

– участвует в обеспечении режима чрезвычайного положения и режима военного положения в случае их введения на территории РФ или в ее отдельных местностях, а также в проведении мероприятий военного времени и в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

– организует и осуществляет регулярное информирование органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, граждан о своей деятельности, обеспечивает отчеты должностных лиц органов внутренних дел перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, представительными органами муниципальных образований и гражданами;

– организует и осуществляет представление в соответствии с законодательством РФ сведений о своей деятельности средствам массовой информации;

– осуществляет иные функции в сфере внутренних дел.

Министерство внутренних дел РФ возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на МВД России задач и реализацию государственной политики в сфере внутренних дел.

Министр имеет восемь заместителей.

Структуру центрального аппарата МВД России составляют:

– Коллегия МВД России в составе министра (председатель коллегии), его заместителей, директора ФМС России, начальника Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу, входящих в нее по должности, а также других лиц. Состав коллегии МВД России (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом РФ;

– Главное командование внутренних войск;

– Следственный департамент;

– главные управления, управления и департаменты по основным направлениям деятельности (например: вневедомственной охраны, по обеспечению безопасности дорожного движения; уголовного розыска; по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ; на транспорте; по организации дознания; по противодействию экстремизму; собственной безопасности; экономической безопасности и противодействия коррупции; по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации и др.);

– Национальное центральное бюро Интерпола.

В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию, внутренние войска, организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.

В соответствии с Указом Президента РФ от 12 апреля 2013 г. № 252 установлена штатная численность органов внутренних дел РФ (без персонала по охране и обслуживанию зданий), в количестве 907 525 единиц, в том числе сотрудников органов внутренних дел – 907 525 человек, федеральных гражданских служащих – 5000 человек, работников – 193 647 человека.

В состав органов внутренних дел входят: центральный аппарат МВД России (за исключением Главного командования внутренних войск МВД России), территориальные органы МВД России, образовательные учреждения (в том числе суворовские военные училища, колледжи, лицеи), научно-исследовательские, медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России, представительства МВД России за рубежом, а также иные организации.

Территориальными органами МВД России являются:

– на окружном уровне – главные управления МВД России по федеральным округам, а также управления МВД России на транспорте по федеральным округам;

– на межрегиональном уровне – оперативные бюро, центры специального назначения МВД России, линейные управления МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

– на региональном уровне – министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам РФ;

– на районном уровне – управления, отделы МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управления, отделы по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейные отделы МВД России па железнодорожном, водном и воздушном транспорте, УВД на Московском метрополитене ГУ МВД России по г. Москве, Управление МВД России на комплексе "Байконур".

Основные полномочия и организацию деятельности территориальных органов МВД России на региональном уровне определяет Типовое положение о территориальном органе Министерства внутренних Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 249.

В соответствии с данным Положением территориальные органы МВД России осуществляют меры по реализации государственной политики в сфере внутренних дел на территории субъекта РФ.

Деятельность территориального органа является открытой для общества, при территориальном органе и подчиненных ему органах внутренних дел создаются и действуют общественные советы, формируемые в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ "О полиции".

Территориальные органы осуществляют свою деятельность непосредственно и через подчиненные территориальные органы МВД на районном уровне.

Структуру территориальных органов составляют подразделения по основным направлениям их деятельности.

Территориальный орган возглавляет министр внутренних дел по республике либо начальник главного управления (управления) МВД России по иному субъекту РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ но представлению министра внутренних дел РФ. Руководитель территориального органа осуществляет руководство территориальным органом на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на территориальный орган задач.

Руководитель территориального органа МВД России имеет трех заместителей (одного заместителя – начальника полиции, одного заместителя – начальника главного следственного управления (следственного управления, отдела) и одного заместителя, курирующего иные вопросы), за исключением руководителей территориальных органов по Краснодарскому краю, по Московской области, г. Москве, по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, где количество заместителей увеличено.

49. Полиция в РФ, ее задачи, организация и полномочия.

Полиция – составная часть централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы гражданина, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применять меры принуждения в пределах, установленных законами.

Предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

4) розыск лиц;

5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка в общественных местах;

7) обеспечение безопасности дорожного движения;

8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;

9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;

11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

13) По решению Президента РФ все сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Полномочия

Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений;

2) проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции; получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям, в том числе по поручениям следователя и дознавателя, необходимые объяснения, справки, документы (их копии); подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;

4) в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера либо с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий, а также о гражданах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;

6) патрулировать населенные пункты и общественные места, оборудовать при необходимости контрольные и контрольно-пропускные пункты, выставлять посты, в том числе стационарные, и заслоны, использовать другие формы охраны общественного порядка;

7) требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов преступления, административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан; в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их; обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов;

8) составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;

9) производить в случаях и порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, следственные и иные процессуальные действия;

10) проводить оперативно-разыскные мероприятия; производить при осуществлении оперативно-разыскной деятельности изъятие документов, предметов, материалов и сообщений и иные предусмотренные федеральным законом действия; объявлять розыск и принимать меры по розыску лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, лиц, пропавших без вести, иных лиц, розыск которых возложен на полицию настоящим Федеральным законом, а также объявлять розыск и принимать меры по розыску похищенных или угнанных транспортных средств, похищенного имущества, имущества, подлежащего конфискации и др.

На полицию возлагаются следующие обязанности:

1) принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, но не реже одного раза в месяц; передавать (направлять) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 часов заявителя; информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования;

2) прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;

3) оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;

4) выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу; участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участвовать в пропаганде правовых знаний;

5) обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах;

6) обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий (далее - публичные мероприятия) безопасность граждан и общественный порядок, оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий (далее - массовые мероприятия) в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий;

7) принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб; обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий;

8) в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, возбуждать уголовные дела, производить дознание по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым необязательно; выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым обязательно;

9) исполнять в пределах своих полномочий решения суда (судьи), письменные поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания о производстве отдельных следственных действий, проведении оперативно-разыскных мероприятий, задержании лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, о производстве иных процессуальных действий, оказывать содействие в их осуществлении;

10) осуществлять оперативно-разыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, обеспечения собственной безопасности, а также в иных целях, предусмотренных федеральным законом;

11) пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции;

12) осуществлять розыск лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении; лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда; несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа; лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия; лиц, уклоняющихся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства; лиц, пропавших без вести; осуществлять розыск похищенного имущества; устанавливать имущество, подлежащее конфискации; обеспечивать участие в судебном заседании лица, в отношении которого решается вопрос об установлении или о продлении административного надзора либо о дополнении ранее установленных административных ограничений, в случае подачи административного искового заявления территориальным органом и др.

50. Управление (главное управление, министерство) внутренних дел субьекта РФ: структура и компетенция.

МВД по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации — территориальные органы внутренних дел России на региональном уровне, которые входят в си­стему органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняются МВД России.

Территориальный орган в своей деятельности руководствует­ся Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, феде­ральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, законами субъекта РФ по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах его компетенции, нормативными правовыми актами МВД России, а также положением о территориальном органе.

Руководство деятельностью территориальных органов осуществ­ляет Министр внутренних дел Российской Федерации.

Задачи, полномочия, организация деятельности территориального органа МВД РФ по субъекту Российской Федерации определяются в Типовом положении о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ 1 марта 2011 г. № 249.

Территориальные органы осуществляют свою деятельность непосредственно и (или) через подчиненные территориальные органы МВД России на районном уровне, подразделения и орга-

низации, созданные для реализации задач и обеспечения деятельности территориальных органов (далее — подчиненные органы и организации). Перечни органов внутренних дел, подразделений и организаций, подчиненных территориальным органам, утверждаются Министром.

Основные задачи территориального органа МВД России:

• обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее также — граждане; лица), противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности на территории субъекта Российской Федерации;

• управление подчиненными органами и организациями;

• осуществление социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел (далее сотрудники), федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России (да-

лее — государственные служащие) и работников территориального органа, подчиненных органов и организаций, социальной защиты членов семей указанных сотрудников, государственных служащих и работников, а также граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел и с военной службы во внутренних войсках МВД России (далее — внутренние войска).

Территориальный орган осуществляет свою деятельность во вза­имодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, расположенными на территории субъекта Российской Федерации, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также с иными государственными органами, с органами местного самоуправления, общественными

объединениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, действующими на территории субъекта Российской Федерации (далее — иные государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации).

Деятельность территориального органа является открытой для общества и публичной в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.

При территориальном органе и подчиненных ему органах внутренних дел действуют общественные советы, формируемые в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3‑ФЗ

«О полиции».

В территориальном органе в целях обеспечения его полномочий в пределах установленной штатной численности вводятся должности, подлежащие замещению сотрудниками, государственными

служащими и работниками.

МВД по республике, ГУВД (УВД) по субъекту создается, реорганизуется и ликвидируется МВД России в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

МВД по республике, ГУВД (УВД) по субъекту возглавляет министр внутренних дел по республике либо начальник главного управления (управления) МВД России по иному субъекту Российской Федерации (далее — руководитель территориального органа), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Министра.

Руководитель территориального органа осуществляет руководство территориальным органом на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на территориальный орган задач.

Территориальными органами МВД России на районном уровне являются управления, отделы Министерства внутренних дел Рос­сийской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным обра­зованиям (включая управления внутренних дел по административ­ным округам Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве, управление внутренних дел по г. Сочи Главного управления Министерства внутренних дел Рос­сийской Федерации по Краснодарскому краю), управления, отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям.

Территориальные органы МВД России на районном уровне вхо­дят в состав органов внутренних дел Российской Федерации и подчи­няются соответствующим министерствам внутренних дел по респу­бликам, главным управлениям, управлениям МВД России по иным субъектам Российской Федерации.

В своей деятельности территориального органа МВД РФ на районном уровне руководствуется Конституцией РФ, обще­признанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Федераль­ным законом от 7 февраля 2011 г. № 3‑ФЗ «О полиции», иными федеральными законами, актами Президента РФ и Правительст­ва РФ, законами соответствующе<

Наши рекомендации