Нормативный акт как основной источник права, его признаки и виды
Нормативный правовой акт в настоящее признается основным источником права в подавляющей части стран мира, его важная и определяющая роль в праве отрицается редко. Для начала следует рассмотреть суть понятия «правовой акт». Правовым актом называют «документ, принятый управомоченным субъектом (государственным органом, органом местного самоуправления, институтами прямой демократии), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений»[35].
Правовые акты являются более неоднородной и общей категорией по сравнению с нормативно-правовыми актами, так как первые включают в себя вторые вместе правовыми актами индивидуального характера. Индивидуальные правовые акты (акты применения норм права) связаны с конкретными отношениями: они устанавливают, изменяют или отменяют права и обязанности конкретных лиц по вполне определенному поводу. В то время как установления, принятые нормативно-правовыми актами, охватывают широкий круг общественных отношений, рассчитаны, как правило, на многократное применение и распространяются на неопределенный круг лиц. Следует также отличать нормативно-правовой акт от актов разъяснения и толкования права, поскольку последние направлены не на установление или изменение содержания правовых норм, а на разъяснение его смысла и пределов его действия.
Формой права следует считать именно нормативный правовой акт, то есть изданный в установленном порядке компетентными государственными органами акт правотворчества, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы. Подробнее раскрыть содержание данного понятия можно через его признаки. Во-первых, нормативный правовой акт содержит в себе нормы права и его назначение – регулирование общественных отношений. Во-вторых, это официальный документ, который, соответственно, несет юридически значимую информацию, обладает определенной юридической силой. В-третьих, это письменный документ, который имеет особенную внутреннюю структуру. В-четвертых, он входит в единую систему законодательства и осуществляет единые для системы цели и задачи. Нормативный правовой акт издается уполномоченными на то субъектами в пределах их компетенции. Кроме того, нормативно-правовой акт обладает реквизитами, придающими ему индивидуально-правовую характеристику. Главным признаком нормативно-правового акта является нормативность.
Как говорилось выше, нормативные правовые акты входят в единую систему законодательства, соответственно имеют свою иерархию. Система нормативно-правовых актов определяется отдельно в каждой стране соответствующими основными законами. Для характеристики нормативного правового акта согласно его реальному действию используется понятие «юридическая сила», которое в данном случае понимается как место акта в иерархии нормативных правовых актов, соответствие актов, принятых нижестоящим органом, актам, принятым вышестоящим органом.[36] Именно юридическая сила определяет положение нормативно-правового акта в общей системе государственного нормативного регулирования. Акты нижестоящих правотворческих органов (например, акты местных органов государственной власти), соответственно, обладающие меньшей юридической силой, издаются на основе и во исполнение нормативных правовых актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами (высшими представительными органами).
Классификация нормативных актов производится по разным основаниям. Так в зависимости от срока действия нормативные акты делятся на акты неопределенно-длительного действия и временные акты. В зависимости от особенностей правового положения субъектов правотворчества, нормативные акты делятся на: нормативные акты государственных органов, нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, товариществ и т.п.), нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур), нормативные акты, принятые на референдуме. В федеративном государстве в зависимости от сферы действия нормативные акты делятся на общефедеральные акты, нормативные акты субъектов федерации, нормативные акты местного самоуправления, локальные нормативные акты. По юридической силе нормативные акты можно разделить на две большие группы: законы и подзаконные акты.