Титульного листа контрольной работы

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ (КЕЙСЫ)

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС»

Учебно-практическое пособие

Омск 2014

Смирнова И. С. Практические задания (кейсы) для подготовки контрольных работ по дисциплине «Уголовный процесс»: учебно-практическое пособие / И. С. Смирнова, И. Г. Рагозина, Ю. С. Пестерева, Е. И. Чекмезова. – Омск : Омская юридическая академия, 2014. – с.

Рецензенты:

И. П. Пилюшин– доцент кафедры уголовного процесса Омской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент;

А. А. Маручек– доцент кафедры гражданского права Омской юридической академии, кандидат юридических наук, доцент.

Учебно-практическое пособие «Практические задания (кейсы) для подготовки контрольных работ по дисциплине «Уголовный процесс» одобрено на заседании кафедры уголовного процесса и криминалистики Омской юридической академии 13 ноября 2014 г., протокол № 3.

Учебно-практическое пособие «Практические задания (кейсы) для подготовки контрольных работ по дисциплине «Уголовный процесс» рекомендовано к изданию на заседании методического совета Омской юридической академии 13 декабря 2014 г., протокол № 3.

Учебно-практическое пособие предназначено для подготовки студентами заочной формы обучения контрольных работ по дисциплине «Уголовный процесс» в целях изучения основных положений Общей и Особенной частей уголовно-процессуального права и закрепления полученных знаний. Задания кейсов составлены с учетом следственной и судебной практики, решений Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации.

ББК С© Омская юридическая академия, 2014

Содержание

Методические рекомендации для подготовки контрольной работы

по дисциплине «Уголовный процесс»….……………………………….4

Порядок определения номера кейса

для подготовки контрольной работы……………………………………8

Порядок оформления титульного листа

контрольной работы………………………………………………………9

Кейсы для выполнения контрольной работы…………………………..10

Кейс № 1………………………………………………………………….10

Кейс № 2………………………………………………………………….13

Кейс № 3………………………………………………………………….16

Кейс № 4………………………………………………………………….19

Кейс № 5………………………………………………………………….22

Кейс № 6………………………………………………………………….25

Кейс № 7………………………………………………………………….29

Кейс № 8………………………………………………………………….32

Кейс № 9………………………………………………………………….35

Кейс № 10…………………………………………………………………39

Кейс № 11…………………………………………………………………43

Кейс № 12………………………………………………………………….46

Кейс № 13………………………………………………………………….49

Кейс № 14………………………………………………………………….52

Кейс № 15………………………………………………………………….55

Кейс № 16………………………………………………………………….58

Кейс № 17………………………………………………………………….62

Кейс № 18………………………………………………………………….65

Кейс № 19………………………………………………………………….68

Кейс № 20………………………………………………………………….71

Методические рекомендации

для подготовки контрольной работы

по дисциплине «Уголовный процесс»

В соответствии с учебным планом подготовки бакалавров студенты, обучающиеся заочно по основной профессиональной образовательной программе по направлению подготовки 030900.62 (40.03.01) «Юриспруденция», выполняют контрольную работу по дисциплине «Уголовный процесс». Этому предшествуют лекции и практические занятия. Контрольная работа является самостоятельным видом учебной работы и одной из форм проверки полученных знаний по итогам изучения данной дисциплины. Целью написания контрольной работы являются проверка теоретических знаний обучающихся и формирование у них навыков углубленного рассмотрения содержания изучаемой дисциплины, применения полученных теоретических знаний для решения конкретных практических ситуаций, грамотного обоснования принимаемых решений.

Контрольная работа предполагает выполнение заданий, входящих в кейс, состоящий из двух частей: теоретической и практической. Студенты должны быть внимательны при определении своего кейса (варианта), поскольку работа, выполненная не по своему кейсу, возвращается студенту без проверки и зачета. Номер кейса (варианта) контрольной работы определяется по первой букве фамилии студента (см. Порядок определения номера кейса для подготовки контрольной работы).

Преподавателем может быть предложен и иной принцип распределения кейсов. По согласованию с преподавателем номер кейса может быть определен индивидуально. При выполнении работы не допускается смешение вопросов и задач из разных кейсов.

Перед написанием контрольной работы обучающемуся необходимо изучить предложенные кейсы – теоретические вопросы, задачи и тестовые задания, опираясь при этом на нормы Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также рекомендованные рабочей программой дисциплины учебники, основную и дополнительную литературу.

Письменное изложение каждого теоретического вопроса целесообразно начать с рассмотрения необходимых понятий, определений и формулировок, а затем перейти к общей характеристике положений, требующих теоретического объяснения. Далее следует более подробно остановиться на выявленных в ходе изучения литературы правовых проблемах, рассмотреть существующие подходы и изложить собственное видение путей и методов их решения. В заключение студент должен сформулировать общие выводы по рассматриваемому вопросу.

При решении задач необходимо воспользоваться изложенными выше рекомендациями, но уже с учетом специфики данной части задания. Задачи, как правило, представляют собой конкретные практические ситуации, встречающиеся в следственной и судебной деятельности. В данной связи разрешение предложенных ситуаций предполагает знание положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также умение правильно применить эти знания. Решение задач должно быть лаконичным и внятным, вместе с тем достаточно аргументированным и содержать ссылки на закон и конкретные нормативные правовые акты.

Предлагаемые тесты разработаны для контроля знаний студентов по темам дисциплины, по которым вопросы или задачи не вошли в теоретический и практический блоки задания. Каждый включенный в конкретный кейс вопрос предполагает два варианта правильного ответа. При выборе только одного правильного варианта в сочетании с неправильным ответ в целом засчитывается как неверный. При прохождении тестов необходимо занести вопросы тестов и полные ответы на них в отдельный раздел контрольной работы.

Контрольная работа оформляется на листах формата А4 путем набора на компьютере через полтора интервала, шрифт Times New Roman, 13 кегль (либо от руки разборчивым почерком), аккуратно и в соответствии с общими требованиями составления письменных работ. На титульном листе контрольной работы указывается наименование образовательного учреждения, кафедры, дисциплины. Ниже должен быть обозначен номер кейса (варианта). В правом нижнем углу титульного листа необходимо указать следующие сведения: фамилия, имя, отчество студента, курс, номер учебной группы, форма обучения, регистрационный номер и дата регистрации работы в учебном управлении или на кафедре, фамилия, инициалы проверяющего преподавателя и оценка работы (см. Порядок оформления титульного листа контрольной работы). Контрольная работа должна быть подшита (переплетена).

В работе воспроизводятся теоретические вопросы, условие каждой задачи и тестовые задания, обозначенные в том или ином кейсе (варианте). В конце работы приводится список использованной литературы. При цитировании отдельных положений опубликованных источников необходимо дать подстрочные примечания (сноски). Работа должна быть подписана исполнителем, страницы должны иметь поля и быть пронумерованы.

Работа выполняется студентом самостоятельно, что является необходимым средством формирования профессионального юридического мышления и последующих умений, необходимых для практической деятельности. Решение каждой задачи должно быть мотивированным, то есть содержать обоснование, аргументы, ссылки на соответствующие правовые нормы и теоретические источники. Работы, представляющие собой копии разделов учебников, брошюр, статей или рефератов из интернет-источников, рецензироваться и зачитываться не будут. Контрольная работа, содержащая грубые ошибки в изложении теоретического вопроса или в решении задач, также зачету не подлежит. В этих случаях студент повторно выполняет свой кейс (вариант) работы либо по усмотрению преподавателя другой кейс заданий.

Объем работы не должен превышать 20 страниц, и она должна быть представлена на кафедру за месяц до начала сессии. Контрольные работы, представленные с нарушением установленного срока, без соответствующего разрешения учебного управления академии к рецензированию не принимаются.

Работа оценивается «зачтено» или «не зачтено». В случае получения оценки «не зачтено» контрольная работа должна быть переработана с учетом выявленных недостатков и представлена на кафедру в срок, который устанавливается преподавателем дополнительно. Студент, не имеющий зачета по контрольной работе, не допускается к экзамену (зачету) по дисциплине.

По всем вопросам, возникающим в процессе подготовки контрольной работы, студентам необходимо обращаться к преподавателям кафедры уголовного процесса и криминалистики.

***

При написании учебного пособия использованы в измененном и переработанном виде с учетом новейшего законодательства задачи, ранее опубликованные в следующих изданиях:

– Косова, С. А. Уголовный процесс : задачи и практикумы / С. А. Косова, И. С. Смирнова. – Омск : Омская академия МВД России, 2003;

– Булатов, Б. Б., Уголовный процесс: задачи и практикумы / Б. Б. Булатов, В. В. Кальницкий, П. Г. Марфицин, В. Г. Шаламов. – 3-е изд., перераб. и доп. – Омск : Омская академия МВД России, 2005.

Порядок определения номера кейса

для подготовки контрольной работы

Номер кейса контрольной работы следует определять по первой букве фамилии студента:

Кейс № 1 выполняют студенты, чьи фамилии начинаются на букву А.

Кейс № 2 выполняют студенты, чьи фамилии начинаются на букву Б.

Кейс № 3 выполняют студенты, чьи фамилии начинаются на букву В.

Кейс № 4 выполняют студенты, чьи фамилии начинаются на букву Г.

Кейс № 5 выполняют студенты, чьи фамилии начинаются на букву Д.

Кейс № 6 выполняют студенты, чьи фамилии начинаются на буквы Е, Ё, Ж.

Кейс № 7 выполняют студенты, чьи фамилии начинаются на буквы З, И.

Кейс № 8 выполняют студенты, чьи фамилии начинаются на букву К.

Кейс № 9 выполняют студенты, чьи фамилии начинаются на букву Л.

Кейс № 10 выполняют студенты, чьи фамилии начинаются на букву М.

Кейс № 11 выполняют студенты, чьи фамилии начинаются на букву Н.

Кейс № 12 выполняют студенты, чьи фамилии начинаются на букву О.

Кейс № 13 выполняют студенты, чьи фамилии начинаются на букву П.

Кейс № 14 выполняют студенты, чьи фамилии начинаются на букву Р.

Кейс № 15 выполняют студенты, чьи фамилии начинаются на букву С.

Кейс № 16 выполняют студенты, чьи фамилии начинаются на букву Т.

Кейс № 17 выполняют студенты, чьи фамилии начинаются на букву У.

Кейс № 18 выполняют студенты, чьи фамилии начинаются на буквы Ф, Х, Ц.

Кейс № 19 выполняют студенты, чьи фамилии начинаются на буквы Ч, Ш, Щ.

Кейс № 20 выполняют студенты, чьи фамилии начинаются на буквы Э, Ю, Я.

 
 

Порядок оформления

Кейс № 1

Теоретическая часть

Вопрос 1. Понятие уголовного судопроизводства. Соотношение понятий «уголовное судопроизводство», «уголовный процесс», «правосудие». Уголовное судопроизводство – вид государственной деятельности. Соотношение уголовного судопроизводства и оперативно-разыскной деятельности. Назначение уголовного судопроизводства.

Вопрос 2. Стадия возбуждения уголовного дела (понятие, значение, задачи, субъекты, средства проверки сообщений о преступлениях, сроки, итоговые решения).

Практическая часть

Задача 1. По уголовному делу, возбужденному по факту незаконного получения кредита (ст. 176 УК РФ) генеральным директором фирмы «Аргон» Стражниковым, следователь допросил в качестве свидетеля его жену. На вопросы о сослуживцах мужа, их заработной плате, доходах ее семьи, расходах, многочисленных зарубежных командировках мужа, совместном отдыхе с ним в Испании, Франции и Италии она отказалась отвечать, мотивируя тем, что эти вопросы не относятся к расследуемому уголовному делу. Следователь напомнил ей об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний, при этом разъяснил, что положения ст. 51 Конституции РФ распространяются только на преступную деятельность ее и мужа, на остальные вопросы она, как свидетель, отвечать обязана. Стражникова была вынуждена отвечать на вопросы следователя.

Оцените действия следователя. Дайте понятие свидетельского иммунитета и определите его пределы.

Задача 2.При подготовке к судебному разбирательству судья, ознакомившись с материалами дела по обвинению Воронина в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ, вынес постановление о назначении судебного заседания. В постановлении указывалось, что вина Воронина доказана показаниями свидетелей, заключением эксперта и другими доказательствами.

Дайте анализ решения судьи. Раскройте сущность и значение стадии подготовки дела к судебному разбирательству.

Кейс № 2

Теоретическая часть

Вопрос 1. Уголовно-процессуальное право, его связь с иными отраслями права. Источники уголовно-процессуального права. Значение решений Конституционного Суда РФ, постановлений Пленума Верховного Суда РФ, приказов и указаний Генерального прокурора РФ для уголовного судопроизводства Действие уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве и по лицам.

Вопрос 2. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела. Проверка сообщений о преступлениях (пределы проверки, соотношение достоверности и вероятности в знаниях о преступлении на момент принятия решения, процессуальные и иные средства проверки, практика проверки). Порядок возбуждения уголовных дел. Законность и обоснованность возбуждения уголовных дел.

Практическая часть

Задача 1. Круглов обвинялся в том, что на личной автомашине марки «Aуди» систематически выезжал в различные города и, используя связи в преступном мире, скупал заведомо похищенные товары, которые затем перепродавал с выгодой для себя. При обыске у него обнаружено: 500 кг краски, 30 женских блузок, 5 меховых женских шуб, 2 телевизора, золотые часы, кольца и другие изделия из золота, деньги в сумме 820 тыс. руб. и 10 тыс. долларов США, акции АО «Газпром» на сумму 500 тыс. руб. Кроме этого, была изъята винтовка, признанная, по заключению эксперта, огнестрельным оружием, и кинжал, признанный холодным оружием.

Назовите предметы, являющиеся вещественными доказательствами по данному делу. Каковы правила изъятия и хранения вещественных доказательств?

Задача 2.Кротов обвинялся в причинении своей бывшей жене Ивиной тяжкого вреда здоровью и умышленном уничтожении ее имущества. Он ударил ее несколько раз пустой бутылкой по голове, нанес многочисленные удары кулаками по телу, вследствие чего Ивина потеряла сознание. После этого обвиняемый, выйдя во двор дома, облил соляркой и поджег сарай, где хранились хозяйственные принадлежности Ивиной. В связи с причиненными травмами Ивина 125 дней находилась на стационарном лечении в областной клинической больнице.

Какие гражданские иски возможны в уголовном деле по обвинению Кротова? Какие действия, связанные с обеспечением предъявленных исковых требований, должен осуществить следователь?

Кейс № 3

Теоретическая часть

Вопрос 1. Заключение под стражу. Сущность, цели и значение. Основания и условия применения. Порядок применения. Возбуждение ходатайства о применении заключения под стражу перед судом. Рассмотрение ходатайства судьей. Участие сторон. Виды решений, принимаемых судом. Гарантии законности и обоснованности заключения под стражу. Сроки содержания под стражей, основания и порядок их продления.

Вопрос 2. Основания и порядок отказа в возбуждении уголовного дела. Законность и обоснованность отказа.

Практическая часть

Задача 1. В приведенном ниже перечне назовите стадии уголовного процесса, расположите их в правильном порядке. Перечислите основные признаки стадии. Укажите исключительные стадии.

1. Возбуждение уголовного дела.

2. Дознание.

3. Предварительное расследование.

4. Производство в кассационной инстанции.

5. Предварительное следствие.

6. Судебное следствие.

7. Назначение и подготовка к судебному разбирательству.

8. Подготовительная часть судебного разбирательства.

9. Судебные прения.

10. Постановление приговора.

11. Апелляционное производство.

12. Исполнение приговора.

13. Производство в надзорной инстанции.

14. Кассационная инстанция.

15. Судебное разбирательство.

16. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.

17. Производство о применении принудительных мер медицинского характера.

18. Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Задача 2.Руководитель следственного органа Сакуров, ознакомившись с постановлением о привлечении в качестве обвиняемого, вынесенным следователем Касторовой, дал ей указание составить новое постановление, так как счел прежнее немотивированным, поскольку в нем не проанализированы доказательства, на которых основывается обвинение. Следователь утверждала, что требование закона мотивировать постановление не означает обязанность излагать доказательства.

Разрешите возникшую спорную ситуацию. Какой смысл вкладывается в понятия «законность», «обоснованность», «мотивированность»?

Кейс № 4

Теоретическая часть

Вопрос 1. Понятие, виды и значение мер пресечения. Основания и цели применения мер пресечения. Обстоятельства, учитываемые при избрании мер пресечения. Условия и порядок избрания меры пресечения в отношении подозреваемого.

Вопрос 2. Стадия предварительного расследования (понятие, значение, задачи, формы, соотношение предварительного следствия и дознания).

Практическая часть

Задача 1. Основываясь на приведенном ниже перечне, назовите источники российского уголовно-процессуального права:

– Конституция Российской Федерации;

– конституции, уставы и законы субъектов Российской Федерации;

– международные договоры;

– уголовно-процессуальные кодексы стран СНГ;

– Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР;

– Уголовно-процессуальный кодекс РФ;

– постановления Правительства РФ;

– постановления и определения Конституционного Суда РФ;

– постановления Пленума Верховного Суда РФ;

– решения Судебной коллегии Верховного Суда РФ по конкретным уголовным делам;

– указы Президента России;

– приказы, указания Генерального прокурора РФ;

– Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ»;

– Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».

Возможно ли использовать в уголовном судопроизводстве иные нормативно-правовые акты? Ответ обоснуйте.

Задача 2.Подсудимый Славин, обвинявшийся в изнасиловании малолетней Никоновой, заявил ходатайство о рассмотрении дела в закрытом судебном заседании, мотивируя это тем, что не хочет оглашения подробностей совершенного преступления.

Как должен поступить суд? Раскройте содержание такого общего условия судебного разбирательства, как гласность.

Кейс № 5

Теоретическая часть

Вопрос 1. Процесс доказывания. Элементы процесса доказывания. Обязанность доказывания. Способы собирания доказательств. Понятие и значение оценки доказательств. Правила оценки доказательств. Признание доказательства недопустимым. Проверка доказательств. Способы проверки доказательств. Понятие и значение реализации доказательств.

Вопрос 2. Подследственность (понятие, виды, значение). Начало, место и сроки предварительного расследования.

Практическая часть

Задача 1. Обвиняемому в совершении вымогательства Качанову судьей была избрана мера пресечения в виде домашнего ареста. В своем решении судья указал, что обвиняемому запрещено покидать свой дом, вести любые переговоры с заинтересованными в исходе дела лицами, а также отправлять письма и телеграммы. Исполнение своего решения судья возложил на начальника территориального отдела полиции.

Оцените решение судьи. Каков порядок избрания домашнего ареста в качестве меры пресечения? Назовите пределы ограничений, которым подвергается обвиняемый (подозреваемый) при домашнем аресте.

Задача 2.Механизатор ЗАО «Заря» Есипов обратился к директору Свешникову, с тем чтобы он разрешил ему купить для личных потребностей тонну сена, принадлежащего ЗАО. Директор отказал в этом, сославшись на недостаток кормов. Тогда Есипов ночью похитил с дальней делянки стог сена и вывез на свое подворье. Пропажа была обнаружена бригадиром только через две недели. Директор ЗАО сказал о краже участковому инспектору. Узнав о том, что сено разыскивается, Есипов написал на имя Свешникова заявление, в котором сообщал, что он был вынужден взять его тайком, так как остро в нем нуждался, и выразил готовность оплатить его стоимость.

Имеется ли повод для возбуждения уголовного дела?

Кейс № 6

Теоретическая часть

Вопрос 1. Задержание подозреваемого и обвиняемого. Понятие и сущность. Отличие процессуального задержания от административного. Цели, основания, мотивы и условия задержания. Процессуальный порядок задержания. Срок задержания и его исчисление. Процессуальное оформление задержания. Форма и содержание протокола. Основания и порядок освобождения подозреваемого.

Вопрос 2. Следственные действия (понятие, критерии отнесения процессуальных действий к следственным). Виды следственных действий, соотношение следственных действий с процессуальными решениями, разыскными действиями, оперативно-разыскными мерами. Общие условия и общие правила производства следственных действий. Порядок получения судебного разрешения на производство следственных действий. Протоколы следственных действий.

Практическая часть

Задача 1.Возбудив уголовное дело в отношении Васильева, следователь разъяснил подозреваемому право пригласить защитника. По просьбе Васильева участие защитника было обеспечено следователем. С момента возбуждения уголовного дела интересы подозреваемого представлял адвокат Коробеев. Перед предъявлением обвинения Васильев заявил следователю ходатайство о замене защитника, при этом просил допустить в качестве защитника его жену Васильеву О. Л., преподавателя юридических дисциплин одного из вузов, которая уже была допрошена по данному уголовному делу в качестве свидетеля.

Подлежит ли ходатайство подозреваемого удовлетворению? Ответ обоснуйте.

Задача 2.Гвоздев был привлечен в качестве обвиняемого за совершение краж с незаконным проникновением в квартиры Родионова и Ложевского. После привлечения Гвоздева в качестве обвиняемого следователь собрал доказательства, изобличающие Гвоздева в краже радиоаппаратуры со склада базы. В то же время факт кражи из квартиры Ложевского не подтвердился.

Как должен поступить следователь?

Вариант: Гвоздеву предъявлено обвинение в совершении грабежа и кражи с незаконным проникновением в жилище. В дальнейшем факт совершения грабежа не нашел достаточного подтверждения собранными доказательствами.

Каков порядок изменения обвинения в этой ситуации?

Тест 1. Что из перечисленного относится к задачам предварительного расследования?

1. Возбуждение уголовного дела.

2. Раскрытие преступления.

3. Принятие мер к возмещению вреда, причиненного преступлением.

4. Применение меры принуждения.

Тест 2. Выберите положения, правильно отражающие порядок возбуждения уголовного дела публичного обвинения:

1. О возбуждении уголовного дела следователь, дознаватель выносят постановление.

2. О возбуждении уголовного дела следователь, дознаватель составляют рапорт.

3. Дознаватель возбуждает уголовное дело только с согласия прокурора, а следователь – с согласия руководителя следственного органа.

4. О принятом решении следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя.

Кейс № 7

Теоретическая часть

Вопрос 1. Свойства доказательств. Относимость. Допустимость. Достоверность. Достаточность совокупности доказательств. Классификация доказательств.

Вопрос 2. Производство в суде апелляционной инстанции (понятие, значение, задачи, порядок, основные черты, участники; отличие от кассационного и надзорного производства).

Практическая часть

Задача 1. Имея достаточные основания, следователь с согласия руководителя следственного органа прекратил уголовное дело в связи с деятельным раскаянием (ч. 1 ст. 28 УПК РФ). Потерпевший, получив копию постановления о прекращении уголовного дела, обжаловал решение следователя, мотивируя тем, что такое прекращение уголовных дел противоречит принципу уголовного процесса, так как следователь взял на себя полномочия суда и разрешил тем самым уголовное дело по существу.

Какой принцип имел в виду потерпевший, и в чем его содержание? Подлежит ли жалоба удовлетворению?

Задача 2.Разбирательство дела подсудимого Шинкарева в заседании суда первой инстанции было назначено на 20 мая. Однако на заседание суда по делу подсудимый Шинкарев, находящийся за пределами России и уклоняющийся от явки в суд, не явился.

Допускается ли разбирательство дела в суде без участия подсудимого, если да, то при каких условиях?

Тест 1. Какие положения о продлении срока производства предварительного следствия являются правильными?

1. Срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по району, городу до 3 месяцев.

2. Срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по району, городу до 6 месяцев.

3. Срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации до 12 месяцев.

4. В УПК РФ продление срока предварительного следствия свыше 12 месяцев не предусмотрено.

Тест 2. Укажите положения, правильно характеризующие следственное действие получение образцов для сравнительного исследования:

1. Образцы могут быть получены от любого лица, независимо от его процессуального положения.

2. О получении образцов для сравнительного исследования следователь выносит постановление.

3. У свидетеля и потерпевшего образцы могут быть получены, когда возникла необходимость проверить, оставлены ли ими следы в определенном месте или на вещественных доказательствах.

4. При получении образцов для сравнительного исследования обязательно участие понятых.

Тест 5. Каким образом поступить следователю в случае несогласия с указаниями руководителя следственного органа о привлечении лица в качестве обвиняемого, о квалификации преступления, об объеме обвинения?

1. Безотлагательно выполнить данные указания, если они даны в письменной форме.

2. Приостановить исполнение данных указаний руководителя следственного органа.

3. Письменно проинформировать давшего указания руководителя следственного органа о своем несогласии с данными указаниями.

4. Представить материалы уголовного дела руководителю вышестоящего следственного органа с письменным изложением своих возражений на указания руководителя следственного органа.

Кейс № 8

Теоретическая часть

Вопрос 1. Субъекты, осуществляющие вспомогательные функции или обеспечивающие нормальный ход уголовного процесса. Специалист. Переводчик. Понятой. Понятие, процессуальное положение.

Вопрос 2. Стадия подготовки и назначения судебного заседания (понятие, значение, задачи, участники, средства, итоговые решения). Подсудность. Предварительное слушание.

Практическая часть

Задача 1. Гражданин Китая, проживая в гостинице «Центральная» в г. Омске, в состоянии алкогольного опьянения из хулиганских побуждений затеял ссору и избил своего спутника гражданина России, причинив ему умышленный вред здоровью средней тяжести. Сотрудники полиции доставили гражданина Китая в ближайший отдел полиции, где он, ссылаясь на свое иностранное гражданство, требовал, чтобы работники полиции немедленно уведомили о его задержании консула в г. Новосибирске.

Как в данном случае обязаны поступить работники полиции? Изменится ли ситуация, если преступление совершено иностранным консулом, дипломатом?

Задача 2.В производстве у следователя находилось уголовное дело, возбужденное по признакам преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 161 УК РФ. Поскольку лица, совершившие грабеж, установлены не были, следователь поручил начальнику отдела уголовного розыска (ОУР) установить виновных, задержать их, допросить и предъявить им обвинение. Начальник ОУР отказался выполнить поручение следователя на том основании, что он подчиняется только начальнику отдела полиции и только последний может давать ему какие-либо указания.

Оцените действия следователя и начальника ОУР.

Тест 1. Поводом для возбуждения уголовного дела является:

1. Явка с повинной.

2. Достаточные данные, указывающие на признаки преступления.

3. Заявление о преступлении.

4. Акт ревизии.

Кейс № 9

Теоретическая часть

Вопрос 1. Состязательность сторон. Понятие и значение. Нормативная основа. Разделение процессуальных функций участников процесса. Равноправие сторон перед судом. Роль суда в состязательном процессе. Реализация принципа состязательности в досудебном производстве по уголовным делам.

Вопрос 2. Соединение и выделение уголовных дел (основания, процессуальный порядок, практика, выделение материалов, исчисление сроков предварительного расследования при соединении и выделении уголовных дел).

Практическая часть

Задача 1.Полицейские Конев и Буратов, неся патрульную службу в районе парка, услышали женский крик. Выбежавшая из-за кустов женщина, как впоследствии выяснилось Силантьева, рассказала, что ее пытались изнасиловать двое мужчин. Полицейские вместе с Силантьевой на служебной автомашине поехали к остановке автобуса, где она увидела и опознала напавших на нее мужчин. Работники полиции их задержали и доставили в отдел полиции. В отделе полиции Силантьева написала объяснение на имя начальника, в котором изложила обстоятельства совершенного нападения и просила по данному случаю не возбуждать уголовное дело, так как не желает огласки происшедшего.

Какое решение следует принять в данной ситуации? Что такое уголовное преследование? Каковы пределы его обязательности со стороны государства? Какой вид уголовного преследования представлен в задаче?

Задача 2.Следователь вызвал на допрос в качестве свидетеля 13-летнего Васильева. Васильев был мальчиком развитым не по годам, опережал своих сверстников по умственному развитию, характеризовался положительно учителями и знакомыми. На основании этого следователь решил ограничиться на допросе присутствием матери Васильева, которая против этого не возражала. В начале допроса Васильев был предупрежден следователем об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, также ему были разъяснены положения ст. 51 Конституции РФ. После этого следователь предложил мальчику в свободной форме изложить обстоятельства произошедшего. На вопрос следователя: «Парень, который нанес удар первым, был одет в яркую оранжевую куртку?» Васильев ответил утвердительно. Следователь записал показания, а также заданный вопрос и полученный на него ответ в протокол допроса свидетеля. Васильев расписался в протоколе, и они с матерью были отпущены следователем.

Оцените действия следователя. Каковы особенности допроса несовершеннолетнего свидетеля?

Тест 5. Укажите, какие из приведенных ниже обстоятельств в соответствии с УПК РФ подлежат доказыванию по делам данной категории, если лицо в момент совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости?

1. Время, место, способ и другие обстоятельства совершенного преступления.

2. Виновность лица в совершении общественно опасного деяния, форма его вины и мотивы.

3. Наличие у данного лица психических расстройств в прошлом, степень и характер психического заболевания в момент совершения деяния, запрещенного уголовным законом.

4. Характер и размер вреда, причиненного деянием.

Кейс № 10

Теоретическая часть

Вопрос 1. Понятие и значение доказательств в уголовном процессе. Доказательство как диалектическое единство содержания и формы. Характеристика понятия «любые сведения» как основы содержания доказательств. Виды доказательств. Свобода оценки доказательств (сущность и значение, нормативная основа).

Вопрос 2. Сущность и значение процессуальных особенностей производства по делам несовершеннолетних. Особенности рассмотрения и разрешения заявлений о преступлениях несовершеннолетних. Специфика производства предварительного следствия и осуществление судебного разбирательства в отношении несовершеннолетних.

Практическая часть

Задача 1. По факту дорожно-транспортного происшествия было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264 УК РФ. В постановлении о возбуждении уголовного дела, в частности, сказано, что «21 октября текущего года водитель ООО «Прогресс» Сафьянов, управляя закрепленным за ним технически исправным автомобилем марки «МАЗ», регистрационный номер А 456 ММ, и следуя по ул. Фрунзе в г. Омске, не справился с управлением, выехал на полосу встречного движения и допустил столкновение с двигавшимся во встречном направлении автомобилем марки «ВАЗ-2110»,пассажиру которого причинен тяжкий вред здоровью». На первоначальном этапе расследования у следователя возникла необходимость выяснить у Сафьянова некоторые обстоятельства происшествия.

С какого момента Сафьянов имеет право на защиту? Какие формы защиты он может использовать? В качестве какого участника Сафьянов буде

Наши рекомендации