Методика выявления признаков экстремизма.

Министерства внутренних дел Российской Федерации»

О.В.Зеленина

П. Е. Суслонов

Методика выявления признаков экстремизма.

Процессуальные исследования (экспертизы) аудио-, видео - и печатных материалов

Научно-практическое пособие

Екатеринбург


Авторы:   О.В.Зеленина, кандидат юридических наук, доцент, подполковник милиции, начальник кафедры уголовного процесса УрЮИ МВД России   П.Е.Суслонов, кандидат философских наук, доцент, подполковник милиции, начальник кафедры философии УрЮИ МВД России  
Рецензенты:   В.Б.Куликов, доктор философских наук, профессор, полковник милиции, начальник кафедры педагогики и психологии УрЮИ МВД России    

© Уральский юридический институт МВД России, 2009

Оглавление

Введение

Признаки экстремизма: понятие и виды

Порядок привлечения специалистов к проведению экспертиз (исследований) по делам, связанным с экстремизмом

Виды экспертиз (исследований) и правильная постановка вопросов специалисту, проводящему экспертизы (исследования) по делам, связанным с экстремизмом

Способы и приемы выявления содержащихся в аудио-, видео - и печатных материалах признаков экстремизма

Заключение

Приложения

1. Федеральный список экстремистских материалов

2. Перечень общественных и религиозных объединений, иных некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности"

3. Перечень общественных и религиозных объединений, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности

4. Список организаций, признанных Верховным судом РФ террористическими, деятельность которых запрещена на территории России

5. Образец постановления о назначении лингвистической (культурологической) судебной экспертизы

6. Образец направления на исследование

7. Примеры нацистской символики

8. Примеры материалов, возбуждающих вражду и ненависть по национальному, религиозному, социальному признаку

Введение

Проблема выявления признаков экстремизма выходит за рамки чистой политико-правовой теории, касаясь повседневной жизни общества. Проявления экстремизма стали обыденным фактом жизни современного мира. Социальная реальность предопределила актуальность и востребованность теоретического осмысления и практического решения проблемы экстремизма.

На рубеже XX-XXI веков экстремистские и террористические организации и движения из политических маргиналов превращаются в реальную политическую силу, способную кардинально повлиять на мировые и региональные политические процессы. Россия в силу ряда исторических и геополитических причин оказалась в центре этих процессов. Международному терроризму, сепаратизму, нарушению прав человека в мире международное сообщество цивилизованных стран, полноправным членом которого является наша страна, должно противопоставить не столько военную силу, сколько правильное понимание духовного и социально-политического генезиса и сути происходящих явлений.

Принятие в 2002 году Федерального закона Российской Федерации «О противодействии экстремистской деятельности» не только актуализировало проблему, но и заставило рассматривать ее в новом ракурсе. Закон содержит весьма расплывчатое в теоретическом плане понимание экстремизма и экстремистской деятельности, позволяющее применять широкое толкование данного явления с юридической точки зрения. Данный факт объясняется не столько недоработкой профессиональных юристов, сколько отсутствием в современной социально-политической науке четких критериев для определения экстремизма. Представляется, что попытка исследования в данном направлении призвана восполнить недостающий теоретический пробел и выработать методику выявления признаков экстремизма.

В деятельности по противодействию экстремизму органы внутренних дел сталкиваются с аудио, видео- и печатными материалами, предположительно содержащими признаки экстремизма. В этом случае перед сотрудниками могут возникнуть два вида задач. Во-первых, сами сотрудники на первоначальном этапе должны уметь выявлять признаки экстремизма, во-вторых, важной проблемой является определение четкого алгоритма построения работы со специалистами по проведению исследований и экспертиз на предмет содержания в аудио, видео - и печатных материалах признаков экстремизма.

Цель пособия - дать методические рекомендации с разъяснением порядка привлечения специалистов к проведению экспертиз (исследований), правильной постановки вопросов специалисту, определения способов и приемов выявления содержащихся в аудио-, видео - и печатных материалах признаков экстремизма.

Данная цель конкретизируется следующими задачами:

· определить перечень видов экспертиз (исследований) аудио, видео - и печатных материалов,

· показать правильные формулировки постановочных вопросов в ходе проведения этих экспертиз (исследований);

· определить требуемый уровень квалификации привлекаемых к сотрудничеству специалистов для проведения исследований по данному направлению;

· выявить основные признаки содержания в аудио-, видео- и печатных материалах призывов к осуществлению экстремистской деятельности.

В пособии проводится анализ результатов привлечения специалистов для исследований материалов на предмет наличия в них признаков экстремизма, исследуется практика использования в качестве доказательной базы результатов проведенных экспертиз, определяется алгоритм построения работы со специалистами и экспертами.

В качестве методики исследования используется эмпирико-индуктивный метод анализа материалов, признанных или предположительно являющихся экстремистскими, и анализа результатов привлечения специалистов к исследованию этих материалов, психолингвистический и культурологический подходы к анализу исследуемых текстов, юридико-догматический подход к определению процессуального статуса эксперта или специалиста.

Пособие предполагается использовать при проведении, по заказам практических органов, процессуальных исследований и экспертиз аудио-, видео - и печатных материалов; при проведении занятий в системе служебно-боевой подготовки сотрудников, занимающихся противодействием экстремистской деятельности; в практической деятельности по организации противодействия экстремизму различными службами и подразделениями органов внутренних дел, при проведении занятий по учебным дисциплинам «Криминология», «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Религиоведение», «Политология» в образовательных учреждениях МВД России для специальностей 030505.65 Правоохранительная деятельность, 030501.65 Юриспруденция, 030301.65 Психология.

Воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения

К подобным действиям, указанным в пунктах 7 и 8, может быть отнесено незаконное проникновение в помещения, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, хищение соответствующих документов, умышленная порча имущества и оборудования в этих помещениях, физическое и морально-психологическое давление на сотрудников и персонал данных органов с целью прекращения ими выполнения своих должностных обязанностей.

К подобным действиям нельзя отнести призывы политических партий и движений, а также отдельных лиц не участвовать в выборах, так как, во-первых, они не связаны с насилием, а во-вторых, участие или неучастие в выборах является правом каждого избирателя.

8. Совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации

Публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением

Клеветой является распространение сведений о лице, заведомо не соответствующих действительности и задевающих его честь и достоинство. Поэтому следует отличать политическую полемику, допускающую порой жесткие высказывания, от собственно публичной клеветы, факт которой должен быть установлен в судебном порядке. Например, карикатура на губернатора или президента, смысл которой в том, что он вообще (без указания на конкретные действия этого лица) плохо исполняет свои обязанности не является клеветой, так как затрагивает прежде всего политический курс, а не саму личность. Так же нельзя считать клеветой материалы, где политик изображается условно, без приведения полных Ф.И.О., в виде «человека, похожего на…»

Поскольку речь идет о личности политика, дело об установлении факта клеветы должно инициироваться им самим или его представителями.

12.Организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению

13. Финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг

Пункты 12 и 13 касаются организационного аспекта экстремистской деятельности. Согласно федеральному Закону «О противодействии экстремистской деятельности», экстремистская организация - общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности;

Заключение

В противодействии экстремизму, как ни в одном другом виде правоохранительной деятельности, важно правильное понимание сущностных признаков данного явления. Сотрудники органов внутренних дел должны своевременно и адекватно реагировать на появление аудио-, видео- и печатных материалов, содержащих признаки экстремизма. Динамика и многообразие современных проявлений экстремизма делают невозможным формальный подход к этому процессу. В тоже время сама специфика правоохранительной деятельности требует определенных алгоритмов. Авторы данной работы надеются, что им удалось представить необходимую теоретическую базу в понимании экстремизма, обозначить основные методические приемы выявления его признаков, показать правовые основания подобной деятельности.

Приложение 1

Приложение 2

Перечень общественных и религиозных объединений, иных некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности»

(по состоянию на момент издания пособия, размещен на официальном сайте Министерства юстиции России http://minjust.lgg.ru)

1. Межрегиональная общественная организация «Национал-большевистская партия» (решение Московского городского суда от 19.04.2007 о запрете деятельности);

2. Религиозная группа Краснодарская Православная Славянская община «ВЕК РА» (Ведической Культуры Российских Ариев) Скифской Веси Рассении (решение Краснодарского краевого суда от 05.10.2006 о запрете деятельности);

3. Общественное незарегистрированное объединение группа «Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь» (решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 13.04.2006 о ликвидации);

4. Местная религиозная организация Асгардская Славянская Община Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов (решение Омского областного суда от 30.04.2004 о ликвидации);

5. Местная религиозная организация Славянская Община Капища Веды Перуна Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов (решение Омского областного суда от 30.04.2004 о ликвидации);

6. Религиозная организация Мужская Духовная Семинария Духовное Учреждение профессионального религиозного образования Древнерусской Инглиистической Церкви Православных Староверов-Инглингов (решение Омского областного суда от 30.04.2004 о ликвидации);

7. Международная религиозная организация «Нурджулар» (решение Верховного Суда Российской Федерации от 10.04.2008 о запрете деятельности);

8. Общественное объединение Ахтубинское народное движение "К Богодержавию" (решение Ахтубинского городского суда Астраханской области от 17.07.2008 и определение Судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 17.09.2008).

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Министерства внутренних дел Российской Федерации»

О.В.Зеленина

П. Е. Суслонов

Методика выявления признаков экстремизма.

Наши рекомендации