Профилактика негативных влияний стихийных подростковых групп
Затравленные домашними неурядицами, школьными неуспехами, страдающие от презрения преуспевающих сверстников и от ни с чем не сравнимого подросткового одиночества, трудновоспитуемые учащиеся сбиваются в уличные компании, которые для многих становятся родной стихией. Именно в таких стихийных группах совершается подростками подавляющее большинство подростковых правонарушений.
Профилактика негативных, в первую очередь криминогенных, влияний этих групп представляет наибольшую трудность.
Существует следующая практика нейтрализации и предупреждения отрицательного влияния стихийных подростковых групп.
В зависимости от степени социальной опасности стихийных групп к ним могут быть применены различные средства воспитательного воздействия, а именно: разобщение или переориентация.
Разобщение - насильственное разъединение членов подростковой группы с целью предотвращения совершения ими преступлений.
Переориентация - такой способ воздействия, цель которого - изменение направленности стихийной группы подростков в позитивную сторону.
Выше давалась характеристика трех разновидностей стихийных подростковых групп - досуговых, криминогенных и преступных. Как показывает опыт, методы разобщения и переориентации наиболее целесообразно применять к криминогенным группам. Преступные группы несовершеннолетних как наиболее социально опасные - это уже сфера воспитательных воздействий суда и исправительных учреждений.
Метод разобщения применяют, как правило, к криминогенным группам после безуспешных попыток использовать иные воспитательные меры. На практике метод разобщения осуществляется следующим образом: всех или большинство членов группы направляют в специальные воспитательные учреждения закрытого типа (спецшколы, спецпрофтехучилища), в детские дома, школы-интернаты и т. д., возможна также перемена места жительства или учебы. При этом вожака группы и наиболее социально запущенных подростков целесообразно посылать в учреждения со строгим педагогическим режимом, поскольку с воспитанием этих ребят ни семья, ни школа, ни общественность не справятся.
Можно привести следующий пример. Группа с устойчивой асоциальной направленностью состояла из трех шестнадцатилетних учащихся средних школ г. Минска - Петра, Николая и Виктора. Вожаком был Петр. Все трое характеризовались крайне отрицательно: курили, регулярно употребляли спиртные напитки, играли в карты, систематически совершали мелкие кражи, хулиганские поступки, плохо учились, оставались на второй год. Все трое - выходцы из аморальных семей. У Петра мать периодически не работала, вела сомнительный образ жизни, пьянствовала, отца не было (бросил семью). У Николая пьянствовали и мать и отец. У Виктора пила мать, а отец безответственно относился к своим родительским обязанностям, полностью самоустранился от воспитания сына.
С помощью шефа, курсанта высшей школы МВД, ребят попытались вовлечь в работу секции мотоспорта. Районная комиссия по делам несовершеннолетних применила к родителям подростков меры административного воздействия. Однако результаты оказались неутешительными. Занятия в секции мотоспорта ребята посещали нерегулярно, не хотели изучать правила уличного движения, устройство мотоцикла, интересуясь лишь ездой на нем. В школе попрежнему учились плохо. Вскоре, будучи в нетрезвом состоянии, втроем совершили злостное хулиганство, избив на улице женщину. Группу решили разобщить.
Петра направили в Могилевское спецпрофучилище № 51. Николая после окончания 8 класса послали в одно из ПТУ г. Минска, поселив в общежитии. Виктор после переезда семьи в другой район города, продолжал учебу в новой школе. В результате разобщения группы поведение ее бывших членов значительно улучшилось.
Наибольшее распространение получил второй путь воспитательного воздействия на криминогенные подростковые группы - переориентация. В основе применения этого метода лежит идея А. С. Макаренко о двух видах педагогического воздействия на личность: прямом (индивидуальное воздействие) и косвенном (параллельном) педагогическом воздействии через коллектив.
Переориентация группы позволяет не разрушать дружеских связей между ее членами. Она возможна только на основе какой-либо позитивной, главным образом внешкольной, деятельности. В процессе такой деятельности у подростков постепенно формируются и развиваются разумные потребности и интересы, воспитываются чувство ответственности, дисциплинированность, возникают и упрочиваются конкретные жизненные планы. Одновременно такая деятельность помогает им постепенно избавиться от распущенности, грубости, цинизма и других отрицательных качеств, способствует вытеснению ложной романтики блатной жизни романтикой здорового соревнования, спортивной борьбы, сотрудничества и творчества.
Внешкольная позитивная деятельность открывает перед подростками перспективы самоутверждения, признания сверстников, взрослых. Происходящие положительные изменения в поведении, нравственном облике ребят приводят к изменению характера их личных взаимоотношений с одноклассниками, педагогами, что в свою очередь положительно сказывается на их успеваемости. Как показывает практика, переориентации антисоциальной направленности криминогенных подростковых групп в социально позитивную можно добиваться на основе любого вида социально полезной деятельности. Однако есть такие виды занятий, которыми ребята увлекаются с наибольшим энтузиазмом и которые поэтому наиболее способствуют переориентации. К ним относятся в первую очередь такие, которые требуют демонстрации инициативы, силы, ловкости и т. д. Это технические и прикладные виды спорта, туризм, атлетическая гимнастика, спортивные единоборства и игры. Для ребят, проявляющих интерес к эстрадной музыке, привлекательными являются занятия музыкой в составе самодеятельных (тем более профессиональных) вокально-инструментальных ансамблей.
В профилактической деятельности используются четыре основных способа переориентации стихийных криминогенных подростковых групп: через вожака группы, через подключенного к ней шефа, через позитивный подростковый коллектив, через трудовой коллектив молодых взрослых.
Переориентация группы через вожака возможна в том случае, когда у него имеется какой-либо достаточно устойчивый позитивный интерес.
Четверо подростков, состоявших на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, избили своего сверстника и пытались ограбить газетный киоск. В группу входили: Виктор, 15 лет, ученик 8 класса; Николай, 16 лет, ученик 9 класса; Михаил, 16 лет, учащийся ГПТУ; Владимир, 16 лет, ученик 9 класса. Вожаком в группе был Владимир, смелый, решительный, остроумный парень, увлекавшийся радиотехникой. Родители Владимира характеризовались в быту и на работе положительно. Будучи очень самолюбивым, Владимир длительное время находился в глубоком конфликте с учителями, постоянно им дерзил, оскорблял их, срывал уроки, свободное время проводил на улице с трудновоспитуемыми ребятами. Друзья Владимира по группе плохо учились, курили, употребляли спиртные напитки, озорничали на улице, в подъездах, были выходцами из неблагополучных семей. Отец Николая находился в местах лишения свободы, отец Виктора был пьяницей, Михаил рос без отца, который бросил семью.
По решению совета общественности опорного пункта правопорядка решили ребят не привлекать к уголовной ответственности, а попытаться переориентировать группу через увлечение вожака радиотехникой. К Владимиру прикрепили шефа, члена студенческого педагогического отряда, студента-старшекурсника Минского радиотехнического института. Со всей группой провели беседу, отдельно - с ее вожаком. Владимиру предложили привлечь друзей к занятиям радиолюбительством. Парень с большим интересом занялся радиоделом и увлек Виктора и Николая перспективой установления контактов коротковолновой связи с радиолюбителями разных стран. Почти каждый день ребята собирались на квартире у Владимира или в секции коротковолновой связи института. В результате у всех троих улучшилась учеба в школе, особенно по математике и физике. В дальнейшем Владимир поступил в радиотехнический институт, Виктор - в радиотехникум, Николая приняли на работу на приборостроительный завод.
Судьба четвертого члена группы, Михаила, также сложилась благополучно. Узнав о желании подростка стать проводником служебно-розыскной собаки, его приняли в секцию служебного собаководства при городском клубе ДОСААФ. Впоследствии он был призван в погранвойска.
Следует отметить, что возможности переориентации группы через вожака все же весьма ограничены, поскольку далеко не каждого подросткового лидера удается увлечь какой-либо социально-позитивной деятельностью.
Гораздо большими профилактическими возможностями обладает второй способ переориентации - подключение к криминогенной группе взрослого шефа. Зная, что подростки испытывают дефицит общения со взрослыми, тянутся к более старшим и опытным из них, шефами лучше назначать молодых рабочих, студентов старших курсов, тренеров и т. д.
Основная задача шефа на первоначальном этапе - установить психологический контакт с членами группы, завоевать у них доверие, а затем уже вовлечь ребят в интересную деятельность, в ходе которой и осуществляется процесс перевоспитания. Если процесс самодеятельных занятий с ребятами организован шефом психологически правильно, то вскоре они сами начинают испытывать потребность в изменении прежнего образа жизни. Как показывает практика, наиболее легко трудновоспитуемые подростки увлекаются спортом, особенно такими его видами, как атлетическая гимнастика, тяжелая атлетика, бокс, вольная борьба, дзюдо и т. д. Включение ребят в перечисленные виды спорта, регулярные беседы с ними шефа-тренера сразу же подтягивают их, переключают интересы в позитивную сторону. Значительная занятость, физическая загрузка тренировками, беседы тренера о необходимости строгого соблюдения режима, недопустимости курения и употребления алкоголя, постоянные напоминания об особой ответственности спортсменов, владеющих специальными приемами, - все это, безусловно, положительно сказывается на поведении и учебе ребят.
Многие из членов криминогенных групп проявляют интерес к эстрадной музыке, хотят участвовать в ансамблях. Умелый и опытный музыкант (шеф) может вовлечь таких ребят в серьезные занятия музыкой в составе самодеятельного вокально-инструментального ансамбля.
Важную роль в профилактической деятельности социально запущенных подростков играет вовлечение их в военно-патриотическую работу. Особый интерес она приобретает тогда, когда связана с туризмом и военно-прикладными видами спорта.
Третий способ переориентации стихийной группы - включение большинства (или даже всех) ее членов в деятельность подросткового коллектива с положительной направленностью. Наибольшими профилактическими возможностями в этом плане обладают коллективы внешкольных детских (подростковых) учреждений, поскольку воздействие ученических коллективов на трудновоспитуемых ребят, находящихся в длительном конфликте с учителями и одноклассниками, оказывается, как правило, малоэффективным.
Вовлечение социально запущенных подростков в ту или иную форму общественно полезной деятельности дает положительные результаты тогда, когда они лично заинтересованы в коллективных действиях (занятия в секциях, кружках, дворовых клубах и т. д.). "Под личной заинтересованностью, - пишет Ф. С. Махов, - в данном случае подразумеваются: интерес к данному роду занятий или деятельности; благожелательное отношение к участвующим в этой деятельности лицам (к руководителю и остальным членам кружка, секции или участникам отдельного мероприятия); готовность к самодеятельным действиям по реализации соответствующего интереса".
В самодеятельных внешкольных организациях трудновоспитуемые чувствуют себя равными среди остальных и поэтому охотно в них участвуют. Поскольку общественно полезные интересы у таких ребят отсутствуют или недостаточно сформированы, особое значение приобретают благожелательность и терпение, поддержка даже чуть наметившихся позитивных сдвигов и изменений. Наиболее пригодными внешкольными организациями для переориентации групп несовершеннолетних правонарушителей являются разновозрастные отряды по месту жительства, дворовые спортивные команды и клубы, различные кружки и студии при домоуправлении, дворовые подростковые клубы по интересам, отряды юных друзей милиции при школах и профтехучилищах, военно-спортивные летние лагеря. Как показывает практика, наибольшими воспитательными возможностями обладают три последние разновидности самодеятельной организации.
Значительный потенциал в профилактической работе с группами несовершеннолетних правонарушителей заложен в работе дворовых клубов по интересам. Создаваемые в микрорайонах, эти клубы ведут конкретную работу с подростками, в том числе и трудновоспитуемыми, по вовлечению их в различные виды социально полезной деятельности. В этих клубах ребята с увлечением занимаются туризмом, боксом, спортивными играми, радиолюбительством, мотоциклетным и велосипедным спортом, музыкой, изобразительным искусством, различными играми, фотографией, киносъемкой и др. Практика убедительно показывает, что там, где работа подростковых клубов ведется умело, резко сокращаются преступления и правонарушения среди несовершеннолетних.
Вовлечение подростков в отряды юных друзей милиции осуществляется членами совета общественности опорного пункта правопорядка. Основными задачами этих отрядов являются: контроль за соблюдением гражданами правил уличного движения, пресечение хулиганства, озорства и других негативных поступков сверстников, участие в рейдах и операциях инспекции по делам несовершеннолетних, выполнение иных заданий милиции и общественности, изучение основ советского права и др. Привлечение ребят к этой работе, бесспорно, способствует значительному их исправлению - формирует чувства социальной ответственности, гражданского долга, способствует развитию у подростков уважительного отношения к работникам, стоящим на страже общественного порядка, ответственного отношения к собственному поведению, непримиримости к нарушителям правопорядка. Оправдал себя и опыт вовлечения несовершеннолетних правонарушителей в летние военно-спортивные лагеря, где они участвуют в военно-спортивных играх, занимаются стрельбой, различными видами борьбы, автомотоделом, участвуют в многодневных туристических походах и т. д.
Четвертым способом переориентации групп несовершеннолетних правонарушителей является включение ее членов в трудовые коллективы молодых взрослых. Эти коллективы могут быть постоянными (студенческие педагогические отряды) и временными (студенческие строительные отряды). Участие трудновоспитуемых ребят в работе студенческого стройотряда дает им широкое поле для позитивного общественно полезного самоутверждения. Их перевоспитывает сама трудовая деятельность, дающая возможность честно заработать деньги, строгая дисциплина труда и отдыха, личный пример и поддержка студентов, культурно-массовая работа, постоянное общение со взрослыми, здоровый трезвый образ жизни и т. д.
Вопросы для самопроверки
1. Перечислите основные подростковые поведенческие реакции.
2. Какова связь акцентуаций характера с преступным поведением подростков?
3. Раскройте социально-психологические механизмы взаимовлияния в криминогенных подростковых группах.
4. Чем отличается криминогенная подростковая группа от преступной?
5. Какие мотивы характерны для насильственных преступлений несовершеннолетних?
6. Раскройте мотивацию корыстных преступлений несовершеннолетних.
7. Перечислите основные средства предупреждения криминогенности неблагополучных семей.
8. Укажите основные пути предупреждения криминогенности школьного неблагополучия.
9. Каковы основные пути профилактики криминогенных подростковых групп?
Раздел IV. Психология предварительного следствия