Основные направления политики РФ в сфере содействия занятости и трудоустройства

Основные направления политики страны по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость закреплены в ст. 5 «закона о занятости» среди которых, в частности, следующие:

-развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защита государственного рынка труда;

-обеспечение равных способностей всем гражданам РФ независимо от национальности, пола, возраста, общественного положения, политических убеждений и дела к религии в реализации права на добровольный труд и вольный выбор занятости;

-создание критерий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

-поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их возможностей к производительному, творческому труду;

-осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

-предупреждение массовой и сокращение долговременной (наиболее 1-го года) безработицы;

-поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новейшие рабочие места, прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

-объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;

-координация деятельности государственных органов, профсоюзов, других представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения; -международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами местности Российской Федерации и иностранных граждан на местности Российской Федерации, соблюдение интернациональных трудовых норм.

Примечательно, что в отношении отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите на рынке труда, правительство воспринимает на себя обязательства по созданию завышенных гарантий в сфере их трудоустройства (квотирование рабочих мест для инвалидов и молодежи, создание особых программ трудоустройства и др.), что позволяет говорить об обеспечении их занятости. Подобные обязательства страны конкретизируются в нормативных правовых актах, в том числе в принимаемых Правительством РФ (также государственными органами субъектов Федерации) особых целевых программ по обеспечению занятости указанных групп населения. [3,141]

26. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОУСТРОЙСТВА

в 1991 году был принят Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Закон дает понятие занятости, подходящей работы, кто считается занятым, а кто безработным. В статье 5 указанного закона закреплены положения о государственной политике в области занятости. В новой редакции Закона 2003 года подчеркивается, что государство проводит политику содействия реализации права граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Эта политика направлена на развитие трудовых ресурсов, обеспечение равных возможностей граждан в реализации права на добровольный труд, а также свободный выбор занятости и создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Обеспечение занятости представляет собой целый комплекс социально-экономических и юридических гарантий права на труд, предусмотренных положениями Конституцией РФ (ст. 7,8,15, 34, 37, 45 и др.), в которых закреплены основополагающие принципы деятельности государства в сфере труда и занятости. Трудовой кодекс РФ в ст. 1, 2 и 3 раздел Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» закрепляют общие для всех гарантии реализации права на труд и специальные гарантии для слабо защищенных граждан.

Вопросам занятости населения и гарантий реализации права на труд посвящены также ряд указов Президента РФ («О мерах по социальной поддержке граждан, потерявших работу и заработок» № 723 от 02.07.1992 г. (1999), «О размере пособия по временной нетрудоспособности» № 508 от 15.03.2000 (2002) и др.) и Постановлений правительства РФ («Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения» № 7 от 1993 г., «О мерах по поддержке занятости населения « № 659 от 22.06.99 г. и др.).

Много нормативных актов принято Федеральной службой занятости, находящейся в системе Минтруда РФ по вопросам занятости населения. В системе российского законодательства о занятости находятся и международно-правовые акты по этому вопросу, ратифицированные Россией. В их числе конвенции и рекомендации МОТ. Основным «рабочим» законодательным актом является Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», состоящий из 7 глав и 39 статей. В соответствии с указанным Законом, занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству России и приносящая, как правило им заработок, трудовой доход. Она означает фактическую реализацию права на свободу труда, добровольное распоряжение своими способностями к производительному и творческому труду.

Работу органов службы занятости возглавляет и организует Минтруда РФ. Финансирование этой работы осуществляется за счет средств госбюджета. Территориальные органы службы занятости не являются структурными подразделениями органов исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления, хотя и координируют с ними свою деятельность. В систему органов, призванных решать задачи обеспечения наиболее полной занятости населения входят не только органы Федеральной государственной службы занятости, но и негосударственные организации, оказывающие услуги населению в сфере занятости, а также иные органы, способствующие трудоустройству граждан.

Наши рекомендации