Понятие надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и органы, его осуществляющие.
Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде - это виды охранительной деятельности государственных органов и общественных организаций, направленной на обеспечение трудовых прав граждан и пресечение нарушений трудового законодательства.
Надзор – это деятельность государственных органов по проверке соблюдения законности, т.е. по обеспечению исполнения законов всеми государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами.
Контроль – это составная часть управленческой деятельности, сущность которой состоит:
• в выявлении соответствия деятельности органов и должностных лиц предписаниям нормативных правовых актов;
• в корректировке и даче указаний;
• в применении санкций;
• в оценке целесообразности их деятельности, ее эффективности.
В РБ среди специально уполномоченных органов выделяется Министерство труда и социальной защиты. Осуществляя свои задачи и функции, ему предоставлено право:
• принимать нормативные правовые акты по вопросам труда, занятости и социальной защиты;
• по установлению государственных требований к охране труда;
• утверждать типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи работникам СИЗ;
Важное место среди государственных контрольно-надзорных органов занимает Департамент по инспекции труда при Министерстве труда РБ- республиканский орган государственного управления, осуществляющий надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил охраны труда.
В функции Департамента входят также профилактика, выявление и пресечение нарушений законодательства о труде и правил по охране труда, в том числе с применением санкций к нанимателям и должностным лицам, допустившим такие нарушения, проведение специальных расследований несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваниях, сбор и анализ информации о несчастных случаях на производстве, профессиональных заболеваниях, нарушениях законодательства о труде и правил по охране труда, подготовка предложений по их предупреждению, участие в подготовке законодательных и других нормативных актов о труде по вопросам, входящим в его компетенцию.
Органом надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде является также Комитет по занятости населения при Министерстве труда РБ. Комитет и подведомственные ему органы для решения поставленных перед ними задач имеют право вносить в установленном порядке предложения о приостановлении или отмене действия на территории республики противоречащих законодательству нормативных актов и методических материалов министерств и других республиканских органов управления, контролировать выполнение установленных законодательством, коллективными соглашениями гарантий гражданам, давать нанимателям разъяснения по вопросам применения законодательства о занятости населения и др.
Органы государственной экспертизы условий труда РБ образованы для осуществления государственного контроля за правильностью применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда, установления доплат за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, а также контроля за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
Этим органам предоставленоправо:
• осуществлять проверки нанимателей по соблюдению законодательства о пенсиях за работу с особыми условиями труда;
• запрашивать и получать необходимую информацию у нанимателей по вопросам своей компетенции;
• осуществлять иные полномочия в соответствии со своими задачами и функциями.
Важную роль в защите трудовых прав работников играют органы прокуратуры.
Прокуратура Республики Беларусь - единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь.
Предметом надзора является точное и единообразное исполнение законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь.
При установлении нарушений законодательства в зависимости от их характера прокурор в пределах своей компетенции принимает следующие меры прокурорского реагирования:
• опротестовывает правовые акты и решения (действия) республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а в случаях, предусмотренных законодательнымй актами, отменяет их;
• дает письменные указания по делам об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательными актами, и направляет их органам, ведущим административный процесс;
• обращается в суд с заявлениями (исками) в защиту прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, общественных и государственных интересов;
• составляет протоколы об административных правонарушениях;
• выносит постановления о возбуждении дисциплинарного производства или о привлечении к материальной ответственности;
• выносит постановления о возбуждении уголовного дела и т.д.