Анализ состава административного правонарушения

ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Лицо может быть освобождено от административной ответственности только в случаях, предусмотренных КоАП.

Статья 8.1. Общие положения об освобождении от административной ответственности
Лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности лишь в случаях, предусмотренных КоАП.

Статья 8.2. Освобождение от административной ответственности при малозначительности правонарушения.
При малозначительности совершенного административного правонарушения суд, орган, ведущий административный процесс, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности.

Статья 8.3. Освобождение от административной ответственности с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность.
Физическое лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности при наличии одного из обстоятельств, указанных в пунктах 2, 3, 6 части первой статьи 7.2 КоАП.

Статья 8.4. Освобождение от административной ответственности в связи с примирением с потерпевшим.
Физическое лицо, совершившее административное правонарушение, влекущее административную ответственность, по требованию потерпевшего либо его законного представителя освобождается от административной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим либо его законным представителем.

Статья 8.5. Освобождение от административной ответственности военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине
Военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине (статья 4.7 КоАП), совершившие административные правонарушения, могут быть освобождены от административной ответственности с передачей материалов о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении их к дисциплинарной ответственности, за исключением случаев, когда в санкции статьи Особенной части КоАП предусмотрены такие виды административных взысканий, как лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, конфискация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения, а также если повторное совершение административного правонарушения влечет уголовную ответственность.

Статья 8.6. Освобождение от административного взыскания или замена административного взыскания более мягким вследствие болезни.
Физическое лицо, заболевшее после наложения на него административного взыскания психической или иной тяжелой болезнью, может быть освобождено от административного взыскания, или административное взыскание, назначенное ему, может быть заменено более мягким. При этом учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность физического лица, совершившего его, характер заболевания и другие обстоятельства.

Статья 8.7. Освобождение от административной ответственности жертв торговли людьми
Физическое лицо, совершившее административное правонарушение в силу обстоятельств, вызванных совершением в отношении его деяний, влекущих ответственность по статье 181 Уголовного кодекса Республики Беларусь, либо деяний, направленных на его использование в целях сексуальной или иной эксплуатации, ответственность за которые предусмотрена статьями 171, 1711, 182, 187 Уголовного кодекса Республики Беларусь, освобождается от административной ответственности.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

________________________________________________________________________

(наименование органа, ведущего административный процесс)

ПРОТОКОЛ ________

об административном правонарушении

"__" _____________ 20__ г. _____________________________

(место составления протокола)

__________________________________________________________________________ (должность, фамилия, собственное имя и отчество лица,

составившего протокол)

___________________________________________________________________________

руководствуясь статьями 3.30, 10.2 Процессуально-исполнительного кодекса

Республики Беларусь об административных правонарушениях, составил настоящий

протокол о том, что _______________________________________________________

(фамилия, собственное имя и отчество, место жительства

__________________________________________________________________________

физического лица или наименование и место нахождения юридического лица)

__________________________________________________________________________

совершено _________________________________________________________________

(время, место и обстоятельства совершения административного

__________________________________________________________________________

правонарушения с указанием части статьи, статьи Особенной части

__________________________________________________________________________

Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях,

предусматривающих ответственность за данное правонарушение)

Свидетели (если имеются): ______________________________________________

(фамилия, собственное имя, отчество,

__________________________________________________________________________

адрес, подпись)

Потерпевшие (если имеются): ____________________________________________

(фамилия, собственное имя, отчество,

__________________________________________________________________________

адрес, подпись)

Сведения о физическом лице, в отношении которого ведется

административный процесс:

1. Фамилия, собственное имя, отчество ______________________________________

2. Число, месяц, год и место рождения ______________________________________

3. Гражданство ____________________________________________________________

4. Образование ____________________________________________________________

5. Место жительства, номер телефона _______________________________________

6. Место работы (учебы), должность, номер телефона ________________________

7. Семейное положение, наличие иждивенцев[a1] _________________________________

8. Документ, удостоверяющий личность ______________________________________

(серия (при наличии), номер, дата

__________________________________________________________________________

выдачи, наименование государственного органа, его выдавшего,

идентификационный номер (при наличии)

Сведения о юридическом лице, в отношении которого ведется

административный процесс:

1. Полное наименование ____________________________________________________

__________________________________________________________________________

2. Место нахождения _______________________________________________________

__________________________________________________________________________

3. Учетный номер плательщика ______________________________________________

4. Сведения о государственной регистрации _________________________________

__________________________________________________________________________

5. Фамилия, собственное имя, отчество руководителя ________________________

6. Фамилия, собственное имя, отчество представителя _______________________

7. Документ, подтверждающий полномочия представителя ______________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Физическому лицу, в отношении которого ведется административный

процесс, представителю юридического лица, в отношении которого ведется

административный процесс, разъяснены его права и обязанности,

предусмотренные статьей 4.1 Процессуально-исполнительного кодекса

Республики Беларусь об административных правонарушениях _________________ (отметка об ознакомлении, дата, подпись)

Замечания и объяснения по содержанию протокола: ______________________

__________________________________________________________________________

Перечень материалов, прилагающихся к протоколу об административном

правонарушении: ___________________________________________________________

(указать наименование и количество листов)

__________________________________________________________________________Иные сведения, необходимые для разрешения дела: __________________________

(указываются при их наличии)

Подпись лица, составившего протокол _____________________________________

_________________________ _____________ _________________________

(должность[a2] ) (подпись) (инициалы, фамилия)

Подпись физического лица, в отношении которого ведется

административный процесс, представителя юридического лица, в отношении

которого ведется административный процесс, об ознакомлении с протоколом

_______________________ _________________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

Копия настоящего протокола получена лично.

_______________________ _________________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

В случае отказа физического лица, в отношении которого ведется

административный процесс, представителя юридического лица, в отношении

которого ведется административный процесс, от подписания протокола или

неявки в орган, ведущий административный процесс, для подписания протокола

в нем делается запись об этом лицом, составляющим протокол. Указанным лицам

предоставляется возможность дать объяснения о причинах отказа от подписи

протокола.

Приложение 2

Постановление об административном правонарушении

____________________________________________________________

(наименование органа, ведущего административный процесс)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ N _____

по делу об административном правонарушении

"__" ______________ 20__ г.

___________________________________

(место вынесения постановления)

Я, ________________________________________________________________________

(должность, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) должностного лица, вынесшего постановление)

рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении:

физического лица:

1. Фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется)

2. Число, месяц, год и место рождения

3. Гражданство ____________________________________________________________

4. Образование ____________________________________________________________

5. Место жительства, номер телефона _______________________________________

6. Место и адрес работы (учебы), должность, номер телефона _________________

7. Семейное положение, наличие иждивенцев_______________________________________________________________

8. Документ, удостоверяющий личность ______________________________________ (серия (при наличии), номер, дата выдачи, наименование государственного органа, его выдавшего, идентификационный номер (при наличии) юридического лица:

1. Полное наименование __________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

2. Место нахождения __________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

3. Учетный номер плательщика __________________________________________________________________________

4. Сведения о государственной регистрации __________________________________

__________________________________________________________________________

5. Фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) руководителя

__________________________________________________________________________

6. Фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) представителя

__________________________________________________________________________

7. Документ, подтверждающий полномочия представителя установил: __________________________________________________________________________ (обстоятельства, установленные при рассмотрении дела об административном правонарушении, обоснование принятия решения с указанием на часть статьи, статью Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, предусматривающую ответственность за данное административное правонарушение)

Факт совершения административного правонарушения подтверждается

протоколом об административном правонарушении от "__" _____________ 20__ г.

N _____

На основании изложенного, руководствуясь статьями 11.9, 11.10

Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об

административных правонарушениях, части статьи, статьи ________ Особенной

части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях,

постановил:

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Вопрос об имеющихся вещественных доказательствах и об ином имуществе и

документах, изъятых при осуществлении административного процесса, решить в

следующем порядке: __________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Настоящее постановление по делу об административном правонарушении

может быть обжаловано и опротестовано в течение десяти суток со дня

получения лицом, в отношении которого ведется административный процесс,

копии постановления по делу об административном правонарушении, а при его

вынесении в присутствии лица, в отношении которого ведется административный

процесс, - не позднее десяти суток со дня его объявления в вышестоящий

орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд

__________________________________________________________________________(наименование вышестоящего органа (вышестоящего должностного лица), суда)

________________________ ______________ ___________________

(должность лица, (подпись) (инициалы, фамилия)

вынесшего

постановление)

Постановление объявлено _____________________________ ___________________

(подпись лица, представителя (инициалы, фамилия)

юридического лица, в

отношении которых вынесено

постановление)

"__" ______________ 20__ г.

Копия постановления вручена _________________________ ___________________

(подпись лица, которому (инициалы, фамилия)

вручена копия

постановления)

Копия постановления отправлена

по почте (заказным письмом) _______________________________________________

(дата и номер почтового документа)

Приложение 3

У

[a1]

[a2]

АНАЛИЗ СОСТАВА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Состав административного правонарушения – совокупность признаков, характеризующих деяние как административное правонарушение, его последствия и личность правонарушителя. Элементами состава административного правонарушения являются:
1)объект
2)объективная сторона
3)субъект
4)субъективная сторона
Отсутствие в фактически совершенном деянии одного из обязательных признаков элемента означает отсутствие состава административного правонарушения.

Характеристика отдельных элементов состава административного правонарушения.
1) объект правонарушения – это охраняемое правом общественное отношение, на которое посягает административное правонарушение. В юридической науке выделяют следующие виды объектов:
• общие – это совокупность всех общественных отношений, урегулированных нормами административного права. Общий объект административного правонарушения перечислен в КоАП РБ: общественный строй, собственность, установленный порядок управления
• родовой – группа однородных, близких по содержанию или сфере возникновения и существующие общественные отношения
• непосредственный – конкретные общественные отношения, на которые посягает административный проступок (при мелком хулиганстве – это общественный порядок и спокойствие граждан). В юридической науке разграничены понятия объект и предмет административного правонарушения: предмет – вещи, продукты питания и иные ценности материального мира, на которые посягают административные правонарушения
2) объективная сторона – это те действия или бездействия, в результате которых субъект (правонарушитель) нарушает административно-правовые нормы. Факультативными признаками объективной стороны являются:
• последствия совершенного деяния
• причинная связь между деянием и его последствиями
• место, время, способ
В зависимости от того, необходимо ли наступление отрицательных последствий совершенного деяния или нет, административные правонарушения бывают с формальными или материальными составами. Формальными являются те составы правонарушений, когда наступление отрицательных необязательно, достаточно самого факта нарушения правил (нарушение пдд)
Материальными являются те составы правонарушения, когда обязательно наступление отрицательных последствий: повреждение зеленых насаждений. Кроме того в административном праве встречаются «длящиеся» правонарушения. Это такие правонарушения, которые осуществляются непрерывно, путем неисполнения обязанностей (получить паспорт в 16 лет) или пребывание лица в противоправном состоянии (проживание без регистрации).
3) субъект правонарушений – деликтоспособный индивид или организация, совершившая правонарушение. Для физического лица деликтоспособность включает достижение определенного возраста и вменяемость. Для организации деликтоспособность означает наличие статуса юридического лица. Возраст деликтоспособности зависит от конкретного вида совершенного правонарушения (в отношении некоторых административных проступков ответственность наступает с 14 лет). Рядом составов правонарушений предусмотрен специальный субъект – должностное лицо, военнослужащий, медработник и др.
Вменяемость субъекта означает, что противоправное действие субъекта носят виновный характер. Невменяемость характеризуется медицинскими и юридическими критериями. Медицинский критерий предполагает наличие у лица хронической душевной болезни, временного расстройства психической деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния. Юридические критерии вменяемости отражают степень влияния психического заболевания (или иного болезненного состояния) на способность лица сознавать совершение действий, руководить ими. Для признания лица невменяемым необходима совокупность медицинского и юридического критериев.
4) субъективная сторона – психическое отношение лица к противоправному деянию и его последствиям. Она характеризуется виной, которая проявляется в 2 формах: умысел и неосторожность.
Умысел (2 вида):
• прямой – если физическое лицо, совершившее административное правонарушение сознает противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их наступления
• косвенный – если правонарушитель сознает противоправность своего деяния, предвидел вредные последствия, но не желал, либо сознательно допускал наступление последствия, либо относился к ним безразлично.
Неосторожность:
• самонадеянность – правонарушитель предвидел возможность наступления вредных последствий своего деяния, но без достаточного расчета их предотвратить
• небрежность – не предвидел наступления вредных последствий, хотя при необходимости внимания и предусмотрительности должен был и мог их предвидеть.
Юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, если будет установлено, что им не соблюдены нормы, за нарушение которых предусмотрена ответственность и не были приняты все меры по их соблюдению.

Исходя из этого, можно сказать, что знание вопросов юридического состава административного правонарушения имеет практическое значение, поскольку, с одной стороны, оно позволяет отличить и правильно квалифицировать административный проступок, приводит к реализации принципа неотвратимости наказания и, с другой стороны, позволяет избежать необоснованного привлечения лица к административной ответственности.

Иными словами, исключение хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения влечет за собой отсутствие самого правоотношения.

Наши рекомендации