Подведомственность гражданских дел суду общей юрисдикции.

1.

В соответствии со статьей 118 Конституции РФ правосудие в РФ осуществляется только судом. Гражданский кодекс РФ (ст. 11), реализует конституционную норму (ст. 46) и закрепляет, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражных суд или третейский суд.

В науке гражданского процессуального права подведомственность – определяется как предметная компетенция судов, арбитражных судов, третейских судов, нотариата, органов по рассмотрению и разрешению трудовых споров, других органов государства и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать отдельные правовые споры.

Применительно к судам под подведомственностью – понимаются гражданские дела, которые эти суды правомочны, рассматривать и разрешать по существу.

Существуют и иные точки зрение, что конкретно понимается под подведомственностью. В литературе выделяют судебную (суду общей юрисдикции или арбитражному), административную и общественную (третейскому суду, Морской арбитражной комиссии и т. д.) подведомственность. Кроме вышесказанного в литературе встречается и иное определение подведомственности, высказанное П. С. Дружковым, который определяет подведомственность как круг споров о праве и иных правовых вопросах, разрешение которых отнесено законом к компетенции определенного органа государственной либо общественной власти. Защита гражданских прав в административном порядке возможна лишь в случае, предусмотренном законом. Однако, решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.

Кроме форм защиты прав граждан и организаций, перечисленных в ст. 11 ГК РФ, существует нотариальная форма защиты и охрана бесспорных субъективных гражданских прав. Трудовые права работников кроме суда могут защищаться комиссиями по трудовым спорам (ст. 382-390 ТК РФ).

Для характеристики подведомственности исковых дел методом полного их перечисления по отдельным категориям не применяется. Это объясняется тем, что перечислить в одной или нескольких статьях ГПК РФ все исковые дела, подведомственные суду, невозможно, ввиду их количественного и качественного разнообразия.

Поэтому определение подведомственности судами исковых дел и применение правил о подведомственности вызывают затруднения на практике.

2.

В теории гражданского процессуального права и в законодательстве различают несколько видов подведомственности. Значение этих видов является важным базовым материалом, который позволяет правильно решить вопрос о применении той или иной формы защиты права или о последовательности обращения граждан и организаций за защитой прав в различные органы государства или компетентные организации.

Исключительная подведомственность. Практически все споры, вытекающие из гражданских, семейных, жилищных и других правоотношений, рассматриваются непосредственно только судом и не могут разрешаться по существу другими органами. Данный вид подведомственности означает, что для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо органы. К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произведение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и многие другие.

Альтернативная подведомственность. Спор правового характера может быть разрешен по закону не только судом, но и другим несудебным органом (в административном порядке, нотариальном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, закрепленном как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора.

Решения и действия (бездействия) избирательных комиссий и их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. Предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.

Альтернативной разновидностью является подведомственность дел третейским судам. Для передачи спора третейскому суду требуется волеизъявление не одной стороны, а двух сторон и заключение соглашения о передаче спора третейскому суду в определенной форме. ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» (ст. 1) предусматривает право граждан передавать любой возникший между ними спор на рассмотрение третейского суда, за исключением споров, вытекающих из трудовых и семейных отношений.

Однако нельзя передавать на разрешение третейских судов и другие споры, например, отнесенные к ведению лишь только определенного органа, организации, а также споры о недвижимости либо другом имуществе, сделки, в отношении которых подлежат специальной регистрации. Законом предусмотрены требования к форме соглашения о передаче спора третейскому суду. Оно должно быть заключено обязательно в письменной форме, в виде отдельного третейского соглашения либо в виде третейской оговорки в договоре.

Стороны могут аннулировать соглашение о передаче спора третейскому суду только по взаимному согласию. Не допускается односторонний отказ от соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда.

Условная подведомственность споров суду. Данный вид подведомственности означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрение выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду. Для условной подведомственности характерно, чтобы требования до суда было предметом рассмотрения и разрешения другого органа. Так в соответствии с ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» установлен определенный поэтапный порядок разрешение коллективных трудовых споров.

Трудовые споры по вопросам применения законодательных и иных нормативных актов о труде, коллективного договора и других соглашений о труде рассматриваются: комиссиями по трудовым спорам; районными судами.

Обязательный внесудебный порядок рассмотрения и разрешения споров установлен в случаях предъявления требования о возмещении вреда, причиненного здоровью, если в качестве стороны в обязательстве из причинения вреда выступает работодатель, который несет ответственность за вред, причиненный здоровью рабочих, служащих.

Подведомственность дел, определяемая по связи исковых требований. При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие - арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде.

Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований. В ст. 22 ГПК РФ содержится правило, позволяющее решить вопросы подведомственности. Случаи объективного соединения требований редки, однако они известны судебной практике. Например, две организации, являясь юридическими лицами, разрешали спор о праве на жилые помещения, которые ко времени разрешения спора были заселены гражданами. Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР по данному делу указала, что иск предъявлен не только к предприятию, но и к гражданам, а поэтому дело подведомственно суду общей юрисдикции.

3.

На сегодняшний день, поскольку Россия стремиться стать правовым государством, то проблема подведомственности дел судам должна решаться с учетом общих конституционных норм прямого действия, которые нами были ранее указаны, закрепленных в п. 1, 2 ст. 46 Конституции РФ, где указано, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, и, что решения и действия (бездействия) органом государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Ни Конституция, ни иное законодательство не дают конкретного перечня действий (решений) органов и должностных лиц, которые могут быть обжалованы, поскольку исходят из того, что в суд можно обжаловать любые действия и решения. Следует также отметить, что в законодательстве РФ есть закон, который регулирует процесс обжалования действий и решений органов и должностных лиц, что в свою очередь повышает эффективность защиты нарушенных прав и свобод граждан. Однако первостепенную роль при определении подведомственности гражданских дел судам играет ГПК РФ. ГПК РФ отводит одну статью (ст. 22 ГПК), которая регулирует отношения, складывающиеся в процессе отнесения конкретных дел на рассмотрение судам общей юрисдикции. Ранее действующий ГПК РСФСР 1964г. содержал несколько статей, объединенных главой третей, регулирующий вышеуказанный вид отношений.

В статье 22 ГПК РФ определен перечень гражданских дел, рассмотрение и разрешение которых отнесено к ведению судов общей юрисдикции. Законодатель указывает, что суды рассматривают и разрешают исковые дела. Это означает, что гражданское дело рассматривается и разрешается судом общей юрисдикции по правилам искового судопроизводства. Следует учесть, что наряду с указанием, какие дела рассматривает суд, также указываются участники гражданского процесса: граждане, организации и другие лица, которые вправе обратиться с иском в суд о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, то есть, определен перечень субъектов. Это дает возможность разграничить участников, которые обращаются в суд и арбитражный суд. Зачастую на практике с этим возникают большие трудности, поэтому изучение субъектов важен, поскольку определяет в какой суд лицо должно обратиться за защитой своих прав.

В порядке искового судопроизводства суды разрешают споры, возникшие из следующих правоотношений:

ü гражданские правоотношения

В соответствии со ст. 2 ГК гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

ü семейные правоотношения

Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи:

супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 2 СК).

ü трудовые правоотношения

В соответствии со ст. 5 ТК регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

ü жилищные правоотношения

Жилищные отношения - это отношения, касающиеся управления жилищным фондом, предоставления жилых помещений, использования жилищного фонда, его содержания и ремонта и др. В ст. 3 ЖК РСФСР установлено, что жилищные отношения регулирует вышеуказанный кодекс и другие акты жилищного законодательства.

ü земельные правоотношения

Отношения, регулируемые земельным законодательством, определены ст. 3 Земельного кодекса РФ. В соответствии с указанной нормой земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

ü экологические и иные правоотношения

Вышеприведенный перечень дел, подлежащих рассмотрению в судах общей юрисдикции не является исчерпывающим. В соответствии с п. 2-6 ст. 1 ГПК устанавливаются и иные дела, которые рассматриваются в рамках гражданского процесса: о разрешении гражданских дел в порядке приказного производства (ст. 121-130 ГПК), производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений (с. 245-258 ГПК), о делах, рассматриваемых судом в порядке особого производства (ст. 262-289 ГПК), об оспаривании решений третейских судов и выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов (ст. 418-427 ГПК), о признании и исполнении решений иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей) (ст. 409-417 ГПК).

Из вышесказанного следует, что судам общей юрисдикции подведомствен широкий круг вопросов, рассматриваемых и разрешаемых в порядке искового судопроизводства. Следовательно, подведомственность правовых споров судам общей юрисдикции можно определить только методом исключения, т. е. судам общей юрисдикции подведомственны все споры, за исключением тех, которые отнесены к предметной компетенции Конституционного Суда (ст. 125 Конституции РФ) и арбитражных судов (ст. 22 АПК РФ).

В число субъектов, которые могут участвовать в гражданском процессе, являются иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций и иностранными инвестициями, международных организаций (п. 2 ст. 22 ГПК РФ). Также следует указать, что ч. 3 ст. 22 ГПК РФ касается вопроса разграничения дел, которые подлежат рассмотрению и разрешению судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Что касается арбитражных судов и дел, отнесенных к их ведению, следует отметить следующее. В соответствии с п. 1 ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и иной экономической деятельностью.

В статье о подведомственности установлен приоритет судов общей юрисдикции перед арбитражными судами, если заявление в суд содержит несколько связанных между собой требований, подведомственных одному и другому суду. Такие дела, если разделить требования невозможно, рассматривают и разрешают суды общей юрисдикции. Если разделение требований, возможно, то суд общий юрисдикции принимает к своему производству лишь требования в соответствии с подведомственностью, определенной для судов общей юрисдикции, о чем данный суд выносит определение.

Лекция 11

ПОДСУДНОСТЬ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ

План

Наши рекомендации