Авторское право (продолжение)

План

Авторские договоры.

Объекты авторского права.

Субъекты авторского права.

1.

Под авторским договором понимается соглашение между автором произведения науки, литературы и искусства, или его работодателем, либо иным обладателем имущественных авторских прав, с одной стороны, и пользователем произведения, по которому автор обязуется передать пользователю за вознаграждение право использования произведения обусловленным способом и в установленный срок, а пользователь обязуется использовать произведение в соответствии с предоставленным ему правом и уплатить вознаграждение.

По авторскому договору по названию и буквальному смыслу ст. 30 ЗоАП исключительные права передаются, т.е. лишь предоставляются пользователю на время, а не уступаются ему. Этим авторский договор отличается от таких способов отчуждения или закрепления имущественных авторских прав, как их дарение, наследование, предоставление по закону работодателю либо внесение в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества, при которых данные права переходят к другим лицам либо возникают у других лиц в качестве первоначальных исключительных прав.

К авторским договорам, как к разновидностям сделок по передаче имущественных прав, применяются общие положения _ 1 гл. 30 ГК о купле-продаже, если иное не вытекает из содержания или характера исключительных авторских прав. В общем плане можно распространить на авторские договоры правила, скажем, п. 1 ст. 460 ГК, обязывающее продавца товара передать покупателю товар свободным от любых прав третьих лиц. Пользователь также заинтересован в получении имущественных прав, не обремененных правами других пользователей этих же прав. Однако большинство общих норм ГК о купле-продаже телесных объектов неприменимо к передаче ни авторских, ни других имущественных прав. Это касается норм об ассортименте товара, его качестве, сроке годности, скрытых недостатках, комплектности, о таре и упаковке товара. Поэтому регулирование авторских договоров, как и всех вообще договоров об использовании исключительных прав, нуждается в самостоятельной правовой регламентации.

ЗоАП различает три вида авторских договоров:

1) авторский договор о передаче исключительных прав;

2) авторский договор о передаче неисключительных прав;

3) авторский договор заказа (ст. 30, 33).

Поскольку имущественные авторские права всегда являются исключительными, первые два вида авторских прав логичнее было бы назвать (и это подтверждается трактовкой данных видов прав в п. 2 ст. 30 ЗоАП) авторскими договорами о передаче исключительных прав на исключительных и неисключительных условиях. По смыслу п. 2 ст. 30 авторский договор о передаче исключительных прав на исключительных условиях разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются. Пользователь по данному договору вправе запретить подобное использование произведения всем другим лицам, включая сторону, передающую права.

Право запрета может быть применено помимо пользователя только создателем произведения. Если пользователь не осуществляет защиту данного права, право запрещать использование произведения другим лицам может осуществляться его автором (абз. 2 п. 2 ст. 30 ЗоАП).

Пользователь по авторскому договору о передаче исключительных прав на исключительных условиях фактически может на срок действия договора приобрести абсолютное право использования произведения, включая передачу полученных прав другим лицам. Однако передача полностью или частично другим лицам прав, переданных по авторскому договору, допускается лишь в случае, если это прямо предусмотрено договором (п. 4 ст. 31 ЗоАП).

Авторский договор о передаче исключительных прав на неисключительных условиях разрешает пользователю использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование произведения таким же способом (п. 3 ст. 30). Подобный договор создает пользователю менее сильные позиции в коммерческой реализации полученных прав, нежели договор о передаче авторских прав на исключительных условиях. Поэтому цена такого договора обычно бывает ниже.

Существует презумпция неисключительности использования передаваемых авторских прав. Права, передаваемые по авторскому договору, считаются переданными на неисключительных условиях, если в договоре прямо не предусмотрено иное (п. 4 ст. 30 ЗоАП). По объектам исключительных прав авторские договоры классифицируются на: издательские, сценарные, постановочные и др.

Как любой гражданско-правовой договор, авторский договор подчиняется закрепленным в ГК общим положениям о договоре (ст. 420-453). Это в равной мере касается свободы договора во всех ее проявлениях (ст. 421), соотношения договора и закона (ст. 422), цены договора (ст. 424), сущностного и формального моментов заключения договора. Авторский договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем его существенным условиям (абз. 1 п. 1 ст. 432 ГК). Формальный момент заключения авторского договора как момент получения лицом, направившим оферту (т.е. пользователем), ее акцепта (т.е. согласия правообладателя) базируется на норме п. 1 ст. 433 ГК.

Вместе с тем авторское законодательство как часть гражданского законодательства (согласно ст. 2 ЗоАП) конкретизирует существенные условия авторского договора. В силу абз. 2 п. 1 ст. 432 ГК существенными являются условия о предмете договора, условия, названные в законе или иных правовых актах как необходимые для договоров данного вида, а также все другие условия, предлагаемые для согласования одной из сторон. Закон об авторском праве и смежных правах называет в числе необходимых такие условия авторского договора, как:

- способы использования произведения;

- срок и территорию, на которые передается право;

- размер вознаграждения и (или) порядок его определения за каждый способ использования;

- порядок и сроки выплаты вознаграждения (абз. 1 п. 1 ст. 31).

Под способами использования произведения понимаются конкретные права, передаваемые по договору, например право воспроизводить и распространять литературные произведения на русском языке. Все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, например право переводить произведение на иностранные языки, считаются непереданными.

Весьма важными являются условия о сроке пользования правами, территории их применения, размере вознаграждения и способах его определения. Принцип свободы договора позволяет сторонам по соглашению установить любые оптимальные для них условия. Однако при отсутствии в авторском договоре условий о сроке, на который передается право, или о его территории применяются правила диспозитивных норм абз. 2 и 3 п. 1 ст. 31 ЗоАП. Так, если стороны не укажут в договоре срок, то договор может быть расторгнут автором, во-первых, лишь по истечении 5 лет с даты его заключения и, во-вторых, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за 6 месяцев до расторжения договора. При отсутствии в договоре указания на территорию, на которую передается право, действие передаваемого права ограничивается территорией Российской Федерации. Правило о сроке расторжения договора направлено на обеспечение интересов пользователя (при очевидной незаинтересованности автора-правообладателя в ограниченном сроке передачи права). Правило о территории, напротив, в большей мере стоит на страже интересов правообладателя.

Действующее авторское законодательство не предусматривает применявшейся ранее жесткой регламентации определения размера вознаграждения в виде фиксированных денежных ставок за каждый авторский лист. В настоящее время вознаграждение определяется в авторском договоре в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения (продажу книги, прокат кинофильма и т.п.) или, если это невозможно осуществить в связи с характером произведения или особенностями его использования, в виде зафиксированной в договоре суммы либо иным способом (абз. 1 п. 3 ст. 31 ЗоАП). При установлении вознаграждения в форме фиксированной (паушальной) суммы в договоре должен быть установлен максимальный тираж произведения (книг, компакт-дисков, журналов и т.п.). Превышение тиража (т.е. числа копий) будет рассматриваться как последующее издание или иное воспроизведение произведения, влекущее необходимость заключения нового договора и вознаграждения по нему.

Допускаемые абз. 2 п. 3 ст. 31 ЗоАП минимальные ставки вознаграждения установлены постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства"*(543). Данным постановлением установлены минимальные ставки вознаграждения за публичное исполнение произведений, их воспроизведение в форме звукозаписи, за сдачу в прокат экземпляров звукозаписей (фонограмм) и видеофильмов, воспроизведение произведений изобразительного искусства и тиражирование в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства. Минимальные размеры вознаграждения индексируются одновременно с индексацией минимальных размеров заработной платы. Практически данное правило применимо лишь к случаям определения минимальной ставки вознаграждения в твердой денежной сумме (а не в виде процента дохода от использования произведения).

В целях обеспечения прав и законных интересов творческих работников кинематографии, упорядочения расчетов между правообладателями (киностудиями, продюсерами) и авторами кинематографических произведений постановлением Правительства РФ от 29 мая 1998 г. N 524*(544) утверждены минимальные ставки вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство которых осуществлено до 3 августа 1992 г., за использование этих произведений путем передачи в эфир и по кабелю, воспроизведения (тиражирования) на всех видах материальных носителей и распространения (продажи, сдачи в прокат), а также путем их публичного показа. Минимальные ставки вознаграждения установлены в размере от 0,5 до 7 процентов от дохода, полученного правообладателем кинематографического произведения за каждый вид использования.

Ставка вознаграждения в размере 5,5 процентов установлена, в частности, для авторов художественного фильма, т.е. сценариста, режиссера-постановщика и автора музыкального произведения, специально созданного для данного фильма. 7 процентов выплачивается режиссеру документального или научно-популярного, а также режиссеру-постановщику мультипликационного фильма. Ставки в размере 0,5 процента предусмотрены для авторов других произведений, вошедших составной частью в художественный, мультипликационный, документальный или научно-популярный фильм.

Сбор и распределение вознаграждения осуществляются обладателем авторских прав либо организациями, управляющими имущественными правами авторов на коллективной основе в пределах полномочий, переданных этим организациям правообладателями, если иное не определено договором.

Своеобразием отличается также форма авторского договора.

Во-первых, любой авторский договор независимо от его цены и порядка использования произведения должен заключаться в письменной форме. Исключение сделано лишь для авторских договоров об использовании произведений в периодической печати (п. 1 ст. 32 ЗоАП). Несоблюдение простой письменной формы договора лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение договора и его условий на свидетельские показания, хотя и не препятствует им приводить письменные и другие доказательства (п. 1 ст. 162 ГК). Такими доказательствами могут, в частности, служить протоколы переговоров о заключении договора, платежные ведомости о выплате авторского вознаграждения и переписка с правообладателем по поводу получения экземпляра его произведения.

Специальный порядок оформления договора допускается п. 2 ст. 32 ЗоАП для продажи экземпляров программ для ЭВМ и баз данных и предоставления массовым пользователям доступа к ним. Согласно п. 3 ст. 14 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" при продаже и предоставлении массовым пользователям доступа к программам для ЭВМ и базам данных "допускается применение особого порядка заключения договоров, например путем изложения типовых условий договора на передаваемых экземплярах программ для ЭВМ и баз данных".

На практике такие договоры называют оберточными лицензиями*(545). Их условия печатаются на упаковке материального носителя программного продукта. Покупателя предупреждают, что, вскрыв упаковку, он вступает в договорные отношения с правообладателем на изложенных на упаковке условиях. Одним из этих условий является обязательство пользователя не воспроизводить и не распространять программный продукт без согласия правообладателя. Однако проконтролировать соблюдение пользователем данного обязательства практически весьма трудно, вследствие чего проблема договорного регулирования отношений по использованию авторских прав на программы для ЭВМ и базы данных из правовой трансформируется в сугубо этическую.

Важные особенности присущи ответственности сторон по авторским договорам. Поскольку данные договоры являются видами гражданско-правовых договоров, их участники отвечают за нарушение принятых обязательств по общим нормам ст. 393-406 ГК, а также ст. 15 ГК о возмещении убытков, если иное не диктуется особенностями предмета этих договоров. Поэтому специальная норма п. 1 ст. 34 ЗоАП обязывает сторону, не исполнившую или ненадлежащим образом исполнившую обязательства по авторскому договору, возместить все убытки, причиненные другой стороне, включая упущенную выгоду. Вместе с тем п. 2 ст. 34 ЗоАП предусматривает ограниченную ответственность автора за непредставление заказного произведения в соответствии с условиями договора. Поскольку в сфере интеллектуальной деятельности нередко случается такое явление, как "творческая неудача", при непредставлении произведения на автора возлагается обязанность возместить только реальный ущерб, причиненный заказчику. Обычно это выражается в возврате автором заказчику полученного аванса. Разумеется, ограниченная ответственность не применяется, если автор умышленно не передает заказчику надлежаще созданное произведение или передает его другому лицу. Подобные действия автора могут повлечь расторжение договора и возмещение убытков заказчика в полном объеме.

2.

Объекты, охраняемые авторским правом, относятся к таким областям человеческой деятельности, как наука, литература и ис­кусство. Закон не дает определений данных понятий. Предполага­ется, что они очевидны и не нуждаются в особых дефинициях. Бо­лее важно определить объекты, авторские права на которые могут принадлежать конкретным физическим лицам.

Закон устанавливает два общих легальных критерия охрано­способности объектов авторского права, дает примерный перечень произведений, которые при условии соответствия их названным критериям могут являться объектами авторского права, а также определяет сферу действия авторского права.

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства,

во-первых, являющиеся результатом творческойдеятельности и, во-вторых, существующиев какой-либо объективной форме.

Отсутствие любого из названных критериев не позволяет гово­рить о наличии произведения как объекта авторского права. При этом объектом авторского права может служить как произведение в целом, так и его часть (включая его название), которая удовлет­воряет названным критериям охраноспособности и может исполь­зоваться самостоятельно.

Творческой обычно считается умственная (мыслительная, ду­ховная, интеллектуальная) деятельность, завершающаяся создани­ем творчески самостоятельного результата науки, литературы или искусства. Такая деятельность иногда называется продуктивной,в отличие от репродуктивной, выражающейся в воспроизводстве готовых мыслей или образов по правилам формальной логики или иным известным правилам.

Разумеется, творчество — субъективный критерий. Для одно­го научный вывод является результатом большого творческого на­пряжения, а для другого — обыкновенным итогом труда квалифи­цированного специалиста. Поэтому, хотя по данному вопросу написано немало статей и книг, до сих пор не удалось найти об­щеприемлемого критерия творческой деятельности.

Следует признать, что на практике критерий творчества с пол­ным основанием сводится к установлению факта самостоятельно­го создания результата интеллектуальной деятельности.Иначе говоря, творческой по общему правилу признается любая умствен­ная деятельность, и результат этой деятельности охраняется автор­ским правом, если не доказано, что он является следствием прямого копирования, «пиратства», плагиата, либо он вообще по закону не может являться объектом авторского права. То есть имеет место своеобразная презумпция творческого характеракак самой умствен­ной деятельности, так и любого из ее результатов.

Подтверждение подобной трактовки критерия творчества мож­но найти, в частности, в постановлении № 8 от 18 апреля 1986 г. Пленума Верховного Суда СССР «О применении судами законо­дательства при рассмотрении споров, возникающих из авторских правоотношений». В данном постановлении Верховный Суд подчеркивал, что составители сборников не охраняемых авторским правом произведений имеют авторское право на эти сборники, если они подвергли их самостоятельной обработке или систематизации. Аналогичное право имеет и составитель сборника, с соблюдением прав авторов других произведений, самостоятельно обработавший или систематизировавший включенные в сборник произведения являющиеся предметом чьего-либо авторского права. Здесь отож­дествление категорий «творчество» и «самостоятельное создание» не вызывает сомнений.

В случае, если имело место пиратское копирование, орган, рас­сматривающий конфликт, прежде всего суд, может назначить экспертизу. Специалисты в соответствующей области творчества дадут свое заключение о самостоятельном создании произведения либо о недозволенном полном или частичном заимствовании чу­жого произведения. В последнем случае произведение или его часть не будет являться объектом авторского права. Более того, будут приняты все меры по защите прав подлинного автора.

Трактовка творчества как акта самостоятельного создания про­изведения тем более оправданна, что для авторского права без­различны собственно научные, литературные или художественные качества произведения. Авторское право охраняет любые творчес­ки самостоятельные произведения независимо от их назначения и достоинства. Истории известны многочисленные примеры непри­ятия, резкой критики современниками некоторых достижений науки, литературы и искусства, даже гонений на их авторов, с по­следующим безудержным восхвалением. Скажем, ранее осмеивав­шиеся произведения иных абстракционистов позднее признавались шедеврами, высоко оценивались на аукционах. Бывало и наобо­рот. Все это не имеет никакого значения для признания соответствующих произведений объектами авторского права.

С точки зрения авторского права при отсутствии плагиата, не­законного присвоения любой результат умственной деятельности признается творческим и подпадает под авторско-правовую охра­ну. Необходимо лишь, чтобы творчески самостоятельное произве­дение отвечало второму критерию — было выражено, т. е. сущес­твовало в какой-либо объективной форме.

3. Объективная форма произведения

Закон предусматривает примерный перечень объективных форм произведений:

• письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и т. п.);

• устная (публичное произнесение, исполнение и т. п.);

• звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, опти­ческая и т. п.);

• объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т, п.).

При этом под записью понимается фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо мате­риальной форме, позволяющей осуществить их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение. К числу устных про­изведений обычно относят речи, в том числе судебные, доклады, лекции, проповеди.

В связи с объективной формой произведения следует подчерк­нуть, что, как правило, эта форма выражается с помощью различ­ных телесных, материальных носителей (бумаги, холста, камня, дискеты и т. п.). При этом на материальные носители может су­ществовать и обычно существует чье-то право собственности или иное вещное право. Однако это не приводит к превращению сис­тем научных понятий, литературных или художественных образов (т. е. идеальных результатов интеллектуальной деятельности) в материальные объекты.

В этой связи в п. 5 ст. 6 ЗОАП прямо подчеркивается, что ав­торское право не связано с правом собственности на материаль­ный объект, в котором произведение выражено. И естественно, «передача права собственности на материальный объект или пра­ва владения материальным объектом сама по себе не влечет пере­дачу каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте». Исключение составляют только так называемые право доступа и право следования, регулируемые ст. 17 ЗОАП.

Для признания произведения, выраженного в объективной форме, объектом авторского права не имеет значения также спо­соб его выражения.

Например, некоторые поэты записывали стихи на манжетах, па­пиросных коробках или обрывках газет. Поэт В. Высоцкий писал черновики отдельных своих песен во время съемок кинофильмов на монтажных карточках. Для авторского права эти способы объек­тивирования творческих произведений также не играют никакой роли. Если кто-либо попытается опубликовать эти стихи под своим именем и плагиат будет доказан, будут охраняться авторские пра­ва поэта, создателя стихов, а действия плагиатора пресечены.

Юридически безразличным является и такой аспект произве­дения, как его обнародование. Авторское право распространяет­ся как на обнародованные, так и на необнародованные произведе­ния, если они существуют в какой-либо объективной форме. Иными словами, авторское право в равной мере охраняет как рукопись романа, лежащую в ящике стола писателя, так и опубликованный, т, е. выпущенный в свет, роман.

Сказанное относится к любой форме обнародования,т. е. осу­ществленного с согласия автора действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения. Формами об­народования произведения служат его опубликование, публичный показ, публичное исполнение, передача в эфир и т. п. Произведе­ние считается обнародованным с момента, когда оно стало потен­циально доступным для сведения неопределенного круга лиц, не­зависимо от числа лиц, реально воспринимавших это произведение. Опубликование— это выпуск в обращение с согласия автора экземпляров произведения в количестве, достаточном для удов­летворения разумных потребностей публики, исходя из характера произведения. В форме опубликования обнародуется большинст­во литературных (в том числе научных) произведений, издающих­ся тиражами, оправданными читательским спросом.

Прежде чем определить публичный характер показа, исполнения или передачи в эфир, необходимо пояснить их смысл как таковых.

Под показомпроизведения понимается, в частности, демон­страция оригинала или экземпляра произведения непосредствен­но или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионно­го кадра или иных технических средств. Типичные объекты авторского права, обнародуемые в форме показа, — это кинофиль­мы и произведения живописи, экспонируемые на открытых выстав­ках. Экземпляром произведенияименуется его копия, изготовлен­ная в любой материальной форме.

Исполнение— это представление произведения посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с по­мощью технических средств (теле- и радиовещания, кабельного те­левидения и т. п.); показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровожде­ния звуком).

Передачей в эфирпризнается сообщение произведения пос­редством его передачи по радио или телевидению.

Для того чтобы показ, исполнение или передача в эфир трак­товались как обнародование произведения, они должны носить

публичный характер,т. е. делать произведение потенциально до­ступным неопределенному кругу лиц. Поэтому, скажем, первый показ произведения с согласия автора по каналам кабельного те­левидения не признается передачей в эфир и, следовательно, об­народованием данного произведения.

Публичный показ, публичное исполнение или сообщение про­изведения для всеобщего сведения понимаются как любые показ, исполнение или сообщение произведения непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи.

Исходя из того, что любые произведения, отвечающие рассмот­ренным двум критериям, являются объектами авторско-правовой охраны, закон дает лишь примерный переченьнаиболее распрос­траненных из таких объектов с учетом не только их объективной формы, но и назначения, жанра, сферы применения и взаимосвя­зи отдельных произведений творчества.

Объектами авторского права,в частности, являются:

• литературные произведения (включая программы для ЭВМ);

• драматические, музыкально-драматические, сценарные, музыкальные, хореографические произведения и пантомимы;

• аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слай­ды, диафильмы и другие кино- и телепроизведения), состоящие из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопро­вождением или без сопровождения их звуком) и предназначенные для зрительного и слухового восприятия с помощью соответствующих тех­нических устройств;

• произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искус­ства;

• произведения декоративно-прикладного и сценографического искус­ства (под произведением декоративно-прикладного искусства пони­мается двухмерное или трехмерное произведение искусства, пере­несенное на предметы практического использования, включая про­изведение художественного промысла или произведение, изготовля­емое промышленным способом);

• произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

• фотографические произведения и произведения, полученные спосо­бами, аналогичными фотографии;

• географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и плас­тические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам.

Каждый из перечисленных объектов авторского права может быть классифицирован по многочисленным подвидам или разно­видностям — по их внешним формам, жанрам, сферам приме­нения. Например, литературные произведения могут быть худо­жественного, научного, учебного и тому подобного характера. Не­которые произведения впервые прямо упоминаются в законе (на­пример, комиксы). Однако все названные и неназванные виды, подвиды и разновидности лишь тогда становятся объектами ав­торского права, когда они являются результатами творческой дея­тельности и существуют в какой-либо объективной форме. В силу особой практической важности и специфики правовой охраны в дополнительном пояснении нуждаются, пожалуй, лишь програм­мы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем.

Закон традиционно предусматривает круг произведений, не яв­ляющихся объектамиавторского права. Это:

• официальные документы (в частности, законы, судебные решения, иные тексты административного и судебного характера, а также их официальные переводы;

• государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т. п.);

• произведения народного творчества;

• сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

Мотив прост: нельзя ставить возможность использования за­кона или денежных знаков в зависимость от усмотрения лиц, на­писавших их проект или сделавших их эскиз. Поэтому словоупо­требления вроде «автор закона, герба, флага» следует понимать в сугубо бытовом, а не авторско-правовом смысле.

Вместе с тем следует иметь в виду, что творческий труд по сис­тематизации законов, судебных решений, административных и тому подобных актов порождает авторские права. Поэтому производ­ные и составные произведения охраняются авторским правом и в том случае, когда они основываются на произведениях, не являю­щихся объектами чьего-либо авторского права.

Авторское право не распространяется также на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия и факты. Данное ограничение авторского права, предусматриваемое п. 4 ст. 6 ЗОАП, обусловлено не государственными интересами (как в случае с законами или орденами), а неспособностью самого ав­торского права обеспечить надлежащую охрану перечисленных достижений. Прямая охрана идей, способов и тому подобных ре­зультатов возможна лишь в рамках жесткой формализации дан­ных результатов, проведения экспертизы и выдачи охранных до­кументов (по патентно-правовой модели), что не входит в функции авторского права.

3.

Субъектами авторского права являются создатели произведе­нийнауки, литературы и искусства, их правопреемники или рабо­тодатели и другие лица,приобретающие по закону или договору исключительные авторские права.

В качестве субъектов авторского права могут выступать как физические, так и юридические лица.К числу последних обычно относятся издатели газет, журналов и некоторых других состав­ных произведений, изготовители аудиовизуальных произведений и работодатели авторов служебных произведений.

Соавторство порождает факт создания произведения совмест­ным творческим трудом двух или более лиц. Соавторы имеют еди­ное авторское право на произведение, как образующее одно не­разрывное целое, так и состоящее из самостоятельных частей, которые могут быть использованы независимо друг от друга. Пер­вое соавторство именуется нераздельным,а второе — раздельным.Эти два вида соавторства различаются режимом использования произведений.

Типичный пример раздельного соавторства — настоящий кол­лективный учебникдля юридических вузов, главы которого, напи­санные отдельными соавторами, четко разграничены и могут ис­пользоваться самостоятельно.

Другой пример — музыкально-драматическое произведение с текстом, скажем опера. Будучи единым объектом авторского пра­ва, она легко распадается на два самостоятельных произведения (либретто и музыку) с двумя разными авторами.

По общему правилу, право на использование любого коллек­тивного произведения принадлежит соавторам совместно.При желании они могут регламентировать свои отношения взаимным соглашением.Вместе с тем при раздельном соавторстве каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведе­ния по своему усмотрению, в том числе запретить ее использова­ние, если иное не предусмотрено соглашением между соавторами. Напротив, при нераздельном соавторстве, когда произведение об­разует одно неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование про­изведения.

Вопросы соавторства являются одними из наиболее распрос­траненных и сложных в спорах, возникающих из авторских право­отношений. Сложившаяся судебная практика исходит из возмож­ности достижения соглашений о соавторствена любой стадии создания коллективного произведения или даже после его завер­шения. Соавторство на коллективное произведение может возни­кать и при отсутствии такого соглашения, например при исполь­зовании композитором изданных литературных произведений для создания музыкальных произведений с текстом. В любом случае важен факт творческого участия в создании произведения. Оказа­ние автору или соавторам лишь технической помощи (подбор ма­териалов, вычерчивание схем, диаграмм, графиков и т. п.) соав­торства не порождает. Не ведет к соавторству и распространенное ныне спонсорство, т. е. оказание авторам финансовой помощи для создания произведения.

Правовой статус авторов отдельных, прежде всего составных и производных, произведений обладает определенной спецификой. Автору сборника, базы данных или другого составного произве­дения, именуемому составителем,принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов. Составительство, будучи творческим трудом, порождает авторские права даже в том случае, когда систематизируемые идеи или фак­ты не являются объектами авторского права.

Например, авторское право не охраняет факты принадлежности телефонных номеров конкретным абонентам. Поэтому у разных со­ставителей может быть авторское право на телефонные справоч­ники даже в пределах одного населенного пункта. Важно лишь, чтобы справочники разных составителей, содержащие одинаковые теле­фонные номера одних и тех же абонентов, существенно различа­лись по подбору и расположению предметного каталога, его от­дельных рубрик, фотоиллюстраций, рекламных материалов, а также по возможному сопроводительному переводу текстовых материа­лов на иностранные языки, цветовому оформлению и архитектони­ке буквенных, цифровых и графических компонентов. При таком условии не будет иметь правового значения, кто из составителей раньше или позже использовал для подготовки справочника исход­ную неохраняемую фактическую информацию. Согласно абз. 4 п. 1 ст. 11 ЗоАП авторское право составителя не препятствует другим лицам осуществлять самостоятельный подбор или расположение тех же материалов для создания своих составных произведений.

Разумеется, составители, имеющие дело с произведениями, охраняемыми авторским правом, обязаны считаться с авторами данных произведений. Более того, составитель пользуется авторс­ким правом лишь при условии соблюдения им прав авторов каж­дого из произведений, включаемых в составное произведение. Попросту говоря, необходимо заручиться письменным согласием этих авторов. Напротив, авторы включаемых в сборники произве­дений (если иное не предусмотрено авторским договором) вправе распоряжаться ими по своему усмотрению независимо от состав­ного произведения.

Лекция 18

Право на открытие

План

Наши рекомендации