Правовое регулирование как движение информации.

Правовое регулирование отличается по своей сути и характеру от дру­гих видов регулирования (физического, механического и т.д.). Правовое регулирование не является по своей сути материальным, а осуществляется через сознание и волю людей. Оно носит идеальный характер и в том смыс­ле, что осуществляется с помощью нематериальных средств, а особых иде­альных средств, которые воздействуют на сознание субъектов права, фор­мируют их волю в определённом направлении, чтобы вызывать соответст­вующее поведение.

Субъективное право и юридическая обязанность определяются обычно как мера соответственно дозволенного или должного поведения. Очевидно, что эта мера, носящая идеальный характер. Проще говоря, права и обязан­ности, сами нормы права — это определенные мысли (идеальные объекты) о должном или дозволенном поведении.

Итак, правовое регулирование носит идеальный характер. Но любой идеальный процесс не может проходить без участия материи. Такой мате­рией является язык как система, состоящая из материальных знаков (графи­ческих, звуковых). С помощью языка мысли, идеи материализуются, стано­вятся доступными для других субъектов, обретают собственное, независи­мое существование от субъектов их создавших.

Идеальные объекты (различного рода мысли) через язык материализу­ются, объективируются, становятся языковыми высказываниями. Это отно­сится и к правовому регулированию. Без языка правовое регулирование не­возможно. Язык опосредствует все стадии, все стороны, все элементы пра­вового регулирования.

Язык многофункционален. Отметим две главные функции.

Семантическая функция языка сводится к описанию и объяснению
действительности, к предсказанию развития тех или иных процессов, т.е.
обслуживает познавательную деятельность человека.

Прагматическая функция языка состоит в воздействии на поведение
людей. Если первая функция находит выражение в суждение, прагматиче­ская функция осуществляется с помощью таких языковых феноменов, как
одобрение, неодобрение, совет, рекомендация, веление, приказ и т.д. К их
числу относятся нормы права, дозволения, связывания, запреты и т.д.

Однако регулирование отношений людей может также осуществляться с помощью знаков искусственного языка, например, знаки дорожного дви­жения, среди которых есть знаки запрещающие, разрешающие, обязываю­щие (предписывающие), предупреждающие (просто информирующие).

Правовая система — это система прагматическая, преследующая практи­ческие цели воздействия на поведение людей, а потому и используются в ней языковые явления прагматического характера: норма, дозволения, обязыва-ния, запреты. Но очевидно, что в правовом регулировании используются и семантическая направленность языка (описание, фиксация и т.д.). Например, при составлении различного рода протоколов по уголовным и администра­тивным делам (описание места происшествия, фиксация показаний свидетеля и т.д.), при заключении экспертизы (описание процесса экспертизы и обосно­вание вывода экспертов) проявляется семантическая функция языка.

Можно сказать, что в процессе правового регулирования, как и в про­цессе познания, происходит «удвоение мира». Создаётся своеобразный «юридический мир» в виде идеальных объектов (нормы права, права и обя­занности, индивидуальные решения, соглашения, юридические факты как знания и т.д.), облечённых в языковых высказываниях в форму юридиче­ских документов. В этом «юридическом мире» отражается мир реальной действительности. Правовое регулирование с точки зрения теории инфор­мации есть не что иное, как движение информации. Информация - явление сложное, многогранное. В данном контексте под информацией мы понима­ем определённые сведения (знания), сообщения о чём-либо, носителем ко­торых является знаковая система (язык).

В правовом регулировании можно выделить два вида информации: описывающая (дескриптивная) и предписывающая (прескриптивная). Описывающая информация является основой для выработки, создания, инфор­мации предписывающей: нормативных актов, индивидуальных правопри­менительных решений и др.

К описывающей информации в ходе правотворчества относится ин­формация о состояния дел в той или иной сфере, подлежащей регулирова­нию, информация о состоянии соответствующего законодательства, его реализации, эффективности и т.д. При решении конкретных дел информа­ция о реальных фактах, ситуациях, нормах права которые ложатся в основу решения, и т.д.

В правовом регулировании как движение информации выделяются ге­нераторы правовой информации (субъекты, создающие информацию, зако­нодательные органы, суды и др.) и рецепторы информации (субъекты, вос­принимающие информацию). Многие субъекты выступают одновременно и как рецепторы и как генераторы информации. С одной стороны, они вос­принимают информацию (все правотворческие и правоприменительные субъекты), перерабатывают её; с другой, на основе этой переработки они выдают новую информацию (нормативные и индивидуальные решения). Таким образом, правовое регулирование, выступая как движение информа­ции (восприятие, переработка, хранение, выдача новой информации), внеш­не опосредуется языком и системой документирования.

Работа любого юриста, занимающегося правотворческой, правоприме­нительной, консультационной или иной деятельностью, - это всегда работа с информацией, с юридическими документами. Он собирает информацию, фиксирует её, хранит, перерабатывает и выдаёт новую информацию (зако­нопроект, решение по конкретному делу, договор и другие документы или информацию консультационному характеру), выступая в юридических про­цессах, в том или ином качестве оперирует различного вида информацией. Любая доказательственная деятельность в этих процессах - это также рабо­та с информацией.

Наши рекомендации