Механизм правового регулирования и его эффективность

Механизм правового регулирования — это взятые в единстве и взаимо­действии все правовые средства (элементы механизма), с помощью которых осуществляется правовое воздействие на общественные отношения.

Механизм правового регулирования (МНР) — это определенная иде­альная модель, созданная в результате упрощения, огрубления процесса регулирования, отвлечения от каких-то второстепенных, несущественных моментов. Цель этой модели — с определенной степенью наглядности пред­ставить в единстве и взаимодействии все правовые средства. Элементы (блоки) механизма правового регулирования «привязаны» к соответствую­щим стадиям (этапам) процесса регулирования. Однако по своему содержа­нию и смыслу понятие МНР шире и объемнее, чем понятие стадии правово­го регулирования. Можно выделить следующие элементы МНР:

Правотворчество. Это нормативный элемент (нормы права, норма­тивные акты), к которому еще относится все, что обслуживает нормы права:
систематизация законодательства, законодательная технику, нормативное
толкование.

Правоотношение (субъективные права и обязанности), с помощью
которого предписания норм права конкретизируются, трансформируются в
субъективные права и обязанности конкретных субъектов в конкретных
отношениях. К этому элементу примыкают юридические факты как факти­ческие основания возникновения, изменения и прекращения правоотношения. Заметим также, что правоотношения имеют два основания для возникновения и движения (изменения и прекращения): нормативное (нормы пра­ва) и фактическое (юридические факты).

Применение права. Занимает особое место в механизме правового
регулирования, потому что, с одной стороны он факультативный, т.е. не
всегда участвует в МНР, а с другой — это государственно-властное вмеша­тельство в МНР. И именно в силу этого дает ему энергию, подталкивают к
движению.

Законность — соблюдение всеми субъектами права (индивиды, орга­низации, государство) законов и подзаконных актов и как результатом действия МНР. Характеризуется с содержательной стороны наличием право­вых, справедливых, научно обоснованных законов и с формальной стороны
— их выполнением, ибо только наличия самых совершенных законов будет
недостаточно.

Правопорядок — система общественных отношений, в которых пове­дение субъектов является правомерным, как состояние урегулированности социальных связей. Характеризуется как итог законности и эффективности МПР.

Нормы права издаются постольку, поскольку возможны разные вари­анты поведения, отклонения от типичного, социально приемлемого образа поведения.

Цель правового регулирования состоит в том, чтобы поведение и дейст­вия людей совершались в соответствии с нормами права, чтобы в обществе складывались отношения, ситуации, запрограммированные в нормах права, чтобы в результате действия норм социальные процессы протекали в на­правлениях, выгодных обществу. В итоге возникали бы определенные соци­ально полезные результаты в самых различных сферах общественной жиз­ни: экономической, политической, культурной, экологической и т.п.

Эффективность правового регулирования есть достижение целей, ко­торые преследовал законодатель изданием соответствующих норм. Можно различать цели непосредственные (поведенческие) и цели опосредствован­ные. Непосредственной целью является поведение адресатов, которое соот­ветствовало бы требованиям норм права. Достижение таких результатов называется поведенческой (у некоторых авторов — юридической) эффектив­ностью. Опосредствованные же цели достигаются уже поведением, дея­тельностью, которая совершается в соответствии с нормами права. Такую эффективность можно назвать фактической. Например, если в случае по­вышения уровня дисциплины водителей или рабочих снизилось количество нарушений правил дорожного движения или технологических правил, мож­но говорить о поведенческой эффективности. Если же в результате этого снизилось количество несчастных случаев на дорогах или повысилось каче­ство продукции, можно говорить о фактической, финальной (конечной) эф­фективности действия соответствующих норм.

Цели правового регулирования могут быть ближайшими и перспек­тивными. Например, ближайшей целью законов и иных нормативных актов, связанных с приватизацией, являлся разгосударствление собственности, формирование других, негосударственных, форм собственности (частной, акционерной и т.д.). Перспективной, более отдаленной, конечной целью является создание рыночной экономики.

Лекция 6 ПРАВОТВОРЧЕСТВО

6.1 Понятие и принципы правотворчества

6.2 Формы (виды) правотворчества

6.3Понятие, признаки и виды нормативно-правовых актов

6.4Подзаконные нормативные акты

Наши рекомендации