Понятие социального регулирования

Под социальным регулированием понимается упорядочение поведения людей в различных сферах жизнедеятельности.

Такое упорядочение осуществляется с помощью норм, которые под­разделяются на технические и социальные.

Технические нормы — это правила использования технических средств и предметов природы в процессе их использования, эксплуатации. Данные нормы выступают как средства организации производственных и иных про­цессов в режиме безопасности и наибольшей эффективности. Эти нормы ре­гулируют отношения типа «человек-машина (природа)», т.е. субъект-объект.

Социальные нормы представляют собой средства организации общест­венных отношений, т.е. поведение людей в обществе. Они упорядочивают отношения типа «человек-человек», т.е. субъект-субъект.

Выявление места и роли правовых норм в системе социального норма­тивного регулирования означает соотношение правовых норм с точки рения их единства и различия, взаимодействия и противоречия. Наиболее значи­мыми среди последних является нормы морали, обычаи, корпоративные и религиозные нормы.

Нормы морали — правила поведения, сложившиеся в обществе в соот­ветствии с общепринятыми представлениями о добре и зле, справедливости и несправедливости, выполняемые в силу внутреннего убеждения.

Обычаи — это правила поведения, сложившиеся под воздействием об­стоятельств и выполняемые в силу привычки.

Корпоративные нормы - это правила поведения, установленные обще­ственными организациями для своих членов, охраняемые от нарушений уставными мерами.

Религиозные нормы - это правила поведения, сложившиеся в соответ­ствии с духовными потребностями человека, выполняемые в силу внутрен­него убеждения.

В литературе по этике мораль (нравственность) определяется как фор­ма общественного сознания, отражающая социальную действительность в виде специфических, исторически обусловленных представлений о добре и зле, которые закрепляются в сознании людей в виде принципов, норм, идеа­лов, призванных регулировать поведение людей в целях сохранения и раз­вития общества как целого.

Право и мораль — основные социальные регуляторы поведения челове­ка. Они имеют общие черты, различия и взаимодействуют друг с другом.

Общие черты:

а) принадлежат к социальным нормам и обладают общим свойством
нормативности;

б) являются основными регуляторами поведения;

в) имеют общую цель — регулирование поведения людей со стратеги­ческой задачей сохранения и развития общества как целого;

г) базируются на справедливости как на высшем нравственном принципе;

д) выступают мерой свободы индивида, определяют ее границы.
Различия:

Мораль формируется ранее права, правового сознания и государственной организации общества. Можно сказать, что мораль появляется вме­сте с обществом, а право — с государством. Хотя мораль тоже имеет свой исторический период развития и возникает из потребности согласовать интересы индивида и общества.

Нормы морали формируются как нормативное выражение сложив­шихся в данной социальной среде, обществе взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, порядочности, благородстве и дру­гих категориях этики. (Основные категории морального сознания — «добро»
и «зло», без которых невозможна любая моральная оценка.) При этом процесс формирования моральных систем идет спонтанно, в недрах общественного сознания. Процесс правообразования тоже весьма сложен, имеет глубокие социальные корни, однако право в единстве своей формы и со­держания предстает как результат официальной деятельности государства, как выражение его воли.

Право и мораль взаимодействуют. Право является формой осуществления господствую­щей морали. В то же время мораль признает противоправное поведение безнравственным. Нормы морали имеют важное значение как для право­творческой деятельности, так и для реализации права: прежде всего, для процесса применения правовых норм. Правоприменитель не сможет выне­сти справедливое решение без опоры на нравственные требования. Вместе с тем не исключены противоречия между нормами морали и права. Это свя­зано, в частности, с процессами их развития: «впереди» могут оказаться как нормы морали, так и нормы права.

Таким образом, в процессе общественного развития прослеживается тенденция гармонизации механизмов взаимодействия права и морали, свя­занная, прежде всего с характером культуры и степенью цивилизованности каждого конкретного общества.

Обычаи — это правила поведения, складывающиеся исторически, в си­лу данных фактических отношений и в результате многократного повторе­ния, вошедшие в привычку. Для них характерны следующие черты:

а) живут в общественном сознании (а именно — в общественной психо­логии);

б) с точки зрения регулятивных особенностей им в наименьшей степени присуще внешнее, то есть предписывающее регулирование; они прони­кают в сферу индивидуального сознания даже глубже, чем нормы морали;

в) складываются спонтанно, в результате многократного повторения одних и тех же актов поведения;

г) представляют собой точные модели («слепки») тех отношений и актов поведения, которые обычаи нормативно обобщают. Отсюда их конкретность, детализированность;

д) каждый обычай имеет социальное основание (причину возникнове­ния), которое в дальнейшем может быть и утрачено. Однако обычай и в этом случае может продолжать действовать в силу привычки;

е) имеют, как правило, локальную (по кругу субъектов, по местности) сферу действия;

ж) в качестве средств обеспечения выступают сила привычки и общественное мнение;

з) в масштабе общества не представляют собой целостного образова­ния системы, что обусловлено стихийностью, спонтанностью их формиро­вания, а также длительностью этих процессов.

Среди других социальных норм обычаи выделяются, прежде всего, особенностями формирования и действия. Поэтому чаще всего они высту­пают формой иных социальных норм (норм морали, политических норм, правил гигиены и др.). Могут они быть и формой юридических норм (пра­вовой обычай). Вместе с тем та или иная социальная норма, переходя в обычай, утрачивает свой собственный механизм действия, свои регулятив­ные особенности и действует, опираясь на силу привычки (например, у мо­ральной нормы в этом случае ее оценочный характер как бы отходит на второй план). Обычаи морального содержания называют еще нравами.

Разновидностью обычаев можно считать традиции, возникновению которых в большей мере присущ субъективный фактор. Общество может сознательно организовывать те или иные традиции, способствовать их ста­новлению, поэтому их возникновение не обязательно связано с длительным историческим процессом. Традиции в большей мере опираются на под­держку общественного мнения и выражают стремление людей сохранить определенные идеи, ценности, полезные формы поведения.

Обыкновения (деловые обыкновения) — обычаи, выработанные в про­цессе деятельности органов государства, в деловой (хозяйственной, ком­мерческой) деятельности и действующие в единстве с юридическими нор­мами.

К нормам обычая относят и нормы, регламентирующие обряды как достаточно сложные процедуры в бытовой, семейной, религиозной сферах. Такие обычаи называют ритуалами. Нормы обычая, регулирующие торже­ственные, официальные обряды, носят название церемониала (правила це­ремонии).

Право и обычай взаимодействуют. Правовые нормы вытесняют вред­ные, неугодные обществу обычаи (например, обычай кровной мести). По­лезные, социально необходимые обычаи могут даже наделяться правовой санкцией, и в этом случае они принимают форму правового обычая. В то же время обычаи меньше значат для правотворчества и правореализации, чем, скажем, нормы морали.

Говоря о взаимодействии права и обычая, их соотношение сводят, как правило, к трем основным вариантом:

Правовые нормы поддерживают обычаи, полезные с точки зрения
общества и государства.

Правовые нормы могут служить вытеснению вредных с точки зре­ния обычаев.

Правовые нормы безразличны к действующим обычаям. Таких
большинство и связаны они главным образом с межличностными отноше­ниями, бытовым поведением людей.

Корпоративные нормы достаточны, специфичны, они создаются в процессе организации и деятельности сообщества людей, распространяются на членов данного сообщества, закрепляются в соответствующих докумен­тах (уставе, кодексе и др.), обеспечиваются предусмотренными организаци­онными мерами.

По формальным признакам корпоративные нормы похожи на юриди­ческие, текстуально закреплены в соответствующих документах, принима­ются по определенной процедуре, систематизированы. Однако они не обла­дают общеобязательностью права, не обеспечены государственным прину­ждением.

Корпоративные нормы имеют иную природу, нежели права. Предметом их регулирования являются отношения, не урегулированные юридически в силу невозможности или нецелесообразности. Они относятся к структурным единицам общества и отражают их специфику, т.е. это групповые нормы внутриорганизационного характера. По своей сути корпоративные нормы — это не продукт правотворчества самих сообществ, а лишь форма и способ использования и реализации конституционных прав граждан на объединение, причем создание и деятельность их, включая нормотворчество, должны осуществляться на основе и в рамках закона, в соответствии с всеобщими требо­ваниями права и правовой формы общественных отношений.

Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) похожи на нормы права тем, что:

а) закрепляются в письменных нормативных актах-документах (уста­вах, положениях и др. актах);

б) внутрисистемные

в) имеют четко выраженный предоставительно-обязьтающий характер;

г) требуют внешнего контроля за реализацией и поддаются такому
контролю;

д) обладают фиксированным набором средств обеспечения реализации своих норм.

Правовые нормы создают базу для организации и деятельности обще­ственных организаций (объединений).

Религиозные нормы. Отличительная особенность религии состоит в ве­ре в бога как сверхъестественное существо. Эта особенность религии как формы общественного сознания определяет специфику религиозных норм и их своеобразие в качестве социального регулятора.

На основе религиозных представлений складываются религиозные нормы как одна из разновидностей социальных норм. Религия и религиоз­ные нормы возникают позднее первичных мононорм, но быстро проникают во все регулятивные механизмы первобытного общества. В рамках моно­норм были тесно переплетены моральные, религиозные, мифологические представления и правила, содержание которых определялось сложными условиями выживания человека того времени. В период распада первобыт­нообщинного строя происходит дифференциация (разделение) мононорм на религию, право, мораль.

Рассмотренные социальные нормы, а также право представляют собой те основные формы и средства, с помощью которых осуществляется регу­ляция поведения и общественных отношений людей. Они в концентриро­ванном виде выражают объективную потребность любого общества в упо­рядочении действий и взаимоотношений его членов, в подчинении их пове­дения социально необходимом ситуациям. Тем самым социальные нормы выступают в качестве мощного фактора сознательного и целенаправленного воздействия социальной общности на образ, способ и формы жизнедеятель­ности людей.

Наши рекомендации