Государство и политическая система общества

Политическая система общества — это система взаимосвязанных и взаи­модействующих объединений (организаций) людей, базирующихся на разно­образных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или бо­рющихся за ее осуществление в рамках права через государство. Понятие «политическая система» показывает, как регулируются политические процес­сы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности. Компонентами политической системы являются:

а) совокупность политических объединений (государство, политиче­ские партии, общественно-политические организации движения,
группы давления, т.е. субъекты политической системы);

б) политические отношения, складывающиеся между структурными
элементами системы;

в) политические нормы и традиции, регулирующие политическую
жизнь страны;

г) политическое сознание, отражающее идеологические и психологические характеристики системы;

д) политическая деятельность, охватывающая действия конкретных
людей как представителей или членов политических объединений.

С позиций генетического подхода важное критериальное значение имеет объективная обусловленность политических явлений экономически­ми и социальными факторами.

Критерий экономической детерминации политики проявляется прежде всего в отношениях собственности и производства и, напротив, обратное влияние политики на экономику наиболее возможно в отношениях распре­деления и управления.

Критерий социальной обусловленности политических явлений свиде­тельствует о том, что они являются, результатом и средством общественного развития. Любое политическое явление неотделимо от людей.

Институциональный подход позволяет обозначить устойчивые и реаль­ные во времени и пространстве характеристики политических явлений. Суть этого подхода отражает организационный критерий, призванный показать, что отдельные индивиды сами по себе не могут выступать в виде элементов политической системы.

Системный подход к изучению политических явлений дает возможность представить их в виде целостной системы, способной оказывать влияние на ее структурные элементы и взаимодействовать вовне — с обществом, иными по­литическими системами, с окружающим миром. Системный критерий позво­ляет выделить такие качества политической системы и ее составляющих, как иерархическая структура, однородность элементов, институциональная со­вместимость, наличие разнообразных связей, обусловленность элементов в целом, автономия их поведения. Главным критерием, характеризующим динамику и статику самой системы, является ее целостность, так как развитие системы есть процесс достижения целостности.

Субстанциональный (сущностный) подход помогает выявить первоос­нову всего политического, то, на чем базируется все политические явления (идеи, нормы, отношения, процессы, институты). Сущностный критерий (политическая власть) является сквозным для политической системы на всех этапах ее существования независимо от экономических, географиче­ских, религиозных, национальных и иных факторов.

Политическую власть можно охарактеризовать как систему волевых отношений классового, расслоенного общества, которые обусловлены инте­ресами социальных слоев и классов, выраженными в деятельности полити­ческих организации. Она имеет несколько уровней функционирования и реализации.

Во-первых, это институциональный уровень, это власть конкретных политических объединений (политических партий, общественно-политических организаций и движений). Она реализуется через их органи­зационные руководящие структуры. Данный уровень политической власти является наиболее зримым и реальным.

Во-вторых, можно обозначить коалиционный уровень власти, отражаю­щий совокупность властных устремлений, или нескольких социально одно­родных политических организаций, или блока политических организаций, или блока партий и объединений, отражающих интересы различных социальных, общностей. В подобном случае власть реализуется через временные или по­стоянные органы типа круглых столов, советов парламентских фракций.

В-третьих, общеполитический уровень власти. Здесь концентрируется результаты политического консенсуса, достигнутого на выходе соперниче­ства и сотрудничества различных политических сил. Если такие результаты получают отражение в нормативно-правовых актах, то политическая власть совпадает с государственной властью и осуществляется государством. В иных случаях она реализуется через политические органы, как правило, разновременного характера (конференции национального согласия, народ­ные, отечественные фронты и т.п.).

В историческом пла­не государство можно считать первой политической организацией. У раз­ных народов государства возникали по-разному на различных стадиях раз­вития, различные исторические промежутки времени.

1.Государство выступает, прежде всего, в качестве альтернативы бес­
плодной борьбе между различными социальными группами, слоями, клас­сами с их противоречивыми интересами.

2. Оно предотвратило самоуничтожение человеческого общества, на
самой, ранней стадии нашей цивилизации и предотвращает это сегодня. В
этом смысле оно обусловило возникновение политической системы обще­ства в современном ее понимании.

3.Государство можно рассматривать как организационную форму, как
союз людей, объединившихся для совместного проживания. Исторические,
идеологические, социально-экономические связи индивидов с государством
получают концентрированное выражение в политико-правовой категории
гражданства.

4. В ряду факторов, обусловивших появление государства, важное ме­сто занимает социально-классовое расслоение общества. Отсюда следует,
что государство выступает политической организацией экономически господствующего класса.

5. Государство стало первым результатом политической деятельности людей, каким-либо образом организованных и представляющих интересы определенных социальных групп и слоев. Это обусловило его претензии на всеобщность охвата политических явлений, а признаки территориальности и публичной власти сделали реальным значение государства как формы политического общежития различных социальных и национальных образований, а также выражающих их интересы различного рода организаций и партий. Государственность — форма бытия классового общества.

6. Государство — важнейший интегрирующий фактор, связывающий в единое целое политическую систему и гражданское общество. В силу сво­его социального происхождения государство берет на себя заботу об общих делах.

Для политической системы общества важное консолидирующее значение имеет суверенный характер государственной власти. Только государство имеет право выступать внутри и вне страны от имени народа и общества. Вхождение политической системы конкретного общества в мировое политическое сообще­ство во многом зависит от реализации суверенных качеств государства.

7. Политическая система в силу подвижности экономических, социально-классовых отношений, изменчивости идеологической и психологической суб­станции находится в постоянном движении. Только законная государственная власть может обеспечить относительно безболезненный и бескровный переход к новому состоянию общества.

Любая политическая деятельность, в конечном счете, так или иначе, свя­зана с государственной властью. Самое существенное в государстве — не возможность объединения людей, не территория, а обладание властью. Поэтому чрезвычайно важным для всего общества является создание четкого бесперебойно работающего правового механизма образования и осуществления государственной власти.

Лекция 2 ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

2.1 Понятие и признаки правового государства

2.2 Теория разделения властей

Наши рекомендации