Согласно ч. 2 ст. 63 К РФ не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения.

Положение о порядке предоставления в РФ политического убежища, утвержденное Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746, предусматривает правило предоставления политического убежища лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, и нормам международного права

v Выданное лицо не может быть привлечено к ответственности за преступление, не указанное в запросе о выдаче (правило специализации).

v Запрет на выдачу граждан Российской Федерации.

А) выдача может быть осуществлена только в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства

Б) Правило о невыдаче граждан распространяется на лиц, имеющих двойное гражданство (бипатридов).

В) Спорным является вопрос по поводу выдачи лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории России.

1 точка зрения - распространяется национальный режим. Такой вывод подтверждается сопоставительным анализом ч. 1 ст. 13 УК РФ с ч. 1 ст. 12 УК РФ, в котором правовой статус лиц без гражданства, постоянно проживающих в России, приравнен к статусу граждан Российской Федерации»

2 точка зрения – Не обязательно, так как «Государство вправе гарантировать своим гражданам более высокий уровень правовой защиты, чем апатридам.»

Есть и иные ограничение на выдачу лиц:

v Согласно ст. 11 Европейской конвенции о выдаче, если в законе запрашивающей страны за данное преступление предусмотрена СК, а в запрашиваемой – нет, выдача невозможна.

В связи с подписанием РФ Протокола № 6 об отмене смертной казни в мирное время к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, представляется, что выдача лиц, в случае, когда им в запрашивающем государстве угрожает смертная казнь, противоречит международно-правовым обязательства РФ и, следовательно, невозможна при непредставлении таким государством гарантий неприменения смертной казни

v В соответствии с оговоркой, сделанной Россией к Европейской Конвенции о выдаче, РФ оставляет за собой право не выдавать лиц, выдача которых может нанести ущерб ее суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам.

Отказ в выдаче лица не означает его безнаказанности за совершенные им преступления. Такое лицо при наличии оснований подлежит УО в соответствии с положениями ст. 11 и 12 УК РФ (накажи или выдай).

Коллизия запросов о выдаче

Выдача преступника может быть запрошена не одним, а двумя или более государствами за одно и то же преступление либо за различные преступления. Решение выдает запрашиваемая сторона.

4. Толкование УЗ(вопрос 26)

Толкование необходимо для:

· понимания ряда терминов Общей и Особенной частей УК,

· бланкетных диспозиций,

· оценочных признаков составов преступлений и др.

Толкование способствует единообразному применению уголовно-правовых норм.

Виды толкования закона

1) по субъекту толкования:

· Легальное / официальное / судебное / неофициальное (профессиональное, доктринальное, обыденное).

2) по приемам (способам):

· Грамматическое / систематическое / историческое / логическое толкование

3) по объему:

· Буквальное / ограничительное / распространительное (расширительное)

Ограничительное и распространительное толкование не изменяет объема содержания закона, а лишь раскрывает его действительный смысл, который может быть более узким или более широким по сравнению с текстом закона, его словесным воплощением.

Как правило, толкование закона проводится с применением и сочетанием различных способов и видов его осуществления:легальное толкование может сочетаться с логическим, грамматическим, систематическим и распространительным видами.

Виды толкования по субъектам, которое подразделяется прежде всего на официальное и неофициальное.

Официальное толкование а) дается уполномоченными на то субъектами – государственными органами, должностными лицами, общественными организациями, б) оно закрепляется в специальном акте и имеет обязательное значение для других субъектов. В) Такое толкование является юридически значимым, вызывает правовые последствия. Оно ориентирует правоприменителей на однозначное понимание правовых норм и их единообразное применение.

Официальное трактование подразделяется на нормативное и казуальное

Нормативноетолкование — это разъяснение общего характера, имеющее силу для всех возможных в будущем случаев применения нормы права.

Казуальное дается компетентным органом по конкретному случаю, по поводу конкретного дела и обязательно лишь для него ( в случае неправильного применения законодательства по делу, также служит образцом для других органов, рассматривающих такие дела или применяющих такую норму)

Нормативное толкование делится на аутеничное (авторское) и легальное(разрешенное, делегированное). Аутентичное (авторское) толкование - это толкование, исходящее от органа или должностного лица, издавших толкуемый нормативный правовой акт, т.е. это толкование органами государства своих собственных актов. Легальным называется такое толкование, которое официально разрешено, делегировано какому-либо органу со стороны законодателя, вышестоящей инстанции. Чаще всего это ведомственное толкование, а также разъяснения Верховного Суда, постановления Конституционного суда)

Неофициальное толкование исходит от субъектов, деятельность которых не является официальной, государственной, а стало быть, оно не имеет юридической силы и никаких правовых последствий не влечет. Такое толкование может быть как устным, так и письменным. Важной его особенностью является то, что оно не связано с властью, принуждением, наказанием. Какие-либо санкции здесь исключены.

Неофициальное толкование делится на доктринальное (научное), профессиональное и обыденное.

Доктринальное толкование дается учеными, представителями науки. Ценность его - в аргументированности, доказательности, обоснованности. Например, научные комментарии к действующим российским Кодексам - уголовному, гражданскому, трудовому и др. различные статьях, доклады, монографии. Хотя мнения ученых не обязательны для официальных лиц и органов (судей, прокуроров, следователей, адвокатов), тем не менее их взгляды и рекомендации могут оказать и действительно оказывают существенную помощь правоприменительной практике, влияют на нее. Чем выше авторитет ученого, тем весомее его мнение.

ПОНЯТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Понятие преступления

Материальное и формальное определения преступления

Преступление рассматривается с 3 подходов:

Формальный подход

· Преступление запрещено законом

"Преступление должно быть указано в законе" - Монтескье

Формальное понятие: Преступление - это деяние, предусмотренное уголовным законом.

Недостатки формального подхода:

- не раскрывает социальной сущности преступного деяния, т.е. не показывает, почему законодатель закрепил это деяние в УЗ;

- в равной степени могут оказаться убийство и непристойная ругань.

В Уголовном Уложении 1903 г. использовался формальный подход к понятию "преступление".

Материальный подход

· Преступление причиняет вред, т.е. опасно для личности, общества и государства

Наши рекомендации