Понятие и предмет природоресурсного права

Нормы МП как источники природоресурсного права

Международно-правовое регулирование осуществляется посредством ратификации РБ правовых актов, имеющих международный характер. К основополагающим м/н актам в сфере природопользования относятся:

- Декларация Рио-де-Жанейро «По окружающей среде» 1992 года, в которой разработаны 27 принципов устойчивого развития государств

- Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием 1994 года (РБ – 2001 год)

- Конвенция Об охране всемирного, культурного и природного наследия 1987 года (БССР - 1987)

- Конвенция О международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 года (Беларусь – 1973 год)

- Конвенция О доступе к информации, участии общественности в процессе, касающегося охраны окружающей среды 1998 года (РБ - 1999)

- Конвенция О трансграничном воздействии промышленных аварий 1992 года (РБ – 2003 год).

Международно-правовое сотрудничество в вопросах природопользования, как правило, строится на заключении двусторонних и многосторонних договоров со странами ближнего и дальнего зарубежья, по которым определяются права и обязанности сопредельных государств в области использования природных ресурсов.

Субъекты природоресурсных правоотношений

Субъект природоресурсного права представляет собой лицо, наделенное специальной правосубъектностью, которая позволяет ему в дальнейшем вступать в природоресурсные отношения, тем самым приобретая определенные права и обязанности, установленные законодательством. В зависимости от вида природопользования определяют общую и специальную правосубъектность. Общая правосубъектность – это способность лица иметь права и осуществлять их, а также нести обязанности по использованию природных ресурсов без специального разрешения. Общей природоресурсной правосубъектностью наделяются все ФЛ. Специальная природоресурсная правосубъектность – способность нести права и обязанности, которые возникают у гражданина с момента возникн дееспособности. Данная способность направлена на добычу природных ресурсов, которая предоставляется при условии заключения договора на использование ресурса.

Природоресурсная правосубъектность может быть активной (данной правосубъектностью обладают госорганы). Пассивной правосубъектностью наделяются природопользователи, которые находятся в определенном административном подчинении у государства в процессе использования природных ресурсов. Субъекты природоресурсного права разделяются по их отношению к природным ресурсам (их правовому статусу): ресурсодержатели (собственники природного ресурса), ресурсопользователи (лица, которым предоставлено право пользования природными ресурсами). Основания предоставления: в силу закона, на основании административного акта, заключенный договор (аренды, концессионный). В природоресурсных отношениях помимо собственников и пользователей природных ресурсов могут выступать иные лица, не являющиеся природопользователями, но права и интересы которых могут быть затронуты природопользованием.

Правовые формы использования природных ресурсов.

Закон РБ «Об ООС»: осуществление спец природопользования разрешается юр и физ лицам, в том числе ИП на основании решений гос органов, договора аренды, концессионного договора и на иных основаниях, предусм законодательством РБ. Выделяют след правовые формы использования природных ресурсов:

-возникающие на основании административного акта: право постоянного или временного природопользования, право пожизненного наследуемого землевладения;

-возникающие на основании договора: право частной собственности на землю, право пожизненного наследуемого землевладения, аренда природных ресурсов, концессия природных ресурсов, сервитут.

ДОПОЛНИТЬ!!!!

Право собственности на воды

Все воды (водные объекты), находящиеся на территории РБ, составляют исключительную собственность Республики Беларусь.Содержание данного права составляют правомочия Республики Беларусь по владению, пользованию, распоряжению водами на территории республики в интересах белорусского народа. Это означает, что воды предоставляются только в пользование, а распоряжение ими на территории республики принадлежит только гос-ву в лице соотв органов. Субъектом п/с на воды является Республики Беларусь. Право коммунальной собственности на воды не предусмотрено.Право собственности на добытую (изъятую) воду принадлежит водопользователю, осуществившему ее добычу (изъятие) на законном основании, если иное не устан законодательными актами.

В частной собственности могут находиться земельные участки и водоемы, расположенные на таких земельных участках.

Правовая охрана вод

Правовая охрана вод представляет собой систему мер, направленных на предотвращение или ликвидацию их загрязнения, засорения, истощения, сохранение и восстановление водных объектов. Под загрязнением вод понимается поступление в водный объект загрязняющих веществ, нарушающих состав и свойства воды (сбросы сточных вод, отходы производства, отходы животноводческих комплексов). Засорением вод считается накопление в водных объектах посторонних предметов (сброс строительного мусора, бытовых отходов). Истощение вод -устойчивое уменьшение минимально допустимого стока поверхностных вод или сокращение запасов подземных вод.

Юридические и физические лица, деятельность которых влияет на состояние вод, обязаны проводить согласование с органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, органами государственного санитарного надзора и иными заинтересованными органами государственного управления мероприятия, обеспечивающие охрану вод.

Охрана вод обеспечивается путем: нормирования в области охраны и использования вод; установления водоохранных зон и прибрежных полос и режима осуществления в них хозяйственной и иной деятельности; создания и функционирования системы мониторинга; соблюдения требований к сбросу сточных вод, реализации гос, отраслевых и регион программ, рег мероприятий в области охраны и использования вод, недопущения загрязнения, засорения вод, поверхности ледяного покрова поверхностных водных объектов; установления ответственности за нарушение законодательства об охране и использовании вод.

Система земельного права

Система земельного права – совокупность земельно-правовых институтов, связанных между собой и расположенных в соответствии с их ролью в регулировании земельных отношений.

До принятия в 2008 году КоЗ предыдущие редакции содержали как Общую, так и Особенную части.

Общая часть земельного права объединяет правовые институты, содержащие общие положения земельно-правового регулирования, действие которых распространяется на все регулируемые отношения. Институты общей части по предмету правового регулирования можно разделить на следующие:

· институт, регулирующий право собственности на землю;

· институт, регулирующий отношения землевладения и землепользования;

· институт государственного управления землями;

· институт ответственности за нарушение земельного законодательства;

· институт, направленный на правовое обеспечение рационального использования и охраны земель.

Особенная часть земельного права объединяет институты, которые различаются по объекту правового регулирования и устанавливают правовой режим отдельных категорий земель.

В существующем виде система земельного права как отрасли в целом соответствует системе земельного законодательства.

В качестве составной части нац правовой системы ЗП находится во взаимосвязи и взаимодействии с другими отраслями права.

Настоящий кодекс имеет только Общую часть (институт права собственности, иных видов прав на землю, земельно-правовых сделок, ответственности, разрешения земельных споров, государственного регулирования землями).

ЗП рассматривается как наука, которая определяет коллизии в земельном праве с целью последующей выработки механизма по их устранению; исследование практики применения норм земельного права с целью выработки рекомендаций по их совершенствованию.

ЗП как учебная дисц - часть науки, систематизир для использования в уч процессе и формирования практ навыков у студентов

Понятие и предмет природоресурсного права

ПРП – уч дисц, изуч подотрасли ЭП, регулир общ отн по исп и охране отд компонентов прир среды (зем, горные, водные, отношения по исп и охране раст, жив мира и атмосф воздуха), которые выделяются в самост раздел ЭП.

Предмет прав регулирования - то, по поводу чего возникают отношения, и то, на что направлено правовое регул.

Предмет природопользования имеет свою специфику:

1) Данные отн, связанные с исп прир ресурсов, многочисленны и разнообразны. В соотв со ст. 1 Закона Об ООС, прир ресурсы - компоненты прир среды, прир и природно-антропог объекты, которые могут быть исп или исп в хоз и иной деят-ти в разл целях. 2) Использование прир объектов предполагает возм-ть участия человека и его правовое вмеш-во в прир среду. 3) Отношения природопользования могут сопровождаться изъятием прир ресурсов из окр среды либо не сопровождаться таким изъятием.

4) Природопользование можно классиф по следующим критериям:

а) природопольз рассм в качестве ресурсного отношения, по которому происходит рац и безопасное исп природных ресурсов;

б) природопольз может рассм как эксплуатация прир ресурсов в качестве трансп коммуник и мест прокладки технолог коммуник;

в) природопользование рассм как эксплуатация прир ресурса в качестве мест захоронения отходов с послед особым режимом исп;

г) природопольз предполагает исп прир ресурсов для рекреац целей;

д) использ прир объектов для осущ изыскат работ, для осущ мониторинга и для ведения учета прир объектов;

е) природопользование может рассматриваться как использование природных ресурсов, не связанное с их изъятием в научно-исследовательской и культурно-просветительской работе.

5) Природные ресурсы могут восстанавливаться как при содействии человека, так и в ходе естественных процессов.

6) В предмет ПРП включаются отношения, которые предполагают установление форм собственности на прир ресурсы; отношения по государственному управлению природопользования; отношения по обеспечению безопасного и рационального природопользования; отношения по привлечению к юридической ответственности, регламентированной нормами УП, ГП, АП, ЗП и ТП.

2 Система природоресурсного права

В юр науке важнейшим системообраз признаком отрасли права являются соотв отношения. Система отрасли права – сов-ть упорядоч в своей послед-ти правовых элементов (институтов, ресурсов), каждый из которых имеет свое опред юр значение и содержание и которое находится в опред взаимосвязи между собой.

Система отрасли права, в том числе ПРП, рассм как система юр норм, которые определяют порядок взаимодействия между гос-вом и субъектами природопольз, порядок исп природных ресурсов, порядок осуществления контроля за использованием природных ресурсов и т.д. Система ПРП может рассм в своей структуре как система отрасли права, которая указывает на самост или комплексный характер прав регулир, на наличие спец норм прав регул, наличие определ субъектов, наделенных опред правами и обяз-тями в зав-ти от вида природопольз и наличие определ объектов прав регул в отношении каждого из которых установлен свой спец правовой режим.

Общепринятым считается две составляющих части деления отрасли права на Общую часть и Особенную. Независимо от того, что в ПРП отсутствует ПРК, общепринятым считается включение в Общую часть ПРП, содержащего прав институты общего действия такие как: общие положения ПРП; п/с на прир ресурсы; объекты и субъекты ПРО; гос управление в области природопольз; институт ответственности в области природопользования. В Особенную часть включаются специальные правовые институты и отношения, связанные с порядком использования отдельных природных ресурсов: правовое регулирование недропользования, водопользования, лесопользования, землепользования.

Система природоресурсного права рассматривается также как учебная дисциплина. Предполагает наличие обоснованных с научной точки зрения выводов и предложений, связанных с совершенствованием правового регулирования природопользования с целью устранения коллизий и пробелов.

3 Система природоресурсного законодательства

Конституция определяет основополаг принципы в экологической сфере.

Система законодательства. Первый уровень источников, регулирующих отношения в области окружающей среды, составляют нормативные правовые акты собственно экологического содержания. Туда входят самостоятельные по сути подотрасли права. Каждую из подотраслей экологического законодательства возглавляет соответствующий законодательный акт: -Кодекс РБ о земле, - Кодекс РБ о недрах, - Водный кодекс РБ - Лесной кодекс РБ, Законы РБ: «О растительном мире»; «О животном мире»; «Об охране атмосферного воздуха»; «Об охране озонового слоя». Следует отметить, что правовое регулир раст мира обособилось от правового режима лесов в связи с принятием в 2003 ᴦ. соотв закона.

Право на участие общественности в принятии экологически значимых решений и формы такого общественного участия закреплены:

- Кодексе Республики Беларусь о земле - Лесном кодексе Республики Беларусь -Законе Республики Беларусь «О растительном мире»

В этой группе представлены следующие Законы РБ:

- Об особо охраняемых природных территориях;- О государственной экологической экспертизе; - Об обращении с отходами;- О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС; - О радиационной безопасности населения; - О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Второй уровень. Закон «Об охране окружающей среды», и др., а меры ответственности – в адм, уголовном, гражданском зак-ве.

Закон РБ «О магистр трубопров транспорте» уст меры обеспечения экологической безопасности при создании магистр трубопроводов, при их эксплуат и выводе из эксплуатации, консервации и ликвидации.

Правовую основу градостроительной деятельности составляет Закон РБ «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РБ»

Третий уровень системы источников экологического права составляют нормы международного права, регулирующие отношения по охране окружающей среды.

Процедуры признания норм международного права закреплены в Законе «О международных договорах Республики Беларусь». Закон «О техническом нормировании и стандартизации» и Закон «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации». Требования в области охраны окружающей среды к товарам (работам, услугам), технологическим процессам могут также содержаться и в технических НПА, в соотв с Законом «О санитарно эпидемическом благополучии населения».

Наши рекомендации