Право хозяйственного ведения

Данное вещное право, как и право собственности, включает в себя триаду собственнических правомочий - права владения, пользования, распоряжения, но и в ГК РФ, и в ином законодательстве это вещное право сформулировано так, что указанные правомочия существуют "в строгих, разрешительных пределах", определяемых и в нормативном порядке, и собственником. В качестве же собственника выступают соответствующие органы государственной и муниципальной власти. Правом хозяйственного ведения наделяются унитарные предприятия: федеральные, государственные (субъектов федерации) и муниципальные. В соответствии со ст. 295 ГК РФ унитарное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, последнее распоряжается самостоятельно за исключением случаев, установленных законом или иным правовым актом.

ГК РФ установил для организаций, действующих на основе права хозяйственного ведения и права оперативного управления, единые нормы о приобретении прав (передача собственником имущества) и их прекращения (по решению собственника и правилам прекращения собственности), а также о том, что приобретенное этими организациями имущество поступает им в порядке, установленном для приобретения права собственности. Для них же предусмотрено своеобразное право следования: при переходе права собственности на предприятие как имущественный комплекс и на учреждение сохраняется право хозяйственного ведения или соответственно - оперативного управления, что оттеняет вещный характер указанных прав.

Право оперативного управления

Это право имеет еще более узкие по сравнению с правом хозяйственного ведения пределы имущественной самостоятельности субъектов - оно носит строго разрешительный характер и в целом строится по модели административных правоотношений.

При этом необходимо различать:

- право оперативного управления, установленное для деятельности казенных предприятий (их деятельность на основе ГК РФ урегулирована Законом об унитарных предприятиях от 14 ноября 2002 г.);

- право оперативного управления, на основе которого осуществляется имущественная деятельность учреждений, в том числе организаций, выполняющих функции государственного или муниципального управления.

Право оперативного управления, так же как и право хозяйственного ведения, включает правомочия владения, пользования, распоряжения. Но они поставлены здесь в строгие рамки отношений разрешительного порядка (кроме самостоятельной реализации продукции казенными предприятиями), определяемого актами собственника и финансовыми документами (сметой). В то же время в ГК РФ установлено правило, в какой-то мере выходящее за пределы права оперативного управления, о том, что "если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе" (п. 2 ст. 298 ГК РФ).

Сервитут

Сервитут - это правовая конструкция, достаточно основательно отработанная еще в ранние периоды развития права, прежде всего - древнеримскими юристами, которые видели в сервитутах явления в основном вещно-правового порядка. В последующем сервитуты, хотя и получили своеобразное выражение в некоторых странах (например, скандинавских, где они подчас имели характер "пользований"), ограничивались в основном бытовыми отношениями и зачастую в тех или иных национальных правовых системах все более связывались с обязательственными отношениями и разрешительными порядками.

В настоящее время, по ГК РФ, сервитуты - это ограниченные права лица в отношении не принадлежащих ему земельного участка, а также зданий и сооружений. В том числе:

- право прохода;

- право проезда;

- право прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации и т.д.;

- право доступа к водоисточнику и др.

Установление сервитута, по ГК РФ, происходит путем заключения договора с возможностью установления платы за пользование земельным участком. Сервитут подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимость. Спорные вопросы решаются судом. Сервитут не имеет самостоятельного правового значения - он не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и т.д.

Здесь действует право следования: сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу.

Сервитут может быть прекращен по требованию собственника в следующих случаях:

а) отпадение основания, по которому он был установлен;

б) если земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, не может быть использован из-за сервитута по его назначению (решается судом).

Защита права собственности

Гражданское право призвано твердо, последовательно и неукоснительно обеспечивать защиту права собственности. Именно такая защита является обязательным условием реализации в общественной жизни принципов и идеалов гражданского общества.

Защита права собственности представляет собой первостепенную задачу гражданского права в целом. По сути дела все подразделения и все институты гражданского права так или иначе в конечном итоге нацелены на обеспечение неприкосновенности собственности, а при ее нарушении - на полное восстановление нарушенных прав. Это относится, в том числе, к таким институтам, как:

- возмещение убытков - прямого ущерба и упущенной выгоды;

- возмещение имущественного вреда;

- возврат неосновательного обогащения;

- "вещные" способы защиты права собственности.

Весьма характерно, что защита права собственности, по ГК РФ, как ничто иное ярко и последовательно раскрывает и реализует основные начала гражданского права - неприкосновенность собственности, восстановление нарушенных прав, судебную защиту права. При этом весьма важно особо выделить формулу, которая не зафиксирована ни в одном другом законе, ином политическом документе: неприкосновенность собственности.

Реализация указанной формулы - как это характерно для современных экономически и социально высокоразвитых стран - призвана в немалой мере определять общегосударственную политику страны и является важнейшим условием ее успешного развития, всесторонней модернизации. Именно это ("неприкосновенность собственности") должно стать само собой разумеющимся важнейшим элементом государственной и общественной жизни, войти "в кровь и плоть" всех людей, каждого человека - элементом, без которого становление и развитие гражданского общества и высокоэффективной экономики невозможно в принципе.

Большинство правовых средств "вещной" защиты собственности (ее охраны в "натуре", в вещной плоти) получило с давних времен, со времен римского частного права, и утвердилось в течение веков под названием исков.

Это связано не только с правовой традицией, с особенностями выработки основных правозащитных конструкций в римском частном праве (когда выработанная должностным лицом формула позволяла непосредственно обратиться в суд), но и с тем, что в современных условиях требование собственника в таких случаях должно восприниматься судом в его вещном значении - защите объекта права собственности. Так что термин "иск" в области вещного права имеет не только процессуальное, но, прежде всего, материальное значение - требование собственника, которое сразу же имеет перспективу его рассмотрения в суде в том качестве, в котором заявлено.

К числу таких вещных исков относятся виндикационный, негаторный и владельческий иски. К ним примыкают и иные формы "вещной" защиты.

Наши рекомендации