Вопрос 20. Международные и российские стандарты.
МАП - Международная ассоциация прокуроров. В 1999 г приняты международные стандарты. Включает следующие разделы:
1. Профессиональное поведение(честь и достоинство; служат интересам общества).
2. Независимость (независимо от политического влияния).
3. Беспристрастность (действовать не под влиянием кого-то, действовать объективно).
4. Роль в уголовном процессе (обязанности исполнять честно, разумное сроки, т е быстро).
5. Сотрудничество (осуществлять с правоохранительными органами и др органами + международное сотрудничество). 6. Полномочия (гарантируется охрана, безопасность; обеспечены условиями жизни; не исполнять незаконный приказ).
Кодекс этики.
Приказ Генпрокуратуры РФ от 17.03.2010 N 114 (ред. от 22.04.2011)
"Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации"
Структура:
1. Общие положения (неукоснительно соблюдать законы; личное достоинство сохранять; избегать личные и финансовые связи; не допускать конфликтные ситуации; не допускать незаконное вмешательство в деятельность иных органов; постоянно повышать профессиональную квалификацию).
2. Правила поведения при осуществлении служебной деятельности (защита прав и свобод личности; соблюдение правил и запретов, связанных с государственной службой; деловой и конструктивный стиль общения; соответствующая форма одежды, внешний вид).
3. Взаимность прокурорских работников (взаимоуважение; взаимопомощь; товарищество; объективная критика; оказание воздействия на своих коллег не допустимо).
4. Поведение во внеслужебной деятельности (выдержанность; эмоциональная устойчивость; уважительно относится к нациям, расам и т.д.).
5. Ответственность за нарушение требований Кодекса этики (устное замечание, предупреждение о недопустимости не этичного поведения; требование о публичном извинении; дисциплинарная ответственность, вплоть до увольнения).
6. Заключительные положения (Соблюдение прокурорским работником норм настоящего Кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий).
Содержание прохождения службы и кадрового обеспечения в органах и организациях прокуратуры включает в себя в обязательном порядке соблюдение работниками прокуратуры этических норм, проведение с ними воспитательной работы, а также профилактику коррупционных правонарушений. При этом все эти вопросы тесно взаимосвязаны между собой и получают в последнее время развитие посредством укрепления их правовой основы. Об этом свидетельствует принятие Кодекса этики прокурорского работы и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры, утв. приказом Генпрокурора РФ от 17.03.2010 № 114, ряда иных организационно-распорядительных документов Генпрокурора РФ о создании комиссий органов и организаций прокуратуры по соблюдению требований и урегулированию конфликта интересов, совершенствовании взаимодействия с общественными организациями ветеранов и пенсионеров прокуратуры, о воспитании высоких моральных качеств у прокурорских работников в качестве квалификационных требований к прокурорским должностям и др.
Нормы, направленные на необходимость соблюдения этических правил поведения работниками прокуратуры, профилактику коррупционных проявлений, формирование надлежащих морально-нравственных качеств у прокурорских работников, закреплены в Законе о прокуратуре, в антикоррупционных законах, указах Президента РФ и иных нормативных правовых актах.
В соответствии со ст. 40.1 Закона о прокуратуре прокурорами могут быть лица, которые, наряду с другими условиями, должны обладать необходимыми профессиональными и моральными качествами. В ст. 40.4 этого Закона указано, что лицо, впервые назначаемое на должность прокурора, принимает Присягу прокурора, в соответствии с которой обязуется, в частности, непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их не совершил, чутко и внимательно относиться к предложениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры. Нарушение этих требований, как определено в тексте Присяги, несовместимо с дальнейшим пребыванием в органах прокуратуры.
В этих нормах, а также в Кодексе этики прокурорского работника в полной мере учтены положения международных стандартов профессионального поведения прокуроров. К ним, в частности, относятся Стандарты профессионального поведения и ответственности прокуроров (утверждены 23 апреля 1999 г. Международной ассоциацией прокуроров (МАП)), Руководящие принципы в сфере этики и Кодекс поведения работников прокуратуры (приняты в Будапеште 31 мая 2005 г. на шестой конференции Генеральных прокуроров стран – членов Совета Европы) и другие документы, касающиеся поведения государственных должностных лиц.
В соответствии со Стандартами профессионального поведения и ответственности прокуроров, прокуроры, в частности, всегда поддерживают честь и достоинство своей профессии, ведут себя профессионально, в соответствии с законом, правилами и этикой своей профессии, применяют высочайшие стандарты честности и внимательного отношения, стремятся быть стойкими, независимыми, беспристрастными, служат интересам общества и защищают их, уважают, защищают и поддерживают универсальную концепцию о достоинстве и правах человека. Прокуроры должны исполнять свои обязанности беспристрастно, не поддаваться влиянию интересов индивидуальных лиц или групп, давлению общества или прессы и должны уважать интересы общества, объективно подходить к обстоятельствам независимо от того, улучшают или ухудшают они положение подозреваемого, в соответствии с местным законом или требованиями справедливого суда стремиться обеспечить соблюдение необходимого и полного расследования в целях доказательства виновности или невиновности подозреваемого, всегда стремиться к установлению истины, содействовать в этом суду и обеспечить законное и справедливое решение для пострадавшего, обвиняемого и всего общества в соответствии с законом и велением справедливости.
Следует отметить, что положения международных стандартов профессионального поведения прокуроров в отличие от требований по соблюдению российскими прокурорскими работниками норм этики носят более общий характер и фактически в полном объеме восприняты действующими отечественными этическими правилами поведения прокурорских работников. Как в Законе о прокуратуре, так и в Кодексе этики прокурорского работника детализированы положения о том, что требования этического и морально-нравственного характера распространяются как на служебную деятельность этих лиц, так и на их действия (бездействие) вне службы. К числу последних, влекущих, как правило, меры дисциплинарного воздействия, относятся проступки, порочащие честь прокурорского работника, допускаемые в быту, к примеру нецензурная брань, употребление алкогольных напитков в общественных местах, появление там в нетрезвом состоянии, оскорбляющем человеческое достоинство либо общественную нравственность, грубое нарушение Правил дорожного движения и др.
Для предупреждения и профилактики таких деяний, формирования и развития высоких моральных и профессиональных качеств у прокурорских работников требуется целенаправленное и систематическое воспитательное воздействие на работников прокуратуры в этих целях со стороны в первую очередь соответствующих руководителей органов прокуратуры.
Нс случайно в соответствии с Кодексом этики прокурорского работника осуществление воспитательной работы возложено, прежде всего, на руководителей органов прокуратур. Они обязаны принимать все меры по содействию формированию и поддержанию в коллективе здорового морально-психологического климата, установлению деловых, доброжелательных отношений между работниками, профилактике и преодолению конфликтных ситуаций, проявлять нетерпимость к фактам неправильного поведения подчиненных.
Целью воспитательной работы в прокуратуре является формирование у работников прокуратуры правосознания, системы ценностей и профессионально значимых свойств личности, необходимых для безупречного исполнения служебных обязанностей, поддержания в обществе высокого авторитета прокуратуры как единой федеральной централизованной системы органов, осуществляющих от имени России надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории РФ.
Согласно Концепции воспитательной работы и сложившейся в системе прокуратуры практике при организации этой работы традиционно используются следующие ее формы.
• принятие работниками Присяги прокурора;
• торжественные мероприятия, посвященные государственным праздникам и Дню работника прокуратуры РФ;
• аттестация и присвоение первого и очередных классных чинов (воинских званий);
• обучение в Академии Генпрокуратуры РФ и институтах прокуратуры государственных юридических академий;
• повышение квалификации, стажировки, "круглые столы", семинары, лекции, доклады и их обсуждение, индивидуальновоспитательные беседы;
• наставничество;
• формирование кадрового резерва и работа с ним;
• организация конкурсов на звание: "Лучший прокурор", "Лучший государственный обвинитель" и др.;
• проведение встреч с участниками Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., ветеранами прокуратуры;
• формирование стендов, посвященных истории органов и организаций прокуратуры РФ;
• посещение музеев, тематических выставок, проведение экскурсий, туристических походов, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
• самообразование работников.
Вопрос № 21. Вопросы назначения наказания по совокупности преступлений и приговоров. Их отличие.
При совокупности преступлений наказание назначается отдельно за каждое совершенное преступление" (ч. 1 ст. 69 УК). В этом состоит первый этап назначения наказания по совокупности преступлений. Его необходимость диктуется целым рядом соображений практического характера. Если, например, обвинение в совершении какого-то из преступлений, входящих в совокупность, будет исключено из приговора в кассационном или надзорном порядке либо одно преступление подпадет под акт амнистии, то величину наказания по совокупности преступлений можно будет определить, исключив из него наказание за преступление, исключенное из приговора.
Если в совокупность входят преступления только небольшой и средней тяжести, то окончательное наказание назначается или путем поглощения менее строгого наказания более строгим, или путем частичного или полного сложения назначенных наказаний (ч. 2 ст. 69 УК).
Правило поглощения менее строгого наказания более строгим является самым простым. Оно означает, что окончательное наказание по совокупности преступлений равняется наиболее строгому из основных наказаний, назначенных судом за отдельные преступления. Относительная строгость разнородных наказаний определяется порядком их расположения в системе наказаний (ст. 44 УК). Если сравнивать наказания одного и того же вида, то более строгим является наказание, назначенное в большем размере или на более длительный срок.
Это правило может использоваться и в ситуациях, когда за преступления назначены разные виды наказания.
По правилу полного сложения наказаний окончательное наказание, назначаемое по совокупности преступлений, равно арифметической сумме основных наказаний, назначенных судом за отдельные преступления, входящие в совокупность. При сложении наказаний разных видов следует руководствоваться ст. 71 УК. Полное сложение наказаний по совокупности преступлений на практике применяется весьма редко.
Правило частичного сложения наказаний заключается в том, что к наиболее строгому основному наказанию частично прибавляются основные наказания, назначенные за другие преступления.
Как при полном, так и при частичном сложении окончательное наказание любого вида не может превышать более чем наполовину максимальный срок или размер наказания, предусмотренный за наиболее тяжкое из совершенных преступлений.
Если хотя бы одно из преступлений, входящих в совокупность, является тяжким или особо тяжким, то окончательное наказание назначается только путем частичного или полного сложения. При этом окончательное наказание в виде лишения свободы не может более чем наполовину превышать максимальный срок наказания, предусмотренный за наиболее тяжкое из совершенных преступлений (ч. 3 ст. 69 УК).
Если за каждое из преступлений, входящих в совокупность, или за некоторые из них законом предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок до 20 лет, то окончательное наказание не может превышать 25 лет лишения свободы, т.е. максимума, установленного в ч. 4 ст. 56 УК для этого вида наказания (п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 N 2 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания").
Если лицо совершило несколько неоконченных преступлений, относящихся к любым категориям, то за каждое из них назначается наказание в соответствии со ст. 66 УК; при этом окончательное наказание по совокупности преступлений не может более чем наполовину превышать максимальный срок или размер наказания, которое может быть назначено по указанным правилам за наиболее тяжкое из совершенных неоконченных преступлений.
По тем же правилам назначается окончательное наказание и в случаях, когда за все преступления, входящие в совокупность, наказание назначено с применением правил, предусмотренных ст. 65 УК, а также ч. 7 ст. 316 УПК РФ (п. 30 того же Постановления).
При назначении наказания в соответствии с ч. 5 ст. 69 УК в окончательное наказание полностью или частично засчитывается наказание, отбытое по первому приговору, однако окончательное наказание должно быть, во всяком случае, более строгим, чем назначенное за любое из преступлений, входящих в совокупность. Если назначенное по первому приговору наказание в связи со злостным уклонением от его отбывания было заменено более строгим видом, то в окончательное наказание по совокупности преступлений должны засчитываться и та часть первоначально назначенного наказания, которая была отбыта до замены более строгим видом наказания, и отбытая часть более строгого вида (п. 31 указанного Постановления).
К основным могут присоединяться дополнительные виды наказаний, назначенные за преступления, входящие в совокупность. Если дополнительное наказание не было назначено ни за одно из преступлений, образующих совокупность, оно не может быть присоединено к окончательному наказанию, назначенному по совокупности преступлений. Окончательное наказание при частичном или полном сложении дополнительных наказаний одного и того же вида (например, штрафа) не может превышать максимального срока или размера, предусмотренного для данного вида наказания Общей частью УК (ч. 4 ст. 69 УК).
Если за различные преступления, входящие в совокупность, судом назначены разные виды дополнительного наказания, то они с приведением соответствующих размеров и сроков должны быть присоединены к окончательному основному наказанию, назначенному по совокупности преступлений (п. 41 того же Постановления), и исполняются самостоятельно.
Наказание назначается по совокупности приговоров, если лицо после вынесения приговора, но до полного отбытия назначенного наказания совершает новое преступление.
Правила ст. 70 применяются и тогда, когда лицо в период испытательного срока совершило новое преступление, за которое оно осуждено после его истечения по первому приговору об условном осуждении При осуждении лица за длящееся или продолжаемое преступление, начавшееся до и продолжавшееся после вынесения по другому делу приговора, по которому это лицо осуждено и не отбыло наказание, суд, назначая наказание по второму приговору, должен руководствоваться ст. 70; в данном случае также имеет место совокупность приговоров.
2. Правила назначения наказания по совокупности приговоров более жесткие, нежели по совокупности преступлений, и сводятся к следующему:
1) при назначении наказания по совокупности приговоров к наказанию, назначенному по последнему приговору суда, обязательно частично или полностью присоединяется неотбытая часть наказания по предыдущему приговору суда (ч. 1 ст. 70 УК).
Неотбытым наказанием следует считать:
весь срок наказания, назначенного условно по предыдущему приговору;
срок, от дальнейшего отбывания которого осужденный был условно-досрочно освобожден;
срок наказания, исполнение которого отсрочено беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей (п. 34 того же Постановления);
неотбытую часть более мягкого наказания, назначенного на основании ст. 80 УК либо в порядке помилования или амнистии;
срок, оставшийся после избрания меры пресечения в виде содержания под стражей за вновь совершенное преступление у лица, отбывающего наказание в виде лишения свободы;
время нахождения лица под стражей в порядке меры пресечения или задержания в случаях их применения при полном присоединении наказания, назначенного по первому приговору, который суд постановил считать условным, к наказанию, назначенному по последнему приговору;
время, проведенное военнослужащим под арестом на гауптвахте в связи с совершенным преступлением;
2) окончательное наказание по совокупности приговоров в случае, если оно менее строгое, чем лишение свободы, не может превышать максимального срока или размера, предусмотренного для данного вида наказания Общей частью УК (ч. 2 ст. 70 УК). Так, в соответствии с п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 N 2 при назначении наказания в виде исправительных работ по совокупности преступлений могут складываться лишь сроки исправительных работ. Таким же образом складываются наказания в виде исправительных работ и по нескольким приговорам; при этом окончательное наказание по совокупности приговоров не может превышать двух лет. Размеры удержаний из заработка сложению не подлежат;
3) окончательное наказание по совокупности приговоров в виде лишения свободы не может превышать 30 лет (ч. 3 ст. 70). Для несовершеннолетних этот срок не может превышать 10 лет;
4) окончательное наказание по совокупности приговоров должно быть больше как наказания, назначенного за вновь совершенное преступление, так и не отбытой части наказания по предыдущему приговору суда (ч. 4 ст. 70).
присоединение дополнительных видов наказаний при назначении наказания по совокупности приговоров производится по правилам, предусмотренным ч. 4 ст. 69 УК. Окончательное дополнительное наказание по совокупности приговоров должно быть больше как наказания, назначенного за вновь совершенное преступление, так и неотбытой части наказания по предыдущему приговору суда, если, разумеется, назначалось одинаковое дополнительное наказание по разным приговорам.
Если новое преступление совершено лицом после замены ему лишения свободы более мягким видом наказания на основании ст. 80 УК либо в порядке помилования или амнистии, то к вновь назначенному наказанию по второму приговору присоединяется неотбытая часть более мягкого наказания
При присоединении наказания, назначенного первым приговором условно, к наказанию, назначенному по последнему приговору, в окончательный срок наказания по совокупности приговоров суд засчитывает время нахождения лица под стражей в порядке меры пресечения или задержания, если таковые применялись.
Не отбытое по предыдущему приговору дополнительное наказание может присоединяться к основному, назначенному по совокупности приговоров, только в качестве дополнительной меры наказания либо складываться с назначенным по новому приговору дополнительным наказанием того же вида в пределах установленных соответствующими статьями Общей части УК сроков для данного вида наказания (п. 41 того же Постановления).
На практике иногда возникает необходимость определять наказание одновременно и по совокупности преступлений, и по совокупности приговоров. Пленум Верховного Суда РФ в п. 32 указанного Постановления разъяснил:
"Если по делу будет установлено, что осужденный виновен еще и в других преступлениях, одни из которых совершены до, а другие - после вынесения первого приговора, то наказание по второму приговору назначается вначале по совокупности преступлений, совершенных до вынесения первого приговора, после этого - по правилам части пятой статьи 69 УК РФ, затем по совокупности преступлений, совершенных после вынесения первого приговора, и окончательное наказание - по совокупности приговоров (статья 70 УК РФ)".