Сущность налоговой системы, принципы ее построения, виды налогов и источники их уплаты
Основным источником существования государства и выполнения им своих функций являются налоги.
Совокупность взимаемых в государстве налогов и налоговых платежей представляет собой налоговую систему. Совокупность же форм и методов изъятия части доходов юридических и физических лиц в доход бюджета представляет собой систему налогообложения.
Налоговая система должна включать достаточно широкий круг налогов разного направления, ибо за счет одного налога практически невозможно создать финансовую базу государства, которая бы обеспечивала его функционирование. С другой же стороны, налогоплательщиков интересует не столько количество налогов, которые они уплачивают, сколько их сумма и доля в получаемом доходе.
Изначальной основой построения налоговой системы является объем расходов бюджета. Виды налогов и их объем в государстве устанавливаются с целью покрытия его расходов.
Основным исходным принципом построения налоговой системы является установление оптимального соотношения между величиной дохода, изымаемого государством у хозяйствующих субъектов через различные налоги и платежи в бюджет, и его частью, остающейся у них, что должно обеспечить как формирование бюджета в необходимом объеме, так и развитие самих предприятий
Основными принципами построения налоговой системы должны быть: однократность обложения одного и того же объекта; сумма уплаченного налога должна быть равной стоимости полученных от государства благ и услуг; каждый налог должен иметь целевое назначение, т.е. быть направлен на покрытие конкретного вида расходов государства, а не для покрытия дефицита бюджета; условия налогообложения должны быть простыми и понятными налогоплательщику; взыскание налога должно производиться в удобное для плательщика время и понятным для него методом; отчетность правительства об использовании налогов.
Основные критерии системы налогообложения ее экономическая эффективность и социальная справедливость. В этой связи налоги должны обеспечивать, с одной стороны, устойчивую и в нужном объеме финансовую базу государства, а с другой, - оставлять хозяйствующим субъектам столько средств, чтобы их хватало на собственное развитие и на повышение материальной заинтересованности работников в результатах работы.
Существующая в Украине система налогообложения еще сложна, труднодоступна и во многом непонятна налогоплательщикам. Это касает-
ся, прежде всего, исчисления налога на прибыль. Принятый на этот счет закон размыт, не конкретен, сложен, изложенный в нем порядок исчисления налогооблагаемой прибыли идет вразрез с существующей практикой исчисления прибыли в бухгалтерском учете и т.д.
Виды налогов, их плательщики, объект налогообложения, ставки, порядок исчисления и уплаты устанавливаются государством и местными органами власти. В настоящее время в Украине существует большое количество налогов и налоговых платежей, а с учетом различных сборов и обязательных платежей их более двух десятков.
Существующая система налогов и налоговых платежей имеет свою классификацию, в основу которой положены следующие признаки: форма налогообложения; экономическое содержание объекта налогообложения; уровень государственных структур, которые устанавливают налоги; направление использования налогов.
В зависимости от формы налогообложения все налоги подразделяются на прямые и косвенные(непрямые).
Прямые налоги - это налоги, устанавливаемые на доходы и имущество непосредственно налогоплательщикам и уплачиваемые ими же из своих поступлений денежных средств. К ним относятся налог на прибыль, налог на транспортные средства, налог на землю, подоходный налог с доходов граждан и др.
Косвенные (непрямые) налоги - это налоги, устанавливаемые на товары и услуги и оплачиваемые покупателем в их ценах или тарифах, а уплачиваемые вбюджет продавцами товаров и услуг. В данном случае покупатель уплачивает эти налоги продавцу в ценах на покупаемые у него товары и услуги, а продавец потом перечисляет их государству. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, таможенные сборы.
По экономическому содержанию объекта налогообложения налоги подразделяются на: налоги на доходы; налоги на потребление; налоги на имущество.
Налоги на доходы - это налоги, взимаемые по установленным ставкам с доходов физических и юридических лиц. К ним относятся налог на прибыль, подоходный налог с доходов граждан.
Налоги на потребление- это налоги, взимаемые с покупателей в ценах на продаваемые им товары и услуги. К этим налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, таможенные сборы.
Налог на имущество - это налог, устанавливаемый на конкретное имущество юридических и физических лиц. Например, налог на транспортные средства и другие самоходные машины и механизмы.
В зависимости от уровня государственных структур, которые устанавливают налоги, они подразделяются на общегосударственные и местные.
Общегосударственные налоги - это налоги, устанавливаемые Верховной Радой Украины и удерживаемые на всей территории страны. К этим налогам относятся: налог на добавленную стоимость; налог на прибыль; налог на землю; налог на транспортные средства и другие самоходные машины и механизмы; налог на промысел; подоходный налог с доходов граждан и др.
Местные налоги — это налоги, устанавливаемые местными органами власти и обязательные к уплате только на данной территории. К местным налогам относятся: коммунальный налог; налог с рекламы, а также ряд сборов: гостиничный сбор; рыночный сбор; сбор за выдачу ордера на квартиру и др.
В зависимости от направления в использовании налоги подразделяются на общие и целевые (специальные).
Общие налоги - это налоги, не имеющие целевого назначения и расходуемые государством на общегосударственные мероприятия (содержание органов управления, оборону страны и др.). К ним можно отнести налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с граждан, акцизный сбор и др.
Целевые (специальные) налоги - это налоги, устанавливаемые для финансирования специальных мероприятий. Так, налог (плата) за землю используется на финансирование мероприятий по рациональному использованию и охране земель, повышению плодородия их почв, ведению государственного земельного кадастра, землеустройству и т.д.
Каждый вид налога должен иметь соответствующий источник его уплаты.
Источники уплаты налогов и налоговых платежей - это доход их плательщиков, с которого уплачиваются соответствующие налоги и платежи, т.е. это то, с чего уплачиваются налоги. Источник может быть непосредственно связан с объектом налогообложения (например, когда облагается сам доход - прибыль, то объект обложения и источник совпадают), а может и не иметь отношения к объекту налогообложения (например, налог на транспортные средства исчисляется с объемов цилиндра двигателя автомобиля, а уплачивается из дохода).
В настоящее время выделяются четыре вида доходов, являющихся источниками уплаты различных налогов и платежей: рента; процент; заработная плата; предпринимательский доход.
Рента - это доход хозяйствующих субъектов, получение которого обусловлено факторами, не зависящими от их деятельности. Источники
образования ренты различны. Например, в добывающих отраслях она образуется на предприятиях, находящихся в более благоприятных условиях производства (меньшая глубина залегания и большая мощность пласта, более близкое расположение потребителей и т.д.), позволяющих добывать более дешевую продукцию по сравнению с аналогичными предприятиями, находящимися в сравнительно более худших условиях.
Получаемая рента как доход хозяйствующего субъекта вносится им в бюджет в виде соответствующего платежа.
Процент - это доход на вложенный капитал или инвестированные ресурсы (средства производства и др.). Этот доход могут получать как юридические, так и физические лица. Следовательно, он может быть источником уплаты как прямых, так и косвенных налогов.
Заработная плата - доход, выплачиваемый работникам за использование их труда (рабочей силы). Этот доход может быть источником уплаты как прямых (подоходного налога), так и косвенных (НДС, акциза) налогов.
Предпринимательский доход - это доход, полученный в результате предпринимательской деятельности. Он является источником уплаты прямых налогов предпринимателей - налога на прибыль, налога на землю, налога на транспортные средства и др.
Рассматривая источники платежей относительно доходов юридических и физических лиц и непосредственных плательщиков налогов следует отметить, что если источником уплаты отдельных прямых налогов (налога на прибыль) юридических лиц является непосредственно их прибыль, а косвенных налогов (налога на добавленную стоимость, акцизного сбора...) в конечном счете прибыль (ибо отнесение их на увеличение себестоимости проданной продукции и оказанных услуг уменьшает соответствующую величину прибыли), то уплачиваются они в бюджет непосредственно из выручки. Что же касается физических лиц, то удерживаемые из их доходов (как источника налогов) прямые налоги (подоходный налог) уплачиваются в бюджет из выручки хозяйствующих субъектов. Косвенные же налоги (налог на добавленную стоимость, акцизный сбор) изымаются у физических лиц через цены продаваемых им товаров и услуг, а перечисляются в бюджет продавцами товаров и услуг из полученной выручки. Таким образом, если источники уплаты налогов у юридических и физических лиц различные, то уплачиваются они в бюджет хозяйствующими субъектами из выручки.
Непрямые налоги
Непрямые налоги - это налоги, устанавливаемые на товары и услуги в виде надбавок к цене товара или услуг, оплачиваемые покупателями при их покупке, а уплачиваемые в бюджет продавцами этих товаров и услуг.
Непрямые налоги играют важную роль в формировании доходов Госбюджета. Поступления от них в доходах Госбюджета составляют более 45%.
Виды непрямых налогов, их плательщики, ставки, порядок исчисления и уплаты в бюджет устанавливаются в законодательном порядке.
В настоящее время в Украине существуют следующие виды непрямых налогов: налог на добавленную стоимость; акцизный сбор; таможенные сборы и др.
Ниже, в отдельных вопросах, раскрывается сущность важнейших видов непрямых налогов, порядок их исчисления и уплаты в бюджет.