Взаимодействие государственных судов и арбитражей: основные правила.
Формами взаимодействия государственного суда и третейского суда могут быть:
судебный контроль принятых третейским судом решений;
содействие государства в исполнении третейским судом своей функции защиты прав (обеспечении иска, обеспечение доказательств, содействие в получении доказательств);
формирование законодательной базы и правоприменительной практики в русле общепринятых концепций третейского разбирательства;
формирование в обществе отношения к третейскому суду, как к нормальному способу защиты прав.
Так же определяют другие формы взаимодействия:
1. Определение компетенции третейского суда.
2. Определение действительности третейского арбитражного соглашения.
3. Участие государственных судов в формировании состава третейского суда.
4. Обеспечительные меры.
5. Отмена и принудительное исполнение решений третейских судов.
Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает несколько форм взаимодействия третейских судов с государственными судами (как судами общей юрисдикции, так и арбитражными судами), которые условно можно разделить на два вида: 1) судоустройственная и 2) судопроизводственная формы.
В рамках судоустройственной формы взаимодействия организация образовавшая постоянно действующий третейский суд, уведомляет компетентный государственный суд, осуществляющий судебную власть на территории расположения постоянно действующего третейского суда, путем направления копий документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда. Данная форма взаимодействия является уведомительной и характерна исключительно для постоянно действующих третейских судов.
Третейские суды, созданные для разрешения конкретного спора, в данной форме с государственными судами не взаимодействуют, что обусловлено механизмом их создания и функционирования исключительно для рассмотрения и разрешения одного конкретного дела и, следовательно, отсутствием каких-либо учредительных документов и локальных нормативных актов, регламентирующих их юрисдикционную деятельность. Однако, такие третейские суды имеют свою судоустройственную форму взаимодействия с государственными судами: по окончании рассмотрения дела и принятия решения они все материалы дела вместе с постановленным по нему решением направляют для хранения в архив компетентного государственного суда с соблюдением правил предметной подведомственности и территориальной подсудности.
Судопроизводственная форма взаимодействия третейских судов с государственными судами является более сложной и разноплановой. Обусловлено это тем, что, во-первых, она существует применительно к деятельности всех третейских судов (как постоянно действующих, так и временных) и, во-вторых, в нее входят следующие специфичные виды взаимодействия: принудительное обеспечение иска, рассматриваемого третейским судом, оспаривание решения третейского суда, выдача исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.
МКА, рассматривающие споры в области международной торговли, и не входят в судебную систему государства, они не могут осуществлять свою деятельность вне контроля государства и без взаимодействия с государственными судами. Такой контроль определяется международными соглашениями, в которых участвуют государства и национальным законодательством.
Государственные суды вправе вмешиваться в деятельность МКА только в случаях, прямо предусмотренных законом.
1. принятие государственным судом обеспечительных мер в связи с рассмотрением спора в международном арбитраже;
2. обжалование постановления международного арбитража о наличии у него компетенции, вынесенного как по вопросу предварительного характера (этот применяется в тех случаях, когда состав арбитража выносит отдельное решение по вопросу о наличии у него компетенции по рассмотрению спора, как правило, это делается в том случае, если ответчик выдвигает серьезные возражения против действительности арбитражного соглашения);
3. направление сторон в арбитраж государственным судом, в который был подан иск по существу спора;
4. оспаривание решения международного арбитража, вынесенного на территории РФ, по основаниям, перечисленным в Законе (такие основания не позволяют государственному суду пересматривать суть арбитражного решения);
5. приведение в исполнение решения международного арбитража (речь должна идти о признании и приведении в исполнение иностранного арбитражного решения или о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения международного третейского суда, вынесенное на территории РФ).
Также взаимодействие, МКА с российскими государственными арбитражными судами, заключается в содействие со стороны государственных судов в «получении доказательств». Это содействие, связанное с рассмотрением спора в МКА, – сбором доказательств, хотя может и сыграть важную роль в исходе процесса в международном арбитраже, все-таки не является вмешательством в самый процесс.
Любое другое вмешательство российского государственного суда в спор, в отношении которого существует международное арбитражное соглашение, незаконно.