Категории персональных данных

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ (СТР-К)

Доступ к информации (доступ) - ознакомление с информацией, ее обработка, в частности, копирование, модификация или уничтожение информации.

Доступность (санкционированная доступность) информации - состояние информации, характеризуемое способностью технических средств и информационных технологий обеспечивать беспрепятственный доступ к информации субъектов, имеющих на это полномочия.

Защита информации от несанкционированного доступа (защита от НСД) или воздействия - деятельность, направленная на предотвращение получения информации заинтересованным субъектом (или воздействия на информацию) с нарушением установленных прав или правил.

Защищаемые помещения (ЗП) - помещения (служебные кабинеты, актовые, конференц-залы и т.д.), специально предназначенные для проведения конфиденциальных мероприятий (совещаний, обсуждений, конференций, переговоров и т.п.).

Конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

конфиденциальность информации:Обязательное для выполнения лицом, получившим доступ копределенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам безсогласия ее обладателя. [Источники: ГОСТ Р 52611-2006: Системы промышленной автоматизации и их интеграция. Средства информационной поддержки жизненного цикла продукции. Безопасность информации. Основные положенияи общие требования, РД 21-02-2006: Типовая инструкция о защите информации в автоматизированных средствахцентрального аппарата, территориальных органов и организаций федеральной службы по экологическому,технологическому и атомному надзору, Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "Об информации, информационныхтехнологиях и о защите информации"]

конфиденциальность информации:Свойство информации быть известной тем субъектам,кому она предназначена с соблюдением правил разграничения доступа к ней [Источник: РД 25.03.001-2002: Системы охраны и безопасности объектов. Термины и определения]

конфиденциальность информации:Состояние информации, при котором доступ к нейосуществляют только субъекты, имеющие на него право.[Источник: ГОСТ 2.512-2011: Единая система конструкторской документации. Правила выполнения пакетаданных для передачи электронных конструкторских документов. Общие положения]

Признаки КИ:

· Исходя из позиции законодателя, изложенной им в статье 139 ГК, одним из основных признаков информации, при наличии которого возможно ее отнесение к коммерческой тайне, является ее действительная или потенциальная коммерческая ценность.

· Однако одного только критерия действительной или потенциальной коммерческой ценности для обособления сведений при отнесении их к коммерческой тайне недостаточно, так как, в отличие от государственной тайны, где государство выступает как единый первичный обладатель информации (как монополист), хозяйствующих субъектов, в деятельности которых могут образовываться однотипные, а то и дублирующие друг друга сведения, неопределенное множество. Поэтому законодатель обоснованно ввел еще одну дополнительную характеристику для этой информации, которая должна оцениваться в совокупности с рассмотренной ранее, а именно: неизвестность сведений третьим лицам.

· Существенным качеством, которым должны обладать относимые к коммерческой тайне сведения, является отсутствие свободного доступа к ним на законном основании. Данная норма статьи 139 ГК базируется на одной из фундаментальных основ гражданского законодательства, согласно которой «не допускаются действия граждан и юридических лиц исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах» (п. 1 статьи 10 ГК). Исходя из этого, следует нормативно исключить возможность отнесения к коммерческой тайне сведений, ограничение в доступе к которым может принести вред правам иных лиц.

· Следует также помнить, что наличие даже официально утвержденного перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, само по себе не порождает у работников организации обязанностей по обеспечению их сохранности. Необходимо выполнение как минимум еще трех условий:

· ознакомления работников организации, соприкасающихся с коммерческой тайной, с содержанием данного перечня полностью либо в части, их касающейся, с подтверждением факта ознакомления распиской;

· возложения обязанностей на работника по обеспечению сохранности сведений, составляющих коммерческую тайну, путем внесения отдельной нормы в трудовой договор (контракт), либо заключения с ним отдельного договора, предметом которого должны выступать взаимные права и обязанности организации и работника по обеспечению сохранности такой информации;

· фактического обособления документов, содержащих сведения, составляющие коммерческую тайну, от остального массива документов организации путем проставления соответствующих пометок (грифов) и обеспечения особого оборота таких документов в части их создания, хранения, пересылки и уничтожения.

70. Принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации

В тетради

71. Информация как объект правовых отношений

Практическая реализация правового регулирования в какой-либо области общественных отношений становится невозможной, если не определить объект, по отношению к которому такое правовое регулирование осуществляется. Единым объектом для рассматриваемой в настоящей работе сферы является информация как результат человеческой деятельности.

Приведем несколько определений рассматриваемого нами понятия.

Информация – обозначение содержания, черпаемого нами из внешнего мира в процессе приспособления к нему и приведения в соответствие с ним нашего мышления (Винер).

Мы видим, что информация определяется в нем через категорию «содержание внешнего мира» и напрямую увязано с человеком, его мышлением и процессом приспособления человека к явлениям и событиям внешнего мира. Иными словами, Винер утверждает, что информация есть содержание окружающей человек действительности (предметы материального мира, погодные условия, среда, в которой человек находится) и вне человеческого сознания не существует.

Информация – универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и мнений, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, утверждения стереотипов мышления и поведения (ЮНЕСКО).

Данное определение в меньшей степени претендует на академичность, однако в нем присутствует ценная характеристика информации как «универсальной субстанции».

Существует также целый ряд кратких определений, которые невозможно использовать применительно к потребностям юридической науки, однако они в определенной мере характеризуют информацию как общенаучную категорию, как «универсальную субстанцию»:

¨ информация – этопередачаразнообразия (Эшби);

¨ информация – это оригинальность, новизна (Моль);

¨ информация – это вероятность выбора (Яглом) ;

¨ информация – это отраженное разнообразие (Урсул).

Из данной серии представляет интерес еще одно определение, данное Молем: информация – это мера сложности структур. Действительно, чем сложнее объект или процесс, тем больше информации в нем содержится и тем больше информации необходимо для его описания.

Примерно в этом же ключе трактует понятие «информация» и В.М. Глушков: «Информация в самом общем ее понимании представляет собой меру неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и во времени, меру изменений, которыми сопровождаются все протекающие в мире процессы». По мнению автора, данное определение следует признать наиболее емким из всех, которые ему известны и в определенной степени примиряющим сторонников двух основных сложившихся в отечественной науке концепций восприятия информации как явления, как субстанции – атрибутивной и функциональной.

Сторонники атрибутивной концепции (Б.В. Ахлибинский, Л.Б. Баженов, Б.В. Бирюков, К.Е. Морозов, И.Б. Новик, Л.А. Петрушенко, А.Д. Урсул и др.) считают информацию свойством всех материальных объектов, т.е. атрибутом материи.

Сторонники функциональной концепции (В.В. Вержбицкий, Г.Г. Вдовиченко, И.И. Гришкин, Д.И. Дубровский, Н.И. Жуков, А.М. Коршунов, М.И. Сетров и др.) связывают информацию с функционированием самоорганизующихся систем. Этими самоорганизующимися системами являются живые организмы и, возможно, в будущем кибернетические устройства.

Из этой цепочки рассуждений мы можем сделать несколько важных выводов.

¨ Во-первых, собственно об информации можно говорить лишь тогда, когда хотя бы одним объектом в материальном взаимодействии является живой организм. Исходя из этого, информацияесть воспринимаемая живым организмом через органы чувств окружающая действительность в виде распределения материи и энергии во времени и в пространстве и процессов их перераспределения.

¨ Во-вторых, информация не материальна, хотя ее носителем является материя.

¨ В-третьих, чем сложнее объект материального мира или процесс, тем больше информации он в себе несет.

¨ В-четвертых, чем сложнее организм, тем больше вариантов его поведения может соответствовать одной и той же полученной информации.

Рассмотрев проблему общего понятия информации и ее места в системе материального мира, мы можем констатировать, что она является весьма сложной для понимания субстанцией, в познании сущности которой мы находимся пока лишь на одной из первоначальных стадий.

Информация как объект права

ГК РФ в статье 128 к объектам гражданских прав относит вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информацию; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальную собственность); нематериальные блага. Мы умышленно привели полный перечень объектов гражданских прав (кстати сказать, комментаторы данной статьи ГК проводят тождество между понятием «объект права» и «объект правоотношения»*), так как он наглядно показывает, что информация в числе объектов гражданских правоотношений не попадает ни в одну из перечисленных групп и представлена обособленно. Такой подход неслучаен – причиной тому некоторые особенности информации как объекта права, о которых мы будем говорить ниже.

* См.: Комментарий к ГК РФ. Под ред. Садикова О.Н. М.1995. С. 173

Наибольшую сложность, на наш взгляд, представляет собой определение информации как объекта права именно в гражданско-правовом смысле. Проще говоря, необходимо ответить на вопрос: информация есть вещь или не вещь? Если вещь, то на нее можно распространить все давным-давно сложившиеся нормы вещного права, что очень заманчиво. А если не вещь, тогда как? Забегая несколько вперед, скажем, что ответ на этот вопрос следует формулировать так: информация – это информация, и ничто иное.

Применительно к данной проблеме сложились две основные точки зрения. Первая заключается в том, что информацию следует сначала «овеществить», а затем включить в гражданский оборот. Согласно второй точке зрения за информацией следует признать статус «особого объекта» гражданских прав.

Первая точка зрения поддерживается И.Л. Бачило, утверждающей, что «документированная информация (документ) есть, по сути дела, объект материальный, что дает основания относить ее также и к категории вещей. А это означает, что на нее распространяется право вещной собственности»*. По сути своей эта точка зрения возобладала и в нормах Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации»**, которым информационные ресурсы признаются элементом состава имущества и на них распространяется право собственности (статья 6). В свою очередь информационными ресурсами признаются «отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)», а документ определяется как «зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать» (статья 2). Иными словами, по логике указанного Закона, если информацию зафиксировать на материальном носителе, снабдить определенными идентификационными реквизитами, то она становится материальным объектом и на нее распространяется весь комплекс вещных прав.

* См.: Бачило И.Л. О праве собственности на информацию/Труды ИЗиСП. 1992. № 52.

** СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 609.

Приверженцы второй точки зрения более осторожны в суждениях, определяя информацию как особый объект гражданских прав. Давая характеристику такому ее статусу, они указывают, что «прежде всего информация является идеальным компонентом бытия, т.е. благом нематериальным, не сводимым к тем физическим объектам, которые выступают ее носителями (запись на бумаге, магнитная лента и т.п.). Далее, информация есть благо не потребляемое, которое подвергается лишь моральному, но не физическому старению. Важной особенностью информации является возможность ее практически неограниченного тиражирования, распространения и преобразования форм ее фиксации»*.

* См.: Гражданское право. Учебник. Под. ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. М. 1997. С. 214-215.

Отождествление понятий «информация» и «сведения» применительно к информации, включаемой в сферу правового регулирования, является одним из фундаментальных положений при определении ее особенностей как объекта права.

Согласно словарю В.И. Даля, слово «сведения» происходит от «сведать», т.е. узнать, получить сведения. Оно также является синонимом слов «знание», «известие», «уведомление»*.

* Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. М. 1994.С. 155

Примечательно, что в нормативных правовых актах термин «сведения» наиболее употребим в сравнении с остальными его синонимами.

Следующей качественной характеристикой информации, имеющей принципиальное значение для включения ее в качестве объекта в какие-либо правовые отношения, является ее субъективная ценность, т.е. значимость для конкретного субъекта.

Заметим также, что в праве ценность информации выражается чаще всего в стоимостных характеристиках тех действий, которые следуют за получением информации. В качестве примера здесь можно привести, скажем, информацию о повышении котировки акций и факт разглашения сведений, составляющих государственную тайну. В первом случае это фактическое приращение капитала, во втором – постановка величины уголовно-правовой санкции в зависимость от материального эквивалента ущерба, нанесенного противоправным распространением указанных сведений.

Итак, в качестве объекта права может выступать не всякая информация, но сведения, имеющие субъективную ценность и полученные для определенной цели.

72. Ограничение доступа к информации. Защита информации (Закон «Об информации информационных технологиях и защите информации»).

149-ФЗ ст9

73. Ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации.

149-ФЗ ст17

74. Особенности отношения к коммерческой тайне для государственных и муниципальных предприятий.

Итак, что такое коммерческая тайна, каковы границы данного института? В основе этой системы ограничений в доступе к информации, что характерно для ряда институтов тайн, лежит фактическая монополия лица на некоторый объем сведений. Но не на произвольный. Поэтому в целях отграничения коммерческой тайны от всех иных сведений прежде всего необходимо определить круг субъектов данных отношений.

Исходя из позиции законодателя, изложенной им в статье 139 ГК, одним из основных признаков информации, при наличии которого возможно ее отнесение к коммерческой тайне, является ее действительная или потенциальная коммерческая ценность.

Именно эта характерная отличительная черта сведений и является единым мерилом для формирования субинститута отнесения сведений к коммерческой тайне и определения круга субъектов, правомочных защищать такую информацию.

Слово «коммерция» является общеупотребительным и в самом широком смысле означает «деятельность, направленную на получение прибыли»* . Исходя из этого, понятие «коммерческая ценность» применительно к информации является свойством определенных категорий сведений способствовать деятельности, направленной на извлечение прибыли. Детализуя данное определение, заметим, что «действительная коммерческая ценность» – это реальное позитивное воздействие информации на процесс извлечения прибыли, а «потенциальная коммерческая ценность» – предполагаемое такое воздействие.

* См.: Словарь иностранных слов. М. Русский язык. 1984. С. 259.

Если оценивать институт коммерческой тайны с точки зрения норм п. 2 статьи 1 ГК, то отнесение тех или иных сведений к коммерческой тайне является не обязанностью, но правом любого лица, осуществляющего предпринимательскую (коммерческую) деятельность. Таким образом очерчивается круг возможных субъектов, подпадающих под регулирование норм данного института.

В соответствии с отечественным гражданским законодательством лицами, которые могут вести деятельность, направленную на извлечение прибыли, являются товарищества и общества, некоммерческие организации (в тех пределах, в которых допустимо осуществление ими предпринимательской деятельности), индивидуальные предприниматели, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия.

В отношении последней группы хозяйствующих субъектов вопрос об обладании ими права на отнесение сведений к коммерческой тайне выглядит не совсем однозначным. Дело в том, что унитарные предприятия не являются собственниками используемого ими имущества, они имеют на него так называемое вторичное вещное право.

ГК различает два вида указанного вторичного вещного права на имущество такого предприятия: право хозяйственного ведения и право оперативного управления. Общая идея, заложенная в комплексе правомочий, именуемых правом хозяйственного ведения, заключается в том, что предприятие, не являясь собственником имущества, распоряжается предоставленным ему недвижимым имуществом с разрешения собственника (государства либо муниципального образования), а движимым имуществом – самостоятельно, то есть применительно к движимому имуществу можно предположить, что право хозяйственного ведения фактически приближено к праву собственности. Однако это лишь юридическая фикция, прямого указания в законодательстве на сей предмет нет.

Комплекс правомочий, именуемый правом оперативного управления, существенно уже предыдущего. В соответствии с статьей 296 ГК собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество или распорядиться им по собственному усмотрению.

Третьей посылкой, которую необходимо иметь в виду, прежде чем делать соответствующие выводы, являются нормы п. 5 статьи 6 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», согласно которым «информационные ресурсы*, являющиеся собственностью государства, находятся в ведении органов государственной власти и организаций в соответствии с их компетенцией, подлежат учету и защите в составе государственного имущества».

* Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов (статья 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации»).

Рассматривая данные положения в совокупности с нормами п. 7 статьи 6 указанного Федерального закона, согласно которым собственник информационных ресурсов имеет право назначать лицо, осуществляющее хозяйственное ведение либо оперативное управление, применительно к коммерческой тайне мы можем сделать ряд выводов:

¨ Государственные и муниципальные унитарные предприятия не являются первичными обладателями сведений, имеющих действительную или потенциальную коммерческую ценность и – таковыми являются органы государственной власти либо м. муниципальные образования.

¨ Говорить о том, что в самих органах государственной власти или муниципальных образованиях могут создаваться сведения, составляющие коммерческую тайну, было бы нонсенсом, так как ни те, ни другие не имеют целью своей деятельности предпринимательство. И, таким образом, распространение института коммерческой тайны на соответствующую деятельность государственных и муниципальных унитарных предприятий было бы неверным. Защита их информации, в том числе имеющей коммерческую ценность, должна осуществляться в режиме служебной тайны.

Если для федеральных казенных предприятий такое утверждение является верным без купюр, то в отношении унитарных предприятии, осуществляющих свою деятельность на основе хозяйственного ведения, решение, на наш взгляд, может быть двояким: собственник имущества может признать себя первичным обладателем информации, имеющей коммерческую ценность (тогда она должна защищаться в режиме служебной тайны) либо предоставить право полного распоряжения ею самому предприятию (тогда она должна защищаться в режиме коммерческой тайны).

Проблема такого дуализма уходит своими корнями в существующую, на наш взгляд, неопределенность в отношении прав собственника на имущество унитарного предприятия, приобретаемого им самостоятельно в процессе хозяйственной деятельности.

Автор не случайно так подробно остановился на данных вопросах, полагая, что они имеют важное значение для понимания коммерческой тайны как правового явления.

Имея в виду вышесказанное, в ходе дальнейшего рассмотрения вопроса, для упрощения рассуждений мы будем исходить из посылки, что право хозяйствующего субъекта на отнесение каких-либо сведений к коммерческой тайне является его субъективным, не зависящим от воли третьего лица правом.

Вводя единый критерий для отнесения сведений к коммерческой тайне в виде оценки информации как имеющей действительную или потенциальную коммерческую ценность, законодатель не приводит ее градаций на более мелкие категории. В то же время сложившаяся деловая практика такое подразделение уже имеет. В целом сведения, относимые к коммерческой тайне, можно подразделить на две подгруппы:

¨ секреты производства (ноу-хау);

¨ деловая управленческая информация (сведения о ведении бизнеса).

Э. Соловьев предлагает следующий ориентировочный перечень сведений, составляющих коммерческую тайну:

¨ сведения о производственных возможностях предприятия;

¨ организация труда;

¨ структура кадров и производства;

¨ сведения о проектах годовых и перспективных экспортно-импортных планов по внешнеэкономической деятельности;

¨ инвестиционные программы;

¨ имущественное положение предприятия;

¨ бюджет;

¨ методы изучения рынка сбыта;

¨ круг клиентов;

¨ сведения об иностранных партнерах;

¨ структура цены;

¨ условия по сделкам;

¨ особые условия контрактов;

¨ сведения о детальной расшифровке предмета лицензий при их купле-продаже;

¨ результаты научных исследований и проектных разработок;

¨ технические проекты;

¨ конструкция объекта;

¨ изобретения, «ноу-хау», промышленные и технические образцы;

¨ сведения, связанные с технологической информацией;

¨ способы производства продукции.*

* См.: Соловьев Э. Коммерческая тайна и ее защита. М. 1997. С. 61.

В.А. Герасименко, Д.В. Павлов, А.А. Шиверский приводят следующий примерный перечень сведений, относимых к коммерческой тайне:

1. Сведения стратегического характера:

¨ планы развития производства, в том числе с применением новых технологий, открытий и т.п.;

¨ причины, сдерживающие развитие предприятия, трудности и возможные пути их преодоления и т.п.

2. Технологическая и научно-техническая информация, лежащая в основе производства предприятием конкурентоспособной продукции; разработка технологий и новых видов продукции с учетом потребностей рынка и т.д.

3. Деловая информация:

¨ о торговых и деловых партнерах, клиентах, посредниках, поставщиках и т.д.;

¨ об условиях контрактов, соглашений, договоров и др.;

¨ о состоянии кредитно-финансовой системы предприятия;

¨ маркетинговая информация.*

* См.: Герасименко В.А., Павлов Д.В., Шиверский А.А. и др. Указ. соч. С.34-38

Встречаются отдельные указания на данный предмет и в законодательстве. В частности, в п. 4 статьи 10 Федерального закона «О бухгалтерском учете» содержится норма, согласно которой «содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной»*.

* СЗ РФ. 1996. № 48. Ст. 5369.

Даже приблизительное знакомство с вышеуказанными перечнями сведений, составляющих коммерческую тайну, показывает, что одного только критерия действительной или потенциальной коммерческой ценности для обособления сведений при отнесении их к коммерческой тайне недостаточно, так как, в отличие от государственной тайны, где государство выступает как единый первичный обладатель информации (как монополист), хозяйствующих субъектов, в деятельности которых могут образовываться однотипные, а то и дублирующие друг друга сведения, неопределенное множество. Поэтому законодатель обоснованно ввел еще одну дополнительную характеристику для этой информации, которая должна оцениваться в совокупности с рассмотренной нами ранее, а именно: неизвестность сведений третьим лицам.

Понятно, что не имеет смысла ограничивать доступ к общеизвестной информации. Однако в данной норме заключен не только обыкновенный здравый смысл – здесь присутствует и правовая подоплека: при нарушении монополии субъекта на обладание каким-то объемом информации на него невозможно распространить механизмы юридической защиты.

Вторым существенным качеством, которым должны обладать относимые к коммерческой тайне сведения, является отсутствие свободного доступа к ним на законном основании. Данная норма статьи 139 ГК базируется на одной из фундаментальных основ гражданского законодательства, согласно которой «не допускаются действия граждан и юридических лиц исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах» (п. 1 статьи 10 ГК). Исходя из этого, следует нормативно исключить возможность отнесения к коммерческой тайне сведений, ограничение в доступе к которым может принести вред правам иных лиц.

В настоящий момент времени является действующим Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.91 № 35*. В соответствии с данным актом к такой категории сведений относятся:

¨ учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителей) и Устав;

¨ документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);

¨ сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему РСФСР;

¨ документы о платежеспособности;

¨ сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;

¨ документы об уплате налогов и обязательных платежей;

¨ сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также одругих нарушениях законодательства РСФСР и размерах причиненного при этом ущерба; сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях занимающихся предпринимательской деятельностью.

* СП РСФСР. 1992. № 1-2. Ст. 7.

Государственным и муниципальным предприятиям до и в процессе их приватизации запрещено относить к коммерческой тайне следующие сведения:

¨ о размерах имущества предприятия и его денежных средствах;

¨ вложении средств в доходные активы (ценные бумаги) других предприятий, в процентные облигации и займы, уставные фонды совместных предприятий;

¨ о кредитных, торговых и иных обязательствах предприятия, а вытекающих из законодательства РСФСР и заключенных им договоров;

¨ о договорах с кооперативами, иными негосударственными предприятиями, а также отдельными гражданами.

Не все положения данного нормативного акта с правовых позиций сегодняшнего дня представляются бесспорными. Не факт, например, что сведения о численности и качественном составе работников фирмы должны быть абсолютно открытыми. Сомнение также вызывают и нормы с требованием об открытости сведений, касающихся размеров имущества предприятия и его денежных средств, о вложении средств в доходные активы и ряд других.

Системный анализ документа позволяет прийти к выводу о том, что первоначально коммерческая тайна воспринималась законодателем как некоторая область информации, к которой не могут иметь доступа в том числе и органы самого государства, хотя, в сущности, так быть не должно. Органы государственной власти и уполномоченные государственные служащие вправе иметь доступ к любым сведениям, составляющим коммерческую тайну хозяйствующего субъекта при условии обоснованности такого доступа в связи с выполнением органом государственной власти возложенных на него задач и обязанности сохранять их в тайне на срок, установленный правомочным обладателем этих сведений или законом.

Однако на практике не все складывается так просто. Судьба и выживание коммерческой организации в жестких условиях рынка в значительной мере зависит сегодня от ее способности защитить и обеспечить сохранность любой, не являющейся общедоступной информации, прямо или косвенно обеспечивающей преимущество над соперниками.

Отечественные предпринимательские структуры, особенно те, кто имеет выход на международный рынок, достаточно отчетливо осознают обоснованность приведенного выше утверждения. В качестве иллюстрации можно привести положение дел в финансово-кредитной сфере. Подавляющее большинство коммерческих банков стали поистине «информационными крепостями», хранящими свои коммерческие секреты (например, инвестиционные проекты) на уровне, не уступающем системе сохранности государственной тайны.

Возвращаясь к проблеме тайнообразования применительно к коммерческой информации и сравнивая, скажем, перечень из работы С.Д. Могилевского и нормы Перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.91 № 35, мы можем заметить ряд противоречий. В частности, информация о распределении долей учредителей в уставном капитале не может составлять коммерческую тайну. В то же время неясным до конца остается вопрос о свободном доступе к реестрам акционеров в открытых акционерных обществах. Если сравнивать общества с ограниченной ответственностью и закрытые акционерные общества, где доли чаще всего прописываются непосредственно в учредительных документах (а к ним согласно правительственному Перечню должен быть обеспечен свободный доступ), то в открытых акционерных обществах такое происходит лишь при учреждении общества. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»* предусматривает публикацию только списка юридических лиц, владеющих 20 и более процентами уставного капитала (статья 23).

* СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1918.

Автору представляется, что нормы правительственного Перечня касательно свободного доступа к учредительным документам вполне обоснованны, за исключением данных об учредителях обществ – физических лицах. Информация о них должна быть доступна либо по мотивированному требованию соответствующих органов государственной власти, либо когда она существенным образом влияет на заключаемую сделку. Во всех остальных случаях, с учетом необходимости обеспечения сохранности персональных данных и современной криминогенной обстановки, от свободного доступа к данным сведениям следует воздерживаться.

Говоря о непосредственной деятельности коммерческой организации по отнесению сведений к коммерческой тайне, следует сказать, что она должна иметь четкое документальное оформление. Нормативными правовыми актами пока не выдвинуто на сей предмет никаких условий, однако можно предположить, что совокупность категорий данных сведений целесообразно изложить в отдельном документе, утверждаемом либо единоличным исполнительным органом (директором), либо коллегиальным (советом директоров, правлением), либо общим собранием учредителей, акционеров.

Для такого документа, в целях приобретения им доказательственного значения при возникновении конфликтной ситуации, весьма важны четкость и конкретность в формулировке категорий информации.

Следует также помнить, что наличие даже официально утвержденного перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, само по себе не порождает у работников организации обязанностей по обеспечению их сохранности. Необходимо выполнение как минимум еще трех условий:

¨ ознакомления работников организации, соприкасающихся с коммерческой тайной, с содержанием данного перечня полностью либо в части, их касающейся, с подтверждением факта ознакомления распиской;

¨ возложения обязанностей на работника по обеспечению сохранности сведений, составляющих коммерческую тайну, путем внесения отдельной нормы в трудовой договор (контракт), либо заключения с ним отдельного договора, предметом которого должны выступать взаимные права и обязанности организации и работника по обеспечению сохранности такой информации;

¨ фактического обособления документов, содержащих сведения, составляющие коммерческую тайну, от остального массива документов организации путем проставления соответствующих пометок (грифов) и обеспечения особого оборота таких документов в части их создания, хранения, пересылки и уничтожения.

75. Конфиденциальность персональных данных.

Персональные данные

Необходимость обеспечения безопасности персональных данных в наше время - объективная реальность. Современный человек не может самостоятельно противодействовать посягательству на его частную жизнь. Возросшие технические возможности по сбору и обработке персональной информации, развитие средств электронной коммерции и социальных сетей делают необходимым принятие мер по защите персональных данных.

Рассмотрим несколько примеров из повседневной жизни, когда нарушаются права человека на конфиденциальность персональных данных. Бывает так, что при оформлении дисконтной карты в магазине покупатель указывает следующие сведения: фамилию, номер телефона, электронный адрес, а затем получает сообщения и письма совершенно из других магазинов, в которых даже никогда не бывал. То есть магазин без согласия покупателя передал его данные третьим лицам. Если газета печатает ФИО и суммы выигрыша победителей лотереи без их ведома, или ТСЖ вывешивает на подъезде списки должников и сумму их долга - это примеры "безобидных " утечек. Кража персональных данных может нанести правообладателю ощутимый материальный ущерб, если речь идет о кредитных картах или информации о сбережениях в банке. Злоумышленники, обладающие достаточными техническими знаниями, похищают реквизиты банковских карт (скиминг) или имитируют сайты финансовых учреждений, чтобы заставить пользователя показать свою личную

Наши рекомендации