Понятие, сущность, социальное и правовое назначение уголовного судопроизводства, его структура.
Понятие, сущность, социальное и правовое назначение уголовного судопроизводства, его структура.
Уголовное судопроизводство – это осуществляемая в установленном законе порядком деятельность по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел.
Уголовный процесс - это протекающая в установленном законом порядке деятельность органов расследования, прокурора, суда, а так же других участников процесса по расследованию и рассмотрению уголовных дел, посредством которой обеспечивается достижение назначение (задач) уголовного судопроизводства. Там где говорится о задачах и принципах уголовного процесса законодатель ставит знак равенства между понятиями уголовного процесса и уголовного судопроизводства, дабы выделить значимость судебного производства в уголовном процессе. Поскольку обвиняемого можно признать виновным от имени государства и подвергнуть его наказанию можно только по судебному решению, вступившему в законную силу.
Соотношение уголовного процесса и правосудия. С одной стороны понятие уголовный процесс шире, чем понятие правосудия, т.к. это составная часть уголовного процесса. С другой стороны понятие правосудия шире, т.к. Правосудие осуществляется не только по уголовным делам, а есть арбитражное, по гражданским делам, административное, по конституционным делам.
Задачи уголовного судопроизводства определяются в ст.6 УПК:
1) защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;
2) защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.
Ведущую роль в осуществлении уголовно - процессуальной деятельности отводится государственным органам и должностным лицам. Уголовный процесс - это вид публичной деятельности. В эту деятельность вовлекаются решением государственных органов и должностных лиц граждане, иные должностные лица.
Уголовно - процессуальная деятельность :
1) носит государственный характер;
2) осуществляется государственными органами и должностными лицами, т.е. органы дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа, прокурор, суд, адвокат.
3) Государственные органы и должностные лица наделены властными полномочиями ;
4) Участвуют физические и юридические лица;
5) Осуществляется в уголовно – процессуальной форме;
6) Направлена на выявление расследования и разрешение правонарушений, носящих преступный характер;
7) Реализуется в форме правоотношений;
8) ограничена во времени, т.е. сроки.
Существует всего 8 стадий уголовного процесса:
1-Возбуждение уголовного дела;
2-Предварительное расследование;
3-Стадии подготовки и назначения судебного заседания;
4-Центральная стадия уголовного процесса - судебное разбирательство;
5-Проверка законности и обоснованности судебных решений, не вступивших в законную силу. (имеет 2 формы: апелляционное производство (только на решения мировых судей)и кассационное производство);
6-Вступление приговора в законную силу;
7-Производсвто в порядке надзора;
8-Возобновление производства в виду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
Значение постановлений Пленума Верховного Суда РФ, приказов и других правовых актов Генерального прокурора РФ, Председателя Следственного комитета РФ для уголовного судопроизводства. Правовая природа решений Конституционного Суда РФ и их значение в правовом регулировании уголовно-процессуальной деятельности.
Характеризуя структуру источников уголовно-процессуального права, следует сказать и о нормативных документах, которые не входят в эту систему, но широко используются в судопроизводстве.
Так, на уголовно-процессуальную деятельность значительное влияние оказывают разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики. Они, как правило, основываются на результатах изучения массы уголовных дел, рассмотренных судами в различных регионах страны, а также на анализе статистических показателей судебной работы. Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ источником норм права не являются. В них формулируются не новые правила, восполняющие пробелы законодательства, а рекомендации по конкретным вопросам применения действующего закона при производстве по уголовным делам. Руководящие разъяснения высшего судебного органа обязательны для всех судов, органов и должностных лиц, применяющих закон.
Постановления Конституционного Суда Российской Федерации.
Осуществляя конституционный контроль, Конституционный Суд вправе признать какой-то закон (в том числе регламентирующий уголовное судопроизводство) полностью или частично противоречащим Конституции РФ. Это означает, что закон в целом или его часть не подлежат применению. Решения (постановления) Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории страны для всех органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
_______________________________________________________________________________________
В регулировании уголовно-процессуальных отношений определенная роль принадлежит постановлениям Пленума Верховного Суда РФ и приказам Генерального прокурора РФ. Основаниямидля таких актов являются обнаруженные при изучении следственной и судебной практики недостатки в деятельности следователей и судей по применению уголовно-процессуального закона. Недостатки могут быть вызваны неясным и сложным содержанием закона, отсутствием единообразия в его толковании. Разъяснение Пленумом содержания уголовно-процессуальных норм в целях достижения единообразия в практике его применения и дача на этой основе обязательных указаний не могут рассматриваться как правотворчество, а постановления Пленума и приказы Генерального прокурора как источники уголовно-процессуального права. Порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается только уголовно-процессуальным кодексом, основанным на Конституции РФ.
Аналогичным образом решается вопрос о постановлениях Пленума и приказах Генерального прокурора по вопросам, не урегулированным законодателем и разрешаемым по аналогии. Если какой-либо вопрос, возникший в следственной или судебной практике, не имеет прямого разрешения в действующем уголовно-процессуальном законодательстве, Пленум Верховного Суда и Генеральный прокурор могут такого рода пробелы устранить.
Творческий характер судебной деятельности особо проявляется в тех случаях, когда в ходе рассмотрения конкретного дела необходимо конкретизировать содержание правовых норм в соответствии со своеобразными обстоятельствами. Понятием "конкретизации права" охватывается, во-первых, сама деятельность по детализации правовых норм, которая начинается в суде, рассматривающем дело по существу; во-вторых, результат деятельности - создание правовых актов, развивающих основную норму права. Результаты правоконкретизирующей деятельности судов получают свое обобщенное закрепление в актах высшей судебной инстанции, в постановлениях, пленумах Верховного Суда РФ. Эти судебные решения, судьи используют в судебной практике при вынесении судебного решения.
Для обеспечения единообразного и правильного применения всех указанных законов большое значение имеют постановления Пленума Верховного Суда РФ. В них разъясняются отдельные положения уголовно-процессуального закона, содержится развернутый анализ практики применения законодательства, раскрываются наиболее типичные ошибки в деятельности органов предварительного расследования и судов, обращается внимание на недостатки в применении закона и разъясняется его точный смысл. Постановления Пленума Верховного Суда РФ нельзя считать источниками уголовно-процессуального права, так как они не создают новых процессуальных норм, а являются лишь актами толкования таких норм. Вместе с тем они носят обязательный, характер для всех органов и должностных лиц, ведущих уголовное судопроизводство. Тем самым постановления Пленума Верховного Суда РФ способствуют полной и правильной реализации требований закона, установлению единообразной практики его применения.
Общее представление о решениях Суда дает Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации». Согласно его положениям, решения Суда обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений (ст. 6). Решения Суда выражают соответствующую Конституции РФ правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий (ч. 3 ст. 29). Решения Суда могут иметь различное наименование, в зависимости от их предназначения, значимости и процедуры принятия. Наиболее важные – итоговые решения Суда по существу любого из вопросов, перечисленных в пунктах 1, 2, 3 и 4 части первой статьи 3 Закона о Конституционном Суде (в том числе о соответствии федерального закона Конституции РФ, о ее толковании и т. п.) именуется постановлениями. Все иные решения именуются определениями, за исключением итогового решения по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, именуемого заключением (ст. 71). Суд принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием и сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов (ч. 2 ст. 74). Решение Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Оно действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Суда о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Акты или их отдельные положения, признанные не конституционными, утрачивают силу. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях. В случае, если признание нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется Конституция РФ (ст. 79).
Из анализа содержания названных положений Закона о Конституционном Суде становится очевидным исключительность и особое значение решений Суда для правового регулирования в России. Они:
- являются решениями первой и одновременно последней, окончательной судебной инстанции;
- обязательны для всех органов государственной власти, в том числе власти законодательной, исполнительной и судебной;
- способны активно влиять как на формирование законодательства, так и правоприменительной практики;
- влекут за собой последствия нормативного характера, в ряде случаев приобретают императивное значение для разрешения конкретных дел.
Неприкосновенность жилища
ст. 12 УПК:
1.Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения, за исключением случаев, предусмотренных ч.5 ст.165. (Когда неотлагательные обстоятельства. И это правильно- Азаров).
2.Обыск и выемка в жилище могут производиться на основании судебного решения, за исключением случаев, предусмотренных ч.5 ст.165 настоящего Кодекса.
Проблема: ст. 5 п.10. Жилище – индивидуально жилой дом…, а равно иное помещение и строение не входящее в жилой фонд, но используемый для проживания.
(Пример: для осмотра теплотрассы нужно судебное решение).
В случаях нетерпящих отлагательств ст. 165 можно войти в жилище против воли владельца, без судебного решения. (Он не установил такие случаи. Ответственность за результат берут следователь).
(Если все результаты прекрасны, но не было явных случаев неотложного вторжения – все судом перечёркивается).
1. Положения комментируемой статьи настоящего Кодекса в соответствии со ст. 10 Федерального закона "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" в части производства обыска и выемки в жилище, а также производства осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц по решению суда вступили в силу с 1 января 2004 г. До этого времени указанные следственные действия санкционировались прокурором. 2. Положения комментируемой статьи необходимо применять с учетом ст. 25 Конституции РФ. Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. 3. Действие принципа неприкосновенности жилища направлено на охрану частной жизни, личных и семейных тайн (ст. 23 Конституции). В понятие "частная жизнь" включается та область жизнедеятельности человека, которая не подлежит контролю со стороны государства. Личная и семейная тайны являются обособленными зонами личной жизни, когда разглашение определенных сведений является для человека нежелательным. 4. Действие данного принципа конкретизируется в отдельных нормах настоящего УПК РФ. В частности, следователь должен принять меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные при обыске и выемке обстоятельства частной жизни лица, в помещении которого был произведен обыск, его личная и (или) семейная тайна, а также обстоятельства частной жизни других лиц (ч. 7 ст. 182 УПК РФ); при обыске не должно допускаться не вызываемое необходимостью повреждение имущества. Участникам уголовного процесса запрещается разглашать данные предварительного следствия, включая сведения о частной жизни, без разрешения следователя или прокурора (ч. 3 ст. 161 УПК РФ). 5. Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни человека, составляющих его личную или семейную тайну, является преступлением и влечет уголовную ответственность (ст. 137 УК). 6. Понятие "жилище" - см. п. 10 ст. 5 УПК РФ. 7. Суды должны рассматривать материалы, подтверждающие необходимость проникновения в жилище, если таковые представляются в суд. По результатам рассмотрения материалов судьей выносится мотивированное постановление о разрешении провести оперативно-розыскные или следственные действия, связанные с проникновением в жилище, либо об отказе в этом (см. комментарий к ст. 165). В случае если судья не дал разрешение на производство указанных действий, уполномоченные на то органы и должностные лица вправе обратиться по тому же вопросу в вышестоящий суд. 8. О процессуальных гарантиях неприкосновенности жилища см. комментарий к ст. ст. 182 - 186 УПК РФ. 9. Нарушение неприкосновенности жилища граждан влечет уголовную ответственность (ст. 139 УК). Для обеспечения правильного применения законодательства и соблюдения прав граждан при производстве указанных действий следует учитывать Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 декабря 1993 г. <1>.
Тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений:
ст.13 УПК:
1.Ограничение права … допускается только на основании судебного решения.
2.Наложение ареста на почтовые и телеграфные отправления и их выемка в учреждениях связи, контроль и запись телефонных и иных переговоров могут производиться только на основании судебного решения.
В спец. статье УПК – основания следственного действия – запись переговоров.
Суть наложения ареста на почтово-телеграфные отправления: учреждение связи, основываясь на судебном решении, задерживает почтово-телеграфные отправления, незамедлительно уведомляя об этом следователя, без разрешения которого указанные отправления не могут быть доставлены адресату.
Арест, как представляется, может быть наложен лишь на корреспонденцию подозреваемых, обвиняемых и связанных с ними лиц.
Как уже отмечалось, формальным основанием для наложения ареста на указанные отправления является судебное решение. В исключительных случаях арест на указанные объекты может быть наложен на основании постановления следователя без получения судебного решения (ч. 5 ст. 165 УПК РФ).
Контроль и запись телефонных переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц допускается при производстве по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии достаточных оснований полагать, что переговоры указанных лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела.
1. Положения комментируемой и других статей настоящего Кодекса в соответствии со ст. 10 Федерального закона "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" в части наложения ареста на корреспонденцию и ее выемки в учреждениях связи по решению суда должны реализовываться уже в настоящее время. 2. Комментируемая статья сформулирована на основе и в развитие ст. 23 Конституции. Ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного решения. 3. Право граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных сообщений является гарантией неприкосновенности личной и семейной жизни. Частная жизнь, личная и семейная тайна - важнейшие духовные блага человека, персонифицирующие личность. Ограничение этого права, т.е. перлюстрация частной корреспонденции и прослушивание телефонных переговоров, допускается только на основании судебного решения. Данное конституционное положение (ст. 23) гарантируется положениями ст. 8 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности", ст. 11 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации", ст. 63 Федерального закона от 07 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи". 4. Суды должны принимать к своему рассмотрению материалы, подтверждающие необходимость ограничения права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. По результатам рассмотрения материалов судьей выносится мотивированное постановление о разрешении провести оперативно-розыскные или следственные действия, связанные с ограничением права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, либо об отказе в этом. В случае если судья не дал разрешение на производство указанных действий, уполномоченные на то органы и должностные лица вправе обратиться по тому же вопросу в вышестоящий суд (см. комментарий к ст. 165). 5. Закон об оперативно-розыскной деятельности позволяет начать прослушивание телефонных переговоров без решения суда в трех случаях: 1) при наличии угрозы совершения тяжкого преступления; 2) при наличии данных об угрозе государственной, военной, экономической или экологической безопасности России; 3) при наличии угрозы жизни, здоровью или собственности лица по его просьбе (или с его согласия) при прослушивании телефонных переговоров, ведущихся с его телефона. Постановление о прослушивании телефонных переговоров выносит орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, который уведомляет об этом суд (п. п. 1, 2) - в срок не позднее 24 часов, а по п. 3 - в срок, не превышающий 48 часов. 6. Результаты оперативно-розыскной деятельности, полученные с нарушением закона, влекут невозможность использования их в процессе доказывания по уголовному делу (ст. 89 настоящего УПК РФ и комментарий к ней). 7. Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни человека является преступлением и влечет уголовную ответственность (ст. 137 УК). Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений должностными и иными лицами влечет уголовную ответственность (ст. 138 УК).
Защитник. Лица, допускаемые в качестве защитника по уголовному делу. Полномочия защитника. Приглашение, замена и назначение защитника. Обязательное участие защитника в уголовном судопроизводстве. Отказ от защитника.
Защитник– лицо ,осуществляющее в установленном УПК порядке защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления и оказывающие им юридическую помощь. По общему правилу в качестве защитников допускаются адвокаты – лица, получившие статус адвоката, имеющие удостоверение и представившие ордер юридической консультации. В судебном заседании наряду с адвокатом допускаются близкие родственники и иные лица. У мирового судьи эти лица могут участвовать и вместо адвоката. По общему правилу защитник приглашается самим обвиняемым, подозреваемым либо по его поручению иными лицами. На явку приглашенного защитника закон отводит 5 суток, кроме одного исключения: в ситуации задержания подозреваемого – 24 часа. если в течение 5 суток защитник не явился то следователь самостоятельно применяет меры по назначению дежурного адвоката. Момент допуска защитника определен ст. 49 – с момента вынесения постановления в качестве обвиняемого, фактического задержания обвиняемого ,с момента возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица ,с момента вручения уведомления. Закон запрещает одному лицу осуществлять представительство интересов подозреваемых, обвиняемых, если их интересы противоречат друг другу.
Защитник приглашается подозреваемым, обвиняемым, его законным представителем, а также другими лицами по поручению или с согласия подозреваемого, обвиняемого. Подозреваемый, обвиняемый вправе пригласить несколько защитников.
По просьбе подозреваемого, обвиняемого участие защитника обеспечивается дознавателем, следователем или судом.
В случае неявки приглашенного защитника в течение 5 суток со дня заявления ходатайства о приглашении защитника дознаватель, следователь или суд вправе предложить подозреваемому, обвиняемому пригласить другого защитника, а в случае его отказа принять меры по назначению защитника. Если участвующий в уголовном деле защитник в течение 5 суток не может принять участие в производстве конкретного процессуального действия, а подозреваемый, обвиняемый не приглашает другого защитника и не ходатайствует о его назначении, то дознаватель, следователь вправе произвести данное процессуальное действие без участия защитника, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 — 7 части первой статьи 51 УПК РФ.
Если в течение 24 часов с момента задержания подозреваемого или заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу явка защитника, приглашенного им, невозможна, то дознаватель или следователь принимает меры по назначению защитника. При отказе подозреваемого, обвиняемого от назначенного защитника следственные действия с участием подозреваемого, обвиняемого могут быть произведены без участия защитника, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 — 7 части первой статьи 51 УПК РФ.
Участие защитника в уголовном судопроизводстве обязательно, если:
· подозреваемый, обвиняемый не отказался от защитника в порядке, установленном статьей 52 УПК РФ;
· подозреваемый, обвиняемый является несовершеннолетним;
· подозреваемый, обвиняемый в силу физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществлять свое право на защиту;
· судебное разбирательство проводится в порядке, предусмотренном частью пятой статьи 247 УПК РФ;
· подозреваемый, обвиняемый не владеет языком, на котором ведется производство по уголовному делу;
· лицо обвиняется в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше пятнадцати лет, пожизненное лишение свободы или смертная казнь;
· уголовное дело подлежит рассмотрению судом с участием присяжных заседателей;
· обвиняемый заявил ходатайство о рассмотрении уголовного дела в порядке, установленном главой 40 УПК РФ.
В случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5 части первой статьи 51 УПК РФ, участие защитника обеспечивается в порядке, установленном частью третьей статьи 49 УПК РФ, а в случаях, предусмотренных пунктами 6 и 7 части первой ст. 51 УПК, — с момента заявления хотя бы одним из обвиняемых ходатайства о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей либо ходатайства о рассмотрении уголовного дела в порядке, установленном главой 40 УПК РФ.
Если в случаях, предусмотренных частью первой статьи 51 УПК РФ, защитник не приглашен самим подозреваемым, обвиняемым, его законным представителем, а также другими лицами по поручению или с согласия подозреваемого, обвиняемого, то дознаватель, следователь или суд обеспечивает участие защитника в уголовном судопроизводстве.
Подозреваемый, обвиняемый вправе в любой момент производства по уголовному делу отказаться от помощи защитника. Такой отказ допускается только по инициативе подозреваемого или обвиняемого. Отказ от защитника заявляется в письменном виде. Если отказ от защитника заявляется во время производства следственного действия, то об этом делается отметка в протоколе данного следственного действия.
Отказ от защитника не обязателен для дознавателя, следователя и суда.
Отказ от защитника не лишает подозреваемого, обвиняемого права в дальнейшем ходатайствовать о допуске защитника к участию в производстве по уголовному делу. Допуск защитника не влечет за собой повторения процессуальных действий, которые к этому моменту уже были произведены.
Предоставляя задержанному, заключенному под стражу, обвиняемому право пользоваться помощью именно адвоката, ч. 2 ст. 48 Конституции в скобках указывает, что адвокат в данном случае выступает в процессуальной роли защитника. В полном соответствии с этими положениями действующий УПК (ч. 2 ст. 49) установил, что в качестве защитников по общему правилу допускаются только адвокаты. Однако по ходатайству обвиняемого суд может своим постановлением (определением) допустить в качестве защитника наряду с адвокатом одного из близких родственников обвиняемого или "иное лицо". Слово "наряду" в данном случае означает, что в отсутствие адвоката никакое иное лицо не может осуществлять защиту обвиняемого. Исключение из общего правила составляют лишь уголовные дела, рассматриваемые мировым судьей: в них иное лицо может осуществлять защиту обвиняемого и вместо адвоката. Уголовно-процессуальный кодекс не установил каких-либо требований, предъявляемых к иному лицу. Хотя в судебной практике признается, что суд может не допустить в качестве защитника близкого родственника или другое лицо, если по своим данным (образованию, наличию психических или физических недостатков и т.п.) такое лицо не может обеспечить эффективной защиты прав и законных интересов обвиняемого. Но кроме ходатайства обвиняемого для этого необходимо соблюдение еще одного условия: близкий родственник или иное лицо д.б. объективно способными оказывать обвиняемому именно юридическую, так как согласно ч. 1 ст. 49 УПК защитник — это лицо, осу-ющее защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающее им юридическую при произв-ве по уголу делу. Закон не требует, чтобы указанные лица обязательно имели официальное юридическое образование, однако суд должен убедиться, что они достаточно разобрались в юридической стороне данного угол. дела, чтобы, хотя бы с F1ю адвоката, оказывать своему подзащитному реальную юридическую. Допуск таких лиц не обязанность, а суда. При произ-ве у мирового судьи названные лица допускаются в процесс как наряду с адвокатом, так и вместо него. По смыслу ч. 2 ст. 49 допуск в качестве защитников близких родственников и иных лиц предусмотрен лишь в суд. стадиях процесса, т.к., во-первых, решение принимает суд, а во-вторых, речь идет т/о об обвиняемом, но не о подозреваемом. Обвиняемый же, по угол. делу которого назначено судебное разбирательство, именуется подсудимым (ч. 2 ст. 47).
Близкие родственники обвиняемого или иные лица могут быть допущены в качестве защитника только в ходе судебного производства. На стадии предварительного расследования в качестве защитников участвуют исключительно адвокаты. Данная норма была признана не противоречащей Конституции Постановлением Конституционного Суда РФ от 28.01.1997 № 2-П "По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 47 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан Б. В. Антипова, Р. Л. Гитиса и С. В. Абрамова". Решая этот вопрос, Суд исходил из того, что в соответствии со ст. 48 Конституции гражданам Российской Федерации гарантировано право именно на квалифицированную юридическую помощь, а членство в коллегии адвокатов (сегодня - в Федеральной палате адвокатов РФ) служит гарантией профессиональной квалификации юриста. Таким образом, Конституционный Суд РФ связал право обвиняемого на защиту и право на получение квалифицированной юридической помощи как взаимосвязанные конституционные гарантии прав и свобод личности.
В соответствии со ст. 49 УПК защитник участвует в деле с момента появления в нем подозреваемого (обвиняемого), т.е. с момента:
1) вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого;
2) возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица;
3) фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, в случаях:
а) предусмотренных ст. 91 и 92 УПК;
б) применения к нему в соответствии со ст. 100 УПК меры пресечения в виде заключения под стражу;
4) вручения уведомления о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном ст. 223.1 УПК;
5) объявления лицу, подозреваемому в совершении преступления, постановления о назначении судебно-психиатрической экспертизы;
6) начала осуществления иных мер процессуального принуждения или иных процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, подозреваемого в совершении преступления (в частности, с момента применения к подозреваемому любой меры пресечения, в том числе не связанной с содержанием под стражей).
Адвокат допускается к участию в уголовном деле в качестве защитника по предъявлении удостоверения адвоката и ордера, выдаваемого адвокатским образованием в порядке, установленном Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре.
Защитник приглашается подозреваемым (обвиняемым), его законным представителем, а также другими лицами по поручению или с согласия подозреваемого (обвиняемого). Подозреваемый (обвиняемый) вправе пригласить несколько защитников (защита по соглашению). По просьбе подозреваемого (обвиняемого), а также в случаях, предусмотренных законом, участие защитника обеспечивается дознавателем, следователем или судом (защита по назначению).
Защита по назначению имеет место в тех случаях, когда закон предусматривает обязательность участия защитника, а подозреваемый (обвиняемый) не воспользовался своим правом на приглашение защитника.
Участие защитника в уголовном судопроизводстве обязательно, если:
1) подозреваемый (обвиняемый) не отказался от защитника;
2) подозреваемый (обвиняемый) является несовершеннолетним;
3) подозреваемый (обвиняемый) в силу физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществлять свое право на защиту;
4) судебное разбирательство проводится в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 247 УПК1;
5) подозреваемый (обвиняемый) не владеет языком, на котором ведется производство по уголовному делу;
6) лицо обвиняется в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненное лишение свободы или смертная казнь;
7) уголовное дело подлежит рассмотрению судом с участием присяжных заседателей;
8) обвиняемый заявил ходатайство о рассмотрении уголовного дела в порядке, установленном гл. 40 УПК, или заключил досудебное соглашение о сотрудничестве в порядке гл. 40.1 УПК.
Если в перечисленных случаях защитник не приглашен самим подозреваемым (обвиняемым), его законным представителем, а также другими лицами по поручению или с согласия подозреваемого (обвиняемого), то дознаватель, следователь или суд обеспечивает участие защитника в уголовном судопроизводстве. Порядок обеспечения права на квалифицированную юридическую помощь устанавливается адвокатской палатой соответствующего субъекта РФ.
Гарантией права на квалифицированную юридическую помощь являются также положения ч. 5 ст. 51 УПК о том, что в случае, если адвокат участвует в производстве предварительного расследования или судебном разбирательстве по назначению дознавателя, следователя или суда, расходы на оплату его труда компенсируются за счет средств федерального бюджета. Поэтому право на квалифицированную юридическую помощь обеспечивается каждому нуждающемуся в ней независимо от его материальных возможностей.
Подозреваемый (обвиняемый) вправе в любой момент производства по уголовному делу отказаться от помощи защитника. Такой отказ допускается только по инициативе самого подозреваемого (обвиняемого). Отказ от защитника заявляется в письменном виде. Если данный акт происходит во время производства следственного действия, то об этом делается отметка в протоколе данного следственного действия. Однако отказ от защитника не лишает подозреваемого (обвиняемого) права в дальнейшем вновь ходатайствовать о допуске защитника к участию в производстве по уголовному делу (ч. 3 ст. 52 УПК) и не обязателен для дознавателя, следователя и суда (ч. 2 ст. 52 УПК). Эти правила гарантируют недопустимость отказа от защитника по мотивам отсутствия средств на оплату его труда. В то же время адвокат не может отказаться от принятой на себя защиты подозреваемого (обвиняемого), поскольку это значило бы отказ в гарантированном Конституцией праве не только на квалифицированную юридическую помощь, но и на защиту.
Полномочия защитника по УПК значительно расширены и, в целом, достаточны для оказания подзащитному квалифицированной юридической помощи. С момента допуска к участию в деле защитник имеет следующие права:
1. Иметь с подозреваемым (обвиняемым) свидания, которые по действующему законодательству предоставляются наедине без ограничения их количества и продолжительности, в том числе до первого допроса обвиняемого (подозреваемого). Уголовно-процессуальный кодекс (ч. 4 ст. 92) содержит лишь одно исключение из этого правила: при задержании лица по подозрению в совершении преступления и при необходимости производства процессуальных действий с его участием продолжительность свидания может быть ограничена дознавателем или следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника. Однако в любом случае продолжительность свидания не может быть менее двух часов.
Предоставление защитнику права иметь с подозреваемым и обвиняемым свидания наедине на конфиденциальной основе обеспечивает возможность своевременного (до первого допроса) согласования с подзащитным не только общей позиции, но и тактики, избираемой для ее реализации на разных этапах судопроизводства.
Обеспечение права на свидание не может быть поставлено в зависимость от предварительного допроса обвиняемого или подозреваемого либо производства других следственных действий.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 25.10.2001 №14-П "По делу о проверке конституционности положений, содержащихся в статьях 47 и 51 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР и пункте 15 части второй статьи 16 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", в связи с жалобами граждан А. П. Голомидова, В. Г. Кислицина и И.В. Москвичева" признал неправомерными и не соответствующими Конституции ограничения на свидания обвиняемого (подозреваемого) с адвокатом в зависимости от наличия разрешения на это от лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, ранее предусматриваемого п. 15 ч. 2 ст. 16 Федерального закона о содержании под стражей подозревае