Налоговая система Российской Федерации.
Налоговая система Российской Федерации.
Налоговая система РФ: основы и функции
Налоговая система — это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.
Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимости от уровня управления процессом налогообложения: Федеральные, региональные, местные.
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются Налоговым Кодексом.
Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Кодексом.
Налоги подразделяются также на прямые и косвенные.
Прямые налоги подразделяются на личные и реальные. Размер личных налогов определяется полученными доходами, реальные налоги исчисляются в зависимости от предполагаемых доходов.
Косвенные налоги подразделяются на универсальные и специальные. Универсальным является налог, которым облагается реализация практически любого товара. Обложению специальными налогами (например, акцизами) подлежит узкий, ограниченный перечень товаров.
По порядку исчисления налоги подразделяются на окладные и неокладные. Окладные налоги исчисляются налоговыми органами. К ним относится ряд налогов, уплачиваемых физическими лицами (транспортный налог, земельный налог). Налоги, исчисляемые частными лицами, считаются неокладными.
Целевые и общие (нецелевые) налоги. Налоги не могут увязываться с определенными расходами бюджета, они обеспечивают общую совокупность всех расходов государства.
В определенных случаях налог может носить целевую направленность, обусловленную интересами определенных групп населения либо отраслей хозяйств или ведомств.
Ординарные и чрезвычайные налоги. Чрезвычайные налоги вводятся в условиях каких-либо особых обстоятельств, к которым могут относиться стихийные бедствия, войны, блокады, техногенные аварии и катастрофы.
По объекту обложения могут быть: налоги на имущество, налоги на доходы (прибыль), на определенные виды деятельности.
Налоги и сборы также систематизируются по другим основаниям: налоги, уплачиваемые физическими лицами, организациями, смешанные налоги, уплачиваемые как физическими лицами, так и организациями.
НК РФ Основными функциями налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:
Фискальная, суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.
Распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.
Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.
Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.
(ст. 18) устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях НК РФ.
Налоговая система — это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.
Принципы построения НС РФ
Налоговая система Российской Федерации — это совокупность налогов и сборов, которые взимаются в пользу государства с физических и юридических лиц. Она строится на определенных принципах и регулирует налоговые взаимоотношения государства и плательщиков налогов и сборов.
Принципы налоговой системы РФ можно найти в Налоговом кодексе, в частности, в ст. 3 прописаны основные понятия. Если их обобщить, то можно выделить несколько принципов построения налоговой системы РФ:
Принципы налогообложения
Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. четыре основных принципа налогообложения:
· принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
· принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
· принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
· принцип экономии, который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.
Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации сформулированы в части I Налогового кодекса, третья статья которого устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах:
-- Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
-- Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
--Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
--Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
--Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
--Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.
--При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах 14 должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
-- Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)
Функции
Фискальная функция состоит в обеспечении доходов государственной бюджетной системы и находится под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики. Преобладающий интерес государства к реализации бюджетной (фискальной) функции естественным образом проявляется в стремлении максимально увеличить налоговые источники,
Регулирующая функция налогов и налоговой политики заключается в регулировании макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости.
Распределительная функция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают важным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.
Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но в то же время это самая «трудно настраиваемая» функция. Ее также называют функцией микроэкономического регулирования, поскольку она непосредственно взаимодействует с экономическими интересами юридических и физических лиц. Как и любая другая функция, стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма: систему льгот и поощрений, запретительные и ограничивающие ставки и другие инструменты налогового механизма.
Контрольная функция налогов выступает в качестве своего рода защитной функции: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государствам предприятий. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе. Контрольная функция налогов, опираясь на правовые механизмы, может эффективно реализовываться только на основе подчинения силе государственной власти и закону.
Формы реализации:
-изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика
-замена одних способов или форм налогообложения другими
-изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения
-введение или отмена налоговых льгот и преференций
-введение дифференцированной системы налоговых ставок
Типы налоговой политики
Формы налоговой НП
Политика максимальных налогов характеризуется практикой установления максимального числа налогов и повышением их ставок, сокращением числа льгот, что приводит к увеличению налогового бремени на экономику. Эта политика используется, как правило, в двух случаях. Во-первых, она популярна в период экономических кризисов или военных действий, когда необходимо существенно повысить мобилизацию финансовых ресурсов в государственный бюджет, увеличить объем госзакупок и инвестиций в определенные сектора экономики военного назначения, уменьшая социальные расходы.Приоритетом в данном случае являются фискальные цели, остальные цели второстепенны.
Политика экономического развития характеризуется практикой установления минимальной налоговой нагрузки на экономику. Снижение налоговых доходов бюджета сопровождается сокращением государственных инвестиций и значительным уменьшением социальных расходов. Существенно ослабляя налоговый прессинг на производителей, сохраняя определенный объем инвестиционных программ, данная политика ориентирована на стимулирование экономической активности бизнеса и применяется, как правило, в период экономического спада, дабы предотвратить наступление экономического кризиса. Приоритетными в данной политике выступают экономические цели.
Политика разумных налогов является определенным компромиссом между двумя вышеупомянутыми формами и характеризуется достаточно сбалансированным уровнем налоговой нагрузки, позволяющей не подавлять развитие экономики и при этом поддерживать значимый объем социальных расходов. Использование такой политики характерно в период стабильного экономического роста. Приоритетность целей данной политики рассредоточена между фискальными, экономическими и социальными целями.
Правила налоговой политики
Первое правило состоит в том, что распределение основной массы налогового бремени должно основываться на принципах социальной справедливости. При налогообложении сферы потребления принцип социальной справедливости выражается в льготном (пониженном) налогообложении товаров, продуктов и услуг, входящих в состав необходимого минимума потребления (основные продукты питания,
Второе правило состоит в том, что весь процесс налогообложения должен быть экономически эффективным, т.е. затраты государства и налогоплательщиков в связи с выполнением последними своих налоговых обязательств должны быть минимальными.
Третье правило устанавливает, что приоритетной целью налоговой политики является обеспечение необходимых условий для экономического развития и инвестиций в национальную экономику.Главной идеей здесь выступает принцип, установленный еще классиками политэкономической науки: налогообложение при всех ситуациях не должно выходить за пределы текущих доходов граждан и предприятий.
Четвертое правило требует, чтобы принятая система налогообложения не могла препятствовать законному праву каждого гражданина самостоятельно, своими силами и средствами в законном порядке обеспечивать достойное проживание себе и своей семье.
Пятое правило утверждает, что в основе налоговой политики государства должна быть заложена защита законных интересов нации в целом и каждого отдельного гражданина в частности.Государственная налоговая политика России должна защищать национальные интересы как внутри страны, так и за ее пределами.
Шестое правило рекомендует устанавливать основные налоговые режимы таким образом, чтобы они либо наказывали практику нарушения режима самосохранения или воспроизведения окружающей среды, либо способствовали накоплению финансовых средств в специальных фондах, используемых для восстановления природы и ее ресурсов.
Седьмое правило требует, чтобы государство воздерживалось от использования налогов и системы налогообложения в целом для вмешательства в хозяйственную и частную жизнь граждан.Граждане вправе возражать против неоправданного расширения прав налоговых органов и против использования налоговых средств для решения других задач государственных органов, не связанных непосредственно с финансовым обеспечением их деятельности.
Восьмое правило признает, что праву государства на взимание налогов непосредственно противостоит обязанность государства и его органов публично, своевременно и исчерпывающим образом информировать налогоплательщиков об их правах и обязанностях.
Девятое правило в применении к нашей стране состоит в том, что Россия придерживается принципа налоговой недискриминации в отношении граждан и предприятий других стран, но только в тех случаях, когда его применение не противоречит защите ее национальных интересов.
Десятое правило утверждает запрет двойного налогообложения. Во всех этих случаях государства — каждое в отдельности или на основе их сотрудничества — должны принимать все необходимые меры, чтобы исключить двойное налогообложение.
Одиннадцатое правило запрещает государству использовать свою эмиссионную политику как средство скрытого повышения налогообложения.
Двенадцатое правило устанавливает, что налогоплательщикам должно быть дано право учитывать при взыскании с них обязательных налоговых платежей имеющиеся встречные обязательства государства (его органов). В качестве альтернативного средства защиты от возможных налоговых штрафов и санкций за налогоплательщиком должно быть признано право авансовой (досрочной) уплаты налогов.
Налоговая политика ВОВ
Великая Отечественная война коренным образом перестроила народное хозяйство страны и внесла серьезные изменения в финансовую и налоговую политику. Поскольку экономический потенциал государства значительно сократился в связи с оккупацией западных регионов СССР, снизились доходы госбюджета.
В налоговой системе государства произошли существенные изменения:
− значительно повысились налоги и различные сборы с населения
− расширился круг налогоплательщиков в основном за счет привлечения к уплате налогов лиц, «не имеющих собственных доходов», т.е.
иждивенцев;
− более полно учитывалась налогооблагаемая база, в частности доходы крестьян от продажи на рынке своей продукции по повышенным ценам;
− изменился принцип взимания некоторых налогов (например, при введении в 1942 г. военного налога был использован давно забытый принцип подушного налога, который значительно упростил его администрирование).
Основные налоги стали повышаться уже с первых дней войны. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «Об установлении на военное время временной надбавки к сельскохозяйственному налогу и к подоходному налогу с населения». Плательщики надбавки подразделялись на две категории:
1) рабочие и служащие;
2) прочие плательщики.
Внутри каждой категории размер надбавки зависел от отношения плательщика к действительной военной службе или призыву в армию по мобилизации.
Надбавка была установлена в размере 100% к сумме сельскохозяйственного налога. Семьям колхозников и единоличников, имевшим военнослужащих, предоставлялись льготы: 1 военный – скидка 50%, 2 и более – полное освобождение. Сроки уплаты сельхозналога были передвинуты на 1 мес. вперед.
Кроме того, Президиум ВС СССР принял Указ «О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР», по которому налог распространялся на лиц, достигших 20- летнего возраста и не имевших детей. Мужчины от 50 лет и старше, а женщины с 45 лет и старше налог не платили.
Указом Президиума вводился военный налог «для покрытия военных расходов» с одновременной отменой надбавок к сельскохозяйственному и подоходному налогам. Его уплачивали все граждане СССР, достигшие 18-летнего возраста, «независимо от наличия источника дохода» Исключение составляли военнослужащие, находящиеся на фронте, члены их семей и инвалиды войны и труда 1-й и 2-й групп. Мужчины 60 лет и старше, а также женщины 55 лет и старше, пенсионеры платили налог лишь в том случае, если они имели самостоятельные источники дохода. Колхозники и единоличники уплачивали налог по твердой ставке. Необлагаемый минимум не устанавливался.
С кустарей, ремесленников, владельцев строений и других граждан, имевших доходы, налог взимался по «утроенным ставкам», установленным для рабочих и служащих. Ставка 100 руб. устанавливалась для иждивенцев. В результате количество плательщиков военного налога намного превысило число плательщиков сельскохозяйственного и подоходного налогов.
В налоговом администрировании применялась дифференцированная прогрессивная шкала налогообложения практически во всех сферах деятельности.
Следует отметить, что такие меры налоговой политики во время военного кризисного функционирования экономики были достаточно эффективными.
Налоговая система Российской Федерации.
Налоговая система РФ: основы и функции
Налоговая система — это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.