I. Судебно-следственная практика формирования системы доказательств по уголовному делу (постановка проблемы).
ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ № 16
дисциплины «Криминалистика»
(специальности 030501.65 «Юриспруденция», 030505.65 «Правоохранительная деятельность»)
по теме:
«ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»
Нижний Новгород -2011
Фондовая лекция дисциплины «Криминалистика» специальности 030501.65 – Юриспруденция, 030505.65 Правоохранительная деятельность по теме: «Основы формирования системы доказательств при расследовании преступлений» подготовлена для курсантов, слушателей и студентов очной формы обучения.
Автор:
А.Ф. Лубин - профессор кафедры криминалистики
Рецензенты:
1. доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Нижегородского института менеджмента и бизнеса к.ю.н., С.В. Дектярев
2. начальник кафедры уголовного процесса к.ю.н., доцент А.В. Федулов
Обсуждена и одобрена на заседании кафедры криминалистики Нижегородской академии МВД России «___» _____________2011 г. Протокол № ___.
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
Введение
1. Судебно-следственная практика формирования системы доказательств по уголовному делу (постановка проблемы).
2. Информационный уровень доказывания.
3. Логический уровень доказывания.
4. Программа «недостаточных» доказательств.
5. Рекомендации по составлению обвинительного заключения.
6. Заключение
7. Список использованных источников
Приложение: практика отмены необоснованных приговоров
Автор фондовой лекции ___________ А.Ф. Лубин
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемая фондовая лекция является заключительной по разделу Ш «Методология раскрытия и расследования преступлений» Потребность ее изложения вытекает из темы № 11. «Общая структура деятельности по раскрытию и расследованию преступлений». Именно в этой теме рассматривался вопрос о продукте (результатах) работы по уголовному делу. Этот вопрос вообще занимает одно из центральных мест в теории судебных доказательств. Вместе с тем и криминалистика имеет в таком вопросе свой аспект. Достаточно сказать, что в число закономерностей, которые изучает криминалистика, входит и закономерность исследования и использования доказательств при расследовании преступлений.[1]
Криминалисты вынуждены разрешать указанный вопрос и потому что никакая наука до сих пор не разрешила многих принципиальных положений: процесса анализа мыследеятельности при доказывании; процесса накопления и обработки доказательственной информации, выделения его уровней, ведущих к установлению истины.
Наконец, никакая наука еще не выяснила: являются ли, например, такие понятия, как собирание, проверка и оценка доказательств этапами доказывания или они должны рассматриваться как неразрывная мыслительная деятельность субъектов расследования.[2]
Итак, необходимо понять:
- существуют ли уровни процесса доказывания как разновременные, сменяющие друг друга стадии исследования, или познавательный процесс при доказывании единый, но в нем нужно различать «стороны» и «элементы»;
- каково содержание и практическое значение - подчеркнем это особо - методики доказывания.
Правильное разрешение данных положений не только логически завершает один из разделов учебного курса криминалистики, но, по-видимому, будет способствовать созданию прикладной «технологии» мыслительной деятельности сотрудников Службы криминальной милиции, а тем самым может повысить эффективность криминалистического анализа итоговой информации по уголовному делу.
Рекомендации по составлению обвинительного заключения.
5.1. Из того, что ранее было сказано, понятно: работа по составлению обвинительного заключения по уголовному делу требует от следователя аналитических способностей, умения осмыслить, переработать весь материал, выбрать правильный вариант его расположения (после того, как проведена оценка собранных доказательств по крайней мере на информационном уровне).
5.2. Рекомендуется на подготовительной стадии выбрать один из вариантов расположения материала: систематический, хронологический, поэпизодный, смешанный. В результате этой работы вся следственная документация, доказательства по делу должны быть представлены в форме кратких описаний всех эпизодов преступной деятельности, характеристик личностей и формул обвинения - все на отдельных карточках.
5.3. целесообразно на подготовительном этапе составлять и различные схемы, раскрывающие структуру и динамику преступной деятельности, преступные связи и хронологию эпизодов.[4]
5.4. По многоэпизодной и групповой преступной деятельности более всего подходит смешанный вариант систематизации. Это обусловлено тем, что по так называемым групповым делам невозможно распределить все материалы в хронологическом порядке или по эпизодам (поскольку одни и те же лица могут фигурировать в нескольких эпизодах).
5.5. При смешенном варианте систематизации материалов уголовного дела схема их расположения выглядит следующим образом:
- в первый том включаются: постановление о возбуждении уголовного дела; материалы, послужившие поводом и основанием к его возбуждению; документы, имеющие общее значение (например, акт ревизии); процессуальные документы (постановления о продлении срока следствия и содержания под стражей, о принятии дел к своему производству, о привлечении в качестве обвиняемых; протоколы допроса обвиняемых;
- последующие тома формируются по эпизодам преступной деятельности;
- предпоследний том содержит материалы, характеризующие личность обвиняемых (различные характеристики, справки спецпроверок, копии приговоров по ранее полученным судимостям и т.д.); - последний том - материалы окончания расследования и собственно обвинительное заключение.
5.6. По сложным групповым делам руководители следственных групп могут поручать составление отдельных фрагментов обвинительного заключения (описание некоторых эпизодов преступной деятельности, которые связаны между собой местом или временем).
5.7. Рекомендуется использовать тот методический подход, который представлен во 2-4 вопросах настоящей лекции. При этом анализ доказательств упорядочивается и за счет этого ускоряется, и за счет этого же меньше шансов допустить, следственно - судебную ошибку (см. вопрос 1-й данной лекции).
ВЫВОДЫ
I. Типичные ошибки следственной практики формирования систем доказательств по уголовным делам, т.е. составление обвинительных заключений имеют характер методических нарушений:
- «перескакивание» (некорректные связи между уровнями доказывания), когда доказательства информационного уровня сразу перено-| сятся на уровень логический;
- «перескакивание» через логический уровень доказывания на уровень предмета доказывания.
2. На информационном уровне решается вопрос о достоверности фактов, на логическом - достоверность эпизодов.
3. Проблема правдоподобных(вероятностных) доказательств должна быть снята на информационном уровне доказывания за счет:
- поиска новых докзательств, усиливающих доказательственную подсистему того или иного факта;
- исключение из обвинения того или иного факта (эпизода преступной деятельности).
4. При составлении обвинительного заключения нельзя недооценивать роль вспомогательной документации:
- аналитических карт, использовавшихся при расследовании уголовного дела;
- схем преступных связей;
- «эпизодных» карточек;
- специальных карточек (лицевых счетов);
- схем различных уровней доказывания.
ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ № 16
дисциплины «Криминалистика»
(специальности 030501.65 «Юриспруденция», 030505.65 «Правоохранительная деятельность»)
по теме:
«ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»
Нижний Новгород -2011
Фондовая лекция дисциплины «Криминалистика» специальности 030501.65 – Юриспруденция, 030505.65 Правоохранительная деятельность по теме: «Основы формирования системы доказательств при расследовании преступлений» подготовлена для курсантов, слушателей и студентов очной формы обучения.
Автор:
А.Ф. Лубин - профессор кафедры криминалистики
Рецензенты:
1. доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Нижегородского института менеджмента и бизнеса к.ю.н., С.В. Дектярев
2. начальник кафедры уголовного процесса к.ю.н., доцент А.В. Федулов
Обсуждена и одобрена на заседании кафедры криминалистики Нижегородской академии МВД России «___» _____________2011 г. Протокол № ___.
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
Введение
1. Судебно-следственная практика формирования системы доказательств по уголовному делу (постановка проблемы).
2. Информационный уровень доказывания.
3. Логический уровень доказывания.
4. Программа «недостаточных» доказательств.
5. Рекомендации по составлению обвинительного заключения.
6. Заключение
7. Список использованных источников
Приложение: практика отмены необоснованных приговоров
Автор фондовой лекции ___________ А.Ф. Лубин
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемая фондовая лекция является заключительной по разделу Ш «Методология раскрытия и расследования преступлений» Потребность ее изложения вытекает из темы № 11. «Общая структура деятельности по раскрытию и расследованию преступлений». Именно в этой теме рассматривался вопрос о продукте (результатах) работы по уголовному делу. Этот вопрос вообще занимает одно из центральных мест в теории судебных доказательств. Вместе с тем и криминалистика имеет в таком вопросе свой аспект. Достаточно сказать, что в число закономерностей, которые изучает криминалистика, входит и закономерность исследования и использования доказательств при расследовании преступлений.[1]
Криминалисты вынуждены разрешать указанный вопрос и потому что никакая наука до сих пор не разрешила многих принципиальных положений: процесса анализа мыследеятельности при доказывании; процесса накопления и обработки доказательственной информации, выделения его уровней, ведущих к установлению истины.
Наконец, никакая наука еще не выяснила: являются ли, например, такие понятия, как собирание, проверка и оценка доказательств этапами доказывания или они должны рассматриваться как неразрывная мыслительная деятельность субъектов расследования.[2]
Итак, необходимо понять:
- существуют ли уровни процесса доказывания как разновременные, сменяющие друг друга стадии исследования, или познавательный процесс при доказывании единый, но в нем нужно различать «стороны» и «элементы»;
- каково содержание и практическое значение - подчеркнем это особо - методики доказывания.
Правильное разрешение данных положений не только логически завершает один из разделов учебного курса криминалистики, но, по-видимому, будет способствовать созданию прикладной «технологии» мыслительной деятельности сотрудников Службы криминальной милиции, а тем самым может повысить эффективность криминалистического анализа итоговой информации по уголовному делу.
I. Судебно-следственная практика формирования системы доказательств по уголовному делу (постановка проблемы).
1.1. Игнорирование закономерностей доказательственного процесса вызывает на практике многочисленные ошибки. Одна из них состоит в «перескакивании» от первичных доказательств к предмету доказывания (ст.73 УПК РФ). Поясним это примером. При расследовании кражи из сельского магазина, в частности, в ходе осмотра места происшествия, на витринном стекле обнаружен и изъят след пальца руки. Согласно заключению эксперта, данный след оставлен Петровым, ранее судимым.
Обстоятельства дела оперативному работнику и следователю представлялись очевидными: Петров и есть то лицо, которое совершило кражу. Между тем, Петров, являясь жителем того поселка, где расположен магазин, мог оставить след руки как покупатель. Иными словами, заключение эксперта свидетельствует лишь о факте пребывания Петрова в магазине. И не более. Во всех подобных случаях процесс доказывания не завершен, установлены лишь факты, имеющие лишь промежуточное значение. Связь этого факта многозначна и требует доказывания на новом, более высоком уровне.
1.2. Аналогичные ошибки допускаются при переоценке доказательственного значения факта опознания лица или предмета, факта обнаружения того или иного вещественного доказательства при производстве обыска, факта задержания лица на месте происшествия и т.д.
1.3. Ошибки другого рода состоят в том, что доказательства, * которые доказывают какой-либо факт, противоречат друг другу и не образуют должной подсистемы аргументов.
Так, например, по делу о хищении денежных средств имелись показания главного инженера совхоза о том, что он заплатил за работу крановщику 500 руб. В деле есть и показания крановщика, что он этих денег не получал. Очной ставки между этими лицами не проводилось.
1.4. Наконец, в уголовных делах встречаются и такие ошибки, которые свидетельствуют о перестраховке.
Так, по делу об убийстве, которое было совершено в условиях очевидности, собраны доказательства (показания 10 очевидцев) того, что именно данное лицо своими действиями (пинал ногами в живот беременной женщины) причинил смерть потерпевшей. Показания очевидцев не противоречили друг другу, иные материалы дела также подтверждали данное событие. Тем не менее следователь назначил экспертизу по исследованию микрочастиц (однородны ли микрочастицы на сапогах обвиняемого и на пальто потерпевшей). Надо полагать экспертное заключение уже не может ни усилить, ни ослабить сформированную подсистему доказательств механизма преступления.
1.5. Известно, что так называемый обвинительный уклон имеет не только и не столько политическую подоплеку. Практические работники в явном или не явном виде пытаются получить «хорошие» статистические показатели своей деятельности. При этом они рассматривают обвинительный приговор как единственное доказательство своей «победы». Однако должно быть ясно, что в конкретных ситуациях конкретного расследования истину вообще можно не установить. И суть не в том, что «вину доказать не удалось», а в том, что не представилось возможным установить истину по делу.
1.6. Нужно заметить: часты ошибки, которыми пользуются некоторые защитники (адвокаты).
Если какой-либо эпизод преступной деятельности не подкреплен достаточными доказательствами, то это служит формальным поводом для ходатайства о возвращении уголовного дела на доследование. Такого бы не случилось, если бы следователь вовремя принял одно из двух решений: либо усилить эпизод необходимыми дополнительными доказательствами, либо исключил бы этот' эпизод из обвинительного заключения.
1.7. Итак, обвинительное заключение можно и нужно рассматривать как своеобразную систему доказательств по уголовному делу. Формирование такой системы не сводится к простому описанию расследованного события, а речь должна идти о специальной методики оценки доказательств, их систематизации по соответствующим уровням