Система и полномочия органов, осуществляющих управление в области использования и охраны земель.

Государственное управление в области использования и охраны земель осуществляют представительные (Президент РФ, Совет Федерации и Государственная Дума, соответствующие органы субъектов РФ) и исполнительные органы власти.

Исполнительные органы власти: органы общей компетенции (Правительство РФ, соответствующие органы субъектов РФ, органы МСУ) и органы специальной компетенции (Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (ФАКОН), Министерство природных ресурсов, органы санитарно-эпидемиологической службы и архитектурно-градостроительной службы).Органы специальной компетенции подотчетны органам общей компетенции, они подразделяются на: функциональные и отраслевые. Каждый из исполнительных органов в пределах своей компетенции осуществляет функции управления в области использования и охраны земель независимо от того, в чьей собственности, пользовании или ведомственном управлении находятся земли.

ФАКОН — ведущий органы специальной компетенции федеральной исполнительной власти (общее государственное управление и контроль за земельным фондом страны).

Отраслевые органы — различные министерства и ведомства, в ведении которых находятся земли определенного целевого назначения (Министерство с/х, Министерство транспорта, Министерство финансов).

Компетенция федеральных органов исполнительной власти по управлению земельным фондом:

· установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;

· установление ограничений оборотоспособности земель;

· государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля и ведения государственного земельного кадастра;

· установление порядка изъятия (выкупа) земель для государственных или муниципальных нужд;

· изъятие (выкуп) земель для нужд РФ;

· разработка и реализация федеральных программ по использованию и охране земель;

Компетенция органов исполнительной власти субъектов РФ в области управления использованием и охраной земель:

· разработка и принятие НПА в области регулирования земельных отношений в соответствии с федеральным законодательством;

· установление границ и правового режима особо охраняемых территорий регионального значения;

· отмена противоречащих земельному законодательству административных актов органов МСУ;

· установление предельных норм предоставления земельных участков;

· установление (утверждение) и изменение административных границ районов на территории субъекта РФ;

· установление (утверждение) и изменение городской и поселковой черты, генеральных планов городов и поселков окружного, областного, краевого и республиканского значения;

· определение размеров и порядка взимания платы за землю и установление региональной нормативной цены земли;

· определение порядка изменения целевого назначения земель и перевода их из одной категории в другую;

· утверждение региональных программ и схем рационального использования и охраны земель;

· установление льгот по налогам за землю;

· изъятие, в т.ч. выкуп, земель для государственных нужд;

· организация проведения работ по землеустройству, земельному кадастру, мониторингу и контролю за использованием и охраной земель.

Компетенция органов МСУ в административных границах соответствующих муниципальных образований:

· предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам в собственность или пользование;

· изъятие (в том числе выкуп) и предоставление земельных участков для муниципальных нужд;

· планирование использования земель и контроль за правильностью их использования в границах муниципальных образований;

· организация работ по землеустройству, земельному кадастру, мониторингу земель, реализации генеральных планов и проектов планировки и застройки населенных пунктов в пределах, определяемых органами исполнительной власти субъектов РФ;

· установление размеров платы за землю и льгот по земельному налогу для отдельных плательщиков, базовых ставок арендной платы за землю;

· взимание платы за землю;

· установление (корректировка) зональной нормативной цены земли в соответствии с действующим законодательством;

· установление предельных норм наделения граждан земельными участками в установленных законодательством случаях;

· охрана права собственности на землю и права землепользования.

Указ президента РФ «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» от 20.05.2004:

Министерство природных ресурсов Российской Федерации:

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;

Федеральное агентство водных ресурсов;

Федеральное агентство лесного хозяйства;

Федеральное агентство по недропользованию.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации:

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;

Федеральное агентство по рыболовству;

Федеральное агентство по сельскому хозяйству.

Министерство экономического развития и торговли РФ:

Федеральная таможенная служба;

Федеральное агентство по государственным резервам;

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости;

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

Постановление правительства РФ «Об утверждении положения о ФАКОН» от 19.08.2004.

Наши рекомендации