Общая часть земельного права
Общая часть земельного права
Общая часть земельного права включает такие правовые институты, которые содержат наиболее важные положения, определения и принципы, имеющие общее для всей отрасли значение. Эти институты оказывают решающее влияние на формирование содержания и состава институтов особенной части.
Правовые институты, составляющие общую часть земельного права:
1. право собственности на землю;
2. право пользования землей;
3. право управления в области землепользования;
4. землеустройства, предоставления и изъятия земли, планирования использования земли;
5. государственного земельного кадастра, контроля за использованием земли;
6. правовой охраны земель, мелиорации, рекультивации и воспроизводства плодородия угодий;
7. правовое регулирование платы за землю.
Сложным является правовой институт юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.
Особенная часть земельного права
Правовые институты особенной части подчинены институтам общей части, и их содержание касается определенного вида земельных отношений. Сфера их действия ограничена конкретной категорией земель, выделенной в зависимости от основного целевого назначения земель.
Правовые институты особенной части земельного права:
· правовой режим земель сельскохозяйственного назначения;
· правовой режим земель поселений;
· правовой режим земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
· правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов;
· правовой режим земель лесного фонда;
· правовой режим земель водного фонда;
· правовой режим земель запаса.
Подотрасли земельного права:
В состав земельного права входит несколько подотраслей. Правовой режим практически каждой категории земель охватывает соответствующую подотрасль земельного права. Так, правовой режим земель поселений, кроме земельного права, определяется также градостроительным правом; правовой режим земель промышленности, энергетики и т.д. — в определенной мере горным правом; земель особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного фонда — соответственно лесным правом; земель водного фонда — водным правом.
Принципы земельного права.
1. Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека,согласно которому регулирование земельных отношений осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей части природы, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как о недвижимости, об объекте права собственности и иных прав на землю.
2. Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей средыи средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимости, согласно которому собственники земельных участков осуществляют свои правомочия свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
3. Приоритет охраны жизни и здоровья человека,согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни или предотвратить негативное воздействие на здоровье человека.
4. Участие граждан, общественных организаций и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю,согласно которому они вправе принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель, а органы государственной власти, местного самоуправления, субъекты хозяйственной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия.
5. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов,согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе участков.
6. Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий РФ,согласно которому изменение целевого назначения ценных земель с/х назначения, земель, занятых защитными лесами, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается.
7. Платность использования земли,согласно которому использование земли осуществляется за плату, если иное не установлено законом.
8. Деление земель по целевому назначению на категории,согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями закона.
9. Разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ, субъектов РФ и муниципальных образований,согласно которому правовые основы разграничения устанавливаются федеральными законами.
10. Дифференцированный подход к установлению правового режима земель,согласно которому при определении их режима должны учитываться природные, социальные, эк. и другие факторы.
11. Сочетание интересов общества и законных интересов граждан,согласно которому регулирование земельных отношений осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий граждан на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащими им участками.
12. Разграничения действия норм гражданского законодательства и земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель.
13. Государственное регулирование приватизации земли.
Источники земельного права.
Под источниками земельного права понимаются общеобязательные предписания, выраженные в законодательных и иных нормативных правовых актах компетентных государственных и муниципальных органов Российской Федерации либо в фиксированных результатах непосредственного волеизъявления народа по поводу использования и охраны земель в Российской Федерации.
Федеральный уровень, уровень субъектов Российской Федерации, уровень органов местного самоуправления.
3.8. Особое место среди источников земельного права занимают международные правовые акты, ратифицированные Российской Федерацией. В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
- Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия;
- Конвенция Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке от 17 июня 1994 г.
1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
ст.8, признающая равенство всех форм собственности и провозглашающая принцип ее защиты;
ст. 9, устанавливающая, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; а также предусматривающая, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности;
ст.36, провозглашающая частную собственность на земельные участки и предусматривающая формы собственности на земельные участки; санкционирующая свободное распоряжение ими, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает права и законные интересы иных лиц;
ст.42, закрепляющая право каждого на благоприятную окружающую среду;
ст.58, устанавливающая обязанность каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам;
ст. 72, относящая земельное законодательство к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также относящая к совместному ведению вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничение государственной собственности.
Принцип совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в названных сферах означает, что в данной сфере издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом, федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии со статьей 36 Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяется на основании федерального закона.
ФКЗ
3. Федеральными законами регулируются такие важные вопросы, как, условия и порядок пользования землей, распоряжение землей, функционирование земельного рынка, государственное управление земельными ресурсами и другие.
В настоящий момент действуют:
Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ
ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ.
Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации
- Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»,
- Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»,
- Федеральный закон от 4 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»,
- Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»,
- Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».
Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ
ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ;
Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ;
ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. №№ 122-ФЗ.
4. Ведущее место в структуре подзаконных правовых актов принадлежит указам Президента Российской Федерации. Являясь главой государства и гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, Президент РФ издает указы и распоряжения. Они не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам и обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации (ст. 90 Конституции РФ).
В период становления новой российской государственности Президент активно использовал свое право в области издания нормативных правовых актов.
Например,
Указ Президента РФ от 24.12.1993 N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации"
Во исполнение положений статьи 15 ЗК Российской Федерации Президентом Российской Федерации в 2011 году был принят Указ от 9 января 2011 г. N 26 "Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками", вступивший в силу 19 января 2011 г.
5. Правительство Российской Федерации принимает обязательные к исполнению постановления и распоряжения (п. 2 ст. 115 Конституции РФ).
- Постановление Правительства РФ от 02.01.2015 N 1 (ред. от 15.12.2016) "Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре"
- постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. № 688 «Об утверждении правил установления на местности границ объектов землеустройства»;
- постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 161 «Об утверждении положения о предоставлении в аренду без проведения аукциона лесного участка, в том числе расположенного в резервных лесах, для выполнения изыскательских работ».
6. приказы и другие правовые акты федеральных министерств и ведомств, таких, как Министерство экономического развития, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. в них чаще всего детализируются положения НПА более высокого уровня, что способствует их правильному пониманию и толкованию.
- Приказ Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.09.2011 N 21942)
- Приказ Минэкономразвития РФ от 14 ноября 2006 г. № 376 “Об утверждении административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги “Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства”
7.В соответствии с принципом совместного ведения РФ и субъектов РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды РФтакже законы и подзаконные НПА.
Нормативными правовыми актами субъектов РФ могут регулироваться отношения, возникающие при использовании земель, находящихся в собственности субъектов РФ.
- определяются процедура и критерии предоставления земельных участков гражданам для целей, не связанных со строительством,
- устанавливаются максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно;
- предусматривается порядок определения размеров арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения;
- порядок отнесения земель к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения и порядок их использования и пр.
«Опережающее» нормотворчество.
8. НПА ОМС могут регулироваться отношения, возникающие при использовании земель, находящихся в муниципальной собственности. Например:
- определяются критерии и процедура предоставления земель, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством;
- максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно;
- порядок использования и охраны земель особо охраняемых природных территорий местного значения;
- определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты земельного налога, а также установление налоговых льгот (Налоговых кодекс).
5. Земельные правоотношения; понятие, содержание, виды, субъекты, объекты.
В целях реализации прав, связанных с использованием и охраной земель, общество, граждане и юридические лица, государство и его органы вступают в отношения, регулируемые нормами ЗП — земельные правоотношения — предмет ЗП; включают:
· Норма права — которой необходимо руководствоваться при решении тех или иных земельно-правовых вопросов;
· Субъекты права — участники земельных отношений;
· Объект права — земельный участок, по поводу которого возникают земельные правоотношения, а также недвижимое имущество, которое прочно связано с землей; Земельные участки образуются в соответствии со статьей 11.2 ЗК Российской Федерации пятью способами:
1. при разделе,
2. при объединении,
3. при перераспределении земельных участков,
4. при выделе из земельных участков,
5. из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
· Содержание земельных правоотношений — права и обязанности их участников.
Классификация земельных правоотношений по основному хозяйственному назначению земель:
1. отношения, складывающиеся в процессе с/х производства;
2. при использовании земли в промышленности и строительстве;
3. в лесном хозяйстве;
4. при выделении и использовании земель поселений (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов).
Классификация земельных правоотношений по функциональному назначению:
1. регулятивные — урегулированные нормами ЗП земельные отношения, которые выражаются в совершении участниками данных отношений позитивных действий;
2. правоохранительные — вызываются аномалией, отклонением в поведении участника земельных отношений от нормы закона — возникают по поводу правонарушений.
Земельные отношения могут быть также:
1. материальные — соответствуют нормам, устанавливающим существенные права и обязанности участников отношений;
2. процессуальные — соответствуют нормам, устанавливающим формы реализации материальных норм (порядок подачи заявлений, ходатайств о продаже земли; проведения торгов).
По содержанию (совокупность прав и обязанностей субъектов правоотношений):
· правоотношения собственности на землю: в зависимости от субъектов: правоотношения частной, муниципальной и государственнойсобственности на землю
· правоотношения по использованию земельных участков на правах, производных от права собственности, то есть права на землю лиц, которые не являются ее собственниками: в зависимости от вида права, на котором используется земельный участок: правоотношения пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования, арендные и сервитутные. Права и обязанности пользователя определяются не только законодательством, но и соглашением между ним и собственником.
· земельные правовые отношения в сфере управления земельными ресурсами: в зависимости от направленности деятельности по управлению земельными ресурсами: правоотношения по ведению земельного кадастра; планированию использования земель; ведению мониторинга земель; ведению землеустройства; контролю за соблюдением земельного законодательства.
· охранительные земельные правоотношения (охрана прав собственности, земли как природного объекта)
По характеру (в зависимости от правового режима категории земель) выделяют: земельные правоотношения по поводу использования и охраны земель:
· с/х назначения;
· поселений;
· промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и иного специального назначения;
· особо охраняемых территорий и объектов;
· водного фонда и лесного фонда
Субъекты земельных правоотношений (носители прав и обязанностей в этих отношениях) — те лица, которых действующее законодательство наделило юридическим свойством (правосубъектностью), позволяющим участвовать в земельных правоотношений: РФ и ее субъекты, органы государственной власти и органы МСУ, осуществляющие функции распоряжения гос. и муниципальной собственностью и государственного земельного управления, физические (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства) и юридические лица.
Объекты земельный правоотношений: земля как природный объект и природный ресурс является объектом в сфере государственного управления, охраны; земельные участки (часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке. Бывают делимые (может быть разделен на части, каждая из которых образует самостоятельный земельный участок; не изменяется целевое назначение) и неделимые (изменяется целевое назначение после раздела); части земельных участков.
Содержание земельных правоотношений — права и обязанности, в соответствии с которыми должны действовать его участники.
Субъективное право — предусмотренная юридической нормой мера возможного поведения участника правоотношения (право на обладание определенным благом; право на совершение конкретного действия или на бездействие; право потребовать от обязанного лица определенного поведения; право на защиту).
Юридическая обязанность — обеспеченная нормой права, мера должного поведения участника правоотношения: активные (необходимость действия) и пассивные (необходимость воздержания от совершения действия).
Основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений - правоотношений являются юридические факты – определенные жизненные ситуации, условия, обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридические факты делятся на действия и события.
События происходят помимо воли человека. (рождение, заключение брака, уничтожение имущества стихийным бедствием, извержение вулкана, смерть и пр.)
Действия – волевые акты, результат поведения людей. (договоры или иные сделки). К ним также относятся акты органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также судебные решения в защиту земельных прав.
6. Образование земельных участков. Особенности образования земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Порядок раздела, выдела, объединения и перераспределения земельных участков.
Действующим законодательством под формированием (образованием) земельных участков понимается, по сути, постановка таких участков на государственный кадастровый учет.
Именно кадастровый учет подтверждает существование определенного земельного участка с характеристиками, позволяющими определить такой участок в качестве индивидуально-определенной вещи.
Согласно земельному законодательству образование земельных участков происходит при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, образование земельных участков возможно:
· во-первых, путем образования новых земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
· во-вторых, путем преобразования (раздела, объединения, перераспределения или выдела) уже существующих (сформированных и поставленных на государственный кадастровый учет) земельных участков;
Граждане, в том числе являющиеся индивидуальными предпринимателями, и юридические лица в процессе осуществления хозяйственной деятельности достаточно часто сталкиваются с необходимостью образования (формирования) земельных участков. В большинстве случаев такая необходимость связана с оформлением прав на участки, в том числе занятые объектами недвижимости, находящимися в собственности указанных лиц.
Исходя из обозначенных способов образования земельных участков, следует привести следующие примеры наиболее частых случаев необходимости образования (формирования) земельных участков.
Образование земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
2. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
3. Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:
1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;
2) из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;
3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;
4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;
5) для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
Следует обратить внимание, что в данном случае образование земельного участка происходит из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а не из конкретного земельного участка, т.е. образование (формирование) участка происходит впервые.
Необходимость такого образования земельного участка, во-первых, может быть обусловлена целями его дальнейшего предоставления для строительства.
Во-вторых, нередки случаи, когда земельный участок предоставлялся физическому или юридическому лицу задолго до вступления в силу ЗК РФ, но до настоящего момента не был сформирован и поставлен на учет, т.е. границы его не установлены на местности, участку не присвоен кадастровый номер. У указанных лиц имеются документы о предоставлении участка, как правило, на праве постоянного (бессрочного) пользования, но государственный кадастровый учет участка не проведен. В целях оформления прав на такой участок, в том числе путем его выкупа (приватизации), необходимо образовать (сформировать) такой участок. В данном случае образование участка также является первичным.
Образование земельного участка из существующего участка или участков.
Раздел земельного участка
1. При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
2. При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
3. При разделе земельного участка, находящегося в общей собственности, участники общей собственности сохраняют право общей собственности на все образуемые в результате такого раздела земельные участки, если иное не установлено соглашением между такими участниками.
4. Раздел земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства, огородничества или дачного строительства либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
5. Раздел земельного участка, предоставленного для комплексного освоения, осуществляется лицом, с которым заключен договор о комплексном освоении территории в отношении такого земельного участка, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.
6. При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
7. В целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:
1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;
2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
АРЕНДА
1.Указ или распоряжение президента РФ
2.Распоряжение правитльства( для реализации всевозможных проектов)
3.в связи с недропользованием
4.для выполнения международных обязательств
5.особо экономическая зона
ПБП
1.Гос власти и органам местного самоуправления
2.Гос бюджетные учреждения
3.Казенные предприятия
4.Центры исторического наследия
БеЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ
1.в виде служебных наделов
2.религиозным организациям
3.для лпх, не более 6 лет
4. для с/х, не более 5 лет
20. Приобретение права на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности на торгах (конкурсах, аукционах).
Торги по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды проводятся в целях обеспечения равного доступа граждан и юридических лиц к приобретению прав на земельный участок. Решение о проведении торгов принимается органом государственной власти или МСУ, уполномоченным на распоряжение земельными участками. Информация о проведении торгов — в общедоступных СМИ. Результаты торгов — протокол, на его основании — заключение договора купли-продажи или аренды земельного участка с победителем торгов.
Предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого участка (статья 38 ЗК РФ).
В качестве продавца выступает исполнительный орган государственной власти или орган МСУ.
Организатор торгов — собственник или действующая на основании договора с ним специализированная организация. Собственник определяет форму проведения торгов, начальную цену предмета торгов и сумму задатка.
Порядок организации и проведения торгов по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 №808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков».
Торги проводятся в форме аукционов или конкурсов. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу — лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реального имущественного права. Аукцион или конкурс, в котором участвовал только одни участник, признаются несостоявшимися.
Статья 448 ГК РФ: аукционы и конкурсы бывают открытыми (может участвовать любое лицо) и закрытыми (участвуют специально приглашенные лица).
Извещение о торгах должно быть сделано организатором не менее чем за 30 дней до их проведения; должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения (оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торга, сведения о начальной цене).
Если иное не предусмотрено законом, организатор открытых торгов вправе отказаться от аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от конкурса — не позднее чем за 30 дней.
Правила организации и проведения торгов (конкурсов и аукционов) определены в статьях 1057 — 1059 ГК РФ — направлены против сговора, злоупотреблений и коррупции продавцов и организаторов, монополизма в продаже земельных участков.
Понятие, состав, особенности использования и охраны земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, обороны и безопасности и иного специального назначения.
Глава 16 ЗК РФ: Землями промышленности и землями иного спец. назначения признаются земли, расположенные за чертой поселений; они подразделяются на:
1) земли промышленности;
2) земли энергетики;
3) земли транспорта;
4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;
5) земли для обеспечения космической деятельности;
6) земли обороны и безопасности;
7) земли иного специального назначения.
Целевое назначение — используются и предназначены: для обеспечения деятельности организаций; эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности; осуществления иных задач.
Правовой режим земель промышленности подчинен интересам развития промышленных отраслей хозяйства РФ. Предназначены для размещения объектов промышленности (в целях обеспечения деятельности промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения зданий, строений, сооружений, а также устанавливаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования). Размеры земельных участков определяются в соответствии с утвержденными нормами или проектно-технической документацией. Земельные участки (если они не изъяты из оборота) могут быть предоставлены в собственность всем участникам земельно-правовых отношений для осуществления деятельности в сфере промышленного производства.
Правовой режим земель энергетики — используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики (для обеспечения, прежде всего, атомной и электроэнергетической отраслей). В целях обеспечения деятельности могут предоставляться земельные участки для размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, тепловых станций; размещения воздушных линий электропередачи, наземных сооружений кабельных ЛЭП, подстанций, распределительных пунктов. Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством РФ. Значительная часть земель атомной энергетики изъята из оборота.
Правовой режим транспорта — в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов транспорта предоставляются земельные участки для:
· ж/д транспорта (размещения ж/д путей; строений, зданий, со<