Право собственности государства.
Важными особенностями правового положения субъектов публичной собственности являются:
1) во-первых, наличие у них особых, властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности;
2) во-вторых, осуществление этого права в публичных (общественных) интересах.
Публичная собственностьв соответствии с российским законодательством имеет две разновидности — государственную и муниципальную собственность. Право государственной собственности характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты - республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собственность). Следовательно, субъектами права государственной собственности выступают именно соответствующие государственные (публично-правовые) образования в целом, т.е. Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края, области и т.д., но не их органы власти или управления (п. 3 ст. 214).
Муниципальная собственность относится к публичной частной собственности, поскольку ее субъекты являются публично-правовыми образованиями. Муниципальная собственность является разновидностью государственной собственности и представляет собой самостоятельный вид публичной собственности.
Субъектами права муниципальной собственности объявлены городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом. От имени соответствующего муниципального образования - собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять те или иные его органы, что не делает их собственниками соответствующего имущества.
Владельцами принадлежащих государству акций долей участия приватизированных предприятий выступают соответствующие фонды государственного имущества. А при продаже с аукционов конфискованных в пользу государства предметов контрабанды от имени отчуждателя выступают соответствующие таможенные органы.
В качестве объектов как государственной, так и муниципальной собственности могут выступать различные виды недвижимости, включая земельные участки, предприятия и другие имущественные комплексы, жилищный фонд и нежилые помещения, здания и сооружения производственного и непроизводственного назначения, а также оборудование, транспортные средства и иные «средства производства» и предметы бытового, потребительского характера. В состав публичного имущества входят и принадлежащие публично-правовым образованиям ценные бумаги, в частности акции приватизированных предприятий, ставших акционерными обществами, вклады в банках и других кредитных учреждениях, и но странная валюта и валютные ценности, а также различные памятники истории и культуры. Все государственное имущество, за исключением прямо определенного в качестве муниципальной собственности, предполагается федеральным. Последнее разделено на исключительно федеральное имуществои на имущество,которое м.б. передано в собственность субъектов федерации.
Находящееся вгосударственной или муниципальной собственности имущество подразделяется на две части. Одна часть закрепляется за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями на ограниченных вещных правах право хозяйственного ведения или оперативного управления. По смыслу закона имущество учреждений и казенных предприятий также не должно обращаться на погашение долгов создавшего их публичного собственника, если только последний не изымает это имущество в установленном законом порядке {п. 2 ст. 296 ГК) либо не ликвидирует созданное им ЮЛ и забирает остаток имущества после удовлетворения требований всех кредиторов (п. 7 ст. 63 ГК), что, впрочем, возможно и применительно к обычному предприятию (п. 1 ст. 295 ГК).
Имущество, не закрепленное за предприятиями и учреждениями (нераспределенное государственное или муниципальное имущество), прежде всего средства соответствующего бюджета, составляет казну публично-правового образования. Под казной закон понимает именно нераспределенное имущество, а не государственный или муниципальный орган (казначейство). Такое имущество м.б. объектом взыскания кредиторов публичного собственника по его самостоятельным обязательствам.
В перечне объектов, составляющих казну соответствующего публично-правового образования, на первом месте законом названы бюджетные средства. Они в первую очередь и составляют реальный объект такого взыскания, а также служат источником дополнительной ответственности публично-правового образования по долгам его учреждений (или казенных предприятий) при недостатке у них денежных средств (имущества) для расчетов со своими кредиторами. Наряду с бюджетом казну публично-правового образования составляют средства соответствующих внебюджетных фондов (пенсионного, социального страхования и др.).
В федеральной собственности находится имущество, которое при определенных условиях может переходить в собственность других лиц. К этой категории следует, например, отнести имущество государственной казны РФ, состоящее из средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, золотого запаса, алмазного и валютного фондов и имущества Центробанка, а также имущество, находящееся в государственном резерве.
Имущество может поступать в публичную собственность только общими (общегражданскими), но и специальными способами, не свойственными отношениям частной собственности с помощью налогов, сборов и пошлин, а также реквизиции, конфискации и национализации. Имеется и специальное основание прекращения права собственности публично-правовых образований, которым является приватизация (служащая одновременно особым, самостоятельным основанием возникновения права частной собственности).
45. Право общей собственности: понятие и содержание, право общей совместной и долевой собственности.
Общая собственность (ОС) характеризуется множественностью субъектов и единством объекта. Она оформляет отношения по принадлежности имущества одновременно нескольким лицам – субъектам отношений собственности (сособственникам). Отношения ОС могут возникнуть между любыми субъектами ПС (Ф и ЮЛ, Г и МО), причем в любых сочетаниях. Субъекты ОС по своему усмотрению владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им имуществом. Но эти правомочия они осуществляют сообща, совместно.
Право ОС в объективном смысле – совокупность правовых норм, закрепляющих, регламентирующих и охраняющих принадлежность составляющего единое целое имущества одновременно за 2 и более лицами. Право ОС в субъективном смысле – право 2 или более лиц сообща и по собственному усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим им имуществом, составляющим единое целое.
Виды права ОС: общая собственность м.б.: а) с определением долей участников (долевая собственность); б) без определения долей участников (совместная собственность). Соответственно этому различают право ДС и право ОС. Общая собственность с участием граждан м.б. долевой и совместной, а с участием ЮЛ, Г и ММО - только долевой.
Право общей долевой собственности – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по принадлежности составляющего единое целое имущества (например, ЖД) одновременно нескольким лицам (нескольким наследникам собственника ЖД) в определенных долях. Основания возникновения ПОДС – это различные ЮФ. Например, совершение несколькими лицами ГП сделок (купли-продажи или договора СД), изготовление или создание ими неделимой вещи, наследование неделимой вещи несколькими лицами. В состав общего имущества поступают также плоды, продукция и доходы от использования имущества в ОДС, которые распределяются между участниками соразмерно их долям, если иное не предусмотрено договором между ними. Если размер долей не определен законом и не установлен соглашением, доли считаются равными. Владение и пользование ОДС (имуществом) осуществляется по соглашению сторон, а в случае отсутствия согласия – по решению суда. Распоряжение имуществом осуществляется по соглашению сторон. Каждый участник должен соразмерно своей доле уплачивать налоги, сборы и иные платежи по общему имуществу, а также участвовать в издержках по его содержанию и сохранению. При отчуждении доли в ОДС участники имеют преимущественное право покупки продаваемой доли.
Право общей совместной собственности – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по принадлежности одновременно нескольким лицам составляющего единое целое имущества, в котором их доли заранее не определены. Участники ОСС, если иное не определено соглашением между ними, сообща владеют и пользуются общим имуществом. Распоряжение ОСС осуществляется по согласию всех участников, которое предполагается независимо от того, кем из участников совершается сделка, так как каждый из участников СС вправе совершать сделки по распоряжению общим имуществом, если иное не оговорено соглашением между - ними. Сделка совершенная одним из участников м.б. признана недействительной по требованию других участников. Раздел общего имущества между участниками, а также выдел доли одного из них осуществляется после предварительного определения доли каждого участника в ОСС.
Основанием возникновения ОСС супругов является регистрация брака, а все нажитое супругами во время брака имущество, за некоторым исключениями, относится к СС, независимо от того, кем и за чей счет приобретено, и на чье имя оформлено. Прекращаются расторжением брака или смертью одного из супругов.
Основанием возникновения ОСС К (Ф) Х регистрация данного вида предпринимательской деятельности в установленном порядке (выдача акта на право пользования землей (пожизненного и наследуемого) или на право собственности на землю. В ОСС членов К (Ф) Х находятся: земельный участок, насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и иные сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, с/х и иная техника и оборудование, транспорт, инвентарь и другое имущество. Владение, пользование и распоряжение имуществом К (Ф) Х осуществляется с согласия всех лиц, совместно ведущих хозяйство. В случае спора решение принимается в суде. Сделки в интересах хозяйства обычно совершаются его главой. При прекращении деятельности К (Ф) Х его имущество подлежит разделу в порядке предусмотренном законом (252 и 254 ГК).