Итак, этика – это наука о морали (нравственности).

Этика,зачет

1. Основные положения об этике как науке.

Этика – древняя наука, которая возникает в период становления рабовладельческого строя. Основателем этики в Европе считается древнегреческий мыслитель Аристотель. Именно он дал название этой науки, а также написал несколько важнейших трактатов по этике («Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика»). «Этика» происходит от древнегреческого слова «ethos», которое первоначально обозначало место обитания, совместное жилище. Позже оно приобрело новые значения: нрав, обычай, характер, темперамент, образ мысли.

Аристотель образует от слова «ethos» прилагательное «этический», чтобы обозначить им особый класс человеческих добродетелей, а именно свойства характера человека в отличие от свойств его тела (природных аффектов) и свойств ума (дианоэтическиме добродетели). Науку же, которая изучала эти этические добродетели, Аристотель назвал этикой. Так, в IV веке до н.э. этика получила свое название, которое носит до сих пор.

Таким образом «этика» и «мораль» были образованы искусственно для обозначения одного и того же явления. Эти понятия получили общеевропейское распространение, но при этом содержание их несколько изменилось. «Этика» сохраняет свой первоначальный смысл и обозначает науку. Под «моралью» стали понимать то социальное явление, которое этой наукой изучается.

В русском языке наряду с заимствованным понятием «мораль» появилось собственное понятие для обозначения того же явления – «нравственность».

Рис. 9.2. Функции и основные элементы этической инфраструктуры

Нормы профессиональной этики государственных гражданских служащих содержатся отчасти в Законе № 79-ФЗ (в частности, этому посвящена ст. 18, содержащая требования к служебному поведению государственных гражданских служащих) или в соответствующих законах субъектов РФ, отчасти в административных и должностных регламентах, отчасти в специальных кодексах профессиональной этики, утверждаемых представителем нанимателя в каждом государственной органе. Интересен опыт ряда зарубежных стран по внедрению кодексов профессиональной этики и соответствующих рекомендаций государственным служащим. Выдержки из некоторых подобных документов приведены в Приложении Г.

Среди проблем административной этики следует выделить:

• закрытый характер государственного аппарата;

• отсутствие эффективных средств общественного контроля, что является условием для нарушения не только моральных, но и правовых норм;

• иерархический принцип построения государственной службы, что ведет к копированию образцов поведения (в том числе и негативных) с вышестоящих уровней иерархии на нижестоящие;

• высокий уровень регламентации государственной службы, следование регламентам и инструкциям, что ведет к формализму и невнимательному отношению к проблемам граждан;

• корпоративизм (групповой эгоизм), т.е. чиновничество образует весьма закрытую социальную группу, в которой приоритетной задачей становится не соблюдение прав и законных интересов граждан, а защита собственных внутригрупповых интересов. Таким образом, возникает опасность подмены моральных требований общества корпоративными интересами государственного аппарата и присвоения властных функций.

14. Соотношение обще и профессиональной этики.

Мораль —форма общественного сознания, представляющая совокупность норм, правил и принципов, которыми руководствуются люди в своем поведении по отношению к обществу и друг к другу. Профессиональная мораль — исторически сложившаяся совокупность нравственных предписаний, норм, заповедей, кодексов о должном поведении представителей определенных профессий. С этой точки зрения профессиональная мораль является частью общей морали и имеет определенную специфику в конкретных сферах. Определяющая роль общей морали по отношению к профессиональной выражается в следующем:

• общественные нравственные отношения и сознание определяют нравственное содержание профессиональной деятельности;

• общая структура морали определяет и структуру профессиональной морали (сознание, отношения и нравственная деятельность наполняются лишь специфическим содержанием);

• общие функции морали (регулятивная, познавательная, воспитательная и др.) присущи и профессиональной морали. Вместе с тем специфика профессиональной морали юриста является результатом преломления общих принципов и норм морали в служебной деятельности и внеслужебном поведении и выражается:

• в специфике труда юриста и обусловливает детальную регламентацию всех сторон его жизни и быта (здесь нормы поведения являются строго обязательными и определенными).

Этика,зачет

1. Основные положения об этике как науке.

Этика – древняя наука, которая возникает в период становления рабовладельческого строя. Основателем этики в Европе считается древнегреческий мыслитель Аристотель. Именно он дал название этой науки, а также написал несколько важнейших трактатов по этике («Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика»). «Этика» происходит от древнегреческого слова «ethos», которое первоначально обозначало место обитания, совместное жилище. Позже оно приобрело новые значения: нрав, обычай, характер, темперамент, образ мысли.

Аристотель образует от слова «ethos» прилагательное «этический», чтобы обозначить им особый класс человеческих добродетелей, а именно свойства характера человека в отличие от свойств его тела (природных аффектов) и свойств ума (дианоэтическиме добродетели). Науку же, которая изучала эти этические добродетели, Аристотель назвал этикой. Так, в IV веке до н.э. этика получила свое название, которое носит до сих пор.

Таким образом «этика» и «мораль» были образованы искусственно для обозначения одного и того же явления. Эти понятия получили общеевропейское распространение, но при этом содержание их несколько изменилось. «Этика» сохраняет свой первоначальный смысл и обозначает науку. Под «моралью» стали понимать то социальное явление, которое этой наукой изучается.

В русском языке наряду с заимствованным понятием «мораль» появилось собственное понятие для обозначения того же явления – «нравственность».

Итак, этика – это наука о морали (нравственности).

В истории научного познания имеют место два подхода на проблему соотношения понятий «мораль» и «нравственность». Первый предполагает, что «мораль» и «нравственность» – понятия тождественные и обозначают одно и тоже социальное явление. Второй – что это разные по содержанию понятия, которые обозначают и разные социальные явления. В рамках второго подхода существуют различные точки зрения. Приведем некоторые из них:

Мораль – форма общественного сознания; нравственность – сфера практических поступков человека.

Мораль – приземленные, исторически изменчивые нормы поведения; нравственность – высокие основополагающие принципы. В этом случае, например, заповеди бога именуются нравственными, а наставления школьного учителя – моральными.

Мораль – то, какими видятся поступки индивиду в его субъективных оценках, умыслах, переживаниях вины, а нравственность – то, какими на самом деле являются поступки человека в реальном опыте жизни семьи, народа, государства.

Определив этику как науку о морали, мы тем самым обозначили объект (сферу) ее исследования. К сожалению, авторы многих учебников по этике не акцентируют внимание читателей на разведении объекта и предмета исследования. Часто мораль представляют как предмет, изучаемый этикой. Однако мораль не может быть предметом этической науки. Ведь предмет – это то, что отличает одну науку от другой, делает ее уникальной. А мораль – это как раз тот феномен, который изучается многими научными дисциплинами (философией, педагогикой, социологией и др.). Но каждая из них подходит к исследованию морали со своих позиций.

В определении предмета этики следует исходить из двойственного характера морали. С одной стороны, мораль представляет собой сферу сущего поведения людей, с другой стороны, сферу должного. И только этика исследует феномен морали и со стороны сущего, и со стороны должного. Таким образом, предметом этической науки выступает единство этих двух сфер.

В рассмотрении в качестве предмета науки одной из сторон морали заключается методологическая ошибка узкого понимания предмета этики, сведения его к какой-либо одной стороне морали.

В исследовании своего предмета каждая наука использует определенные методы. Метод – это способ, путь познания. Среди методов, применимых в области этической науки важное место занимает универсальный метод познания – это метод, который применим во всех областях человеческого знания, в том числе и в исследовании морали. Таким универсальным методом выступает диалектика – метод, который рассматривает все явления в их развитии и взаимосвязях. В основании диалектики лежат следующие принципы:

объективизма (следует исходить из свойств самого объекта);

историзма;

системности (рассмотрение явления как 1) системы, имеющей свою структуру и 2) как элемента более широкой системы);

всесторонней связи (ибо в связях проявляются свойства явления);

Наши рекомендации